ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ВОПРОСИВШИИ ОБ ЭТОМ, ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТ 16 страница Пятый грозд, полный яда змеиного, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, брань и кровопролития. Упившись вином, люди восстают с яростью друг против друга. Вот почему и говорит Приточник: "Кому горе; кому молва; кому судове; кому горести и свары; кому сокрушения вотще; кому сини очи; не пребывающим ли в вине; и не назираюшим ли, где пирове бывают?". (Книга притчей Соломоновых 23; 29-30.) И премудрый сын Сирахов увещевает: "В вине не мужайся, многих бо погуби вино. Полезно вино животу человечу, аще пиеши е в меру его; горесть души вино пиемо много в распри и клевете". (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 31 ; 29,31,34.) Шестый желчный грозд с лозы пьянства есть повреждение здоровья, изнеможение телесных сил, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, страдание желудка, стоны, немощи, преждевременная старость, умаление лет жизни и несчастная смерть. Седьмой грозд - расточение имущества, потеря богатства, лишение выгод. "Делатель пиянивый, - говорит сын Сирахов, - не будет богат". Как много людей, которые из-за пьянства от большого богатства пришли в последнюю нищету! Пример сему - блудный сын, описанный в Евангельской притче. Восьмой горький грозд - утрата спасения. Как вещественное богатство, так и духовные сокровища расточаются от пьянства, потому что пьяный имеет дерзость на все грехи. Какого греха трезвый гнушается, боится или стыдится, того самого греха не стыдится делать, не боится, не гнушается, когда бывает пьян. Есть повесть в книге "Отечник" (или "Патерик") об одном египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет более тревожить его никакими искушениями, если он однажды сделает который-нибудь из трех грехов, и предлагал на выбор: убийство, блуд и пьянство... "Один какой-нибудь из них сделай, - говорил бес, - или убей человека, или соблуди, или упейся однажды, - и будешь после того жить в мире: я уже не буду искушать тебя никакими соблазнами". И рассуждал сам с собою пустынник тот: "Человека убить страшно, ибо это - большое зло, и за него угрожает казнь смертная и по Божию, и по человеческому суду. Сотворить блуд - стыдно, да и жаль осквернить хранимую дотоле чистоту телесную: мерзко оскверниться человеку, когда он еще не познал этой скверны. А напиться однажды, кажется, небольшой грех, ведь человек скоро сном отрезвляется. Пойду напьюсь, чтобы бес не докучал мне больше и чтобы после спокойно было жить в пустыне". И вот взял он свое рукоделие, пошел в город, продал его, вошел в корчму и стал пить и напился; по действию сатаны, пришлось ему разговаривать с одной бесстыдной женщиной, и он прельстился и согрешил с нею... Вдруг приходит муж сей женщины и, застав пустынника в грехе с нею, стал бить его, а он в свою очередь схватился с ним, одолел его и убил... И сделал пустынник тут все три греха: блуд и убийство, а начал с пьянства! И те грехи, коих боялся и гнушался трезвый, - теперь без страха совершил, будучи пьян, и погубил многолетние труды свои... Так пьянство дерзает на все грехи и лишает спасения, погубляет добродетель. Хорошо о сем говорит Св. Златоуст: "Если в ком пьяном найдется и целомудрие, и стыдливость, и благоразумие, и смиренномудрие, оно все повергает в пучину законопреступления! А человек, который через пьянство лишился всех добродетелей, разве не лишает себя спасения и не отчуждает себя от Небесного наследия?" Справедливо говорит Апостол: "Пьяницы Царствия Божия не наследят". (Первое послание к Коринфянам св. ап. Павла 6, 10.) Девятый желчный грозд - гнев Божий: пьяница, преступая заповеди Божий, возбуждает на гнев Самого Бога своими грехами. Вот почему вопиет Исаия-Пророк: "Горе возстающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет я". (Книга пророка Исаии 5, 11.) Десятый - самый горький плод пьянства - есть всеконечная