МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Соотношение познавательного и эмоционального компонентов для некоторых сенсорных модальностей (по А. Пьерону)





Эмоциональный компонент зависит не только от сенсорной модальности, но также и от вида воздействия в пределах одной модальности. Еще Э. Титченер отмечал, что ахроматические цвета (белый и черный) редко бывают приятными или неприятными, в то время как хроматические цвета обычно имеют выраженное аф­фективное значение. Например, красный цвет вызывает более силь­ное возбуждение, чем голубой цвет такой же яркости, что отража-


12.1. Эмоциональный тон

ется в повышении систолического кровяного давления, изменении ритма дыхания, депрессии альфа-ритма в ЭЭГ и др.

Интенсивность раздражителя также является одним из сущес­твенных факторов, определяющих его эмоциональное значение. В. Вундт полагал, что едва заметное ощущение имеет предельно малую чувственную окраску; по мере увеличения интенсивности отущения растет его положительная чувственная окраска, но, до­стигнув определенной интенсивности, эта положительная окраска начинает уменьшаться и, перейдя через нулевую точку, становит­ся отрицательной. Теоретически выстроенная Вундтом кривая бы­ла подтверждена экспериментальными данными (см. рис. 12.2).

- Удовольствие

Рис. 12.2. Зависимость знака эмоции от интенсивности ...

сенсорного раздражителя (схема А. Леманна)

Существенное влияние на эмоциональную оценку раздражите­ля оказывает и внезапность его появления. Предметы, которые появляются неожиданно и быстро перемещаются, вызывают нега­тивную эмоциональную реакцию.

Наибольшее значение эта форма эмоционального реагирова­ния имеет в начальный период жизни индивида. Постепенно на ее основе формируются другие, более сложные эмоциональные обра­зования.

Отличительными особенностями эмоционального тона являют­ся: 1) кратковременный характер; 2) слабая интенсивность; 3) врож­денный характер; 4) слабая осознаваемость.

Кратковременный характер. Длительность эмоционального тона ограничена временем непосредственного действия сенсорно­го раздражителя.


 




Глава 12. Формы эмоционального реагирования________________

Слабая интенсивность. Эмоциональный тон часто определя­ют только как оттенок эмоционального переживания. Увеличение же интенсивности эмоционального тона приводит к появлению других форм эмоционального реагирования (аффектов, собствен­но эмоций).

Врожденный характер. Е.П. Ильин определяет эмоциональ­ный тон ощущений как «низший уровень врожденного (безуслов­но-рефлекторного) эмоционального реагирования, выполняющий функцию биологической оценки воздействующих на организм че­ловека и животных раздражителей через возникновение удоволь­ствия или неудовольствия». Таким образом, это филогенетически наиболее древнее, врожденное эмоциональное реагирование на от­дельные значимые воздействия (температурные, болевые, вкусо­вые и т.д.). По мнению П.В. Симонова, эмоциональный тон акку­мулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на про­тяжении миллионов лет естественного отбора.

Слабая осознаваемость. Совместное функционирование ощу­щений и их эмоционального тона является настолько тесным, что зачастую трудно отграничить переживание приятного-неприятно­го от вызвавшего его ощущения. Особенно это характерно для органических и кожных ощущений (например, боль многие назы­вают эмоциональной реакцией, в то время как это ощущение, вы­зывающее сильное отрицательное переживание). Как следствие, ряд психологов высказывали предположение, что эмоциональный тон является одним из свойств или даже особым видом ощуще­ний. Н.Н. Ланге был проведен сравнительный анализ основных характеристик ощущения и эмоционального тона (табл. 12.2).



