ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ВОПРОСИВШИИ ОБ ЭТОМ, ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТ 18 страница ...вражды и обиды все истребятся, и надеюсь на всещедрого Бога, что хотя волею или неволею, однако разные чины яко военные офицеры с простым народом будут... высокомнимые дворяне могут превратиться в кротких овец и будут иметь любовь с простым народом, потому что все единой державы люди есть. А когда правда укоренится и любовь в людях утвердится, то можно разуметь, что Бог на всех нас призрит милостивым своим призрением и прославит нас во весь свет славою... восхочет, понеже вся слава и богатство в Его суть руке Божьей. Прошение же мое Величеству Твоему предлагаю токмо едино, чтобы желание мое в дело произвелось, иного ж ничего не требую, токмо да не явится мое имя ненавистливым и завистливым людям, паче же ябедникам и обидчикам и любителям неправды, понеже не угождая им писал. А если узнают о моей мизерности*, то не попустят мне на свете ни малого времени жить, но прекратят жизнь мою. Однако буди в том воля Бога моего и воля Твоего Императорского Величества, яко тебе Бог, Всевидящее Око, во сердце положит и Дух Святой наставит, так и да будет. Ведает про то Бог, что не себя ради потрудился, но токмо от вложения в меня от Бога ревности потрудился. Доносит о сем Величества Вашего всенижайший раб Иван Посошков, писав своеручно. КНИГА О СКУДОСТИ И БОГАТСТВЕ Сие есть изъявление, отчего приключается напрасная скудость и отчего изобильное богатство умножается. Аз, мизерный Его Императорского Величества раб, мнение свое таковое предлагаю о собрании царских сокровищ, так как верным его величества рабу подобает заботиться, чтобы сколько о собрании казны стараться, столько чтобы и собранное втуне не погибало, и не токмо собранное и несобранное прилежно смотреть, дабы даром ничто нигде не лежало и не погибало. Подобно и о всенародном обогащении подобает заботиться без умаления усердия, дабы и все люди даром и напрасно ничего не тратили, но жили бы от пьянственного питья повоздержнее, а во одеждах не весьма тщеславно, но посредственно, чтобы от излишнего украшения своего, наипаче же жен своих и детей, в скудость не приходили, но все бы по мерности своей в приличном богатстве расширялись. Поскольку не то царственное богатство, когда в царской казне лежачей казны много, и не то царственное богатство, когда синклит* Царского Величества в златотканых одеждах ходит, но то самое царственное богатство, чтобы весь народ по мерности своей богат был самыми домовыми внутренними своими богатствами, а не внешними одеждами или позументным украшением, ибо украшением одежд не мы богатимся, но те государства богатятся, из коих те украшения привозят к нам, а нас во имении теми украшениями расточают. Более же вещественного богатства надлежит всем нам сообща заботиться о невещественном богатстве, то есть об истинной правде. Правде отец - Бог, и правда весьма богатство и славу умножает и от смерти избавляет, а неправде отец - дьявол, и неправда не токмо не богатит, но и древнее богатство расточает и в нищету приводит и смерть наводит. Ибо сам Господь Бог рек (Матфия, глава 6, стих 33): "Ищите прежде царства Божия и правды Его", и добавил, глаголя, "яко вся приложится вам" (то есть богатство и слава). По такому слову Господню подобает нам более всего заботиться о снискании правды, а когда правда в нас утвердится и твердо укоренится, то не можно царству нашему российскому не обогатиться и славно не возвыситься. Это есть самое царству украшение и прославление и честное богатство, когда правда яко в великих лицах, так и в мизерных, насадится и твердо укоренится и все, как богатые, так и убогие, между собою любовно станут жить, то всяких чинов люди по своему бытию в богатстве довольны будут, понеже правда никого обидеть не допустит, а любовь принудит друг другу в нужде помогать. И так все обогатятся, а царская казна со излишеством наполнится и, ежели и побор какой прибавочный случится, то, не морщась, платить будут. И если великий наш монарх Петр Алексеевич, по данной ему от Бога благодати и по самодержавной своей власти, все нижеписанные моего мнения предложения в бытие произвести повелит, то, я чаю, и без прибавочных поборов с излишеством царская казна наполнится. И