МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ВОПРОСИВШИИ ОБ ЭТОМ, ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТ 17 страница

Действия смерти таковы: она отнимает у человека все, что он имеет в этом мире: богатство, почести, славу, красоту, наслаждения всякими благами; ибо, когда человек умирает, то оставляет все, и не сходит с ним в могилу слава его. Смерть разлучает родителей с детьми, господина с рабами, со всем, что любил человек, она разрушает все надежды, все мечты о временных благах. Она отворяет перед человеком дверь вечности и начинает собою эту вечность, какова бы она ни была, блаженная или несчастная. Для праведников смерть отверзает дверь вечности блаженной, дверь Царства Небесного, а для грешников, умирающих без покаяния, отверзает дверь вечности мучительной, двери ада. Кто какую жизнь ведет здесь, таково и воздаяние получит там.

Нам, смертным, должно всегда иметь в мыслях память смертную, и в ней поучаться умом, чтобы страхом безвестности часа смертного воздерживать себя от дел, прогневляющих Бога, и быть всегда готовыми к исходу из этой жизни. Св. Иоанн Лествичник говорит, что память смертная столь же необходима человеку, как необходим хлеб, и как без хлеба нельзя жить, так без памяти смертной невозможно управить жизнь свою. Без хлеба человек слабеет телесно, без памяти смертной - духовно. Хлеб укрепляет сердце человека, а память смертная укрепляет жизнь добродетельную. У кого есть хлеб, тот с голоду не умрет, и кто имеет всегда память смертную, тот не умертвит своей души смертью греховной, не согрешит смертно. Тот же Св. Лествичник пишет об Исихии Хоривском, что он, проведя всю жизнь в великом небрежении, вдруг разболелся и умер; но через час после того возбудился от смерти, как бы от сна, и душа его Божиим повелением возвратилась в него. После воскресения своего он затворился в своей келье и оставался в ней неисходно двенадцать лет, отнюдь ни с кем не говоря ни слова, лишь немного вкушая хлеба и воды, и всегда пребывая в молчании, постоянно проливал из очей своих теплые слезы. А когда приблизилась его кончина, то братия, отбив дверь его кельи, вошли к нему и долго умоляли его сказать им что-либо на пользу души, и, наконец, услышали от него только эти слова: "Простите, братие! Кто стяжал память смерти, тот никогда не может согрешить". Сказав это, он отошел ко Господу. И удивлялись те, которые знали его прежнюю небрежную жизнь, как он исправился страхом смерти. Будем и мы поучаться в памяти смертной, будем исправлять себя, пока есть время, чтобы смерть не застала нас неготовыми. Будем внимать совету Лествичника: "Пусть память смертная и спит и встает вместе с тобою". Праведный Исаак, провидевший духом пророческим и предсказывавший будущее, не знал времени своей кончины. "Не вем, - говорит он, - дне скончания моего". Почему же Господь Бог, открывший много тайн Своему угоднику, не благоволил ему открыть и час его кончины? Думаю - для того, чтобы он служил для нас примером памяти смертной и готовности к исходу из сей жизни. Не зная, когда придет к нему час смертный, он еще за много лет до своей кончины приготовился к смерти и ожидал ее каждый день в старости своей. За целых пятьдесят пять лет до смерти праведник уже был готов к ней, уже благословил своих детей последним отеческим благословением и жил так, как бы на всякий день умереть готовый! Кто из живущих ныне найдется, который бы, по крайней мере за год или хотя бы за один только месяц, оказался готовым встретить час смертный? Мы откладываем свое приготовление к смерти с году на год, со дня на день, с юности на старость, а старики откладывают оное до последнего недуга смертного и думают, что успеют приготовиться, возлежа на одре болезни, когда на это и времени будет мало, и силы изменят, и болезни тяжкие одолеют, а у иного и ум, и речь отнимется: не может он, бедный, тогда исповедать грехов своих и покаяться в них, как должно. Так смерть одних постигает внезапно прежде старости и восхищает неготовых к оной: других и достигших старости застает еще неприготовившимися, и посекает их, и во огнь геенский вметает! О, если бы каждый христианин всегда держал в своем уме эти слова праведного Исаака: "Не вем дне скончания моего!" Если бы каждый из нас страшился нечаянной смерти и приготовлял себя истинным покаянием исходу из этой жизни, не была бы тогда смерть грешников люта, не наполняли бы ада души христианские. Но - горе нерадению нашему! Мы живем, как будто никогда нам не придется умирать, как будто будем вечно здесь жить и наслаждаться в этом мире; даже и не помыслим, что конец уже при дверях, секира при корени, коса смертная над головою, день Господень, яко тать, близок, суд не коснит, погибель не дремлет, и вдруг мы впадем в сети смертные и в болезни адовы, как говорит Св. Писание: "Не разуме человек времене своего, но якоже рыбы уловляемы в мрежи зле, в аки птицы уловляемы в сети, уловляются сынове человечества во время лукаво, егда нападет на ня внезапу".

