МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ





;., Психология мышления стала разрабатываться специально толь­ко в XX в. До этого психологии мышления касались:

I. Ассоциативная психология (Д. Юм, Г.Э. Мюллер).
Сводила содержание мышления к чувственным элементам

ощущений, а закономерности его протекания — к ассоциативным законам.

II. Вюрцбургская школа (Ш. Бине, К. Бюллер, О. Зельц, Н. Ах).

Мышление имеет свое специфическое содержание, не своди­мое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Мышление внешне противопоставляется всему чувственному со­держанию действительности, направленность мышления (интен­ция) превратилась в чистый акт, в мистическую активность вне всякого содержания.

III. Гешталътпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер).

Мышление — это не оперирование отношениями, а преобразо­вание структуры наглядных ситуаций. Исходная ситуация, в кото­рой возникает проблема,— это в своем наглядном содержании не­уравновешенное феноменальное поле, в котором имеются как бы незаполненные места. Вследствие этого в проблемной ситуации создается напряжение, которое вызывает переход данной неустой­чивой наглядной ситуации в другую. Посредством последователь­ного ряда таких переходов происходит преобразование, т.е. изме­нение структуры исходного наглядного содержания, которое и при­водит к решению задачи. Задача оказывается решенной попросту в результате того, что под конец мы по-иному, видим содержание исходной ситуации.

Одна из самых давних сфер интереса психологов — познание механизмов, благодаря которым функционирует мышление и другие когнитивные процессы. В данном направлении имеет место теорети­ческая научная борьба между когнитивистами и бихевиористами.

Бихевиористские концепции. Дж.Б. Уотсон выдвинул гипотезу, что мысль порождается той же двигательной активностью, что и речь.


Разница: мысль представляет собой внутренний диалог, речь — эТо мысль, произносимая вслух.

Подтверждением этому может служить следующее: если при­ложить электроды к языку или нижней губе человека, умножаю­щего в уме два числа, то можно зарегистрировать изменение по­тенциала. Такой же результат, если к пальцам глухого приложить электроды, если глухой привык общаться с помощью жестов, и просить его решить умственную задачу, т.е. мышление сопровож­дается скрытой двигательной активностью. Но мышление возмож­но и без нее. Известен опыт Смита, когда у добровольца был вы­зван полный паралич путем введения соответствующей дозы кура­ре, но он мог рассуждать, а по окончании действия препарата вспомнил и рассказал все, что происходило во время опыта.

Когнитивистские концепции. Развитие мышления связано с развитием таких символических процессов, как использование по­нятий (Ж. Пиаже). Именно благодаря понятиям ребенок может организовывать информацию и предвидеть последствия своих дей­ствий в окружающем мире. Ученый интересовался тем, как выра­батываются, развиваются, преобразуются эти мыслительные про­цессы с детства до зрелого возраста.

МЫШЛЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

В действительности, уже в восприятии дана не простая сумма или агрегат изолированных элементов; уже в восприятии различ­ные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности. Обычно, мы восприни­маем вещи в определенных ситуациях, в которых они даны в тех или иных соотношениях с другими вещами,— пространственных, временных и т.д.



Вещи воспринимаются: как равные или неравные, большие или меньшие, как определенным образом расположенные (т.е. находя­щиеся в тех или иных отношениях порядка или последователь­ности), как предшествующие или последующие и т.д.

Помимо того, и внутри каждой вещи различные свойства вос­принимаются нами опять-таки не как совокупность изолирован­ных, между собой не связанных качеств, а в определенных, харак­терных для вещи соотношениях, сочетаниях, связях. Но в восприя­тии вещи и явления, их свойства даны сплошь и рядом в случай­ных, единичных, несущественных определениях, во внешнем сое-


Глава 7. Мышление

динении свойств, которые «соединены, но не связаны». Для хи­мического элемента несущественна может быть та окраска, кото­рая ему придана: химические реакции или соединения, в которые он войдет, от нее не зависят. Существенные и несущественные свойства, случайные и необходимые связи или связи по смежнос­ти в данной частной ситуации, т.е. простые совпадения и реаль­ные зависимости, выступают в восприятии в нерасчлененном син­кретическом единстве. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реаль­ных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смеж­ности в той или иной частной ситуации.

Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от слу­чайного к необходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. Но то, что существенно связано, необходимо, окажется общим при многообразных изме­нениях несущественных обстоятельств; поэтому мышление, рас­крывая существенные связи, обобщает.

Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдель­ного к общему и от общего к отдельному. Мышление — это опосре­дованное, основанное на раскрытии существенных связей, отноше­ний, опосредовании и обобщенное познание объективной реальности.