погибель души... Другие грешники, когда настанет их смертный час, могут каяться и сожалеть о грехах своих, потому что их ум трезв, а умирающий пьяница как может покаяться, когда он не помнит себя, когда он не сознает, что наступает его смерть, которой он вовсе не ожидал? А для умирающего без покаяния геенна неизбежна! Вот каковы нравственные грозды сего содомского винограда, то есть пьянства; хотя на вкус они и кажутся вначале сладкими, но потом эта сладость превращается в горечь желчи, в яд змеев и аспидов. Справедливо Св. Златоуст считает пьяниц хуже псов и других бессловесных животных. "Никакое животное, - говорит он, - не ест и не пьет более того, сколько нужно, и никто не может его принудить есть и пить более, чем сколько требует его природа. А пьяница и без принуждения все больше и больше наполняет свое чрево, пока не повредит сам себе". СМИРЕНИЕМ ПОБЕЖДАЙ ВРАЖДУ Иаков, желая умиротворить своего гордого брата Исава и примириться с ним, сначала послал ему перед собою дары; потом, увидев его еще издали, семь раз смиренно поклонился ему, а к сему присовокупил и слово любви. "Я увидел лицо твое, - говорил он, - как будто лицо Божие". Так из зверя сделал он агнца. Отсюда каждый может научиться, как умиротворять гневающихся, укрощать жестоких, примирять враждующих, делать любящими друзьями людей, не имеющих любви. Хочешь ли своего врага сделать себе другом? Будь кроток, смирен, оказывай ему любовь, не воздавай зла за зло, досаждение за досаждение, потому что огнем огня не погасишь, злом зла не победишь, враждою вражды не уничтожишь, а только еще больше раздражишь; кротостью же, любовью и смирением легко преодолеешь всякую неприязнь. Справедливо говорит Святое Писание: "Гнев губит и разумный; ответ же смирен отвращает ярость, а слово жестоко возвизает гневы" (Книга притчей Соломоновых 15, 1.). Вот что пишет в "Луге Духовном" Святейший Софроний, патриарх Иерусалимский: "Два епископа, находившиеся в весьма близком расстоянии один от другого, некогда поссорились между собою. Один из них был богат, а другой очень беден. Богатый изыскивал случая нанесть зло другому. Но бедный, услышав о сем (зная, что хочет делать), сказал своему клиру: "Мы победим благодатью Христовой". Клир отвечал ему: "Кто может, Владыко, устоять против него?" - "Подождите и увидите", - сказал он им. Епископ дождался времени. Когда его товарищ совершал торжество в честь Святых Мучеников, то он взял свой клир и говорит: "Идите за мною, и мы победим". Клирики же говорили про себя: "Что хочет он делать?" Он приходит к тому епископу, и когда сей шел со всем народом, то он, приблизившись к нему, пал к ногам его (вместе со своим клиром) и говорил: "Прости нас, Владыко, мы рабы твои". Тот, пораженный сим поступком, с сокрушенным духом (потому что Бог изменил его сердце) сам объемлет его ноги и говорит: "Ты - мой Владыка и отец!" И с того времени между ними была великая любовь. Епископ же сказал клиру своему: "Не говорил ли я вам, что мы победим благодатью Божией? И вы, когда имеете вражду между собою, делайте то же друг с другом - и победите". Из сего повествования видно, как смиренное слово и покорность уничтожает гнев, побеждает вражду, примиряет и из врага делает друга. Напротив, слово грубое возбуждает гнев. Вот что рассказывается в житии Макария Египетского: "В одно время, когда Преподобный шел из скита в гору Нитрийскую и уже был недалеко, он сказал ученику своему: "Ступай впереди меня". Ученик пошел и на пути встретил идольского жреца, который шел поспешно, неся на плечах большое бревно. Увидев его, брат закричал ему: "Слышишь, демон! Куда ты идешь?" Жрец бросился на него, избил его до того, что оставил еле жива и, взяв свое бревно, побежал. Спустя немного встретил его Авва Макарий и сказал ему приветливо: "Спасайся, трудолюбче, спасайся!" Идолопоклонник удивился и сказал старцу: "Что ты видишь во мне доброго, что так приветствуешь меня?" - "Я вижу, что ты трудишься", - отвечал