МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ





2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Наука — это прежде всего исследование. Поэтому характерис­тика науки не исчерпывается только определением предмета нау­ки, она предполагает и определение ее метода. Наука, включая психологию, не может развиваться, если не будет постоянно по­полняться новыми фактами. Правильное и успешное ее развитие возможно только в том случае, когда она использует для накопле­ния фактов научно обоснованные методы.

Методэто путь научного исследования или способ по­знания какой-либо реальности. По своей структуре научный ме­тод представляет собой совокупность приемов и операций, в на­шем случае направленных на изучение психологических явлений.

Служа раскрытию закономерностей, методы сами опираются на основные закономерности предмета науки. Поэтому, например, метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе. Недаром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую — рациональной, определяя таким образом предмет науки по тому методу, которым он познается. Метод по­веденческой психологии также отличен от метода психологии со­знания, которую часто по ее методу называют интроспективной психологией.

Осознает это исследователь или нет, его научная работа объ­ективно в своей методике всегда реализует ту или иную методо­логию. При этом под методологией понимается учение о принци­пах построения, формах и методах научного познания и преобразо­вания действительности. Методика исследования — сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной области для накопления и систематиза­ции эмпирического материала.


Глава 2. Методы научного исследования психики______________________

Важное требование, которое предъявляет современная психо­логия к научному исследованию, заключается в обращении к прин­ципу генетического (исторического) изучения психических фак­тов. Сущность генетического принципа состоит в том, что изучае­мое психическое явление рассматривается как процесс, в котором исследователь стремится восстановить моменты его развития, ста­раясь увидеть и понять, как они сменяют друг друга, делает по­пытку представить изучаемый психический факт в его конкрет­ной истории.

В отечественной психологии необходимость использования ге­нетического принципа утвердилась благодаря трудам П.П. Блон-ского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др.

Образцы применения генетического принципа в психологи­ческом исследовании, например, содержатся в трудах Л.С. Выгот­ского при осуществлении им изучения так называемой эгоцентри­ческой речи ребенка. Эгоцентрическая речь — это речь, обращен­ная к самому себе. С каждым годом развития ребенка эта речь становится все более непонятной окружающим, а ее удельный вес в речевых реакциях детей падает к началу школьного возраста до нуля. Но это не значит, что эгоцентрическая речь попросту отми­рает, исчезает на пороге школьного возраста. Применяя генети­ческий принцип, Л.С. Выготский выдвинул предположение, что эгоцентрическая речь не исчезает, а переходит во внутренний план, становится внутренней речью, которая играет важную роль в уп­равлении поведением человека. Таким образом, важнейшие осо­бенности внутренней речи (которую трудно изучать эксперимен­тально) были поняты генетически, посредством анализа развития и изменения эгоцентрической речи.

Методика исследования всегда отражает ту или иную методо­логию. Согласно С.Л. Рубинштейну и в соответствии с общими принципиальными установками отечественной психологии мето­дика должна носить следующие черты.

1. Психика, сознание изучаются нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, созна­ния и деятельности в ее конкретных изменяющихся формах явля­ется не только объектом, но и средством психологического иссле­дования, опорной базой всей методики.

В силу единства сознания и деятельности различие в психоло­гической природе акта деятельности сказывается и во внешнем его протекании. Поэтому всегда существует некоторое соотноше­ние между внешним протеканием процесса и его внутренней при-


^^_________ 2,1. Методические основы психологического познания

родой, которое не всегда адекватно. Общая задача всех методов — объективно выявить это отношение и, таким образом, по внешне­му протеканию акта определить его внутреннюю психологичес­кую природу.

Поскольку каждый отдельный, изолированно взятый акт пове­дения допускает обычно различное психологическое истолкова­ние, необходимо, чтобы внутреннее психологическое содержание действия раскрывалось не из взятого изолированно акта, а из системы деятельности.

2. Решение психофизической проблемы, из которого исходит
отечественная психология, утверждает единство, но не тождество
психического и физического. Поэтому психологическое исследо­
вание не растворяется в физиологическом и не сводится к нему.
Однако оно предполагает и часто включает физиологический анализ
различных психологических (психофизических) процессов. Вряд ли,
например, возможно научное изучение эмоциональных процессов,
не включающее физиологического анализа входящих в их состав
физиологических компонентов. Психологическое исследование ни­
как не может и в этом отношении замкнуться в чисто имманент­
ном — феноменологическом описании психических явлений, отор­
ванном от изучения их психофизиологических механизмов.

В то же время, как отмечает С.Л. Рубинштейн, неправильно было бы недооценивать значение физиологических методик в пси­хологическом исследовании.

3. Поскольку материальные основы психики не сводятся к ее
органическим основам, а образ мыслей людей определяется обра­
зом их жизни, сознание — общественной практикой, методика пси­
хологического исследования, идущего к психологическому позна­
нию человека, отправляясь от его деятельности и ее продуктов,
должна опираться на социально-исторический анализ деятельнос­
ти человека. Лишь правильно определив подлинное общественное
содержание и значение тех или иных поступков человека и объек­
тивных результатов его деятельности, можно прийти к правильно­
му их психологическому истолкованию. При этом психическое не
должно социологизироваться, т.е. сводиться к социальному. Пси­
хологическое исследование должно поэтому сохранять свою спе­
цифичность — самостоятельность, не растворяясь, а лишь — где
это потребуется — опираясь на предварительный социологичес­
кий анализ человеческой деятельности и ее продуктов в обще­
ственно-исторических закономерностях их развития.