Переходя от случайных к существенным общим связям, мыш­ление раскрывает закономерности или законы действительности. В восприятии человек может лишь констатировать, что в данном частном случае данное единичное явление протекало так-то, но лишь в результате мыслительной операции он может прийти к тому выводу, что такова общая закономерность. Раскрытие законо­мерности свойств и тех отношений, которые выступают в восприя­тии, требует мыслительной деятельности. Раскрывая все более глубокие закономерности явлений, мышление познает все более и более существенные свойства, все более глубокую сущность объек­тивного мира. Адекватное познание бытия, которое всегда находит­ся в процессе становления, изменения, развития, отмирания старо­го, отживающего, и развития нового, нарождающегося, дает лишь мышление, которое отражает бытие в его многосторонних связях и опосредованиях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями развития,— диалектическое мышление.


7.4. Мышление как действие

7.4. МЫШЛЕНИЕ КАК ДЕЙСТВИЕ

Мышление непосредственно связано с деятельностью и вытека-из нее. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совер­шается в действии и в действии выявляется.

Все мыслительные операции (анализ, синтез и т.д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операция­ми теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компо­нент практической деятельности и лишь затем выделилось в отно­сительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоре­тическом мышлении связь с практикой сохраняется, изменяется лишь характер этой связи. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому единичному случаю прак­тики. Пока, решая задачу, мы оперируем только наглядным еди­ничным содержанием, данным нам в непосредственном созерца­нии, мы решаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи ради­кально изменяет положение. Задача, получившая такое обобщен­ное решение, решена не только практически — для данного част­ного случая, но и теоретически — для всех принципиально одно­родных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выхо­дит за его пределы и получает обобщенное значение; оно стано­вится теорией или составной частью теории. Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую поставила практика, теорети­ческое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип реше­ния задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может натолкнуться в будущем. Мышление принимает на себя Функции планирования. Оно поднимается на тот уровень, когда возможной становится теория, опережающая практику и служащая Руководством к действию. Развиваясь на основе действия, мышле­ние и служит, в конечном счете, для организации действия и ру­ководства им.


Глава 7. Мышление


7.5. Мышление как процесс


 


7.5. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС

Понимание психики как процесс — одно из важнейших откры­тий С.Л. Рубинштейна. Применительно к мышлению это означает, что весь мыслительный процесс направлен на решение задачи. Будучи связано с деятельностью, мышление само есть процесс, пе­реход от единичного к общему и от общего к единичному, от явле­ния к сущности и от сущности к явлению. Реальное мышление — это движение мысли. Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и ее продукта, процесса и его содержания, мышления и мысли.

Специфическим содержанием мышления является понятие. По­нятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объ­ективных связей и отношений.

И именно понятие, а не слово, как полагают формалисты, пре­вращающие речевой знак в творца, в «демиурга» мышления, и не общее представление, как считают эмпиристы, сводящие логичес­кое к наглядно-чувственному, является специфическим содержа­нием мышления.

Вскрывая связи и отношения, восходя от явления к обобщен­ному познанию их сущности, понятие приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нель­зя себе наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и вы­ходит за пределы непосредственной наглядности. Формой суще­ствования понятия является слово.

Всякий мыслительный процесс является по своему внутренне­му строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Направляясь на ту или иную цель, на решение определенной задачи, всякий реальный мысли­тельный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Началь­ным моментом мыслительного процесса обычно является проб­лемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появля­ется потребность что-то попять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противо­речия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение лич­ности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разреше­ние какой-то задачи.


Такое начало предполагает и определенное завершение. Разре-ение задачи является естественным завершением мыслительного поцесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь про­цесс мышления в целом представляется сознательно регулируе­мой операцией.

Мышление и эмоции. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие мыслящего субъекта, напря­женное в начале и удовлетворенное или разряженное в конце. Во­обще реальный мыслительный процесс связан со всей психичес­кой жизнью индивида. В частности, поскольку мышление тесней­шим образом связано с практикой и исходит из потребностей и интересов человека, эмоциональные моменты чувства, выражаю­щего в субъективной форме переживания, отношение человека к окружающему, включаются в каждый интеллектуальный процесс и своеобразно его окрашивают. Мыслит не «чистая» мысль, а жи­вой человек, поэтому в акт мысли в той или иной мере включает­ся и чувство.