О, смертные! Почто не помним о смерти, которой никоим образом не можем избежать? Почто не страшимся горького часа смертного, когда уже никто из людей не будет в состоянии нам помочь? Почему не приготовляем себя к смерти, о коей не знаем, где она нас ожидает и в какой день, в какую ночь, в какой час придет взять нас отсюда? Как труба гласит предостерегающее нас благовестие Христово: "Бдите убо: не весте бо, когда Господь дому приидет (чтобы взыскать с нас долг смертный) в вечер, или в полунощи, или в петлоглашение, или утро, да не пришед внезапу, обрящет вы спяща". Но мы не внимаем сему гласу, мы, точно аспиды глухие, затыкаем уши, чтобы не слышать его, как будто это не нам сказано! Евангелие говорит, что господин злого раба, ядущего и пьющего с пьяницами, биющего своих клевретов, приидет в день, в который он не ожидает, и в час, которого не знает, и "растешет его полма, и часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубом". А мы нимало не страшимся сего, как будто мы и в самом деле добрые и избранные рабы Господа своего, хотя и преисполнены грехов и беззаконий! И если люди святые и праведные боялись смерти, приуготовляли себя к часу смертному великими подвигами и в продолжение долгого времени (как, напр., праведный Исаак), не ведая дня скончания своего, - тем более нам, грешным, потребно бояться сего часа и уготовлять себя, очищая свои греховные скверны теплыми слезами покаяния, чтобы не застал нас конец жития нашего валяющихся в тине греховной и не подверг страшному истязанию. Для сего-то и сокрыто от нас время смерти нашей, день и нощь кончины нашей, чтобы мы, не зная сего грозного часа, всегда его ожидали и боялись, и готовились к исходу из сей жизни. Св. Златоуст, объясняя слова Евангелия "будите готови, яко в оньже час не мните, Сын человеческий приидет", так беседует: "Для того говорит Он им сие, чтобы они бодрствовали и всегда были готовы к сретению Его и всегда добродетельны, сказал им, что приидет тогда, когда и не ожидают Его. Если бы люди знали, когда умрут, то, без сомнения, позаботились бы о сем дне". - Он же, толкуя слова Апостола: "День Господень, якоже тать в нощи, тако приидет", говорит: "Если хотим знать, для чего сокрыт этот день, и почему, "якоже тать в нощи, тако приидет", то я, как мне кажется, справедливо скажу вам: никто никогда во всю жизнь свою не стал бы заботиться о добродетели, если бы этот день был известен и не был сокрыт, но всякий, зная последний день свой, совершил бы бесчисленные преступления, и уже в тот день приступал бы к купели, когда бы стал отходить от мира сего". Вот слова Златоуста. И действительно: если мы, не зная ни дня, ни часа скончания своего, несмотря на страх ожидания его, решаемся на бесчисленные и тяжкие греховные деяния; то на что не решились бы, если бы знали, что еще проживем много лет на земле и не скоро умрем? А поскольку мы не знаем, когда, в какой день и час умрем, то и должны каждый день так проводить, как бы ожидали ежедневно смерти, и при наступлении дня помышлять: "Не сей ли день будет последним днем жизни моей?" И при наступлении ночи говорить самому себе: "Не сия ли ночь будет последнею ночью моего пребывания среди живых?" Отходя ко сну ночному, говори себе мысленно: "Встану ли живым с ложа моего? Увижу ли еще свет дневной? Или уже сей одр будет гробом моим?" Равно и воспрянув от сна и увидев первые лучи света дневного, помышляй: "Доживу ли до вечера, до наступления ночи, или час смертный наступит для меня в течение сего дня?" Помышляя так, проводи весь день, как бы уже готовясь умереть, и вечером, отходя ко сну, исправляй свою совесть так, как бы имел ты в сию нощь предать Богу дух свой. Погибелен сон того, кто заснул в грехе смертном, не безопасен сон и того, чей одр окружают бесы, выжидая случая увлечь душу грешника в дебрь огненную. Худо тому, кто отошел ко сну, не примирившись с Богом, ибо если в том случае, когда мы чем-либо оскорбили ближнего, Апостол говорит: "Солнце да не зайдет во гневе вашем", то тем более прогневавшему Бога должно заботиться о том, чтобы не зашло солнце во гневе Божием, чтобы не уснуть ему, не примирившись с Богом, ибо час кончины нашей неизвестен: как бы внезапная смерть не похитила нас неготовыми. Не говори, человече: завтра примирюсь с Богом, завтра покаюсь, завтра исправлюсь. Не отлагай со дня на день твоего обращения к Богу и покаяния, ибо никто тебе не сказал, доживешь ли до утра или до вечера. Хорошо поучает Преподобный Антонии Великий, приводя изречение Апостола: "По вся дни умираю": пробуждаясь от сна, будем думать, что не доживем до вечера, и, опять ложась спать, будем помышлять, что не доживем до утра, всегда памятуя безвестный предел жизни нашей. Живя так, мы не будем ни грешить, ни иметь похотения к чему-либо, ни воспламеняться гневом на кого-либо, ни собирать себе сокровищ на земле, но, ожидая каждый день смерти, все тленное будем презирать. Тогда остынет в нас и похоть плотская, и всякое нечистое пожелание, все будем прощать друг другу и будем предочищать себя, всегда имея пред очами ожидание последнего часа и борьбы. Ибо сильный страх смерти и суда, опасение мучений восстановляет душу, клонящуюся в пропасть погибели. Так говорит Св. Антоний Великий.