Таблица 12.2

Сравнительные характеристики ощущенияи эмоциональноготона (по Н. Н. Ланге)

Ощущение Эмоциональный тон J

 

Нейтрально, безразлично Пристрастен: приятно-неприятно

Зависит от строения перифери- Однороден, не зависит от строения

ческого органа ощущения органа ощущения

Имеет объективный характер Имеет субъективный характер: то,

(сладкое для любого человека что одному приятно, другому про-

сладкое) тивно


Аффект

Окончание mafbi^iZ^

I

Является первичным и самостоя­тельным феноменом

Не возникает самостоятельно, в его основе лежит ощущение, представле­ние

Становится отчетливее и яснее, когда на него обращают внимание

Присущи неясность и расплывча­тость, при обращении на него внима­ния делается не яснее, а слабее и даже совсем исчезает

Эмоциональный тон ощущений, согласно Е.П. Ильину, выпол­няет три основные функции: 1) ориентировочную — сообщение организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться; 2) обеспечение обратной свя­зи — сообщение об удовлетворении или неудовлетворении имев­шейся потребности; 3) необходимость проявления определенных видов поведения до тех пор, пока не будет достигнут необходи­мый организму результат [36].

Таким образом, эмоциональный тон является простейшей, врожденной форлюм эмоционального реагирования на отдельные значимые для организма сенсорные воздействия.

АФФЕКТ

Сильные и кратковременные эмоциональные реакции, сопро­вождаемые резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, принято называть аффектами. Возникают аффек­ты в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как сдвинутыми к концу события.

Такая форма эмоционального реагирования обычно наблюда­ется в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из угрожающих (физически или психологичес­ки) или неожиданно возникающих ситуаций, совладать с ними. Однако это не означает, что все аффекты представляют собой только отрицательно окрашенные эмоциональные переживания. Аффективные реакции могут иметь и положительную окраску (вос­торг, сильная радость и т.д.). Так, дошкольный возраст называют возрастом аффективности, поскольку в этот период большинство эмоциональных переживаний детей проявляются в бурной и крат­ковременной форме.

Также аффекты бывают стеническими (приводящими к агрес­сии) и астеническими (обусловливающими бегство, оцепенение).


Глава 12. Формы эмоционального реагирования________________

Существует две основные группы факторов, вызывающих аф­фективные реакции: 1) внезапные и неожиданные воздействия, имеющие индивидуальное эмоциогенное значение (ущемление ин­тересов, дискредитация ценностей и т.д.); 2) конфликтные (чаще служебно-бытовые) ситуации, имеющие повседневно-травмирую­щий (протрагированный) характер и не обнаруживающие тенден­ции к своему разрешению, вследствие чего вызывают постоянное эмоциональное напряжение. Отдельные дополнительные воздей­ствия, на фоне причин эмоционального напряжения, приводят к острым аффективным реакциям, которые по своей выраженности не соответствуют вызвавшему их поводу (эффект «последней кап­ли»). В таком случае речь идет о кумулятивном аффекте.

Аффекты от других форм эмоционального реагирования отли­чаются следующими особенностями: 1) значительной интенсив­ностью; 2) взрывным характером; 3) кратковременным характе­ром; 4) формированием доминанты; 5) нарушением произвольнос­ти контроля поведения; 6) большой экспрессивностью; 7) выражен­ностью вегетативных проявлений; 8) фазовостью протекания.

Значительная интенсивность. Аффекты являются самыми сильными эмоциональными реакциями.

Взрывной характер. Характерным для аффективных реакций является резкое повышение уровня эмоционального возбуждения с последующей разрядкой.

Кратковременный характер. Будучи чрезмерно интенсив­ным, аффект не может длиться долго и быстро себя изживает.

Формирование доминанты (временно господствующего оча­га возбуждения в ЦНС на фоне сильного индуктивного торможе­ния других участков коры), вследствие чего аффект способен тор­мозить другие психические процессы и навязывать определенный, закрепившийся в эволюции, стереотипный способ аварийного раз­решения ситуации (бегство, агрессия). Однако такие способы пол­ностью оправдывают себя лишь в типичных биологических усло­виях, для социального же мира они не всегда являются подходя­щими. В целом, для аффектов характерны усиленная деятельность подкорковых центров и проявление инстинктивных эмоциональ­ных и поведенческих реакций.