старец. Тогда жрец сказал: "Отче! Я умилился от твоих слов и вижу, что ты человек Божий; а вот сейчас другой монах встретил меня и досадил мне: я избил его до смерти". И припал жрец к ногам Святого старца, взывая: "Я не отстану от тебя, пока не сделаешь меня христианином и монахом". И он пошел со Св. Макарием. На пути они подняли избитого брата и отнесли в церковь, находящуюся в горе Нитрийской. Удивились обитавшие там святые отцы, увидев с Преподобным Макарием идольского жреца, они сподобили его Св. Крещения и сделали монахом, а по его примеру и много других язычников уверовало во Христа. И говорил Авва Макарий: "Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми". ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ ИЗ ИСТОРИИ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА Потоп всемирный был образом будущего Страшного Суда Божия, о чем говорит и Христос Господь наш во Св. Евангелии: "Якоже бысть во дни Ноевы: тако будет и пришествие Сына Человеческого. Ядяху, пияху, женяхуся, посягаху, до негоже дне вниде Ноев ковчег: и прииде потоп, и погуби вся". И поистине страшное зрелище представляет собою потоп. Когда воды прибывали и вдруг затопляли селения, города, все высочайшие здания, леса и горы, то люди бежали туда и сюда; сидевшие за брачным пиром быстро поднимались из-за стола; в ужасе, с побледневшими лицами они искали убежища; жених и невеста выбегали вон из брачного чертога, и, спасаясь от воды, бросали друг друга; тут и там видны были несчастные матери с грудными младенцами на руках, - они бегали повсюду, не зная, где укрыться от воды... Одни всходили на высокие здания и башни; другие взлезали на большие деревья, иные спешили на высокие горы и вершины гор, но все было напрасно: никому невозможно было избежать сего грозного напора водной стихии... И те, у кого имелись тогда лодки, и которые садились в них, скоро были опрокидываемы страшными волнами и погибали... Повсюду был страх, повсюду ужас, везде пред очами - одна смерть! О, как сожалели и раскаивались тогда люди, что не слушали они Ноя, который всем проповедовал о грядущем потопе, а они только смеялись над ним! Они, конечно, говорили тогда: "О Ное, Ное! Как ты был мудр, что позаботился устроить для себя ковчег! О, мы, окаянные! Как мы были безумны и бессмысленны, не вняв твоей пророческой проповеди! О, если бы можно было нам войти теперь в ковчег твой. Как желали бы мы хотя бы и на всю жизнь быть заключенными там! Да, мы могли войти туда, но не хотели; а теперь и хотели бы, да не можем"... Так, взывая, люди убегали от преследовавшей их повсюду смерти, опережали друг друга, теснились на возвышенных местах и толкали один другого в воду... О, как велик был страх и трепет тех, которые стояли на горах и высоких холмах и смотрели, как вода покрывала всю поверхность земную, все ниспровергала, поглощала людей и животных, разрушала города и крепости, затопляла вершины гор, подходила к ним самим и заливала и их сначала по колена, потом по пояс и, наконец, по шею... Смотри, человече, - вот какое великое зло грех, который на весь мир навлек такую гибель! И если так страшен был потоп водный, то каков же будет потоп огненный после Второго Христова Пришествия! Подумай только, как страшен будет Бог, когда Он будет судить, - Бог, Который ныне только Милосерд, когда Он милует нас! Тесно тогда будет тебе, грешник, отовсюду: в высоте Небесной будет виден Судия грозный, пред лицом Которого вострепещут небо и земля; под ногами увидишь ты страшную пропасть геенскую; с одной стороны предстанут тебе грехи, обличающие тебя, с другой - множество демонов, один вид которых уже страшнее всякого мучения... Внутри тебя будет угрызать и точно огнем жечь - совесть твоя, а вокруг тебя весь мир будет во пламени, пожираемый стихией огненной, - "Небеса жегома разорятся, и стихии опаляемы растаются"... Бедный грешник! Отовсюду окружен ты будешь бедами лютыми и страхом несказанным, и куда ты укроешься от