тако на Бога надежду имею, что и настоящих прежних с крестьян поборов убудет. По моему мнению, сие дело невеликое и весьма нетрудное, чтобы царскую сокровищницу наполнить богатством, то царь, яко Бог, когда захочет, в области своей может сотворить. Но то великое и многотрудное есть дело, чтобы народ весь обогатить, понеже без насаждения правды и без истребления обидчиков и воров и разбойников и всяких разных явных и потаенных грабителей никоими мерами народу всесовершенно обогатиться невозможно. * * * Вначале же предложим расположение о духовном правлении, потом о воинском и о прочих мирских делах и о здравом и изобильном и постоянном собрании интереса Его Императорского Величества. 1. Священство столп и утверждение всему благочестию и всему человеческому спасению, ибо без него никакими мерами до царства небесного никакому человеку дойти невозможно. Они наши пастыри, они и отцы, они и вожди, а в книжном учении и разумении не весьма довольны. И сего не знаю, чего ради так делается, токмо, думаю, что и страшно мне произнести, дабы архиерейское проклятие на меня не пало, а иначе не знаю, како мне написать, понеже я признаю, что от оплошки архиерейской так чинится, потому что полагаются на служебников своих в поставлении поповском. Ибо те возьмут от новоставленника дары и затвердят ему в Псалтыри псалма два-три и перед архиереем заставят то твержение читать, и тот ставленник ясно и внятно и поспешно пробежит, и архиереи, не ведая того ухищренного подлога, посвящают во пресвитеры*, и от такого порядка у иных грамота и плоха. А по моему мнению, ежели бы кой ставленник и в школе учился, прежде надлежит его испытать, каков он в разуме и во всяком рассуждении, да тогда уже его посвящать бы. А буде который и грамоте учился, а смыслу к рассуждению нет в нем, и таковых во пресвитеры посвящать, мне думается, отнюдь не надлежит. Более учения надлежит во пресвитерах искать умного рассудительства, чтобы он мог пастырем быть словесных овец. Если бы попы, яко градские, тако и сельские, были разумительны, то никаким образом раскольникам в простом народе множиться было невозможно и никак бы им было не возникнуть. И о сем речется в настоящей главе. 2. Военной люд - стена и твердое забрало царству, а командиры их и судьи военного правления не имеют попечения о них, чтобы они ни голодны, ни холодны были, но всем бы довольны. То весьма от них слышно, что от недостатку великую нужду подъемлют, ибо иным солдатам на месяц и по десяти алтын* не приходит, так чем ему прожить, где ему взять шубу или рукавицы и иные потребности, також де и харч на что ему купить? И в таковой скудости живучи, как ему и не своровать и как ему и со службы не бежать? Нужда не токмо к побегу принудит, но и изменить готов будет, а изменив, и ратником на своих будет. О солдатах и о драгунах надлежит весьма великое попечение иметь и усердно то смотреть, дабы они пищею и одеждою были не скудны, а когда будут всем довольны, то они и в службе будут исправнее. И сего ради, яко главных полков, тако и последних и новобраных полков, все не были бы ни голодны, ни холодны. А и сие едва ли верно учинено по немецкому ли артикулу или наших командиров вымысел, что солдату или драгуну мундир дадут, а потом за весь тот мундир из жалованья и вычтут, и того ради вычету иным солдатам и по десяти алтын на месяц не приходит. И мню я, что его и. в. не весьма известно, и о сем пространнее речется в настоящей главе о воинстве. 3. Древний российских судей обычай был, чтобы в приказах иметь челобитчиков множество, и так бывало их много, что иногда никаким образом до судьи дойти худосильному невозможно. К тому ж насажают колодников множество, а решения им не чинят, да, перековав, распустят по улицам милостыни просить. И тем они российское царство бесчестят, что ни в коем государстве такого числа колодников не сыщется, сколько у нас. И сие делается ни от чего иного, токмо от нерадения судейского, и о сем пространнее речется во главе судейства. 