Нарушение произвольности контроля поведения может быть большим или меньшим в зависимости от силы аффекта. Неспо­собность человека в состоянии аффекта вполне регулировать и сознательно контролировать свои действия из-за нарушения «опе­режающего отражения действительности» (П.К. Анохин) призна­ется в качестве смягчающего вину обстоятельства.


I


Аффект

Большая экспрессивность. Бурное внешнее выражение эмо­ционального переживания при аффектах («разрядка в действии», по С.Л. Рубинштейну) обусловлено освобождением подкорковых центров от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры головного мозга. Изменение поведения и деятельности в состоянии аффекта может происходить: 1) по типу гиперактива­ции — хаотичные движения; 2) по типу гипоактивации — тормо­жение, ступор.

Выраженность вегетативных проявлений, таких как: нару­шение ритма дыхания, которое становится сильным и прерывис­тым; чередование усиления и ослабления кровообращения, что проявляется в резких и внезапных переходах от покраснения к побледнению лица; повышение температуры тела и др.

Фазовостъ протекания. В течении аффекта выделяют три основные фазы:

1) начальную — внезапное или постепенное (кумулятивное)
нарастание напряжения;

2) центральную — кульминация, аффективный взрыв на фоне
резких изменений нормальной деятельности всего организма: рас­
пад высших нервных процессов, связанных с приобретенными со­
циальными и моральными установками личности; нарушение ме­
ханизмов второй сигнальной системы и, как следствие, расстрой­
ство мыслительной деятельности и речи; снижение способности
произвольного внимания и контроля поведения; сужение созна­
ния, в котором представлено только то, что связанно с пережива­
нием и др.;

3) заключительную — угасание внешних и внутренних прояв­
лений аффекта, психическая и физическая астения: упадок сил,
сонливость, апатия или раскаяние.

На рис. 12.3 приведены различные формы протекания аффектов.

Основными функциями аффектов являются: 1) следообразо-вание — образование специфического опыта — аффективных сле­дов (или «аффективных комплексов» по К.Г. Юнгу), актуализиру­ющихся при столкновении с отдельными элементами вызвавшей аффект ситуации и предупреждающих о возможном ее повторе­нии; 2) аккумуляция — накопление аффективного возбуждения в результате повторения провоцирующих аффект ситуаций, что при­водит к аффективному взрыву при отсутствии исключительных обстоятельств; 3) канализация — спонтанное (катарсис) или целе­направленное (с помощью различных психотерапевтических про­цедур) изживание аффективных следов.


Глава 12. Формы эмоционального реагирования


12.3. Настроение


 


Рис. 12.3. Различные формы течения аффектов (по В. Вундту): " ' а — быстро возникающий аффект; б — медленно нарастающий; в — перемежающийся; г — аффект, в котором периоды возбуждения сменяются периодами упадка сил

Аффект неадекватности — отрицательное эмоциональное пе­реживание, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Возникает в ус­ловиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить непра­вильно сложившиеся у него завышенную самооценку и завышен­ный уровень притязаний. Представляет собой защитную реакцию: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышен­ную самооценку путем искажения действительности, избегая при этом осознания своей несостоятельности.

Таким образом, аффектэто интенсивная и кратковремен­
ная эмоциональная реакция на внезапные, чаще всего угрожающие
ситуации, сопровождающаяся выраженными экспрессивными и веге­
тативными проявлениями.
,.■■*.,>* ■,""■'■■■■'■

НАСТРОЕНИЕ

Еще одним проявлением эмоциональной жизни человека яв­ляются его настроения. По своей природе настроения являются психическими (эмоциональными) состояниями, образующими об­щий эмоциональный фон жизнедеятельности человека и интегри­рующими все его эмоциональные отклики на воздействия любого характера. Настроение «...не специальное переживание, приуро­ченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состоя­ние» (С.Л. Рубинштейн). По мнению Н.Н. Даниловой, настроение действует как контекст, трансформируя все наши реакции на собы-


тия. П.М. Якобсон называет настроения «эмоциональным само­чувствием» человека.

