МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Соотношение адреналина и норадреналина при отрицательных эмоциях





Повышается Понижается

__ Эмоции Адреналин Норадреналин I

Повышается

Тревога

Понижается

Страх

Отчаяние

Плач

Повышается Понижается

Изменение дыхания при эмоциональном реагировании. Ды­хательные движения при эмоциях выполняют двойную функцию: Ч обеспечение необходимого для повышенной мускульной рабо­ты кислорода; 2) пропускание воздуха через голосовую щель и


Глава 10. Эмоции


10.3. Структура эмоций


 


обеспечение требуемой вибрации голосовых связок (для повыше­ния голоса). Р. Вудвортсом были выявлены следующие изменения скорости и амплитуды дыхательных движений: при возбуждении — дыхательные движения частые и глубокие; при тревоге — убыст­ренные и слабые; при страхе — резкое замедление дыхания и др (рис. 10.6).

;, Рис. 10.6. Изменение дыхания при различных

:■; i эмоциональных состояниях, дыханий/мин:

д, а — радости (17); б — пассивной грусти (9); в — активной грусти (20); г — страха (64); д — гнева (40)

Информативным показателем эмоционального состояния че­ловека является также соотношение между продолжительностью вдоха и выдоха. Г. Штерринг, определяя это соотношение путем деления времени вдоха на время всего цикла, получил следующие данные, показывающие значительное увеличение при эмоциональ­ных состояниях продолжительности вдоха по сравнению с про­должительностью выдоха:

fts?

• при покое — 0,43;

• при возбуждении — 0,60;

• при удивлении — 0,71;

• при внезапном испуге — 0,75.

Изменения кровообращения при эмоциональном реагирова­нии характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровя­ного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток от других органов и частей тела. Как указывалось выше, скорость сердечных сокращений регулируется вегетативными им­пульсами, а также изменяется под влиянием адреналина. В спо­койном состоянии частота пульса составляет 60~70 ударов/мин. При испуге происходит мгновенное ускорение до 80-90 ударов/мин. При возбуждении и напряженном ожидании (например, на стар-


Л частота пульса повышается на 15—16 ударов/мин. Соответ-

вуюшие изменения наблюдаются в величине кровяного давле-

С я При испуге систолическое кровяное давление повышается.

Что повышение наблюдается также при мысли о возможной боли

( апример, у некоторых лиц оно обнаруживается, как только зуб-

й врач входит в комнату и подходит к больному). Кровяное

павление перед первым экзаменационным днем у студентов иногда

на 15-30 мм превышает норму.

Все эти изменения связаны с потребностями организма в луч­шем выполнении соответствующей деятельности: при внезапном испуге они приводят к быстрому и лучшему кровоснабжению мышц, которым предстоит работа, в ожидании экзамена — к улучшению кровоснабжения мозга и т.п.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие подходы существуют к определению понятия «эмоции»?

2. Чем различаются познавательные и эмоциональные процессы?

3. Какие свойства присущи эмоциям? Охарактеризуйте их.

4. Каковы основные структурные компоненты эмоционального
реагирования?

5. Какие подходы существуют к определению понятия «пере­
живание»?



6. Какие из средств эмоциональной экспрессии отличаются на­
ибольшей выразительностью?

7. Опишите основные мимические изменения при различных
эмоциях.

8. Какие факторы оказывают влияние на формирование мими­
ческого выражения эмоций?

9. Перечислите отличительные особенности речи в состоянии
эмоционального напряжения.

10. Какие изменения в организме наблюдаются при различных эмоциональных переживаниях?


lil'VVf/J*

Глава 11

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

РЕАГИРОВАНИЯ

<;и" > и

В настоящее время, несмотря на довольно большое количество эмпирических данных (клинических, нейрофизиологических и др.), единой и общепризнанной концепции мозговой организации эмо­ций человека пока нет. Проблема определения нейрофизиологи­ческих механизмов эмоционального реагирования по-прежнему оста­ется одной из самых актуальных и малоразработанных. Гораздо больше работ посвящено изучению мозговых механизмов когни­тивных процессов. Кроме того, большинство из выявленных на се­годняшний день фактов получено в исследованиях на животных.

Важным недостатком существующих концепций нейрофизио­логической организации эмоций является и их оторванность от общепсихологических представлений об эмоциях. Сами нейрофи­зиологи и нейропсихологи объясняют это обстоятельство отсут­ствием в современной психологии общепризнанного четкого опре­деления эмоций как особого класса психических явлений, что по­зволило бы конкретно идентифицировать ту психическую реаль­ность, которая должна сопоставляться с мозгом.

Как следствие, наблюдается многообразие и порой противоре­чивость различных представлений о нейрофизиологических меха­низмах эмоций. В качестве мозгового субстрата эмоций называют­ся «эмоциональные центры», «эмоциональный мозг» (или «круг Пейпеца»), лимбическая система, ретикулярная система ствола моз­га, «эмоциональные синдромы» и др. Также в последнее время все более популярным становится обсуждение этих вопросов в кон­тексте проблемы функциональной асимметрии мозга и межполу-шарного взаимодействия.

Каждая из перечисленных выше концепций подкреплена фак­тическими данными и по-своему интересна, однако ни одна из них


11.1. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций

отражает в достаточной мере всей специфики и многообразия циональных явлений, характерных для человека, и поэтому не 3 жет рассматриваться как завершенная. Накопленные к настоя-емУ времени экспериментальные и клинические данные свиде-льствуют о том, что различные параметры эмоций (знак, модаль­ность, интенсивность, длительность, устойчивость, осознанность, про­извольность управления) связаны с работой разных мозговых струк­тур Следовательно, можно говорить о несостоятельности концеп­ций одного (или нескольких) эмоционального центра или одного только типа мозговых структур (лимбических и др.) в качестве мозгового субстрата эмоций. Факты свидетельствуют в пользу кон­цепции множественного «представительства» эмоциональных явле­ний в мозге человека в различных мозговых структурах.

РЕФЛЕКТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИЙ■•'"■■■••■■•

Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлек­торную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние раздражения. Чем большую значимость для человека имеют изме­нения, происходящие вокруг него или с ним, тем более глубокими будут эмоциональные переживания.

Еще И.М. Сеченов указывал, что эмоции представляют собой центральную часть рефлекса. К рефлекторным актам, отмечал он, должно отнести многочисленный класс отраженных движений, где психическим моментом является чувственное наслаждение (напри­мер, смех ребенка при виде ярко окрашенного предмета, мимика голодного, когда он ест), т.е. все те мышечные движения, в основе которых лежат самые элементарные чувственные наслаждения. Однако условие возникновения и течения этого рода рефлексов совершенно особенное: одно и то же раздражение (например, за­пах пищи) в одном случае (состояние голода) вызывает чувство удовольствия, а в другом (состояние пресыщения)— чувство неу­довольствия. Следовательно, характер эмоциональной реакции на раздражение обусловлен состоянием нервной системы: «невольные движения, вытекающие из чувственного наслаждения, суть не что иное, как обыкновенные рефлексы, которых большая или меньшая сложность... зависит от физиологического состояния нервного центра».

Эмоциональные реакции могут возникать как непроизвольно, так и произвольно. Непроизвольное возникновение эмоций может быть безусловнорефлекторным и условно-рефлекторным. Так, уже


Глава 11. Нейрофизиологические основы...

новорожденные дети реагируют на горькую или испорченную пи­щу характерной гримасой отвращения.

Механизм возникновения условно-рефлекторных эмоциональ­ных реакций был наглядно продемонстрирован в ставшем уже классическим эксперименте Дж. Уотсона и Р. Рейнора. В начале эксперимента 11-месячному мальчику показали белую крысу, по отношению к которой он не проявил никаких признаков страха. Затем всякий раз, когда ее снова показывали мальчику, раздавал­ся резкий громкий звук, который вызывал у ребенка страх и сле­зы. В последующем ребенок начал проявлять признаки страха уже при одном лишь виде крысы (без ударов в гонг). Кроме того, данная реакция стала появляться при виде не только белой кры­сы, а и схожих предметов (собаки, кошки, кролика, морской свин­ки, мехового пальто и т.д.), т.е. стала генерализованной. На основе проведенного эксперимента ученые пришли к выводу, что процесс эмоционального развития складывается из накопления условных эмоциональных реакций.

Произвольный механизм возникновения эмоциональных ре­акций связан с оценкой человеком возможности и степени удов­летворения его потребностей, а также с представлением прошлых и предстоящих событий.

11.2. ПОДКОРКОВЫЕ И КОРКОВЫЕ г i - МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГОм

■■■>■'■' РЕАГИРОВАНИЯ

Функционирование эмоций человека является результатом сов­местной деятельности коры и подкорковых центров. Каждая эмо­циональная функциональная система (положительная, отрицатель­ная и входящие в них более частные системы базальных эмоций) представлена на нескольких уровнях ЦНС — начиная от ствола мозга и заканчивая корой больших полушарий. На рис. 11.1 пока­заны некоторые из структур мозга, имеющие преимущественное значение в обеспечении эмоционального реагирования.

К подкорковым механизмам эмоционального реагирования от­носят: неспецифические структуры ствола мозга (нижние и верх­ние его отделы), образования лимбической системы (поясная из­вилина, гишюкамп, перегородка, миндалевидное ядро и др.), ба-зальные ядра (хвостатое ядро и др.), а также структуры, объеди­няющие левое и правое полушария (мозолистое тело, передняя комиссура и др.). К корковым эмоциональным центрам принад-


11.2. Подкорковые и корковые механизмы...

Свод х

Поясная извилина

жит прежде всего древняя поясная кора и новая кора медиоба-Л льных и конвекситальных отделов лобных и височных отделов мозга.

Мозолистое тело

Таламус
- -Гиппокамп

Лобная доля

Ретикулярная формация

Перегородка

Спинной мозг

Обонятельная доля

Гиппокамп

Мамиллярное тело

 

Рис. 11.1. Структуры мозга, имеющие важное значение в обеспечении эмоционального реагирования

 

При инстинктивных эмоциональных реакциях — боль, пассив­ный (страх) и наступательный (гнев) защитные рефлексы — за­мыкание рефлекторных дуг происходит в подкорковых центрах, вызывая характерные вегетативные и двигательные изменения. Сле­довательно, все эмоциональные реакции, обусловленные протека­ющими в подкорке процессами, имеют безусловно-рефлекторный характер.

Однако в своем функционировании подкорковые центры не автономны: их деятельность сдерживается или усиливается цент­ральными процессами в коре головного мозга в связи с проекцией в ней всего, что совершается в подкорковых центрах. Кора боль­ших полушарий головного мозга у человека играет главенствую­щую роль в обеспечении процессов эмоционального реагирова­ния; ее деятельность путем сложнейших условно-рефлекторных связей влияет на нервные процессы, протекающие в вегетативной нервной системе и в подкорковых центрах. Если перерезать нерв­ные пути, связывающие зрительный бугор с корой, функции под­корковых центров освобождаются от регулирующего и координи­рующего влияния коры, что выражается в бурном течении и дис­гармонии эмоциональных реакций.






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.