 

 

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ЖЕН-МИРОНОСИЦ

 

 

Иисуса ищете Назарянина распятого:

воста, несть зде!

 

(Евангелие от Марка I 6, 6)

 

Несть зде: где же есть? Кто нам скажет? Любопытствовал в прошедшую неделю Св. Фома, желая точно уведать и увериться в воскресении Христовом, и говорил: "Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры!" В нынешнюю же неделю аз, грешный, любопытствовати хощу, и искати и уведати: где ныне Христос обретается? На коем месте? Между коими лицами и чинами?

Сказует Псаломник: "Господь во храме святем Своем". Но, правду Божию говоря, иногда в рукотворенных храмах и не изволяет обитать Господь, когда неблагоговейные и не имущие страха Божия люди дом Его святой разбойническим делают вертепом, как Сам говорит: "Храм Мой храм молитвы наречется, вы же сотвористе и вертеп разбойником". Соберутся люди во храм, будто на молитву, а между собою молвят и празднословят о постороннем, - или о купле, или о бранях, или о пиршествах, осуждают других, мечтают о жене, о детях, о деньгах; а ин, стоя, дремлет, а ин скверная и злая помышляет. И те люди храм молитвы не храмом, а вертепом некиим делают. И можно тогда сказать, что нет тамо Христа. Воста, несть зде!

Было то время, когда Господь наш, сотворив бич от вервий, вся изгна продающая и купующая в церкви. Но, о Господи, уже прошло то время Твое, когда Ты изгонял бесчинников от святого Твоего храма; ныне наше окаянное время настало: уже мы Тебя изгоняем, а храм Твой претворяем в вертеп разбойников! Несть зде: где же есть? "Вышний не в рукотворенных церквах живет", - говорит Св. Стефан. А где тот нерукотворенный храм Вышнего? Каждый человек, одушевленный, просвещенный Святым Крещением, есть храм Божий, по свидетельству Апостола Павла: "Храм Божий есте вы". И так во всяком христианском человеке можно бы искати Христа обитающего и сказать: "Есть зде!" Но и сие сомнительно есть, неизвестно, не подлинно есть. Многие Крещением и правоверием просвещены, но мало таких, в коих бы Христос, яко в истом Своем, обитал храме. И вор крещен, и разбойник, и прелюбодей, и каждый злодей правоверием просвещен, но Христа в них не спрашивай. - Несть зде! Разве давно некогда был, когда младенческие дни вор имел; и как пришел в возраст и начал воровать, - абие отыде от него Христос: воста, несть зде!