Л.В. Куликов рассматривает настроения в качестве интеграль­ных показателей переживаемых в данный момент чувств и эмо­ций и подразделяет их на доминирующие (стабильные) и актуаль­ные (текущие). Понятие «единой равнодействующей чувства» В. Вундта является очень близким к современной трактовке поня­тия «настроение».

По мнению П.А. Рудика, фон настроения формируется под влиянием следующих причин: 1) органических процессов и состо­яний; 2) особенностей окружающей человека внешней (физичес­кой, предметной) среды, в которой ему приходится жить и рабо­тать; 3) особенностей взаимоотношений между людьми (зарази­тельность эмоций); 4) эмоционально окрашенных мыслей и пред­ставлений, в которых выражается удовлетворенность или неудов­летворенность своим поведением, результатами своей работы, по­ступками и характером других людей и т.д. Дополнить этот пере­чень необходимо такими причинами, как актуальное состояние потребностно-мотивационной сферы человека и его темперамен-тальные особенности, которые также оказывают значимое влия­ние на возникновение определенного (актуального или доминиру­ющего) настроения.

Отличительными особенностями протекания данной формы эмоционального реагирования являются: 1) слабая интенсивность; 2) значительная длительность; 3) беспредметность; 4) безотчет­ность; 5) диффузный характер; 6) интегрирующий характер.

Слабая интенсивность. «Расплывчатость», порой неопреде­ленность настроений объясняется тем, что они внешне и внутрен­не слабо выражены.

Значительная длительность. К. Изард называет настроение «пролонгированной эмоцией». Само название данной формы эмо­ционального реагирования («настроение» — настрой) указывает на то, что эти состояния медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода времени.

Беспредметность. Обычно затруднительно определить те кон­кретные объекты и события, которые оказали влияние на появле­ние того или иного фона настроения.

Безотчетность. Вследствие слабой интенсивности и беспред­метности, настроения зачастую почти не осознаются либо остав­ляют о себе неясное, неопределенное впечатление. Осознание сво­его настроения, а также вызвавших его причин, обычно происходит


Глава 12. Формы эмоционального реагирования________________

только при сосредоточении внимания на этом. Однако это не оз­начает, что настроение не зависит от сознательной деятельности человека, просто он часто не отдает себе отчет об этом.

Диффузный характер. Настроение накладывает отпечаток на всю психическую деятельность (восприятие, мышление и т.д.) и поведение человека в данный отрезок его жизни. Одна и та же ра­бота в зависимости от настроения будет казаться легкой, прият­ной либо же, напротив, утомительной.

Интегрирующий характер. Настроения связаны со всеми эмо­циональными переживаниями человека, зачастую являясь их сле­дами, отголосками. Интегрируя все длительные и ситуативные пе­реживания и их последействия, настроения тем самым поддержи­вают целостность и непрерывность эмоциональной жизни челове­ка. Так, биохимические и гормональные изменения в организме, остающиеся после переживания каких-то более интенсивных эмо­циональных реакций, проявляются в соответствующем фоне нас­троения. В свою очередь уже сами настроения способствуют, бла­гоприятствуют возникновению родственных им по качеству других форм эмоционального реагирования.

Дискутируемыми остаются вопрос о том, постоянно ли при­сутствуют настроения в жизни человека в каждый момент време­ни, и связанная с этим проблема существования нейтрального настроения. Если настроение бывает нейтральным, т.е. без выра­женной положительной или отрицательной окраски, будет ли оно в таком случае вообще формой эмоционального реагирования, по­скольку при этом утрачивается основное свойство эмоциональных явлений — их пристрастность. Если же настроение все же являет­ся формой эмоционального реагирования, следовательно, сущес­твуют периоды, когда у человека нет никакого настроения. Разные авторы предлагают различные варианты решения этих вопросов. Например, Е.П. Ильин считает, что настроение — это просто не­кий эмоциональный континуум, в котором интенсивность выра­женности эмоциональных переживаний может находиться в диа­пазоне от нуля (отсутствия эмоционального реагирования) до мак­симальной величины (аффекта). Однако это несколько упрощен­ный подход, не учитывающий всех закономерностей протекания настроений.

