МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ФАЗЫ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА





С.Л. Рубинштейн выделяет следующие фазы мыслительного процесса.

1. Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Осозна­ние проблемной ситуации может начаться с чувства удивления (с которого, по Платону, начинается всякое знание), вызванного си-


Глава 7. Мышление


7.7. Фазы мыслительного процесса


 


туацией, произведшей впечатление необычайности. Это удивле­ние может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения. Таким образом, проблемная си­туация может сначала возникнуть в действенном плане. Затрудне­ния в плане действия сигнализируют проблемную ситуацию, а удивление дает почувствовать ее. Но необходимо еще осмыслить проблему как таковую. Это требует работы мысли. Поэтому, когда проблемная ситуация изображается как начало, как отправной пункт мышления, не следует представлять себе это так, будто проблема должна быть всегда дана в готовом виде предварительно, до мыш­ления, и мыслительный процесс начинается лишь после того, как она установлена. Уже здесь с первого же шага приходится убе­диться в том, что в процессе мышления все моменты его находят­ся во внутренней диалектической взаимосвязи, не позволяющей механически их разрывать и располагать в линейной последова­тельности. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы. Сформулировать, в чем вопрос, — значит уже подняться до извест­ного понимания, а понять задачу или проблему — значит если не разрешить ее, то, по крайней мере, найти путь, т.е. метод, для ее разрешения. Поэтому первый признак мыслящего человека — это умение видеть проблемы там, где они есть. Проницательному уму многое проблематично; только для того, кто не привык самостоя­тельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует. Воз­никновение вопросов — первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. При этом каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний; умение увидеть проблему — функция знания. Поэтому, если знание предполагает мышление, то и мышление уже в своем исходном пункте предполагает знание. Каждая решенная пробле­ма поднимает целый ряд новых проблем; перефразируя Сократа можно сказать, что чем больше человек знает, тем лучше он знает, чего он не знает.

2. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи совершается различными и очень многообразны­ми способами в зависимости, прежде всего, от характера самой за­дачи. Есть задачи, для решения которых все данные заключены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Таковы глав­ным образом простейшие механические задачи, требующие учета лишь простейших внешних механических и пространственных со-


отношений,— задачи так называемого наглядно-действенного или сенсомоторного интеллекта. Для их решения достаточно бывает по-новому соотнести наглядные данные и переосмыслить ситуа­цию. Представители гештальтпсихологии ошибочно пытаются свес­ти всякое решение задачи к такому преобразованию «структуры» ситуации. В действительности, такой путь решения задачи явля­ется лишь частным случаем, более или менее применимым только для очень ограниченного круга задач. Решение задач, на которое направлены процессы мышления, требует по большей части привле­чения в качестве предпосылок теоретических знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуа­ции. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении, сначала очень приблизительном, возникающего вопроса или проб­лемы к некоторой области знания.



Таким образом, внутри первоначально намеченной сферы со­вершаются дальнейшие мыслительные операции, дифференциру­ющие тот круг знаний, с которым соотносится данная проблема. Если знания добываются в процессе мышления, то и процесс мыш­ления в свою очередь предполагает уже наличие какого-то знания; если мыслительный акт приводит к новому знанию, то какие-то знания, в свою очередь, всегда служат опорной точкой для мыш­ления. Решение или попытка разрешить проблему предполагает обыч­но привлечение тех или иных положений из уже имеющихся зна­ний в качестве методов или средств ее разрешения.

Приведенные положения выступают иногда в виде правил, и решение задачи совершается в таком случае путем применения правил. Применение или использование правила для решения задачи включает две различные мыслительные операции. Пер­вая, часто наиболее трудная, заключается в том, чтобы опреде­лить, какое правило должно быть привлечено для решения данной задачи, вторая — в применении определенного уже данного об­щего правила к частным условиям конкретной задачи. Учащие­ся, исправно решающие задачи, которые даются им на опреде­ленное правило, часто оказываются не в состоянии затем решить такую же задачу, если они не знают, на какое правило эта задача, потому что в этом случае им нужно предварительно совершить Дополнительную мыслительную операцию нахождения соответ­ствующего правила.

Это происходит по тому, что они вовсе не думают о правиле, не осознают и не формулируют его, хотя бы мысленно, как прави­ло, а пользуются совершенно автоматически установившимся прие­мом. В реальном мыслительном процессе, являющемся очень слож-


Глава 7. Мышление


7.9. Виды мышления


 


ной и многосторонней деятельностью, автоматизированные схемы действия — специфические «навыки» мышления — игра­ют часто очень существенную роль. Не приходится поэтому лишь внешне противопоставлять навыки, автоматизмы и рациональную мысль. Оформленные в виде правил положения мысли и автома­тизированные схемы действия не только противоположны, но и взаимосвязаны. Роль навыков, автоматизированных схем действия в реальном мыслительном процессе особенно велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная рациональная система знания. Например, очень значительна роль автоматизированных схем действия при решении математических задач.

3. Решение сложной проблемы, впервые возникая в уме, обыч­но сначала намечается в результате учета и сопоставления части условий, которые берутся в качестве исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осоз­нается как гипотеза. Решение некоторых, особенно сложных, за­дач совершается на основе таких гипотез. Осознание наметивше­гося решения как гипотезы, т.е. как предположения, порождает потребность в его проверке. Эта потребность становится наиболее острой, когда на основе предварительного учета условий задачи перед мыслью встает несколько возможных ее решений или гипо­тез. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее систе­ма знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки и критики своих гипотез располагает мысль.

Степень критичности ума бывает очень разной у разных лю­дей. Критичность — существенный признак зрелого ума. Некри­тический, наивный ум легко принимает любое совпадение за объ­яснение, первое подвернувшееся решение — за окончательное. Кри­тический ум тщательно взвешивает все доводы «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.

4. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем ре­зультат мыслительной работы переводится более или менее не­посредственно в практику. Она подвергает его решающему испыта­нию и ставит перед мыслью новые задачи -- развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.