них? Скрыться тебе будет невозможно; а если предстать лицу Божию - то не вынести тебе Его гнева великого! Спросишь: "Кто же будет свидетелем против меня?" Отвечаю: да все стихии! Когда прогневан Создатель, все создание мстит прогневавшему Его.. "И помянул Бог Ноя", - говорит Писание, - не потому так говорит оно, чтобы Бог забыл его в это страшное время, когда он носился в своем ковчеге по водам потопным, находясь среди жизни и смерти; но потому, что настал уже час утешить раба Своего умалением вод потопных. Ибо нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль. Мы знаем уже, как все утехи и ликования грешников перед потопом сменились внезапно горьким плачем и вечною гибелью; теперь посмотрим, как все скорби праведного Ноя, который находился в таком страшном положении, обратились для него в радость и веселье, когда, по милосердию Божию, его миновала эта страшная всемирная казнь потопная, и он вышел на сушу здрав и невредим, со всеми бывшими с ним в ковчеге. О, как тогда возрадовался он, а с ним и дети его, и все животные, звери и птицы!.. И помянул Бог Ноя, которого никогда не забывал. Да и как Он мог забыть угодника Своего, когда Сам же сказал: "Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе!" Чтобы узнать, убывает ли вода потопная, Ной выпускал сначала ворона, потом голубя. Ворон не возвратился в ковчег, голубь возвратился. Здесь мы можем видеть изображение человека грешного и человека праведного. Ворон - это человек грешный, который отлагает покаяние со дня на день и не возвращается к своему ковчегу, то есть ко спасению, к своему Ною, то есть Спасителю. А праведный, если когда-нибудь и удалится от ковчега своей праведной жизни, если по действию вражию и впадет в некое прегрешение, однако же, нимало не медля, тотчас же восстает, возвращается к Богу с сокрушенным стенанием, аки голубица, имея во устах, как бы сучец масличный, слезную и Богоприятную молитву и смиренное исповедание своих грехов с надеждою на прощение их, по слову Псалмопевца: "Рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего". Ворону подобен человек грешный: как ворон питается гнилою падалью, так и он любит насыщать свою душу мерзкими грехами сладострастия, которые смердят хуже трупов гниющих... А голубице подобен человек добродетельный: он презирает дела богопротивные, как гниющие трупы, и гнушается ими, он тщательно изучает образ Богоугодной жизни людей праведных, как голубица облетает масличные деревья и собирает себе от них душевную пользу, как Ноева голубица - ветви масличные. Можем и еще сделать уподобление для своего духовного назидания: Ной - это образ Христа, ковчег - это образ Церкви Христовой, а потоп - это гонение на Церковь. Не погрузил потоп ковчега Ноева, - и гонения никогда не одолеют Церкви Божией: "Врата адова не одолеют ей". В ковчеге вместе находились и дети Ноевы, и животные бессловесные: так и в Христовой Церкви вместе пребывают и добрые христиане, и злые, то есть и праведные, и грешные. И как в ковчеге Ноевом ради людей были спасены от потопа и бессловесные животные, так и в Святой Церкви ради праведных бывают хранимы и покрываемы милосердием Божиим и грешные. Вороны - это еретики, из ковчега Церкви Божией излетающие, удаляющиеся и невозвращающиеся; а голубица есть образ Духа Святого; сучец масличный в ее устах - это благодать и милосердие Господне, а конец потопа - это последний день сего мира. Наконец, ковчег может означать вообще человека; Ной - это душа человеческая, потоп - это мир, во зле лежащий и преисполненный различных искушений; бессловесные животные в ковчеге - это душевные и телесные страсти в человеке. Душевными страстями я называю ярость, гнев, злобу, ненависть и подобные им; а телесными - блудную похоть, лакомство, пьянство и им подобные. Вороны, питающиеся трупами, - это злые помыслы, услаждающиеся греховными воображениями; а голубица, томно воркующая, - это совесть; масличный же сучец - это разум, всем управляющий и смиряющий