4. И купечество у нас в России устраивается вельми неправо: друг друга обманывает и друг друга обидит, товары худые закрашивают добрыми и вместо добрых продают худые и цену берут неправильную, и между собою союза нималого не имеют, друг друга едят, и так все погибают, а в зарубежных торгах компанства между собою не имеют и у иноземцев товары покупают без согласия своего товарищества. А торг дело великое! Надобно судьям всем о нем попечение иметь неоскудное, понеже купечеством всякое царство богатится, а без купечества никакое и малое государство быть не может. И того ради под великим охранением блюсти их надлежит и от обид их оберегать, дабы они ни от кого обидимы не были и во убожество б не входили и его и. в. приплод бы несли со усердием. И о сем пространнее речется в настоящей главе. 5. И в художественных мастерствах весьма делается у нас в Руси неисправно. Вначале, когда кой человек отдастся в научение к мастеру и поставит срок, к которому ему выучиться, и если мастер не утаит и научит его скоро, то он, не дожив срока, станет прочь отбиваться, и, уйдя, станет делать сам, и когда хуже мастерского станет делать, то он цены сбавит, да и мастерство все погубит. А за таким порядком в Руси у нас и нет самого доброго мастерства. И о художествах пространнее речется в настоящей главе. 6. Разбойников у нас на Руси более иных государств множество, ибо не токмо по десяти или двадцати человек, но бывает по сто и по двести человек в артели и больше (и если их весьма не истребить, то царству нашему российскому никаким способом обогатиться невозможно). А все сие чинится от неправого судейства, ибо когда какова вора или разбойника приведут, то ежели и попытают его, да посадив в тюрьму, кормят его лет десять или больше. И в такое протяжное время многие и убегали, а, уйдя, пуще старого воровали, а иных разбойников судьи, вместо смерти, даже отпускали на старые их промыслы и, на то надеясь, они безбоязненно воровали. И о истреблении их в настоящей главе речется. 7. Надлежит же и о крестьянстве вспомнить, чтобы и их от разорения и от обид охранить и в лености б пребывать им не попускать, дабы от лености во всеконечную скудость не приходили. Если даже кои крестьяне живут и в хлебных местах, то и те бы зимою даром не лежали, но трудились бы, одни в лесах, другие ж в домовых рукоделиях и иные ж в подводах бы ездили, а лежа и своего припасенного хлеба, не потрудясь, не ели бы и дней бы своих даром не теряли. А у коих крестьян лошадей добрых нет и в подводы наняться не на чем, те шли бы в людские работы и работали бы по найму или и из хлеба, а даром бы не лежали. И о сем пространнее в настоящей главе речется. 8. Дворяне при жизни своей и по смерти сродников своих земли делят на малые разные жеребьи, одну пустошь разделяют частей на десять и больше. И в том лишь ссора да беда да смертное убийство, и таковое обыкновение весьма нездраво. А и сие не токмо не право, но и весьма гнило, что землям достоверного размерения и меж не сделано, и сколько ее под рукою монарха нашего есть, а платежа с нее нималого нет. Дворяне, накупив пустошей, да внайм отдают, и многие деньги на каждой год кортомы* с нее берут, а великому государю ни по деньге* в год не платят. И о сем о всем пространнее в настоящей главе речется. 9. Российское царство на пространном месте стоит и многонародно оно есть, а собрание казны в царские сокровищницы весьма не изобильно собирается, ибо в военное время недостает того собрания на военные расходы, а пространства земли в нем столько, что и исчислить неможно, а нет с нее ни малого особливого собрания. А если бы с нее был учинен платеж по ней и самый малый, чтоб только никто на ней даром не жил, то и одного и земляного платежа миллионное собрание бы было и было бы оно недвижимо. Земля самый изобильный данник ему, великому нашему монарху, была бы и никогда измены бы ему не было. И когда подлинно все собрание исправится и собиратели будут правильно собирать, то так можно нашему великому государю довольным казною быть, и без добавочных поборов на каждый год миллиона по два-три за всякими расходами в царских сокровищах оставаться будет. И о сем в настоящей царского интереса главе речется. Во изъявлении моем сем предложив девять глав, а вся сия девятерица глав состязается к насаждению правды, неправды же и всякого воровства ко истреблению. И когда на всю сию девятерицу с высоты Бог милостиво призрит, а с низоты императора нашего великого изволение всеусердное произойдет, то не токмо едино царские сокровищницы со излишеством наполнятся, но и весь народ обогатится и вражды многие