МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ДИНАМИКА МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА





По мере протекания мыслительной деятельности строение мыс­лительных процессов и их динамика изменяются. На первых по­рах мыслительная деятельность, идущая еще не проторенными для данного субъекта путями, определяется по преимуществу под­вижными динамическими соотношениями, складывающимися и изменяющимися в самом процессе решения задачи. Но в ходе са­мой мыслительной деятельности, по мере того как субъект по­вторно разрешает те же или однородные задачи, в ней образуют­ся и фиксируются откладывающиеся в субъекте более или менее устойчивые механизмы — автоматизмы, навыки мышления, ко­торые начинают детерминировать мыслительный процесс. По­скольку определенные механизмы сложились, они определяют в той или иной мере протекание деятельности, но и сами они в свою очередь определяются ею, складываясь в зависимости от ее протекания. Так, по мере того как мы формулируем нашу мысль, мы ее и формируем. Система операций, которая определяет стро­ение мыслительной деятельности и обусловливает ее протека­ние, сама складывается, преобразуется и закрепляется в процессе этой деятельности.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.

Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Можно поэтому различать разные уровни мысли в зависи­мости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко, вместе с тем, она переходит от явления к сущности. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченно-теоретическое.

Отвлеченно-теоретическое мышление, раскрывающее зако­номерности своего предмета, является высоким уровнем мышле­ния. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в Целом исключительно к теоретическому мышлению в абстракт­ных понятиях. Мы совершаем мыслительные операции, не только Решая теоретические проблемы, но и тогда, когда, прибегая к абс­трактным теоретическим построениям, мы с более или менее глу­боким учетом объективных условий осмысленно решаем любую задачу, оставаясь врамках наглядной ситуации. Таким образом,


Глава 7. Мышление

существует не только отвлеченное, но и наглядное мышление, по­скольку в некоторых случаях мы разрешаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном наглядными данными.

Наглядное мышление и мышление отвлеченно-теоретичес­кое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно; оно не означает внешней полярности, но оно существенно.

Всякое мышление совершается в более или менее обобщен­ных, абстрактных понятиях, и во всякое мышление включаются более или менее наглядные чувственные образы; понятие и образ-представление даны в нем в неразрывном единстве. Человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от чувственной наглядности; он не может также мыслить одними лишь чувственно-наглядными образами, без понятий. Поэтому нельзя говорить о наглядном и о понятийном мышлении как о внешних противоположностях; но, тем не менее, поскольку пред­ставление и понятие не только связаны друг с другом, но и отличны друг от друга, внутри единого мышления можно разли­чать, с одной стороны, наглядное, с другой — отвлеченно-теоре­тическое мышление. Для первого характерно то, что единство представления и понятия, единичного и общего осуществляется в нем по преимуществу в форме наглядного образа-представле­ния; для второго также характерно то, что единство наглядного образа-представления и понятия осуществляется в нем по преи­муществу в форме общего понятия.

Будучи различными уровнями или ступенями познания, об­разное и отвлеченно-теоретическое мышление являются вместе с тем в известном смысле разными сторонами единого процесса и равно адекватными способами познания различных сторон объек­тивной действительности. Понятие отвлеченного мышления отра­жает общее; но общее никогда не исчерпывает особенного и еди­ничного; это последнее отражается в образе. Мы поэтому различаем наглядно-образное мышление .и отвлеченно-теоретическое не толь­ко как два уровня, но и как два вида или два аспекта единого мышления; не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем, уровне мышления.

В том, что образ обогащает мысль, можно убедиться на приме­ре любой метафоры. Всякая метафора выражает общую мысль; понимание метафоры требует поэтому раскрытия в образной фор­ме ее общего смыслового содержания, так же как при употребле­нии метафорического выражения требуется подыскать образы, ко-


7.9. Виды мышления

торые бы адекватно выразили общую мысль. Но метафорические выражения были бы совершенно никчемным украшением и из­лишним балластом, если бы образ ничего не прибавлял к общей мысли. Весь смысл метафоры — в тех новых выразительных оттен­ках, которые привносит метафорический образ; вся ее ценность в том, что она прибавляет к общей мысли, выражая ее. Метафори­ческие образы выражения общей мысли имеют смысл только по­стольку, поскольку они содержат больше того, что дает формули­ровка мысли в общем положении.

