ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ 2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Наука — это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается только определением предмета науки, она предполагает и определение ее метода. Наука, включая психологию, не может развиваться, если не будет постоянно пополняться новыми фактами. Правильное и успешное ее развитие возможно только в том случае, когда она использует для накопления фактов научно обоснованные методы. Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своей структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, в нашем случае направленных на изучение психологических явлений. Служа раскрытию закономерностей, методы сами опираются на основные закономерности предмета науки. Поэтому, например, метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе. Недаром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую — рациональной, определяя таким образом предмет науки по тому методу, которым он познается. Метод поведенческой психологии также отличен от метода психологии сознания, которую часто по ее методу называют интроспективной психологией. Осознает это исследователь или нет, его научная работа объективно в своей методике всегда реализует ту или иную методологию. При этом под методологией понимается учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности. Методика исследования — сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной области для накопления и систематизации эмпирического материала. Глава 2. Методы научного исследования психики______________________ Важное требование, которое предъявляет современная психология к научному исследованию, заключается в обращении к принципу генетического (исторического) изучения психических фактов. Сущность генетического принципа состоит в том, что изучаемое психическое явление рассматривается как процесс, в котором исследователь стремится восстановить моменты его развития, стараясь увидеть и понять, как они сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной истории. В отечественной психологии необходимость использования генетического принципа утвердилась благодаря трудам П.П. Блон-ского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. Образцы применения генетического принципа в психологическом исследовании, например, содержатся в трудах Л.С. Выготского при осуществлении им изучения так называемой эгоцентрической речи ребенка. Эгоцентрическая речь — это речь, обращенная к самому себе. С каждым годом развития ребенка эта речь становится все более непонятной окружающим, а ее удельный вес в речевых реакциях детей падает к началу школьного возраста до нуля. Но это не значит, что эгоцентрическая речь попросту отмирает, исчезает на пороге школьного возраста. Применяя генетический принцип, Л.С. Выготский выдвинул предположение, что эгоцентрическая речь не исчезает, а переходит во внутренний план, становится внутренней речью, которая играет важную роль в управлении поведением человека. Таким образом, важнейшие особенности внутренней речи (которую трудно изучать экспериментально) были поняты генетически, посредством анализа развития и изменения эгоцентрической речи. Методика исследования всегда отражает ту или иную методологию. Согласно С.Л. Рубинштейну и в соответствии с общими принципиальными установками отечественной психологии методика должна носить следующие черты. 1. Психика, сознание изучаются нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики. В силу единства сознания и деятельности различие в психологической природе акта деятельности сказывается и во внешнем его протекании. Поэтому всегда существует некоторое соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней при- ^^_________ 2,1. Методические основы психологического познания родой, которое не всегда адекватно. Общая задача всех методов — объективно выявить это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу. Поскольку каждый отдельный, изолированно взятый акт поведения допускает обычно различное психологическое истолкование, необходимо, чтобы внутреннее психологическое содержание действия раскрывалось не из взятого изолированно акта, а из системы деятельности. 2. Решение психофизической проблемы, из которого исходит отечественная психология, утверждает единство, но не тождество психического и физического. Поэтому психологическое исследо вание не растворяется в физиологическом и не сводится к нему. Однако оно предполагает и часто включает физиологический анализ различных психологических (психофизических) процессов. Вряд ли, например, возможно научное изучение эмоциональных процессов, не включающее физиологического анализа входящих в их состав физиологических компонентов. Психологическое исследование ни как не может и в этом отношении замкнуться в чисто имманент ном — феноменологическом описании психических явлений, отор ванном от изучения их психофизиологических механизмов. В то же время, как отмечает С.Л. Рубинштейн, неправильно было бы недооценивать значение физиологических методик в психологическом исследовании. 3. Поскольку материальные основы психики не сводятся к ее органическим основам, а образ мыслей людей определяется обра зом их жизни, сознание — общественной практикой, методика пси хологического исследования, идущего к психологическому позна нию человека, отправляясь от его деятельности и ее продуктов, должна опираться на социально-исторический анализ деятельнос ти человека. Лишь правильно определив подлинное общественное содержание и значение тех или иных поступков человека и объек тивных результатов его деятельности, можно прийти к правильно му их психологическому истолкованию. При этом психическое не должно социологизироваться, т.