страсти. О ДОЛГЕ МАТЕРЕЙ КОРМИТЬ ДЕТЕЙ СОБСТВЕННЫМ МОЛОКОМ "Рече же Сарра: смех мне сотвори Господь: иже бо аще услышит, обрадуется со мною. И рече: кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей? И возрасте отроча, и отдоено бысть: и сотвори Авраам учреждение велие, в онь-же день отдоися Исаак сын его". "Доит детище Сарра". С разрешением неплодства, Господь Бог чудесно даровал Сарре и обильное млеко в персях ее. Да научатся отсель матери, что они сами должны питать младенцев своими сосцами, а не отдавать их иным женам - кормилицам; эту должность наложил на них и Бог, и природа, давши им сосцы, как некие сосуды полные, да питают свое рождение. И не без греха бывает тем матерям, которые, без каких-нибудь уважительных причин, отдают младенцев своих кормилицам, а сами не хотят питать. Не без греха: потому что отсюда происходит великий вред. Младенец, питающийся молоком не своей матери, а иной жены, бывает нездоров и скоро умирает; а хотя и будет жив, однако будет немощен: потому что чужое молоко не свойственно младенцу; оно от иного (хотя и тожественного) тела, а не от того, от которого младенец родился, и не так полезно, как молоко истой матери! Напротив, питаемый млеком собственной матери, младенец бывает здоров и когда вырастает, бывает крепок телом и остроумен: так утверждают естествоиспытатели (Плиний, книга 28-я, гл. 9). Младенцы, сосущие сосцы кормилиц, вместе с молоком сосут и недуги их, и дурные навыки, и обычаи их; будет больная кормилица, будет больной и младенец, ею питаемый. Если кормилица гневлива, яра, злобна, другоненавистна - таков будет и тот, кого она сосцами кормит. Если кормилица пиянива, любострастна, бесстыдна, похотлива - таков поистине будет и питомец ее, когда приидет в возраст. Дитя, воспитанное не матерним млеком, пришедши в возраст, не будет иметь к матери такой любви, какую имеют воспитанные млеком собственных матерей. А дети, мало имеющие любви к матери, мало отдают ей и почтения. Да пристыдят матерей, не своим молоком питающих детей своих, бессловесные животные: каждый скот, каждый зверь, всяк из них не вверяет своих исчадий иному питать, но которая родила, та и кормит своими сосцами; а род человеческий оставляется от собственных матерей, неведомо для чего! ДОБРОЕ СЛОВО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦУ "Земледелие, - говорит Св. Иоанн Златоуст, - есть самое необходимое искусство; чему научил человека Сам Бог, когда создал его". Итак, земледелие есть и самое первое, и самое нужнейшее из всех искусств. Оно есть самое первое, потому что изначала было заповедано Адаму. "В поте лица твоего, - сказано ему, - снеси хлеб твой". Оно - самое нужнейшее, ибо всякому человеку - и царю, и вельможе - хлеб для питания столь же необходим, как и последнему бедняку. Есть много других полезных для человека искусств, но все они суть только вспомогательные в отношении к земледелию. Ибо кто из самых искусных художников не имеет нужды в хлебе? Похвально земледелие и потому, что оно безгрешно; тогда как другие искусства редко обходятся без греха: земледельцу нет случая ни лгать, ни красть, ни обманывать... Всякое искусство корм только своего художника, а земледелие питает всех вообще: и трудящихся, и нетрудящихся. О, как много людей, которые даром едят хлеб, - и сосчитать нельзя... Земледелие имеет поистине праведное пропитание от труда рук своих, от пота лица своего: оно никого не обижает. Да и можно ли пренебрегать таким искусством, которым занимались наши прародители, наши первые праотцы, от которых все мы произошли, Адам и Ной, первый до потопа, копая землю, второй после потопа, возделывая ее плугом? Можно ли стыдиться такого занятия? Читаем в древних сказаниях летописных, что от земледелия брали некоторых достойных мужей даже на царские престолы, и они благоуспешно и со славою проходили сие служение. Таков был Премысл, король Чешский, и Пяст, король Польский. Да и в Ветхом Завете читаем; не от