МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вспомогательные методы психологического исследования





В период Первой мировой войны использование психологи­ческих тестов приобрело массовый характер. Так, в США военные власти обратились к крупнейшим психологам страны Э. Торндайку, Р. Йерксу и Г. Уипшгу с предложением возглавить решение проб­лемы применения психологии в военном деле. Американская пси­хологическая ассоциация и университеты быстро развернули ра­боту в этом направлении.

Разработка тестов как психологического метода осуществля­лась и в России. Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А.Ф. Лазурского, Г.И. Россолимо, В.М. Бехтерева, а также П.Ф. Лесгафта.

Особенно заметный вклад в разработку тестовых методов был внесен Г.И. Россолимо. Для диагностики индивидуальных психи­ческих свойств он разработал методику их количественной оценки, дающую целостное представление о личности. Методика позволяла оценить 11 психических процессов, которые, в свою очередь, разби­вались на пять групп: внимание, восприимчивость, воля, запомина­ние, ассоциативные процессы (воображение и мышление).

Сегодня тесты — это наиболее широко используемый метод психологического исследования. Многие методики проведения тес­тирования носят имена их авторов, например тест Айзенка, тест Роршара, тест Розенцвейга, тест Равена, кубики Косса и др. Это еще раз подчеркивает основную особенность тестов, когда в их со­держании и методике использования отражена авторская психо­логическая теория, авторское мировоззрение. Все это позволяет с помощью тестов выделять необходимые параметры психической реальности, ставить в отношении их психодиагностические вопро­сы и успешно их решать. Также необходимо отметить тот факт, что тесты занимают промежуточное положение между субъектив­ными и объективными методиками. Это обусловливает многооб­разие тестовых методик.

Существуют различные варианты тестов: тест-опросник, тест-задание, проективные тесты.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тща­тельно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает получение информации о психо­логических характеристиках человека на основании анализа ус­пешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень за-


Глава 2. Методы научного исследования психики______________________

даний. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологического качества. Большинство тес­тов по определению уровня умственного развития относится имен­но к этой категории.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому человек склонен приписывать другим людям неосознаваемые собственные качества (особенно недостатки). Дан­ная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых, а предполагает свободную интерпретацию исследователем выполня­емых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочти­тельному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испы­туемому показывают картинки с изображением неопределенной ситуации, после чего психолог предлагает описать события, отра­женные на картинке, и на основе анализа интерпретации испытуе­мым изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим раз­ный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это их положительная сторона. Недостаток со­стоит в том, что при использовании тестов испытуемый по свое­му желанию может сознательно повлиять на получаемые резуль­таты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по полученным результатам будут его оценивать. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характе­ристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет при­знать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий вид тестов — про­ективные. Следует указать, что тесты проективного типа предъяв­ляют повышенные требования к уровню образованности и интел­лектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой про­фессиональной квалификации со стороны самого психолога.


_______ 2.3. Вспомогательные методы психологического исследования

При использовании тестов существуют различные формы пред­ставления тестового материала: бланковые, аппаратурные, процес­суальные.

Бланковыми называются такие формы, при использовании ко­торых испытуемый получает тестовый материал в виде различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п.

В аппаратурных формах используются разные технические средства, различного рода аппаратура для предъявления и обра­ботки результатов тестирования, например аудио- и видеотехника, электронно-вычислительные машины.

С помощью процессуальной формы исследуется какой-либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точная качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком материала, процесс меж­личностного взаимодействия индивидов в группе.

Однако, несмотря на свою большую популярность в примене­нии, значение тестов нельзя абсолютизировать и подменять ими другие виды изучения психики человека. Ограничения в примене­нии тестов обусловлены следующим.

1. Тест применяется для оценки того или иного психического
качества человека, как правило, вне связи с реальной деятель­
ностью. Однако психических качеств в «чистом» виде не суще­
ствует. Эти качества связаны всегда с целями и условиями дея­
тельности человека, с другими психическими качествами, с особен­
ностями личности в целом. Эта связь в тестовых испытаниях учи­
тывается очень слабо.

2. С помощью тестов пытаются обычно определить (например,
при профессиональном отборе) уровень развития у конкретного
человека тех или иных психических качеств. Однако для этих це­
лей нужно не столько знать достигнутый к моменту испытаний
уровень качеств, сколько прогнозировать возможности их измене­
ния в процессе обучения и трудовой деятельности. Иными слова­
ми, для целей профессиональной подготовки более важно знать
не наличный, а потенциальный уровень возможностей и способ­
ностей человека. Ответа на этот вопрос тестовые испытания прак­
тически не дают.