Так, если кто-либо скажет: «Моя звезда закатилась», он этим образно передает мысль, допускающую отвлеченную формулиров­ку: он больше не пользуется успехом. Но образное выражение пе­редает еще много дополнительных оттенков ему лишь свойствен­ной выразительности. Оно передает не только голый факт, но и отношение к нему.

Разновидностью образного мышления является мышление ху­дожественное.

В художественном мышлении сам образ, отображая единич­ное, конкретное, вместе с тем выполняет и обобщающую функ­цию; будучи не бескровной абстрактной схемой, а изображением живого конкретного индивида, полноценный художественный образ вместе с тем возвышается до типичного, т.е. общего. В корне оши­бочно было бы видеть в образе только единичное. Образ также в той или иной мере заключает в себе единство единичного и обще­го; они в той или иной мере взаимосвязаны в нем, потому что они взаимосвязаны в объективной действительности, которая в нем отображается.

Наряду с вопросом о наглядно-образном и теоретическом мыш­лении в современной психологии встает и вопрос о теоретичес­ком и практическом мышлении. Традиционная психология исхо­дила из внешнего противопоставления мышления и практической деятельности, при исследовании мышления имелись в виду иск­лючительно отвлеченные задачи научного мышления и теорети­ческая деятельность, направленная на их разрешение. Вопрос о соотношении мышления и деятельности — практический, посколь­ку он ставился, разрешался большей частью просто: теоретичес­кие интеллектуальные операции принимались как нечто первич­ное; эти операции совершаются во внутреннем плане сознания; затем деятельность строится на их основе. Разумная деятельность с этой точки зрения лишь переносит во внешний план действия Результаты теоретического мышления. Вопреки словам гетевского


7.9. Виды мышления


Глава 7. Мышление

Фауста — «в начале было дело», для традиционной психологии вначале было мышление, а затем действие. Отношение мышления к действию всегда представлялось как односторонняя зависимость деятельности от абстрактного мышления, притом эта зависимость представлялась неизменной на всех ступенях исторического раз­вития. Всякое действие, которое не было реализацией теоретичес­кого мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакци­ей, словом, не интеллектуальной операцией; поэтому создавалась альтернатива: либо действие не имеет интеллектуального характе­ра, либо оно — отражение теоретического мышления. Исследова­ния В. Кёлером человекоподобных обезьян дали новый толчок для иной, тоже в конечном счете неправильной, постановки вопроса; в связи с этими исследованиями возникло понятие так называемо­го практического интеллекта. Опыты с шимпанзе, построенные по типу экспериментов В. Кёлера, были затем — сначала В. Кёлером, а потом К. Бюлером — повторены с детьми; за ними последовал це­лый ряд экспериментов, проводившихся с нормальными и умствен­но отсталыми детьми и взрослыми.

Сам термин «практическое мышление», или «практический ин­теллект», чрезвычайно знаменателен. Он, с одной стороны, как будто выражает преодоление той точки зрения, которая усматрива­ла интеллект лишь в теоретических операциях абстрактного сло­весного мышления в понятиях: практика и интеллект, практика и мышление объединяются в единстве понятия. Однако в противо­поставлении практического интеллекта теоретическому нередко ска­зывался проникший в само понимание интеллекта и потому в известном смысле еще углубившийся старый дуализм теоретичес­кого мышления и практики.

С практикой связано, в конечном счете, всякое мышление; лишь характер этой связи может быть в различных случаях раз­личным. Теоретическое мышление, опираясь на практику в целом, независимо от отдельного частного случая практики; наглядно-дей­ственное мышление непосредственно связано с той частной прак­тической ситуацией, в которой совершается действие.

У человека существует единый интеллект. Не может быть и речи о двух различных интеллектах как различных биологических механизмах. Но внутри единства, в зависимости от различных условий, в которых совершается мыслительный процесс, диффе­ренцируются различные виды мыслительных операций и характер их протекания.