земледельческих занятий позвал Господь Гедеона к управлению народом израильским и явил в нем славного победителя над мадианитянами? И Св. Пророк Илия не от плуга ли взял Елисея и сделал его пророком Божиим? Итак, да не стыдился земледелец простого звания своего, и никто да упрекает его незнатностью происхождения его: из земледельцев выходили и цари, и Святые Угодники Божии! Хорошо сказал преподобный Симеон, Христа ради Юродивый, перед кончиной своей своему другу диакону Иоанну: "Между простыми людьми, живущими в деревнях и возделывающими землю, многие проводят жизнь свою в незлобии и простоте сердца, никого не хулят, никого не обижают, но питаются трудами рук своих, в поте лица своего, - между такими людьми есть великие угодники Божьи; я видел их, когда они приходили в город для причащения Св. Тайн Тела и Крови Христовой, - они, яко злато, чисты перед Богом". Так рассуждает Св. Димитрий Ростовский о звании земледельца. Не стыдись, земледелец, низкого положения своего, трудись в поте лица твоего, но и не забывай, что Святитель похваляет только тех земледельцев, которые, по выражению Св. Симеона Юродивого, живут в простоте и незлобии сердца; только на труды таковых нисходит благословение Божие. А как много значит оно, послушаем, что говорит о нем Св. Димитрий в другом месте. Когда праотец Исаак проживал в филистимском городе Гера-рах, он посеял пшеницу на полях, взятых им внаймы у филистимлян, и жатва дала ему сторичный плод. Удивления достойно, что в голодное время, в бесплодное лето, на чужой стороне, Исаак сделал посев на чужих, наемных полях и, несмотря на все это, собрал сторичный плод, - тогда как у всех других земледельцев герарских нивы произрастили очень скудную жатву. Откуда получили такую силу плодородия нанятые Исааком герарские нивы? Послушаем, что говорит Св. Писание об Исааке: "Преобрете в то лето стократный плод ячменя, благослови же его Господь". Вот где сила плодородия земли - в Божием благословении на Исааке, в том, что Бог благословил его! Видите, сколь благоплодна нива благословения Божия. Поучайтесь от сего примера, христианские земледельцы, в поте лица своего вкушающие хлеб свой! Старайтесь прежде всего быть достойными Божия благословения, если хотите, чтобы ваши нивы приносили обильную жатву. Земля приносит плод, когда и сама по себе хороша и хорошо будет возделана, и хорошими семенами засеяна, да при том еще достаточно орошена и согрета теплыми лучами солнца, обвеяна благорастворением воздушным; но если на ней не будет благословения Божия, все это имеет мало значения. В той стране, где жил праведный Исаак, в те давние времена у всех была одна и та же земля, все одинаково трудились в ее возделывании и посеве, каждый обрабатывал свою ниву, как следовало; у всех было одно и то же состояние погоды, одни и те же дожди и росы, то же солнце, посылающее свои лучи одинаково и на добрых, и на злых; однако же только одни Исааковы нивы принесли сторичный плод, а все прочие, хотя были и смежны с нивами Исаака, дали очень скудный урожай. Отчего это? Оттого, что возделывавшие их не удостоились благословения Божия, которого удостоился Исаак, - вот и стали их нивы бесплодны, а его плодоносны, потому что Бог благословил его. Но почему же его Бог благословил земными плодами за труды его, а тех нет? Да потому, что он был праведен, а они - грешники; он Богу угождал, а они Бога прогневляли; он был верным рабом Господа, а они были рабами бесов, ибо были идолопоклонники. Он был любим Богом за добродетельную жизнь свою, а они были мерзки пред очами Божьими за их беззаконные и скверные дела, - вот почему Бог того благословил, как достойного, а сих отвергнул, как недостойных, и у того нивы приносят обильный урожай, а у сих остаются бесплодными. Внимайте сему, земледельцы христианские! Если вы желаете иметь благословение Божие на трудах ваших, переносимых вами в поте лица вашего, то будьте праведны и Богоугодны, как был праведен и Богоугоден Исаак, и Бог