Поэтому к проведению тестовых испытаний следует подхо­дить с большой осторожностью, ими ни в коем случае нельзя подменять другие виды психологического исследования человека. Однако в сочетании с другими методами данные тестовых испы­таний могут дать весьма ценный материал для изучения психоло­гических качеств человека.


Глава 2. Методы научного исследования психики______________________

Методы опроса

Методы опроса это методы, предполагающие ответы испы­туемых на конкретные вопросы исследователя. В зависимости от цели исследования, от привлекаемого к опросу круга лиц, от лими­та времени и технических возможностей методы опроса бывают:

• письменными (анкетирование), когда вопросы задаются на
бумажном носителе или в электронном виде;

• устными, когда вопросы ставятся устно.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распростра­ненная форма данного опроса — анкетирование.

Анкетирование. Одним из наиболее применяемых видов пись­менного опроса является анкетирование. Анкетный опрос — это такой вид письменного опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи анкет или опросных листов. Основные компоненты анкетного опроса следующие: исследователь, анкета (или опросный лист) и респондент (опрашиваемый).

Независимо от целей опроса его успех во многом зависит от качества вопросов. Анкета заполняется респондентом самостоя­тельно и поэтому должна быть предельно ясна респонденту. В про­тивном случае будут получаться недостоверные результаты. Так, наличие наводящих вопросов часто предопределяет характер отве­тов и делает их недостоверными. Не следует задавать вопросы, не­понятные испытуемому. Для некоторых из них может быть непо­нятным, например, такой вопрос: «Как велика у вас скорость зритель­ного восприятия?» Однако этот же вопрос можно выяснить, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочесть надписи на экране в кино?»

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей сово­купности образуют систему вопросов, позволяющих получить ин­формацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. По форме вопросы бывают: закрытые, открытые, полу­закрытые, прямые и косвенные.

В закрытых вопросах респонденту предлагаются варианты ответов и представляется выбор одного или несколько ответов. Закрытые вопросы подразделяются на вопросы типа «да—нет», альтернативные и «вопросы-меню».

Открытые вопросы — это такие вопросы, когда респонденту
не предлагаются никакие варианты ответов, и он может ответить
так, как пожелает. Например, отвечая на вопрос: «Что Вас привле­
кает в Вашей работе?», респондент указывает основные привлека­
тельные для себя факторы. ■


_______ 2.3. Вспомогательные методы психологического исследования

Полузакрытые вопросы — это такие вопросы, когда в переч­не позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще». Например: «Сообщите, пожалуйста, Ваши мотивы выбора профессии психолога» (нужное подчеркнуть). Респондент подчер­кивает выбранный им ответ.

Прямой вопрос — это вопрос, позволяющий получить прямую информацию от респондента, например: «Удовлетворены ли Вы своей работой?»

Косвенные вопросы — это вопросы, позволяющие получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопро­сов. С их помощью получается информация, которую трудно по­лучить путем прямых вопросов.

Время заполнения анкет зависит от сложности вопросов и от их количества. Количество вопросов должно быть в пределах ра­зумного. Содержание анкеты по качеству и количеству вопросов часто характеризует профессиональную подготовку исследователей.

В случае необходимости анкеты обеспечивают полную ано­нимность получаемой информации, позволяют лучше исследовать темы, особенно имеющие большую личную значимость.

Хорошо разработанная анкета — необходимое, но недостаточ­ное условие для успешного проведения исследования. Результат исследования зависит от многих других факторов, в том числе от обоснованности репрезентативной выборки и умения исследова­теля установить психологический контакт с респондентами.

Обладая рядом преимуществ, недостатком анкетирования яв­ляется то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на все вопросы и изменить в ходе исследования их содержание. Из-за этого анкетирование обладает меньшими возможностями, чем, например, устная беседа. Вместе с тем, его преимущество состо­ит в том, что оно позволяет одновременно опросить большой круг лиц. Кроме того, можно формализовать полученные ответы, а это позволяет механизировать и автоматизировать обработку данных.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испы­туемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, про­никнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для про­ведения, а также наличия специальной подготовки исследователя,


Глава 2. Методы научного исследования психики_____________

поскольку степень объективности ответов очень зависит от пове­дения и личностных особенностей самого исследователя.