Глава 2. Методы научного исследования психики_____________________

4. Целью психологического исследования должно быть раскры­
тие специфических психологических закономерностей. Для этого
необходимо не оперирование одними лишь статистическими сред­
ними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что
действительность конкретна и лишь ее конкретным анализом мож­
но раскрыть реальные зависимости. Принцип индивидуализации
исследования является существеннейшим принципом нашей ме­
тодики. Однако задача психологического исследования заключа­
ется не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности,
а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного
к необходимому, от явлений к существенному в них. Для теорети­
ческого психологического исследования изучение индивидуальных
случаев поэтому является не особой областью или объектом, а
средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в
их вариативности психологическое исследование должно идти к
истинной своей цели — к установлению более общих и существен­
ных закономерностей.

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе
развития. Изучение развития психики является не только специ­
альной областью, но и специфическим методом психологического
исследования. Генетический принцип является существенным прин­
ципом нашей методологии. При этом суть дела заключается не в
том, чтобы проводить статистические срезы на различных этапах
развития и фиксировать различные уровни, а в том, чтобы сделать
именно переход с одного уровня на другой предметом исследова­
ния и раскрыть таким образом динамику процессов и их движу­
щие силы.

 

6. Генетический принцип в ранее раскрытом его понимании
применительно к психологии ребенка требует в качестве суще­
ственного своего развития и дополнения помимо индивидуализа­
ции еще и «педагогизации» психологического исследования. По­
скольку продвижение детей с одного уровня или ступени психичес­
кого развития на другой совершается в процессе обучения, надо
изучать ребенка, обучая его. Благодаря этому в самой методологии,
в «практике» исследования закладывается единство, связь между
теорией и практикой, между научным познанием психических
явлений и реальным практическим воздействием на них.

7. В рамках общей концепции новый смысл и характер приоб­
ретает использование в методике психологического исследования
продуктов деятельности, поскольку в них материализуется созна­
тельная деятельность человека, например изучение продуктов ум-


____________ 2.1. Методические основы психологического познания

ственной деятельности и творчества в исследовании мышления, воображения. Психологическое исследование никак не должно при этом основываться на механической регистрации голой результа­тивности деятельности и пытаться устанавливать и навсегда фик­сировать в ней стандартные показатели психического состояния, Поэтому раскрытие психологического содержания результатов каждо­го объективного исследования, исходящего из внешних данных, его расшифровка и правильная интерпретация требуют обязательного учета, а значит, и изучения конкретной личности в конкретной ситуации.

Как и каждая наука, психология имеет свой предмет и опреде­ленные методы, которые позволяют познать закономерности изу­чаемых ею явлений. Для психологии характерным является сис­темный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений. Многомерный и многоуровневый характер психических процес­сов обусловливает применение различных методов для возможно полного изучения психики человека и его деятельности.

Методы психического исследования должны отвечать следую­щим требованиям:

• быть объективными;

• отличаться валидностью и надежностью.
Объективность метода предполагает объединение внешних и

внутренних проявлений психики исходя из объективной природы психического.

Под валидностью понимается такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Иначе говоря, валидность — это мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.

Под надежностью понимаются качества метода исследова­ния, позволяющие получить одни и те же результаты при многок­ратном использовании данного метода.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и много­образны, что на протяжении всего развития психологической нау­ки ее успехи непосредственно зависели от системы совершенства применяемых методов исследования. Так как психология выдели­лась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., она часто опирается на методы других, более «старых» наук — математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме это­го, психология использует методы и современных наук, таких как информатика, кибернетика и др.


2.2. Основные методы психологии


В то же время психология, будучи самостоятельной наукой,

имеет свои методы.

В психологии в связи с неоднозначной трактовкой термина «ме­тод» известны различные классификации методов исследования.

С.Л. Рубинштейн выделял два основных метода исследова­ния — наблюдение и эксперимент, а также промежуточные и вспомогательные методики: изучение продуктов деятельности, бе­седа, анкета, тест, генетический метод, использование данных пси­хопатологии.

А.Р. Лурия, используя другие основания, классифицировал три основных метода психологического исследования: метод структур­ного анализа, экспериментально-генетический и эксперименталь­но-патологический. Кроме того, им выделены методы количествен­ной и качественной оценки психических процессов и измерения уровня их развития (тесты).

Большая работа по научной систематизации методов психоло­гии была проведена Б.Г. Ананьевым. Он предложил развернутую и многоплановую классификацию с выделением четырех групп методов в зависимости от степени их использования на различ­ных этапах психологического исследования: группа организацион­ных методов, группа эмпирических методов, группа обработки дан­ных и группа интерпретационных методов.

В.Н. Дружинин по аналогии с другими науками выделяет в психологии три класса методов: эмпирические, теоретические и

интерпретационные.

Все методы, применяемые в психологии, имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека. При этом каждый метод осуществляет это соответственно с присущи­ми ему особенностями.

В психологии различают методы: ' • ■■

• основные; ' ; ::

• вспомогательные; "■■'- : ■ ' ■ '

• дополнительные; ■■>: >.*■■..;.;: ,.

• обработки и интерпретации.

К основным методам относятся: метод наблюдения и метод эксперимента. К вспомогательным все остальные методы: ме­тод экспертных оценок, различные методы опроса, метод самонаб­людения, метод тестов, анализ результатов деятельности и т.д.

Наряду с этим в настоящее время в психологии применяются и дополнительные методы, заимствованные из других наук, на­пример физиологии (электроэнцефалограмма, электромиограмма,


кожно-гальваническая реакция, электроокулограмма и др.) и ма­тематики (моделирование). Каждый из этих методов научного ис­следования выступает в психологии в различных и более или ме­нее специфических формах.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.