благословит вас изобильным плодоношением нив ваших, как и его благословил! А благословение Божие само по себе есть столь плодоносная нива, что и без земледельческого труда может наполнить житницы верных рабов Божьих, благоугождающих Господу. Здесь прилично вспомнить один случай из жития Преподобного Феодосия Великого, который основал в Палестине, близ Вифлеема, свою общежительную Лавру. Сей Преподобный имел обыкновение ходить в Вифлеем на Богомолье. Однажды, усталый, свернул он с дороги в обитель Преподобного Маркиана, чтобы отдохнуть. Сей последний принял с любовью дорогого гостя, но не имел, чем бы угостить его, потому что в то время в его обители не случилось ни хлеба, ни пшеницы. И вот, после продолжительной душеполезной беседы, когда настало время трапезования, Маркиан велел ученикам своим приготовить чечевицу и подать к обеду. Тогда Преподобный Феодосий, видя их такую бедность, велел своим ученикам взять из мешка хлеб, взятый на дорогу, и предложить на трапезу. И когда они ели, Преподобный Маркиан сказал своему гостю: "Не поскорби на нас, отче, что мы предлагаем такое голодное угощение, не посетуй, что и хлеба не подали на стол: мы так обедняли, что у нас вовсе нет пшеницы". Когда Маркиан сказал это, чудный Феодосий взглянул на него и увидел у него в бороде пшеничное зерно, которое неведомо как попало туда; он взял его осторожно из бороды правою рукой и с радостной улыбкой показал его Маркиану, сказав: "А вот пшеница, как же вы говорите, что у вас нет пшеницы?" Тогда блаженный Маркиан с радостью взял из рук Феодосиевых это зерно и, как бы некое дорогое плодоносное семечко, велел отнести в монастырскую житницу, веруя, что, по благословению святого Феодосия, оно и без всяких трудов принесет плод несравненно больший, чем нива возделанная. Так и случилось. Когда Преподобный Феодосий ушел, наутро ученики Маркиана пошли в житницу и не могли даже дверей отворить: так она была переполнена пшеницей. Тогда Маркиан послал к Преподобному Феодосию учеников своих с известием о том, что случилось, и благодарил его за столь чудесное умножение пшеницы. А Преподобный отвечал через посланных: "Это не я умножил пшеницу, а ты, отче: ведь из твоей брады было взято зерно пшеничное". Смотрите же, сколь добрая нива - благословение Божие; как Бог щедрой рукой доставляет потребную пищу угодникам Своим, которые прежде всего ищут Царствия Божия и правды Его! А если и без возделывания земли сия нива, - я разумею Божие благословение, - может приносить столь обильный плод, то тем более принесет оно обильный плод возделывающим землю, если только земледельцы прежде всего будут заботиться о том, чтобы угодить Богу жизнью благочестивой и добродетельной. ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ И СКОЛЬ ПОЛЕЗНО ПАМЯТОВАНИЕ О НЕЙ В книге Бытия, начиная с Адама, о каждом праотце, в долголетии пожившем, читаем одно и то же заключительное слово: "И умре". "Поживе Адам лет 930 и умре". "Поживе Сиф лет 912 и умре". "Поживе Енос лет 905 и умре". "Поживе Каин лет 910 и умре". И о всех остальных читаем все то же, что они смертью окончили долголетнюю свою жизнь, в чем так очевидно открывается действенная сила словес Божиих к Адаму: "В онже день снесте от древа заповеданного, смертию умрете". А для нас столь часто повторяемое в Писании слово "и умре" - есть как бы молот, ударяющий в камень: оно вбивает в наш ум память смертную и сокрушает окаменение сердечное. Ибо если люди первого мира, столь долго жившие, не избежали смерти, то тем более надлежит умереть нам после скоротечной нашей жизни. Те по нескольку сот лет ждали смерти своей, а нам недолго ждать ее: наш конец при дверях... Не каждый ли вечер читаем мы в молитвах на сон грядущим: "Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит?" Но что такое смерть? Каковы ее свойства, ее действия, и почему нам всегда потребно памятовать о ней? Размыслим о сем мы, смертные. Смерть есть разлучение души от тела, разрешение их