Устный опрос бывает двух видов: метод беседы и метод ин­тервью.

Метод беседы. Психологи широко используют метод беседы, который является одним из вариантов устного опроса. Метод бе­седы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а со­держание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и осо­бенностей испытуемого.

Правильное применение метода беседы предполагает установ­ление исследователем хорошего контакта с испытуемым.

Метод беседы является достаточно универсальным и может применяться на разных стадиях исследования, как для проведе­ния первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полу­ченных другими методами, особенно методами наблюдения. Уме­лое применение метода может дать весьма ценные результаты. Так, беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях, степени усвоения им учебного материала и т.д.

Специфическим видом беседы является беседа как «введение в эксперимент», т.е. привлечение к сотрудничеству, а также «экс­периментальная беседа», в ходе которой проверяются рабочие гипотезы.

Преимущество беседы перед анкетным методом состоит в том, что при беседе можно выяснить непонятные вопросы, беседа по­зволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят ис­пытуемым недостаточно правильно. Беседу проводят как с высо­коквалифицированными специалистами для выяснения секретов их мастерства, анализа и обобщения передового опыта, так и с ме­нее квалифицированными специалистами для выяснения тех труд­ностей, с которыми они встречаются в процессе производственной деятельности.

Необходимо отметить, что схема опроса будет различной в за­висимости от его целей. Так, например, если опрос проводится в целях профессионального отбора, то содержание вопросов должно быть направлено на выявление степени развитости требуемых для данной профессии качеств личности.

При проведении беседы важно уметь слушать собеседника. Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение


______ 2.3. Вспомогательные методы психологического исследования

слушать собеседника - один из критериев коммуникабельности человека. Известно, например, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контак­та роль слушателя очень важна. Так, в ситуациях публичных вы­ступлений (лекция, доклад) обычный слушатель достигает только 25%-ного уровня эффективности слушания.

Основными недостатками при слушании является бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость, заключа­ющаяся в неумении устанавливать связи между содержанием со­общения и фактами реальной жизни. Низкая эффективность при восприятии устной речи может также часто зависеть не только от самого слушателя, но и от собеседника. Однако доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мо­тивами и эмоциональным состоянием.

Интервью. Одной из разновидностей беседы является интер­вью — беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы ко­торых служат исходным материалом для научных обобщений.

В истории интервью можно выделить три основных этапа раз­вития. Первый этап — это применение интервью в области психо­терапии и психотехники, что привело впоследствии к созданию психологических консультаций. Второй — использование интер­вью в конкретных социологических и социально-психологических исследованиях, где впервые встади вопросы достоверности получа­емой информации. Современный, третий этап отличается исполь­зованием интервью как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Степень свободы участников ин­тервью определяется наличием и формой вопросов, а уровень по­лучаемой информации — богатством и сложностью ответов.

Метод интервью в психологии отличается от применяемого, например, в социологии. Иногда вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить мно­го ответов по многим вопросам. Такой подход годится только на первой стадии исследования, в первую очередь для первичной ориентировки в проблеме. Вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать наи­более ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.

Метод экспертных оценок широко применяют в психологии, в частности в психологии личности. К этому методу исследовате­ли часто обращаются: во-первых, на начальном этапе исследова-


Глава 2. Методы научного исследования психики______________________

ния при определении проблемы и целей исследования и, во-вто­рых, на заключительном этапе как к одному из способов контроля и проверки полученной информации. Метод экспертных оценок эффективен при исследованиях настроений, отношений в коллек­тиве и психологического климата. Основными этапами данного метода являются: подбор экспертов, проверка опроса экспертов, обработка результатов исследования. Экспертный опрос может быть как анонимным, так и не анонимным.

Один из наиболее ответственных моментов — подбор экспер­тов. К работе в качестве экспертов обычно привлекают авторитет­ных членов коллектива, руководителей, неформальных лидеров, компетентных в исследуемой области крупных специалистов, лю­дей с большим стажем работы в данной области. В качестве экс­пертов могут также выступать компетентные лица: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, масте­ра на производстве, квалифицированные специалисты и т.д. При этом они должны как хорошо знать испытуемых, так и успешно владеть наблюдаемым процессом.

Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в ви­де описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффек­тивнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде коли­чественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения — дело исследователя, а не эксперта.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.