Роль чувства в мыслительном процессе может быть различной в зависимости от того, какое соотношение устанавливается между чувством и мыслью. Иногда чувство, включаясь в мысль, наруша­ет субъективными элементами ее течение. Подчиняясь деспоти­ческому господству слепого чувства, мысль начинает порой регу­лироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью. Мысль, которая в основном сле­дует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности», относится уже к области патологии. Но и в пределах нормального мышления нередко случается, что мышление подчиняется «логике чувств», и мыслительный процесс, теряя свое познавательное зна­чение, сводится к использованию формальных логических опера­ций для оправдания перед мыслью положений, которые установ­лены помимо нее, будучи продиктованы чувством и фиксированы в угоду ему. Вместо того, чтобы взвешивать все «за» и «против» какой-нибудь гипотезы, эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения; решение задачи совершается в плане чувства, а не мысли. Мышление в таком случае служит не для того, чтобы прийти к решению проблемы, а лишь для того, чтобы оправдать решение, в пользу которого говорят «доводы сердца» — чувства, интересы, пристрастия, а не доводы разума.


Глава 7. Мышление' " '


Чувство может иногда отклонить мысль от правильного пути, однако было бы в корне неправильно на этом основании припи­сывать чувству вообще лишь отрицательную роль какого-то дез­организатора мысли или относить его вмешательство к области патологии. Когда в единстве интеллектуального и аффективного эмоциональность подчинена контролю интеллекта, включение чув­ства придает мысли большую напряженность, страстность, остро­ту. Мысль, заостренная чувством, глубже проникает в свой пред­мет, чем «объективная», равнодушная, безразличная мысль.

Поскольку мышление совершается в виде операций, направлен­ных на решение определенных задач, мыслительный процесс являет­ся активным, целеустремленным, волевым актом. Решение задачи требует сплошь и рядом значительного волевого усилия для преодо­ления встающих перед мышлением трудностей. Волевые качества личности, настойчивость и целеустремленность имеют поэтому су­щественное значение для успеха в интеллектуальной работе.

Эта сознательная целенаправленность существенно характери­зует мыслительный процесс. Осознание стоящей перед мышлени­ем задачи определяет все течение мыслительного процесса. Он со­вершается как система сознательно регулируемых интеллектуаль­ных операций. Мышление соотносит, сопоставляет каждую мысль, возникающую в процессе мышления, с задачей, на разрешение ко­торой направлен мыслительный процесс, и ее условиями. Совер­шающиеся таким образом проверка, критика, контроль характери­зуют мышление как сознательный процесс. Эта сознательность мыс­ли проявляется в своеобразной ее привилегии: только в мысли­тельном процессе возможна ошибка; только мыслящий человек может ошибаться. Ассоциативный процесс может дать объективно неудовлетворительный результат, неадекватный задаче, но ошибка, осознанная субъектом как таковая, возможна лишь в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно со­относит результаты мыслительного процесса с объективными дан­ными, из которых он исходит. Отбрасывая парадоксальность ис­ходной формулировки, можно сказать, что, конечно, не сама по себе ошибка, а возможность осознать ошибку является привиле­гией мышления как сознательного процесса.

Содержание мыслительного процесса. Так же, как протека­ние, специфично и содержание мыслительного процесса: всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях. Эти обобще­ния выражаются в понятиях — специфическом содержании мыш­ления. Всякое мышление в той или иной мере совершается в по-


нятиях. Однако в реальном мыслительном процессе понятия не выступают в отрешенном, изолированном виде, они всегда функ­ционируют в единстве и взаимопроникновении с наглядными моментами представлений и со словом, которое, будучи формой существования понятия, является всегда вместе с тем и неким слу­ховым или зрительным образом.

Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс

в виде:

а) образных представлений о вещах и их свойствах;

б) схем;

в) слов, которыми оперирует понятийное мышление, посколь­
ку оно всегда является мышлением словесным.

Мыслительный процесс обычно включает в себя, в единстве и взаимопроникновении с понятиями, во-первых, более или менее обобщенные образы-представления. Не только отвлеченное значе­ние слова, но и наглядный образ может быть носителем смысло­вого содержания, значения и выполнять более или менее суще­ственные функции в мыслительном процессе, потому что образ является не замкнутой в себе данностью сознания, а семантичес­ким образованием, обозначающим предмет. Мы поэтому можем мыслить не только отвлеченными понятиями, но и образами, как это с особенной очевидностью доказывает существование метафор и вообще художественное мышление. Хотя теоретически в целях анализа можно и нужно различать абстрактное теоретическое мыш­ление и мышление наглядно-образное (см. дальше), и они в дей­ствительности отличаются друг от друга по тому, что — понятие или образ — является в них преобладающим, однако в реальном мыслительном процессе обычно в какой-то мере включаются и отвлеченное понятие, данное в форме слова, и образ.