Выделяют следующие виды выраженных изменений настрое­ния: 1) гипертимия — повышенный фон настроения, характери­зующийся жизнерадостностью, бодростью, оптимистичностыо, дви­гательным и речевым возбуждением; 2) дистимия (или гипотимия)


Эмоция

сниженный, тоскливо-печальный фон настроения, характеризую­щийся пассивностью, унынием и пессимистичным отношением к действительности; 3) эйфория приподнятое, беззаботно-веселое настроение, характеризующееся беспечным отношением к серьез­ным сторонам жизни; 4) дисфория угрюмо-злобливое настрое­ние, характеризующееся раздражительностью, циничностью, недо­вольным, враждебным или агрессивным отношением ко всему ок­ружающему; 5) апатия равнодушное, безразличное настроение, полное отсутствие эмоционально окрашенного отношения к окру­жающему миру и самому себе.

Таким образом, настроение — это длительное эмоциональное состояние, интегрирующее все возникающие эмоциональные откли­ки на внешние и внутренние воздействия без отчетливого осозна­ния их предметного содержания и образующее общий эмоциональ­ный фон жизнедеятельности человека.

12.4. ЭМОЦИЯ„ ;

Термин «эмоция» в отечественной психологии используется в двух значениях: широком и узком. В широком значении термин «эмоция» употребляется как родовое и, соответственно, предельно общее понятие по отношению ко всем психическим явлениям, относящимся к эмоциональной сфере. В узком плане, «эмоцией» (или «собственно эмоцией») называют одну из форм эмоциональ­ного реагирования, обладающую определенными закономерностя­ми своего функционирования и проявления.

Эмоция (как форма эмоционального реагирования) представ­ляет собой реакцию не на стимулы, а на ситуации, ими создавае­мые. Однако если аффекты представляют собой как бы итоговую (по факту свершения) оценку ситуации, неожиданность или кри­тичность которой исключает ее заблаговременность, то оценка си­туации эмоциями смещена к ее началу, позволяя тем самым зара­нее прогнозировать ее исход.

Закономерности протекания эмоций именно как формы эмоцио­нального реагирования, а не как родового понятия нашли отражение в потребностно-информационной теории эмоций (П.В. Симонов).

Отличительными особенностями эмоций являются следующие: 1) ситуативный характер; 2) ограниченная продолжительность; 3) вы­раженная интенсивность; 4) опережающий характер; 5) осознавае-мость причин появления переживания.


Глава 12. Формы эмоционального реагирования_____________________

Ситуативный характер. Эмоции выражают оценочное отно­шение человека к текущим или возможным ситуациям, к своей деятельности и поведению в них.

Ограниченная продолжительность. Длительность эмоций ограничена временем непосредственного действия причин или пред­ставления обстоятельств, вызывающих данное переживание.

Выраженная интенсивность. Эмоции представляют собой достаточно выраженные реакции, однако, проявляются они в боль­шей степени во внутреннем (переживание), чем во внешнем (в по­ведении и вегетативных изменениях) плане.

Опережающий характер. Эмоции способны заранее оцени­вать значимость ситуаций и событий, которые еще не наступили, и их вероятностный исход, вследствие чего становится возможной заблаговременная реакция.

Осознаваемость причин появления переживания. Данная осо­бенность логически следует из предыдущей: оценивая значимость тех или иных возможных или текущих ситуаций, индивид спосо­бен ясно осознавать, что в них стало причиной появления опреде­ленных переживаний, либо просто четко устанавливать связь меж­ду ситуацией и вызванной ею эмоцией.

Таким образом, эмоция — это ситуативное эмоциональное реагирование человека на текущие или возможные события его жизни.

