МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Базисные прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (по Р. Плутчику)





 

Прототипический адаптивный комплекс Первичная эмоция
Объединение — поглощение пищи и воды Отвержение — реакция отторжения, избавления ор­ганизма от чего-либо воспринятого ранее (экскре­ция, рвота) Принятие Отвращение
Разрушение — устранение препятствия на пуги удов­летворения потребности Гнев
Защита — избегание угрозы или вреда за счет уве­личения расстояния между организмом и источни­ком опасности Страх
Репродуктивное поведение — реакции, сопутствую­щие сексуальному поведению и характеризующиеся тенденцией приближения и сохранения контакта Радость
Депривация — утрата объекта, приносящего удо­вольствие Горе
Ориентировка — реакция на контакт с новым, не­знакомым объектом Исследование ■-■ произвольная активность, направ­ленная на изучение окружающей среды Удивление Ожидание

Четвертое положение теории объясняет последовательность протекания эмоционального процесса (рис. 13.3): эмоции вызы­ваются различными событиями, которые должны быть когнитив­но оценены с точки зрения их значимости для благополучия индивида. Результатом оценки являются различные пережива­ния, а также определенные физиологические изменения. Физио­логические изменения носят характер реакций антиципации, свя­занных с различными напряжениями или импульсами (побужде­нием к исследованию, нападению и т.д.). В зависимости от силы разнородных импульсов появляется равнодействующая в виде наблюдаемого поведения, которое призвано оказать эффект на исходные стимулы. При этом эффективность этой комплексной системы с обратной связью состоит в снижении угрозы или в изменении опасной ситуации таким образом, что достигается вре­менный поведенческий гомеостатический баланс.

Стабилизирующие обратные связи ;,

Рис. 133. Эмоциональный процесс но Р. Плутчику

Пятое положение предполагает, что отношения между эмоци­ями могут быть представлены в виде трехмерной структурной мо­дели: интенсивность—сходство—полярность. Это положение так­же включает идею о существовании первичных и производных или смешанных эмоций. Например, гордость = гнев + радость; любовь = радость + принятие; любопытство = удивление + приня­тие; ненависть = гнев + удивление; презрение = гнев + отвраще­ние; разочарование = удивление + горе; жалость = горе + отвра­щение и др.

Последнее положение теории логически следует из предыду­щего. По мнению Р. Плутчика, его теория эмоций может оказать­ся полезной при изучении личности, а также в психотерапии, по­скольку эмоциональные компоненты идентифицируются во мно-


 




Глава 13. Теории эмоций

гих личностных особенностях, психологических защитах и др. Например, общительность соотносится с сочетанием радости и принятия, а «замещение» рассматривается как бессознательный способ справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Социальные регуляторы (феномены супер Эго) поведения человека могут быть поняты как сочетание стра­ха и других эмоций (например, скромность = страх + принятие), а тревога — как сочетание страха и ожидания. Следовательно, анализ ситуаций, порождающих у человека страх, и выявление ожиданий человека по отношению к таким ситуациям поможет понять динамику тревоги.



Несколько по-другому рассматривает происхождение эмоций в русле проблем адаптации Дж. Дьюи. По его мнению, эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных дей­ствий, привычных или произвольных форм поведения наталкива­ется на препятствие. Драться, спасаться — сами по себе эти дей­ствия не влекут за собой эмоции, если они осуществляются в обычных условиях. Но, как только возникает затруднение, чело­век, стремясь адаптироваться к новым условиям жизни, испыты­вает эмоцию. Дж. Дьюи отмечал: «Психологически эмоция — это адаптация или напряжение привычек и идеала, а органические изменения... являются проявлением этой борьбы за адаптацию». В последующем эти идеи были развиты в «конфликтных» теори­ях эмоций (А. Пьерон, 1928; Ф. Хоудж, 1935; Т. Андреани, 1968).

Близкими к концепции Дьюи являются и взгляды на эту проблему французской психологической школы (Э. Клаиаред, П. Жане, П. Фресс). По мнению Э. Клапареда, «эмоции возника­ют лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Человек, имеющий возможность убежать, не испыты­вает эмоции страха. Страх обнаруживается только тогда, когда спастись бегством невозможно. Гнев возникает только тогда, когда противника нельзя ударить», при этом «чем ближе эмоция к форме шока, взрыва, тем значительнее в ней доля неадаптивнос­ти по сравнению с адаптивностью». Еще больше подчеркивает дезадаптивную, дезорганизующую роль эмоций П. Фресс: «эмо­ция соответствует такому снижению уровня адаптации, которое наступает, когда мотивация является слишком сильной по срав­нению с реальными возможностями субъекта». В сущности, та­кое понимание эмоций соотносимо скорее с общепринятым опре­делением понятия «аффект».

248 Ц


13.3. Физиологические теории эмоций





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.