ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИХ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИf Представления подразделяют: ' а) по видам анализаторов, которые в них задействованы; v б) по степени обобщенности; '■ в) по степени проявления волевых усилий; " г) по продолжительности. По видам анализаторов,которые участвуют в формировании представлений, различают следующие: • зрительные (образ человека, предмета, пейзаж); • слуховые (представления музыкальной мелодии); • обонятельные (представления запаха цветов, травы, леса); • осязательные (представления предмета, к которому прика сался ранее); • двигательные (например, представления движений своего те ла и конечностей при прыжке) и др. Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно, поскольку наиболее часто представления возникают на основе двух или нескольких анализаторов. По степени обобщенностипредставления бывают: • единичными; :.■■ ь- • общими. ■ ■ ■ : ;М'.: • ' '■ • и, V :-Л\\-,';.\'л\' ., 176 Единичные представления — основаны на восприятии одного, конкретного предмета (ель, береза). Общие — это представления, обобщенно отражающие множества сходных предметов (дерево, березовая роща и т.д.). По степени проявления волевых усилийпредставления подразделяются на: • непроизвольные; • произвольные. Непроизвольные представления — это представления, возни кающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Про извольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли и памяти. ., <:.... ;, По продолжительностипредставления бывают: ,, •' >• - .'■■ • оперативные; ' ■• ;\■■''■ ' • кратковременные; ;•;..:; :/: • долговременные. ■■-.■■:.}<■■;■■■« Оперативные представления - представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, деятельность авиадиспетчера, управляющего авиационными полетами. Кратковременные представления — это представления весьма непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления. Долговременные представления — представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления. В качестве примера приведем профессиональную деятельность музыкантов, художников, конструкторов. ■.•„■■• ВООБРАЖЕНИЕ Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях и свойственно только человеку. Воображение позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Глава 8. Представление и воображение 8.5. Формы проявления воображения Воображение является одним из самых загадочных психических явлений и занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Нам мало что известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека. Виды воображения.По степени выраженности активности раз личают воображение: , ,, ,. ,1- С " , ' . • активное; > > • пассивное. sl<, . , ,t Активное воображение характеризуется тем/ что, пользуясь им, человек по собственному желанию усищрн,я&пя вызывает у себя соответствующие образы. ' , Активное воображение можег быть: • творческим; • воссоздающим. Творческое активное воображение, возникает в процессе труда и предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Творческое активное воображение является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть: • преднамеренным; • непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. ■ ■.■..■ ■■::•■■, -а,1* ■ |