ЧУВСТВА

Устойчивые эмоциональные отношения к определенным пред­метам или явлениям действительности в отечественной психоло­гии принято называть чувствами. Чувства являются высшим про­дуктом эмоционального развития человека. Однако такое определе­ние закрепилось только в последнее время, раньше же чувствами достаточно часто называли самые элементарные эмоциональные реакции (В. Вундт и др.). До настоящего времени часто смешива­ют понятия «чувствительность» (относящееся к познавательной сфере) и «чувства» (эмоциональное явление).

Кроме того, некоторые ученые и сегодня используют чувства (а не эмоции) как родовое понятие, объединяющее все проявления эмоциональной жизни человека. Так, А.В. Петровский рассматри­вает чувства как переживаемые внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в то время как эмоции являются лишь особой формой непосредственного переживания чувств.


Чувства

Характерными особенностями чувств являются: предметность, осознанность, устойчивость, выраженная интенсивность, внеситу-ативность, иерархичность, обобщенность, формирование установ­ки, связь со всеми основными подструктурами личности.

Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объ­ектом — предметом, человеком, событием. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на: 1) конкрет­ные (к человеку, произведению искусства и т.п.); 2) обобщенные (к животным, музыке); 3) абстрактные (чувство справедливости).

Осознанность. События и объекты, по отношению к которым человек испытывает те или иные чувства, всегда ясны для него, как и сами переживания, что свидетельствует о том, что все чув­ства «привязаны ко второй сигнальной системе» (И.П. Павлов). Однако не все ученые согласны с тем, что чувства всегда осозна­ваемы. Так, Е.П. Ильин считает, что часто человек сам себе не хо­чет или не может признаться в том, что у него возникло то или иное чувство, поэтому вытесняет его в бессознательное.

Устойчивость. Чувства выражают устойчивые, постоянные эмо­циональные отношения («эмоциональные константы» по А.Н. Ле­онтьеву) человека к тем или иным предметам, которые могут со­храняться порой в течение всей жизни.

Выраженная интенсивность. Непосредственное восприятие или воспоминание о предмете чувства всегда сопровождается доста­точно выраженным эмоциональным переживанием. Сильное, до­минирующее чувство, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.

Внеситуативностъ. Чувства позволяют выделять в воспри­нимаемой и представляемой действительности объекты и собы­тия, имеющие для человека стабильную потребностно-мотиваци-онную значимость, и определять динамику и содержание ситуатив­ных эмоциональных реакций (например, появление радости при успехе любимого человека и неудаче нелюбимого).

Иерархичность. Чувства организуются в иерархическую сис­тему, соответственно актуально действующим мотивам человека: 1) низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворе­нием витальных потребностей человека; 2) высшие чувства возни­кают в связи с удовлетворением или неудовлетворением социаль­ных и духовных потребностей человека и органически включены во все виды деятельности.


Глава 12. Формы эмоционального реагирования___________________

Различают три основные группы высших чувств (в соответ­ствии с конкретными областями деятельности и сферами соци­альных явлений): 1) нравственные — переживаемые в связи с со­ответствием либо несоответствием своего поведения общеприня­тым требованиям и нормам; 2) интеллектуальные — связанные с познавательной деятельностью; 3) эстетические — вызываемые гар­монией воспринимаемых объектов.

Обобщенность. Чувства представляют собой результат обоб­щения отдельных эмоций, связанных с каким-либо объектом или явлением действительности.

Формирование установки. Е.П. Ильин называет чувство «эмо­циональной установкой, программой эмоционального реагирова­ния на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях». Чувства формируют го­товность оценивать и эмоционально реагировать определенным образом на какие-то события окружающего мира, причем проис­ходит это под влиянием как личного, так и социального опыта. Например, чувство тревоги (постоянное беспокойство, ожидание неблагополучия, опасности) может сформироваться как под влия­нием дисгармоничного стиля семейного воспитания (в атмосфере недоверия к окружающему миру), так и в результате каких-то не­удач либо пребывания в опасных ситуациях.

Связь со всеми основными подструктурами личности. В со­держании доминирующих чувств человека отражены его мировоз­зрение, направленность и т.д. Кроме того, степень проникновения чувств в личностные структуры человека характеризует их глубину.