прекратятся. И когда сия девятерица утвердится и твердо укоренится, то, как течение реки, все это станет повсегодно, неумолчно и неизменно. Глава первая О ДУХОВНОСТИ В духовном чине, ежели будут люди неученые и в Писании неискусные и веры христианской всесовершенного основания не ведающие и воли Божией не разумеющие, к тому же ежели будут пьяницы и иного всякого безумия и бесчинства наполнены, то благочестивая наша христианская вера вся исказится и весьма иссякнет, и вместо древнего единогласного благочестия все разойдутся в разногласные расколы и во иные еретические веры. От пресвитерского небрежения уже много нашего российского народа в погибельные ереси уклонилось. Большая часть склонилась в погибельный путь, в древнем же благочестии уже малая часть остается, ибо в Великом Новгороде едва ли и сотая часть обретается древнего благочестия держащихся. А пресвитеров хотя и много во граде, однако не пекутся о том, чтобы от таковой погибели их отвратить и на правый путь направить, но есть еще и такие пресвитеры, что и потакают им, и того ради церкви все уже запустели. И так было до нынешнего 723 года в церквах пусто, что и в недельный* день человек двух-трех настоящих прихожан не обреталось. А ныне архиерейским указом, слава Богу, мало-мало начинают ходить ко Святой Церкви. Где бывало человека по два-три в церкви, а ныне и десятка по два-три бывает по воскресным дням, а в большие праздники бывает и больше, и то страха ради, а не ради истинного обращения. И впредь, если подкрепления не будет, то все по-прежнему ходить к церквам не будут, потому что очень сильно в них вкоренилась раскольническая ересь. А вся сия гибель чинится от пресвитеров, ибо не токмо от лютеранской или от римской ереси, но и от самого дурацкого раскола не знают, чем защитить себя, а те бы ереси обличить и научить, как им жить и пропасти адской как им избежать. Но и закрепить крепенько не разумеют, или не смеют, или на деньги склоняются и не радеют о сем. Не постави, Господи Боже мой, сих моих слов во осуждение, что дерзнул поносительно на пастырей своих писать. Сам ведь ни пред Богом, ни пред царем, ни пред простым народом неправеден, то токмо едино от мнения моего припало желание, да не возрастит ли Бог из сего моего изъявления некое исправление. Видел я в Москве пресвитера из знатного дома боярина Льва Кирилловича Нарышкина, что и татарке против ее вопроса ответа здравого дать не умел. Что же может сказать сельской поп, которой веры христианской, на чем основана, не ведает? И ради таковой священнической неисправности надлежит о священниках великое попечение приложить, дабы пресвитеры были всему благочестию опора и от ересей забрало, и от адских волков оборона и людей Божиих отторгли бы от погибельных врат. Пресвитерам подобает быть подобно апостолам Христовым, чтоб они ни о здравии своем, ни о богатстве, ни о пище своей так не пеклись, как о спасении душ человеческих, понеже Бог всех погибших взыщет на них. И ради такового исправления, мне думается, его и. в. надлежит постараться о грамматике, чтоб принудить ее выправить добрым расположением с самым дробным* истолкованием, и так дробно ее разобрать, чтоб всякие скрытности ясны были, и чтоб и без учителя можно познать всякие падежи и склонения и, так исправив ее, напечатать бы их тысяч пять-шесть или и десяток. Ныне напечатано в Москве тысяч пять-шесть грамматик, да Бог весть какие на печатном дворе командиры напечатали ее столь небрежно, что без учителя и орфографии неможно растолковать и научиться, чтоб по ней правописание разуметь. К тому ж еще и бумагу положили в них самую плохую, коя никуда кроме черных писем не годится, по нужде что разве на такой бумаге календари печатать, потому что они на один только год печатаются. А грамматика - дело высокое и прочное, и того ради и печатать ее надлежит на самой доброй бумаге, чтобы она прочна была. И во всех епархиях построить бы школы пространные и в те школы собрать всех поповых и дьяконовых, и дьячковых, и пономарских детей, от градских церквей и от уездных, в возрасте от десяти лет. И буде которые отцы добром их в школы отпустить не похотят, то брать бы их и неволею и учить грамматике и всякому книжному разуму. И положить о сем недвижимый предел: буде кой человек школьного учения не принял и