естественного союза, разложение составных частей, из которых состоит человеческое естество, бездействие органов телесных, потеря чувств, окончание жизни, разрушение всего состава человеческого. Человек состоит из души и тела, а когда он умрет, то он уже не человек; ибо хотя и лежит перед нами его тело, хотя и пребывает его душа бессмертною, но поскольку они разлучены друг друга, то ни душа уже не составляет всего человека, а есть просто только душа, ни тело не составляет человека, а есть только труп. Вот почему естество земнородных боится смерти: смерть отнимает у него его бытие, отнимает то, чем оно было, человек не бывает; человеком, собственно человек уничтожается до дня судного и трубы Архангельской, которая имеет возбудить мертвых от века. Свойство смерти есть то, что она приходит к человеку неожиданно, хотя и каждому достоверно известно, что она к нему придет. Ибо что достовернее того, что мы умрем? По слову Апостола - предлежит человеку единою умрети! И с другой стороны, что безвестнее прихода или часа смертного, как и Сам Господь говорит в Евангелии: "Не весте дне ни часа, в онь же Сын человечески жизнию и смертию обладающий, приидет взять душу человеческую". Смерть известна всем и каждому, потому что непреложно, непременно она придет ко всякому и никому не избежать ее. Но неведом час прихода ее: она никому не дает о себе вести, что идет, не назначает времени, не исчисляет дней и лет, не ждет старости, не щадит юности, не спрашивает, готов ли ты? А когда придет и застанет неготовым, не дает ни одной минуты сроку для приготовления. Смерть известна нам потому, что мы люди, и, следовательно, - смертны, но неизвестен нам час смертный, потому что мы подвержены разным случайностям. Смерть нам известна, потому что для всякого, кто родился в эту жизнь, предстоит пройти только одним путем - путем к смерти, но неизвестно время смерти, никто не знает, на каком месте ждет его смерть, где застанет его час смертный. Нам известно наверное, что душа наша разлучится с телом; но неизвестно, как она разлучится: по общему ли закону естественной смерти, или как-нибудь насильственно. Всякий знает, что умрет, но образа смерти своей, как и по какому случаю он умрет, никто знать не может. Смерть нам известна потому, что она назначена правосудием Божием, как наказание за грех прародительский для всего рода человеческого; но безвестен час смертный, потому что Бог не открыл нам Своего определения о продолжении жизни того или другого человека, а сокрыл это в неведомых судьбах Своих. Мы знаем, что умрем, но не знаем, когда умрем: сегодня или завтра, рано или поздно, днем или ночью. Многие, отойдя ко сну ночному, уже не просыпались, их находили мертвыми, и делался для них этот сон смертью, а ложе ночное - гробом! Многие, встав от сна ночного и встретив день, до следующей ночи не дожили и умерли. Пирует царь Халдейский Валтасар с вечера, и уже довольно навеселе, и вот появляется чья-то рука, которая загадочными словами пишет на стене суд смертный на пирующего царя, и он был убит в ту же ночь. Знал ли он, что так скоро наступит час смерти его? Думал ли в ту ночь умереть? Или уснул на ложе своем в поздний час ночной Ассирийский полководец Олоферн, уснул, опьяненный вином, и в тот же час его сон заменился смертью, и он был обезглавлен рукою женщины, - и вот, кто хвалится назавтра взять иудейский город Ветилую, как птицу с гнезда, - сам как птица попал в сети смертные. Тревожится богатый, у которого нива принесла обильный плод, заботится, куда бы ему собрать свою пшеницу: он задумывает разломать тесные, построить просторные житницы, назначает себе много лет жизни, чтобы есть, пить, веселиться, а Бог ему говорит: "Безумие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе". И тот, кто чаял много лет прожить, умер нечаянно, не пережив и одной ночи! О, сколь безвестен час смертный! Господь увещевает нас: "Будите готови, бдите и молитеся, не весте бо, когда время будет". |