В этом плане можно отличать «практическое мышление» от ■еоретического, если под практическим мышлением понимать мыш­ление, совершающееся в ходе практической деятельности и непо­средственно направленное на решение практических задач,— в от­личие от мышления, выделенного из практической деятельности в качестве особой теоретической деятельности, направленной на раз­решение отвлеченных теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой. Перед теоретическим и практическим мыш­лением в вышеуказанном смысле стоят, прежде всего, разные за­дачи. При этом в отношении, в частности, практического мышле­ния возможны еще разные случаи: в одних случаях практическое мышление, т.е. мышление, включенное в практическую деятель­ность, должно по характеру тех задач, которые ему приходится разрешать, использовать и результаты отвлеченной теоретической деятельности. Это сложная форма практического мышления, в ко­торое теоретическое мышление входит в качестве компонента. Та­кова мыслительная деятельность изобретателя при решении слож­ных задач, когда требуются более или менее сложные теоретичес­кие соображения.

Но возможен и другой случай, при котором для решения вста­ющей в ходе практической деятельности задачи отвлеченное тео­ретическое мышление и не требуется: встречаются такие элемен­тарные задачи, для разрешения которых нужно только сориентиро­ваться в данной наглядной ситуации. В таких случаях практичес­кое мышление, т.е. мышление, включенное в практическую дея­тельность и направленное непосредственно на решение частичных практических задач, принимает форму наглядно-действенного мыш­ления. Наглядно-действенное мышление — это элементарная форма практического мышления, направленного на разрешение элемен­тарных практических задач.

Протекание мыслительного процесса в действенной ситуации, непосредственная связь ее с практическим действием накладыва­ют на нее специфический отпечаток. В тех случаях, когда дей­ствие не входит в течение самой мыслительной операции, все ре­шение задачи должно быть целиком продумано субъектом, все звенья его от начала и до конца должны быть проведены и учтены мысленно. Между тем в непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить себе лишь начальный этап решения, толь­ко то, что, как бы ни пошло решение дальше, сначала необходимо, Во всяком случае, сделать то-то. Если сейчас же и реализовать первый этап решения в практическом действии, то это действие,


Глава 7. Мышление

реально изменяя проблемную ситуацию, помимо намеченного и заранее предусмотренного изменения ее, сплошь и рядом повле­чет за собой и выявит ряд попутных изменений, которые до со­вершения практического действия могли быть не предусмотрены и которые после его совершения непосредственно видны. Дей­ствие, вклинивающееся в течение мыслительной операции, реали­зуя ближайший намеченный этап решения, освобождает человека от необходимости заранее предусмотреть, представить, вообразить себе и учесть все многообразие тех изменений в проблемной ситу­ации, которые оно вносит и которые нужно было бы заранее пре­дусмотреть и мысленно учесть при решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия. Практическое дей­ствие, таким образом, частично заменяет мыслительную операцию по предвидению и предварительному учету некоторых последствий, вытекающих из предшествующих этапов решения задачи, и явля­ется как бы непосредственным компонентом процесса решения за­дачи. В этом смысле можно было бы, пожалуй,— очень условно, конечно,— сказать, что здесь имеет место мышление действиями. В этой функции, выполняемой практическим действием, заключа­ется специфическое преимущество мыслительной операции, не­посредственно включенной в ход практического действенного ре­шения задачи.

Но такая мыслительная операция предъявляет, с одной сто­роны, и свои специфические требования, отличные от требова­ний, предъявляемых задачей при обобщенном теоретическом ре­шении. Она сплошь и рядом требует более изощренной наблюда­тельности и внимания к отдельным, частным деталям, предпола­гая умение использовать для решения задачи в данном частном случае то особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит полностью и без остатка в теоретическое обобще­ние; она требует также умения быстро переходить от размышле­ния к действию и обратно.

Специфична также в одном и другом случае мотивация мыс­лительного процесса; одно дело, если стимулом для мыслительно­го процесса служит практическая, действенная ситуация, непо­средственная необходимость для субъекта немедленно выйти из затруднения, в котором он оказался; совсем другое дело, когда речь идет о разрешении теоретической проблемы, прямо не свя­занной с практической ситуацией, в которой в данный момент на­ходится человек. Совершенно очевидно, что каждый из этих слу­чаев создает различную психологическую ситуацию для мысли-


Операции мышления

тельного процесса: у разных людей, в зависимости от их интересов, от всего склада ума и личности в целом, она, естественно, должна дать различные результаты.