Таким образом, чувствоэто устойчивое, чаще всего осо­знанное эмоциональное реагирование по отношению к определен­ным объектам или явлениям действительности, выражающее юс стабильную мотивационно-потребностную и личностную значимость для человека.

Все перечисленные формы эмоционального реагирования об­ладают в своем функционировании определенной автономностью и независимостью от других форм. В то же время они тесно взаи­модействуют друг с другом, составляя единое целое — эмоцио­нальную сферу человека.

Вопросы и заданиядля самоконтроля

1.Как соотносятся между собой по параметрам длительности и интенсивности основные формы эмоционального реагирования?


Чувства

2. Что такое эмоциональный тон? Какие отличительные осо­
бенности и функции ему присущи?

3. Назовите основные факторы возникновения аффектов.

4. Какими особенностями различаются аффективные реакции?
Какие функции им присущи?

5. Перечислите основные причины, оказывающие влияние на
фон настроения человека.

6. Дайте характеристику отличительным особенностям нас­
троений.

7. Какие виды настроений вы знаете?

8. Какими особенностями различаются собственно эмоции?

9. Перечислите основные особенности и виды чувств.


Глава 13 ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ


Структурные теории эмоций

ощущение же голубого цвета действует успокаивающе. Напряже­ние в большей степени обнаруживается в связи с процессами вни­мания, связанными с ожиданием какого-либо события, а разреше­ние наступает тогда, когда ожидаемое событие свершилось.


 


           
   
 
 
   
 

Разделение существующих теорий эмоций на группы по изу­чаемым ими аспектам является достаточно условным, поскольку в большинстве из них анализируются многие стороны проблемы, поэтому не всегда можно однозначно отнести ту или иную кон­цепцию к конкретной группе. Однако в каждой из теорий ка­кой-то аспект проблемы эмоций больше всего подчеркивается, при знается наиболее важным.

СТРУКТУРНЫЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

Длительное время в психологии господствовало мнение, что эмоциональные переживания характеризуются наличием только двух полярных и взаимно исключающих друг друга субъективных состо­яний — удовольствия или неудовольствия. Во второй половине XIX в. немецкий психолог В. Вундт предположил, что такой подход не от­ражает всей сложности психологической структуры эмоций.

Трехмерная теория эмоций В. Вундта. В. Вундт выдвинул теорию, согласно которой структура эмоции характеризуются тремя измерениями: удовольствием—неудовольствием, возбуждением—успо­коением и напряжением—разрешением (рис. 13.1). Каждое из этих трех измерений проявляется в эмоции не только как определенное по качеству субъективное состояние, но и в различных степенях интенсивности. Для изучения эмоций как субъективных элементов непосредственного опыта человека ученый использовал метод ин­троспекции, а также регистрировал изменения органических ре­акций (преимущественно дыхания и пульса).

Согласно Вундту, эмоциональные переживания характеризу­ются одним, двумя или всеми тремя из указанных полярных из­мерений. Так, чистые формы удовольствия или неудовольствия возникают, согласно Вундту, в связи с обонятельными и вкусовы­ми ощущениями, а также ощущением боли. Но уже ощущение красного цвета, помимо доставляемого им удовольствия или не­удовольствия, вызывает эмоциональное состояние возбуждения,


Рис. 13.1. Трехмерная структура эмоций по В. Вундту ' '

Благодаря тому, что эмоции по своей психологической струк­туре являются многообразием трех измерений, из которых каждое может непрерывно и в широких пределах изменяться по степени своей интенсивности, получается бесконечное разнообразие эмо­циональных состояний и их оттенков.

Вундт стремился подкрепить свою теорию объективными фи­зиологическими данными. Каждая из указанных шести качествен­ных особенностей эмоций характеризуется определенными изме­нениями пульса и дыхания (рис. 13.2).

ПУЛЬС '; :

ДЫХАНИЕ


Рис. 13.2. Изменения пульса и дыхания при различных эмоциональных состояниях (по В. Вундту)


т


Глава 13. Теории эмоций






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.