МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общие закономерности восприятия





Рис. 4.16. Сколько лиц Вы

видите на рисунке? (одно, два

или три)? Кого Вы видите:

молодую женщину, старую

женщину или мужчину в берете?

Избирательность восприятия зависит как от объективных пред­метов, которые воспринимаются, так и от субъективной установ­ки на то, какие элементы объекта признаются базовыми. В зави­симости от этого вы можете увидеть на рис. 4.16 одно, два или три лица: молодой или старой женщины, а может быть, и мужчи­ны в берете.

Предмет и фон восприятия динамичны. Динамичность соотно­шения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой. То, что было предметом восприятия, мо­жет из-за неподвижности или по завершении работы слиться с фо­ном. Что-то из фона на определенное время может стать предметом восприятия, и наоборот. Так, например, на рис. 4.17 трудно отве­тить на вопрос, где фигура, а где фон. В одном случае вы видите мужчину, играющего на саксофоне, а в другом — женское лицо.

Выделение объекта из окружающей действительности обуслов­лено его значением для данного человека. Устройство какого-ни­будь сложного механизма будут по-разному воспринимать опыт­ный инженер-конструктор или ученик, интересующийся техникой, или просто любопытный человек.

Апперцепция

Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и уста­новок личности называют апперцепцией. Особенно следует отме­тить роль профессиональной деятельности в своеобразии индиви­дуального восприятия. Обусловленность восприятия знаниями,


4. Перцептивные процессы


4.2. Общие закономерности восприятия


 



прошлым опытом, профессиональной направленностью проявля­ется в избирательности восприятия различных сторон предметов, приведенных на рис. 4.18.

Рис. 4.18. Избирательность i
восприятия. ■*

Этот плоский объект может стать объемным, как только Вы узнаете, что перед Вами изображение пирамиды

Различают личностную (устойчивую) и ситуативную (времен­ную) апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависи­мость восприятия от устойчивых особенностей личности — образо­ванности, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является вре­менной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния, например эмоции, установки и т.п. Так, например, ночью в лесу пень может быть воспринят человеком как фигура зверя и способствовать появлению у него соответствующих эмоций.

Иллюзии

Иллюзия — это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности раз­личных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий.

Большинство зрительных иллюзий можно систематизировать по следующим группам:

• иллюзии, связанные с особенностями строения глаза; • соотношение части и целого; • переоценка вертикальных линий;

• преувеличение острых углов;

• меняющийся рельеф и перспектива. .
Например, в зрительной системе человека преобладает верти­
кальная ориентация. Вертикальная линия — это база, к которой
привязывается взаиморасположение частей объекта. Вследствие
того, что движения глаз по вертикали требуют больших усилий,
чем движения по горизонтали, возникает иллюзия восприятия ли­
ний одной длины, расположенных по-разному: нам кажется, что
вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные.



Если попросить группу людей разделить пополам вертикаль­ную линию, то большинство из них проделают это «в пользу» верхней линии.


На рис. 4.19 слева показан цилиндр, размеры которого по вер­тикали переоцениваются, поскольку в действительности высота цилиндра и ширина его полей одинаковы, а справа показана пере­оценка длины вертикальной линии относительно горизонтальной. В действительности размеры обеих линий одинаковы.

Рис. 4.19. Иллюзии восприятия, связанные с переоценкой

вертикальных линий: а — иллюзия восприятия цилиндра

(высота цилиндра и ширина его полей одинаковы);
б — иллюзия восприятия горизонтальной и вертикальной линий
(размеры обеих линий одинаковы);

Параллельные линии по той же причине искривляются
(рис. 4.20, а), а одинаковые фигуры на меньшем поле кажутся
большими (рис. 4.20, б).

Рис. 4.20. Иллюзия восприятия:

а — искажение параллельности линий; б — одинаковые фигуры на меньшем поле кажутся большими

Возможны и другие примеры зрительных иллюзий. Так, напри­мер, на рис. 4.21 показаны «чудесные превращения» маленького ци­линдра (я — в три раза меньше большого цилиндра, б — меньше большого в восемь раз, в — кажется равным большому цилиндру). При этом везде реальный размер маленького цилиндра одинаков.



f лава ^.Перцептивные процессы

Рис. 4.21. «Чудесные превращения» v • ■.. ; маленького цилиндра

Таким образом, мы часто видим нечто таким не потому, что оно такое, а потому, что оно должно быть таким. В этом заключа­ется особенность психического образа при восприятии.

4.3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

В основу классификации восприятия положены следующие

критерии:

• ведущий анализатор в восприятии;

- цель восприятия; \ '' '

• степень организации; - ^ '*" ' '■' '' •

• направленность восприятия;

• форма отражения.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в данном воспри­ятии ведущую роль, различают; зрительные, слуховые, осязатель­ные, кинестезические, обонятельные, вкусовые восприятия.

При этом любое восприятие определено деятельностью пер­цептивной системы, т.е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение каждого из них может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании лекции ведущим явля­ется слуховой анализатор, через который воспринимается основ­ная часть информации, но одновременно студент видит препода­вателя, следит за его работой на доске, ведет записи в конспект.

В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное.

Преднамеренное восприятие характеризуются тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с из­вестными волевыми усилиями. Так, преднамеренным восприяти­ем будет слушание доклада, просмотр тематической выставки. Оно






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.