В конечном счете, специфические особенности различных ви­дов мышления обусловлены у разных людей прежде всего специ­фичностью задач, которые им приходится разрешать; они связаны также с индивидуальными особенностями, которые у них склады­ваются в зависимости от характера их деятельности.

• -Vk "
7.10. ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ
t

К более адекватному познанию предмета или решению задачи мышление идет посредством многообразных операций:

сравнения сопоставляются явления, их свойства, вскры­
вается их тождество и различия. Сравнение приводит к классифи­
кации.
Классификация — это первичная форма познания. Тождест­
во и различия — основные категории рассудочного познания (внеш­
ние отношения). Нужно установление внутренних связей;

анализа мысленное расчленение предмета, явления, ситу­
ации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов.
Анализом мы вычленяем явления из тех случайных и несуще­
ственных связей, в которых они даны нам в восприятии;

синтеза восстанавливает расчленяемое анализом целое,
вскрывая существенные связи и отношения выделенных элемен­
тов. Анализ расчленяет проблему, синтез по-новому объединяет
данные для ее разрешения;

абстрагирования — существует примитивная чувственная
абстракция, а высшая форма абстракции — абстрактное понятие.
Мысль посредством отношений между предметами может выя­
вить абстрактные свойства. Таким образом, абстракция заключа­
ется в раскрытии существенных свойств вещей и явлений через
их связи и отношения;

обобщения (генерализации) это не простое выделение оди­
наковых свойств, данных в чувственном восприятии. Общее — это
существенно связанное. Понятие — обобщение свойств.

Выделяют два процесса обобщения:

— употребление понятия, применение его к отдельному част­
ному случаю (введение его в предметный, наглядно-действенный
контекст);

— раскрытие его обобщенного значения через осознание отно­
шений, определяющих его в обобщенном понятийном контексте;

конкретизации — процесса возвращения мысли от общего абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.


Глава 7. Мышление


Развитие мышления


 


7.11. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Формирование интеллектуальной структуры. В течение детства на основе непрерывных операций функциональных инва­риант (ассимиляции и аккомодации) возникает ряд дискретных познавательных структур. Все многообразие этих структур под­разделяется на стадии, качественно различающиеся между собой. Основные критерии стадий:

1. Реальность.

2. Неизменная последовательность стадий. В процессе ин­
теллектуального развития стадии возникают в неизменном и по­
стоянном порядке. Возраст, в котором ребенок достигает той или
иной стадии, может широко варьировать, но порядок достижения
стадий остается неизменным.

3. Иерархичность. Структуры, свойственные ранним стадиям,
включаются в структуры, свойственные последующим стадиям,
следовательно, формирование первых необходимо для возникно­
вения последних.

4. Целостность. Интеллектуальные структуры, присущие дан­
ной стадии развития, составляют единое целое.

5. Подготовка и реализация. Каждая стадия имеет процесс под­
готовки, когда структуры, характерные для данной стадии, форми­
руются и организовываются. В процессе реализации интеллекту­
альные структуры образуют устойчивое и организованное целое.

6. Деколяж (расклинивание, расхождение). Одни и те же фор­
мы познавательной деятельности могут проявляться на разных
стадиях развития. Если одна и та же форма проявляется несколь­
ко раз на одном и том же периоде развития — это горизонталь­
ный деколяж, если на разных стадиях развития интеллекта —
вертикальный.

Адаптивная природа интеллекта. Адаптация живого орга­низма к внешним воздействиям достигается не только внутрен­ними факторами, но и посредством поведения. Поведение — изме­нение своего места в мире и самого мира в целях равновесия с ним. Для управления поведением недостаточно врожденных ме­ханизмов, поэтому развивается интеллект как способность моде­лировать окружающую действительность и создавать новые пла­ны и структуры поведения, т.е. интеллект — это продолжение биологической адаптации (Ж. Пиаже). Интеллект продолжает и завершает совокупность адаптивных процессов. Интеллект тяго­теет к тотальному равновесию, стремясь к тому, чтобы ассимили­ровать всю совокупность действий и чтобы аккомодировать к


ней действие, которое он освобождает от подчинения изначаль­ным «здесь и теперь».