грамматическому разумению не научился, таковых бы отнюдь во пресвитеры и в диаконы не посвящать. По такому порядку причетники* церковные, если пожелают пресвитерства, то будут и тридцатилетние, в школы без понуждения приходя, учиться и с учением своим будут поспешать. И таковые люди за два-три года научиться могут, понеже себя ради будут поспешать и с охотою учиться станут. И который из них учение грамматическое твердо приимет, а летами своими еще юн, то таковых надлежит и риторике поучить или философии. И те не токмо во пресвитерский сан, но во архиерейство будут годны и учителями могут стать. И таковым способом вся Россия может умудриться не весьма за многие годы. И сие преславное дело трудно токмо начать, да основать, а тамо будет оно уже само правиться, понеже и учение грамматическое и прочих наук умным и острым людям вельми охотно и любезно бывает. А когда сие утвердится, чтобы во пресвитерство не учившихся в школах не посвящать, то не можно будет того миновать, чтобы желающему пресвитерства не поучиться в школе, то я чаю, что друг друга будут учением своим и опережать. А если и в монастырях во архимандриты и во игумены не бывших в школьном учении не поставлять же, то многие и иноки будут грамматического учения касаться и всякому книжному разумению внимать, а в возрасте зрелом более грамматического учения потребно книжное разумение. И того ради вельми потребно инокам в школы ходить и там от духовного учителя учиться и вразумляться всякому благочестию и страху Божию и Священное Писание толковать и всякому доброму нраву научаться и в диспутах утверждаться. А когда грамматики и всякого благоразумия научатся и книг Божественного Писания начитаются, то не то что раскольнику, но и лютеранину и римлянину могут отпор дать и уста их заградить, понеже все они от истинного христианства совратились, и бродят все, яко козлята, по непроходимым дебрям и по неудобным для восшествия стремнинам, и тако в далекие пути зашли, что и возвратиться к прежнему благочестию не могут. И когда священнические дети и прочие церковники научатся грамматического учения, и книжного разумения навыкнут всесовершенно, то и о пастве своей прилежнее будут заботиться, дабы адские волки не разогнали их. А ныне истинно таковых пресвитеров много, что не то чтобы кого от неверия в веру привести, но и того не знают, что значит слово вера, но есть и таковые, что и церковной службы, как правильно отправить, не знают, да и знать не по чему: печатного двора справщики от многого питья и от роскошного житья разжирели и не хотят ясного объяснения о всяком церковном служении напечатать, чтобы всякий мог разуметь, как что отправлять. Но токмо тот пресвитер мало-мало и может правильно отправлять, кой довольное время побудет в городе при соборе или под начальством разумного пресвитера, то тот больше может по надлежащему службу церковную отправить. А буде кой под началом не много побыл, тот ничего по книгам отправить не может. А по прямому делу надлежало о всяком служении напечатать в тех же служебных книгах ясно, дабы и простолюдин мог разуметь, как что отправить. А ныне многие наугад отправляют, как кому примыслится. И сие стало не весьма добро, что так делается и того ради и во градах в церквах многое несогласие бывает, а о сельских и дивиться нечему. И ради совершенного в церковных служениях исправления о всякой службе надлежит в тех же служебных книгах напечатать мелкою печатью тонкостное расположение, как какую службу или действо какое начать и как отправить и совершить. И когда всем будет ясно напечатано, то во всех церквах не токмо во градских одних, но и в сельских всякое служение отправляться будет согласно. И всесовершенного исправления не можно достичь, если не напечатать тонкостного расположения о всяком священнодействии, а в совершенные школы послать учителей иноческого чина и мирского, кои грамматического учения искусны, и других учителей к ним, кои книжного разумения искусны и церковного круга сведущи и кои в Божественном Писании силу знающие, чтобы непонятные речения могли объяснять. И грамматические бы учителя учили своего учения грамматического до обеда, или проще, до полудни. А по полудни бы те другие учителя, которые Божественного Писания искусны, учили б их страху Божию и книжному чтению и церковному