Образ как образ предмета имеет семантическое содержание. Каждый воспринимаемый или представляемый нами образ фигу­рирует обычно в связи с определенным значением, выраженным в слове: он обозначает предмет. Когда мы наглядно, образно что-ли­бо воспринимаем, мы осознаем предмет; наглядно-чувственное со­держание относится нами к предмету, который мы посредством него воспринимаем. Это семантическое содержание является об­щим знаменателем для образа и слова-понятия; их семантическая общность преодолевает обычное противопоставление логически-по­нятийного и образно-чувственного, включая и одно и другое как необходимые звенья в реальный мыслительный процесс.


|дава 7. Мышление


7.7. Фазы мыслительного процесса


 


Образ становится все более совершенным носителем мысли, в самом чувственно-наглядном своем содержании все адекватнее отображающим ее значение.

Конечным этапом интеллектуализации образа, которая делает его наглядным выражением мысли, является переход от вещного представления к схеме.

Наряду со словом и конкретным наглядным образом, схема играет в мышлении значительную роль. Мы не всегда мыслим в развернутых словесных формулировках; мысль иногда опережает слово. Мы оперируем на основе некоторой схемы, которая анти­ципирует, предвосхищает в нашем сознании еще не развернутую систему мыслей. На основе такой схемы, не обремененной деталя­ми, можно оперировать беглыми наметками. Поэтому течение мыс­ли не задерживается: при быстром мышлении мы обычно мыслим именно так.

Наглядные образы и схемы не исчерпывают наглядно-чувствен­ных компонентов мышления. Основное значение для мышления в понятиях имеет речь, слово.

,,'.' 7.6. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ'^..^.^'^Й;!

Наше мышление в понятиях — преимущественно словесное мышление. Слово является формой существования мысли, его не­посредственной данностью. Процесс мышления протекает в более или менее сложном сочетании наглядно-образного содержания пред­ставлений с выходящим за пределы непосредственной нагляднос­ти вербальным обозначением содержания мышления. Преимущес­тво слова заключается в том, что чувственно-наглядный материал слова сам по себе не имеет никакого иного значения, помимо сво­его семантического содержания; именно поэтому он может быть пластическим носителем содержания мысли в понятиях. Слова поэтому как бы прозрачны для значения: мы обычно начинаем за­мечать слова как звуковые образы только тогда, когда перестаем понимать их значение; в силу этого слово — наиболее пригодное средство обозначения интеллектуального содержания мысли. Но и слово — форма мысли — является не только отвлеченным зна­чением, но и наглядным чувственным представлением: «дух» отя­гощен в нем «материей».

Л.С. Выготский считал, что:

1. В онтогенетическом развитии мышление и речь имеют раз­
личные корни. ■. ...•i<.ih,:ij>4:■;•',■ ' ■■,••:,• -ii*:»-: ■■ ?:':;•:• .', •


2 В развитии речи ребенка есть доинтеллектуальная стадия, а развитии мышления — доречевая стадия.

3. До определенного времени их развитие идет независимо

друг от друга.

4. В определенное время линии развития пересекаются и мыш­
ление становится речевым, а речь — интеллектуальной.

С точки зрения С.Л. Рубинштейна:

1. Между речью и мышлением существует не тождество и не
разрыв, а единство.

2. В единстве мышления и речи ведущим является мышление.

3. Речь и мышление возникают у человека в единстве на осно­
ве общественно-трудовой практики.

Логическое и чувственно-наглядное образуют не тождество, но единство. Это единство проявляется в том, что, с одной сторо­ны, мышление исходит из чувственного созерцания и включает в себя наглядные элементы, с другой — само наглядно-образное содержание включает в себя смысловое содержание. Наглядное и отвлеченное содержание в процессе мышления взаимопроникают и переходят друг в друга.

Таким образом, реальный мыслительный процесс, сохраняя специфику мышления, существенно, качественно отличающую его от всех других психических процессов, вместе с тем всегда впле­тен в общую ткань целостной психической жизни, реально дан в связи и взаимопроникновении со всеми сторонами психической деятельности — с потребностями и чувствами, волевой активностью и целеустремленностью, с наглядными образами-представлениями и словесной формой речи. Специфичным для мышления как мыс­лительного процесса остается его направленность на решение проб­лемы или задачи, а для мысли как его содержания — обобщенное отражение все более существенных сторон бытия в понятиях, суж­дениях и умозаключениях, каждое из которых ведет к познанию человеком все более глубокой объективной связи мира.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.