фундаментальной основой интеллекта является биологичес­кое. И все функционирование интеллекта представляет собой вид биологической деятельности. Биологическая основа интеллекта про­является в двух аспектах:

• человек наследует определенные биологические структуры,
от которых зависят наши ограничения в восприятии. Весь челове­
ческий интеллект основан на нашем образе восприятия.

• человек не получает по наследству интеллектуальных поня­
тий, а получает способ функционирования интеллекта. Развитие
когнитивных процессов обусловлено постоянными попытками ин­
дивидуума адаптироваться к изменениям окружающей среды, ко­
торые нарушают состояние равновесия. Таким образом, происхо­
дит компенсация, т.е. внешние воздействия заставляют организм
либо видоизменять существующие структуры активности (если
они не удовлетворяют требованиям адаптации), либо вырабаты­
вать новые. Структуры активности — схемы — организуются пу­
тем усовершенствования или преобразования. Такая организация
позволяет все более уверенно ориентироваться в реальной жизни
и правильнее представлять себе лежащие в ее основе процессы и
закономерности.

Приспособление к окружающей среде осуществляется с по­мощью адаптации, которая складывается из двух противополож­ных процессов:

• ассимиляции, когда индивидуум пытается приспособить но­
вую ситуации к существующим структурам;

• аккомодации, когда старые схемы модифицируются с целью
приспособления к новым ситуациям.

Благодаря этим двум механизмам обогащается поведенческий репертуар индивидуума.

Ж. Пиаже выделяет три стадии развития познавательных про­цессов:

1. Сенсомоторная стадия — становление и развитие чув­ствительных и двигательных структур. Ребенок смотрит, слушает, трогает, нюхает, пробует на вкус, манипулирует, рвет какие-то предметы. Он максимально использует все возможности и приум­ножает их, соприкасаясь с изменениями среды. К концу этой ста­дии (приблизительно к двум годам) ребенок уже усвоил достаточ­но элементов, чтобы приступить к символической деятельности. На этой стадии выделяются шесть основных подстадий в общей генетической последовательности сенсомоторной стадии:


Глава 7. Мышление


Развитие мышления


 


а) 0—1 месяц — ребенок обнаруживает почти одни только реф­
лексы, которые были заданы ему при рождении;

б) 1-4 месяца — с накоплением опыта у ребенка различные
виды рефлекторной деятельности претерпевают некоторые преоб­
разования и координируются между собой сложным образом;

в) 4-8 месяцев — младенец начинает выполнять действия, бо­
лее определенно направленные на предметы и события, существу­
ющие вне его и отдельно от него. Малыш пытается воспроизвести
те действия, которые он произвел случайно, но которые вызывают
изменения во внешней среде. Так в поведении появляется целе­
направленность и преднамеренность;

г) 8~12 месяцев — уже имеется настоящая преднамеренность
действий: первые попытки применить определенные средства и
ряд инструментальных действий для достижения цели;

д) 12-18 месяцев — поиск новых (а не повторение старых)
средств для достижения цели. Новизна сама по себе становится
интересной для ребенка;

е) 18 месяцев и далее — ребенок начинает создавать внутрен­
ние символические образы сенсомоторных задач и открывает их
решение путем проб и ошибок.

Формы поведения, характерные для каждой стадии, не прос­то сменяют друг друга так, что одни формы исчезают, а другие появляются, а накладываются друг на друга, т.е. новые формы поведения добавляются к старым, чтобы дополнить их, испра­вить или сочетаться с ними. Возрастные границы — приблизи­тельные средние данные. Стадия — это «кадры, вырезанные из целого фильма».