обхождению, более же того, как Бога знать и как его почитать и как к нему молитвы свои приносить, и Божественную Литургию с каковым страхом служить, и в действиях той святой Литургии, как к Богу ум свой возводить и детей своих духовных пасти, чтобы от паствы их адские волки не расхитили, и сверх того учения давали бы им книги читать духовные и гражданские и бытейские. И того ради надлежит Библию напечатать немалым числом, и во все школы книг по пяти-шести разослать, також де Маргаритов, Соборников учительных, Евангелиев толковых и Апостольских бесед и Четьих Миней, а ради церковного служения Месячные Минеи и прочих, кои в церковном служении употребляются, дабы в школе будучи, научились прежде принятия священства всему церковному служению и управлению здравому. И ради утверждения в вере и ради охранения от лютеран и кальвинистов и от прочих иконоборцев напечатать книг, сколько надлежит, "Камень Веры", который блаженный памяти преосвященный рязанский митрополит Стефан Яворский сочинил, и книг по пяти-шести в школу отослать, и чтобы тот многоценный Камень желающие пресвитерства затвердили его на память, чтобы о всяком ответе помнил наизусть сказать, також де и иноки, желающие во благочестии жить. А ежели случится коему во архиереях быть и, в том сане будучи, весьма паче пресвитерского той святой Камень во устах иметь, чтобы тем Камнем могли изустно еретические челюсти сокрушать. Ради же обличения раскольнического напечатать книги "Розыск" и "Зеркало Очевидное", которые раскольническое блядословие* обличают и всю их неправость ясно показуют, паче же книгу, названную "Пращею", дабы из той пращи камением духовным, испущенным далече их прогнать и более не знать, дабы они во двор овец стада Христова не влезали и Христовых овец не портили бы. И тех книг "Розыск" и "Праща" и "Зеркало", если будет принято к печати, книг по пяти-шести в школу разослать же. А не худо бы и на иные еретические веры, на римскую, на униатскую, на армянскую и на древние ереси, яко на арианскую, на несториеву, на аполлинариеву, на евтихееву, на севирову и на прочие, кои уже и истребились, напечатать изъявления, дабы наши пастыри все те лукавого диавола стрелы разумели и отразить их чем знали. И когда пресвитеры будут всех вер еретических силу знать и будут разуметь, чем их обличить и чем себя от них оградить, то свое стадо могут от тех волков адских охранить. А буде кой пресвитер еретических вер вконец знать не будет, то уличить ему этих ересей невозможно. Того ради и святой апостол Павел написал, что подобает в нас ересям быть. Ясно, что того ради написал, дабы мы, ведая их ереси, могли их уличить и их же орудием самих их побеждать и, зная их ереси, могли бы мы от них уберечь себя. И все школьники читали бы книги неспешно, но с самым вниманием, дабы чтимое мог ли разуметь и памятствовать. И кой ученик невнятно будет читать, то той учитель, кой ко чтению и вразумлению книжному приставлен, непрестанно бы их понуждал и вразумлял, как их вразумительно читать, и чего не дознают, толковал бы им. И кои книги кто читает, от тех бы книг спрашивал их по одному и внимал бы, каково кто памятно сказывает, и той учитель в памятную б книгу записывал, кто каков есть. И буде кой ничего сказать не помнит, и тому чинил бы наказание и велел бы ему в другой раз прочесть. И буде и в другой ряд прочтет, а что читал, не помнит, то ясно, что тот во пресвитерство не будет годен. А кои внятно и памятно будут читать, тем надлежит давать читать книги церковного круга, Месячные Минеи и Триоди и Осмогласники, и прочие, которые во святой церковной службе употребляются. А чаю не худо бы и летописных книг дать им почитать, чтобы обо всем знали, что досель бывало. И те школьники после чтения книжного под вечер по часу учились бы писать, чтобы все школьники читать и писать хорошо умели скорописью и уставом. А в день недельный велели бы им чинить между собою диспуты от Священных Писаний. А учителя оба бы слушали и внимали, кто каков в разуме и в разумении Святого Писания, и как кто рассуждает, все бы то впредь для памяти записывали, а и того смотрели бы, кто к какому делу склонен, к духовному ли или к светскому. И буде кой ученик склонен к духовности и Писание Святое рассуждает здраво, то тех бы отличать особенно и давать им книги