Общие закономерности восприятия  Рис. 4.16. Сколько лиц Вы видите на рисунке? (одно, два или три)? Кого Вы видите: молодую женщину, старую женщину или мужчину в берете? Избирательность восприятия зависит как от объективных предметов, которые воспринимаются, так и от субъективной установки на то, какие элементы объекта признаются базовыми. В зависимости от этого вы можете увидеть на рис. 4.16 одно, два или три лица: молодой или старой женщины, а может быть, и мужчины в берете. Предмет и фон восприятия динамичны. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой. То, что было предметом восприятия, может из-за неподвижности или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на определенное время может стать предметом восприятия, и наоборот. Так, например, на рис. 4.17 трудно ответить на вопрос, где фигура, а где фон. В одном случае вы видите мужчину, играющего на саксофоне, а в другом — женское лицо. Выделение объекта из окружающей действительности обусловлено его значением для данного человека. Устройство какого-нибудь сложного механизма будут по-разному воспринимать опытный инженер-конструктор или ученик, интересующийся техникой, или просто любопытный человек. Апперцепция Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности называют апперцепцией. Особенно следует отметить роль профессиональной деятельности в своеобразии индивидуального восприятия. Обусловленность восприятия знаниями, 4. Перцептивные процессы
4.2. Общие закономерности восприятия  прошлым опытом, профессиональной направленностью проявляется в избирательности восприятия различных сторон предметов, приведенных на рис. 4.18. Рис. 4.18. Избирательность i восприятия. ■* Этот плоский объект может стать объемным, как только Вы узнаете, что перед Вами изображение пирамиды Различают личностную (устойчивую) и ситуативную (временную) апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности — образованности, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния, например эмоции, установки и т.п. Так, например, ночью в лесу пень может быть воспринят человеком как фигура зверя и способствовать появлению у него соответствующих эмоций. Иллюзии Иллюзия — это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий. Большинство зрительных иллюзий можно систематизировать по следующим группам: • иллюзии, связанные с особенностями строения глаза; • соотношение части и целого; • переоценка вертикальных линий; • преувеличение острых углов; • меняющийся рельеф и перспектива. . Например, в зрительной системе человека преобладает верти кальная ориентация. Вертикальная линия — это база, к которой привязывается взаиморасположение частей объекта. Вследствие того, что движения глаз по вертикали требуют больших усилий, чем движения по горизонтали, возникает иллюзия восприятия ли ний одной длины, расположенных по-разному: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные. Если попросить группу людей разделить пополам вертикальную линию, то большинство из них проделают это «в пользу» верхней линии. На рис. 4.19 слева показан цилиндр, размеры которого по вертикали переоцениваются, поскольку в действительности высота цилиндра и ширина его полей одинаковы, а справа показана переоценка длины вертикальной линии относительно горизонтальной. В действительности размеры обеих линий одинаковы.  Рис. 4.19. Иллюзии восприятия, связанные с переоценкой вертикальных линий: а — иллюзия восприятия цилиндра (высота цилиндра и ширина его полей одинаковы); б — иллюзия восприятия горизонтальной и вертикальной линий (размеры обеих линий одинаковы); Параллельные линии по той же причине искривляются (рис. 4.20, а), а одинаковые фигуры на меньшем поле кажутся большими (рис. 4.20, б). Рис. 4.20. Иллюзия восприятия: а — искажение параллельности линий; б — одинаковые фигуры на меньшем поле кажутся большими Возможны и другие примеры зрительных иллюзий. Так, например, на рис. 4.21 показаны «чудесные превращения» маленького цилиндра (я — в три раза меньше большого цилиндра, б — меньше большого в восемь раз, в — кажется равным большому цилиндру). При этом везде реальный размер маленького цилиндра одинаков.  f лава ^.Перцептивные процессы | Рис. 4.21. «Чудесные превращения» v • ■.. ; маленького цилиндра Таким образом, мы часто видим нечто таким не потому, что оно такое, а потому, что оно должно быть таким. В этом заключается особенность психического образа при восприятии. 4.3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ В основу классификации восприятия положены следующие критерии: • ведущий анализатор в восприятии; - цель восприятия; \ '' ' • степень организации; - ^ '*" ' '■' '' • • направленность восприятия; • форма отражения. В соответствии с тем, какой анализатор играет в данном восприятии ведущую роль, различают; зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые восприятия. При этом любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение каждого из них может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании лекции ведущим является слуховой анализатор, через который воспринимается основная часть информации, но одновременно студент видит преподавателя, следит за его работой на доске, ведет записи в конспект. В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное восприятие характеризуются тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями. Так, преднамеренным восприятием будет слушание доклада, просмотр тематической выставки. Оно |