2. Стадия конкретных операций или репрезентативного
интеллекта
(от 2 до 11 лет). Символическое мышление разви­
вается с помощью жестов, понятий, языка. Слова означают конкрет­
ные предметы, а действия интериоризируются. Так развивается
мышление. Мышление носит субъективный характер, т.е. сосре­
доточено на том, что ребенок видит или знает, а не на действи­
тельности самой по себе. Мышление эгоцентрично. Ребенок мо­
жет манипулировать предметами, способен их сравнивать, класси­
фицировать — может осуществлять конкретные действия. Может
смотреть на предметы с различных точек зрения — более объек­
тивно, но он еще неспособен производить чисто умственные дей­
ствия путем ассоциации мысли.

3. Стадия формальных операций. На этой стадии повыша­
ется способность объективно истолковывать конкретную действи-


тельность. В мышлении огромную роль играют гипотезы и де­дуктивные умозаключения. На этой стадии развивается понятий­ное мышление. Это позволяет мыслить и представлять то, что нельзя представить только на основе перцептивного образа. До­стигает развития к 14-15 годам. Однако было предположено, что только часть людей может мыслить абстрактно (25-50%). Раз­витие формального мышления зависит от опыта, мотивации и интересов.

Понятие здесь — это символическое обобщенное представле­ние предметов, людей или событий, имеющих, по меньшей мере, одну общую черту, которая проявляется независимо от каких-то частных ситуаций.

Дж. Брунер пришел к выводу, что нужно различать формиро­вание понятий и их усвоение.

Формирование понятий — это просто отличение «того, что похоже», от «того, что непохоже» (например, овчарка ближе к таксе, чем сиамская кошка).

Усвоение понятий — это процесс, в результате которого субъ­ект научается узнавать признаки, присущие каждому объекту (на­пример, черты сходства у собак разных пород, которые отсутству­ют у кошек).

Понятия бывают:

• простыми — характеризуются одним общим свойством (на­
пример, синий, квадратный);

• сложными — в определения которых входят несколько свойств.
Среди сложных понятий выделяют:

а) конъюнктивные понятия — определяются по меньшей мере
двумя признаками;

б) дизъюнктивные понятия — определяются либо одним при­
знаком, либо обоими одновременно (например, справедливость —
это и наказание виновных и помощь неимущим, а иначе — взыс­
кание с наиболее обеспеченных с целью помощи неимущим);

в) соотносительные понятия — включают все связи и отноше­
ния, которые существуют между какими-то элементами некоторой
совокупности (например, чтобы объект был включен в некую ка­
тегорию, он должен быть больше или меньше чем что-то кустар­
ник выше травы, но ниже деревьев).

Усвоение понятий происходит постепенно за годы детства. Мыш­ление развивается от некоего среднего уровня обобщенности в Двух направлениях — к более узким и к более глобальным катего-


Глава 7. Мышление

риям (например, киска — конкретный вид — определенная порода — категория кошачьих — хищные — класс млекопитающих).

Кроме того, у некоторых лиц вместо постепенного усвоения понятий, свойственного детям и взрослым со «средним» интел­лектуальным уровнем, происходит внезапное «постижение» типа инсайта — сразу формируются представления об общих чертах явлений.

Инсайт это внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существующих отношений и структуры ситуации в це­лом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы.

Понятие инсайта введено гештальтистами (В. Кёлер) и проти­вопоставляется бихевиористскому «слепому» научению.

М. Вертгеймер выделял инсайт как особый акт, противопо­ставленный другим интеллектуальным операциям.

Научная интерпретация инсайта связана с признанием решаю­щего значения для понимания этого явления его «подготовки» в предшествующем поведении и деятельности, а также той роли, ко­торую играет организация понимания ситуации с помощью об­щественно-исторических средств: языка, различных схем и т.д.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы основные характеристики мышления? ": 2. Как мышление связано с восприятием?

3. Почему действие — это первичная форма существования
мышления?

4. Что включает в себя понятие «мышление как процесс»?
■•"'*'■' 5. Как соотносятся мышление и речь?

6. Каковы фазы мыслительного процесса? ■ ■■ -',.

7 Какие Вы знаеге виды мышления? ' ■•' ' ■-1 >!- ' '

8 Перечислите операции мышления. '« < ' '>

Л


Глава 8





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.