читать о чине священства и учить их уже прилежнее, как им стадо Христовых овец пасти, и как им духовных детей в пастве своей блюсти. И если книга "Отеческого Завещания" принята к печати будет, что я сыну своему, Николаю, сочинил, то надлежит готовящемуся во пресвитерство и ее дать читать, понеже тамо положено отчасти, как пресвитеру духовенство свое вести, и не токмо единому пресвитеру, но како и простому монаху жить, и како во архимандритах будучи, как братию пасти и как себя вести и что подобает и архиерею творить, и каковым способом раскольников истреблять, и как и мирянам душеполезно жить, и как и детей своих малых учить, дабы отцу не на пагубу они были, и как между собою любовь хранить, и как правду творить, и как Бога любить, и как молитвы свои к Нему приносить, и как Ему угождать. Вся суть там изъявлена, насколько Бог даровал мне понять. И когда куда потребуют пресвитера, то из тех бы учеников отсылать во пресвитерство не по отечеству, не по богатству, даже не по прошению прихожан, но по разуму и по истинному священства достоинству. И в достоинстве бы того школьника подписывались бы оба те учителя, что он годен во пресвитерский сан. И послать ко всем архиереям, чтоб ни единого ставленника без свидетельства учительского во пресвитерство не посвящали. Прежнее архиерейское слушание ставленников весьма мне не понравилось, понеже архиерейские служители у новоставленников приемлют дары и, приняв дары, дадут ему затвердить в Псалтыри некоторые псалмы и, заложив их, дадут перед архиереем тому ставленнику прочесть. И архиерей, видя его твердо и разумно читающим Псалтырь, возомнит, яко бы и во всяком чтении таков, благословит его во пресвитерство. И тако те служители архиереев своих в порок приводят. И я сына своего в сем поостерег, написал ему в том же своем "Завещании", если случится ему быть во архиерействе, чтобы он в слушании ставленников на служителей своих не полагался, но сам бы всякого своего ставленника свидетельствовал, и книгу не Псалтырь, но давал бы незнаемые книги читать, а потом бы и на словах его спросил. И на словесных речах всячески познать можно, каков кто - смыслен или несмыслен. В Новгороде видел я прошлого 720 года новоставленника такого в диаконстве, что на литургии не мог единой страницы во Евангелии прочесть, чтобы разов пять-шесть не сбиться. А был он в подначальстве в соборе Николая Чудотворца, что на Дворищи, и так он и отпущен восвояси. А иноков, кои возжелают архимандритства, то тех архиерею наипаче надлежит на словах дробно расспрашивать, како он Божественное Писание рассуждает и како он общую свою братию намерился пасти, дабы ему, перед Богом став, сказать: "Се аз и дети, их же ми дал еси", или токмо единого себя хочет Богу представить. И если хочет токмо единого себя спасти, то такового не подобает во архимандриты поставлять, понеже архимандриту не токмо об иноках, но и мирских жителях попечение иметь и на спасение наставлять надлежит. И того за хотящим архимандритства смотреть, не жаден ли до богатства и не падок ли к питью и не склонен ли к блуду, чтоб, будучи во архимандритстве, не нанес бы на тот свой чин пороку. И того ради належит сначала освидетельствовать братиею, в коем монастыре он жил, а потом и мирских людей надлежит спросить, кои при том монастыре живут. И если от всех будет похвален, то, буде в Писании доволен, надлежит возвести в таковой чин. Да в "Завещании" ж своем написал я сыну своему, чтобы новоставленного пресвитера, несовершенно научившегося всякому священнодействию, из-под начала отнюдь бы не отпускать, дабы на архиерея осуждения какого за неисправность его не понести. И в том же "Завещании" написал всякое пресвитерское дело, как что ему управлять и как детей своих духовных исповедовать и как богатых и убогих пасти, насколько меня Бог вразумил, все написал. И того ради, мнится мне, вельми ко исправлению священнического бытия то "Завещание" потребно будет. И если коей церкви попов сын возжелает отцу своему наследником быть, а по свидетельству учителей своих явится к тому чину негоден, то, если и поручная о нем челобитная будет, отказать ему, но таковых ко гражданству отсылать. А кои ко учению и не способны, а во нраве добры и страх Божий в себе имеют, то тех поставлять в церковный причт в дьячки и пономари. |