е. сводиться к социальному. Пси хологическое исследование должно поэтому сохранять свою спе цифичность — самостоятельность, не растворяясь, а лишь — где это потребуется — опираясь на предварительный социологичес кий анализ человеческой деятельности и ее продуктов в обще ственно-исторических закономерностях их развития. Глава 2. Методы научного исследования психики_____________________ 4. Целью психологического исследования должно быть раскры тие специфических психологических закономерностей. Для этого необходимо не оперирование одними лишь статистическими сред ними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что действительность конкретна и лишь ее конкретным анализом мож но раскрыть реальные зависимости. Принцип индивидуализации исследования является существеннейшим принципом нашей ме тодики. Однако задача психологического исследования заключа ется не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них. Для теорети ческого психологического исследования изучение индивидуальных случаев поэтому является не особой областью или объектом, а средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в их вариативности психологическое исследование должно идти к истинной своей цели — к установлению более общих и существен ных закономерностей. 5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития психики является не только специ альной областью, но и специфическим методом психологического исследования. Генетический принцип является существенным прин ципом нашей методологии. При этом суть дела заключается не в том, чтобы проводить статистические срезы на различных этапах развития и фиксировать различные уровни, а в том, чтобы сделать именно переход с одного уровня на другой предметом исследова ния и раскрыть таким образом динамику процессов и их движу щие силы. 6. Генетический принцип в ранее раскрытом его понимании применительно к психологии ребенка требует в качестве суще ственного своего развития и дополнения помимо индивидуализа ции еще и «педагогизации» психологического исследования. По скольку продвижение детей с одного уровня или ступени психичес кого развития на другой совершается в процессе обучения, надо изучать ребенка, обучая его. Благодаря этому в самой методологии, в «практике» исследования закладывается единство, связь между теорией и практикой, между научным познанием психических явлений и реальным практическим воздействием на них. 7. В рамках общей концепции новый смысл и характер приоб ретает использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется созна тельная деятельность человека, например изучение продуктов ум- ____________ 2.1. Методические основы психологического познания ственной деятельности и творчества в исследовании мышления, воображения. Психологическое исследование никак не должно при этом основываться на механической регистрации голой результативности деятельности и пытаться устанавливать и навсегда фиксировать в ней стандартные показатели психического состояния, Поэтому раскрытие психологического содержания результатов каждого объективного исследования, исходящего из внешних данных, его расшифровка и правильная интерпретация требуют обязательного учета, а значит, и изучения конкретной личности в конкретной ситуации. Как и каждая наука, психология имеет свой предмет и определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений. Для психологии характерным является системный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений. Многомерный и многоуровневый характер психических процессов обусловливает применение различных методов для возможно полного изучения психики человека и его деятельности. Методы психического исследования должны отвечать следующим требованиям: • быть объективными; • отличаться валидностью и надежностью. Объективность метода предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики исходя из объективной природы психического. Под валидностью понимается такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Иначе говоря, валидность — это мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям. Под надежностью понимаются качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода. Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от системы совершенства применяемых методов исследования. Так как психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., она часто опирается на методы других, более «старых» наук — математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме этого, психология использует методы и современных наук, таких как информатика, кибернетика и др. 2.2. Основные методы психологии
В то же время психология, будучи самостоятельной наукой, имеет свои методы. В психологии в связи с неоднозначной трактовкой термина «метод» известны различные классификации методов исследования. С.Л. Рубинштейн выделял два основных метода исследования — наблюдение и эксперимент, а также промежуточные и вспомогательные методики: изучение продуктов деятельности, беседа, анкета, тест, генетический метод, использование данных психопатологии. А.Р. Лурия, используя другие основания, классифицировал три основных метода психологического исследования: метод структурного анализа, экспериментально-генетический и экспериментально-патологический. Кроме того, им выделены методы количественной и качественной оценки психических процессов и измерения уровня их развития (тесты). Большая работа по научной систематизации методов психологии была проведена Б.Г. Ананьевым. Он предложил развернутую и многоплановую классификацию с выделением четырех групп методов в зависимости от степени их использования на различных этапах психологического исследования: группа организационных методов, группа эмпирических методов, группа обработки данных и группа интерпретационных методов. В.Н. Дружинин по аналогии с другими науками выделяет в психологии три класса методов: эмпирические, теоретические и интерпретационные. Все методы, применяемые в психологии, имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека. При этом каждый метод осуществляет это соответственно с присущими ему особенностями. В психологии различают методы: ' • ■■ • основные; ' ; : ■ : • вспомогательные; "■■'- : ■ ' ■ ' • дополнительные; ■■>: >.*■■..;.;: ,. • обработки и интерпретации. К основным методам относятся: метод наблюдения и метод эксперимента. К вспомогательным — все остальные методы: метод экспертных оценок, различные методы опроса, метод самонаблюдения, метод тестов, анализ результатов деятельности и т.д. Наряду с этим в настоящее время в психологии применяются и дополнительные методы, заимствованные из других наук, например физиологии (электроэнцефалограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция, электроокулограмма и др.) и математики (моделирование). Каждый из этих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах. |