Иной взором и добродетелен видится, но тайная его Бог весть, ибо говорит Апостол: "Бываемая отай от них срамно есть и глаголати". Не скоро и здесь Христос обрящется: несть зде! Иной показывается Богомолом, иной подвижником, иной постником, нищелюбивым, иной иное что доброе делающим, но если все то делает он из тщеславия, из того, чтоб показаться перед людьми, и тамо не ищи Христа: несть зде!

Где же есть? Поищем Тебя, Господи. Поищем Тебя, например, в чине духовном. В нем-то бы и быть Христу, как в Своих истых служителях, образ Христов носящих. Но и здесь не всегда Христа найдешь, ибо и из духовных иной своих си ищет, себе добра желает, а не людям пользы, себя пасет, а не стадо Христово.

Посмотри, во-первых, на высочайший чин духовный, спросил бы я кого (чтобы сказать правду), с каким намерением и желанием пришел ты в высокость сего пречестнейшего сана духовного, - для одной ли славы и чести Божией, или и своея ради славы и чести? Для приобретения ли душ человеческих во спасение, или своего ради приобретения, - чтобы был богат? Овцы ли Христовы пасти или себя довольно питати? Поистине, не один нашелся бы, который пришел в тот сан не столько для славы и чести Божией, сколько для своего прославления, не столько для пользы людей, сколько для своей корысти. Простите мне, о превысочайшие власти духовные, что я так говорю! Не о всех говорю, а только о некоторых, в числе которых, может быть, и я нахожусь.

Знаю лиц превысочайшего чина духовного, которые суть Ангелы во плоти; обаче между теми Ангелами может обрестись и человек, немощам подлежащий. Ангелам убо беспорочным блюдется честь и венец от начальника пастырей; а приопорокованным ангелам (как и мне, грешному), подпадшим немощи человеческой, говорится от Господа, иному сие: "Имам нечто на тя мало"; иному сие: "Вем твоя дела; яко имя имяши, яко жив, а мертв еси"; иному же сие: "Ни студен еси, ни тепл; изблевати тя от уст моих имам".

Посмотрим, во-вторых, в низший чин духовный - на мирских иереев и дьяконов, ища в них Христа. Спросить бы и их каждого особо: что привело тебя в чин священный, - то ли, чтобы спасти себя и других? Нет, - но чтобы прокормить жену, детей и домашних. И то правда, что служащие Алтарю от Алтаря должны питаться; однако, если кто для одного только пропитания, а не для славы Божьей и спасения душ принимал на себя Св. сан, в таковом трудно сыскать Христа. Иной, взяв ключ разумения, сам не входит и входящим возбраняет; а иной, вовсе не взявши ключа разумения, весьма неделен в звании своем пребывает, не только овец своих не приводит ко спасению, но и сам не разумеет пути спасения. Не скоро в таких людях сыскать Христа; воста, несть зде!

Где же есть? Пошли бы мы в монастыри искать Христа; но и в тех ныне многие попортились; токмо клопот да ропот, печаль да воздыхание. Воста, несть зде!

Разве не нашел ли бы Христос в людях велики боярах и судиях, на правде посаженных? Пошли бы к ним искать Христа, но - там недоступно; скажут: "Не пора, иным временем придешь". А ныне что и ходить к ним? Ибо говорит Писание: "Изыде беззаконие от су, и старец". В таких людях едва ли когда бывал Христос. Не скоро и здесь Христос обрящется; понеже нынешних времен злых и они сделались злы, и правда в них скудна, и милосердия мало. А где нет правды, милосердия, там и Христа не ищи: несть зде!

Поищем ли Христа в простом народе? Но где более воровства, если не в простом народе? Тамо татьбы, тамо убийства, тамо молвы и мятежи. Если же и есть в народе какие-нибудь Богобоязливые и добрые человеки, то и они в нынешнее время за своими делами и утеснением и Бога забыли, и от молитвы отстали.

Где же обрести Христа? Поистине, Бог весть. Разве сетовать с Магдалиною, глаголющей: "Взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его". Грехи наши взяли от нас Господа нашего, и не знаем, где искать Его.

О вы, страждущие в крайних бедах! К вам обращал слово мое, в вас обитает ныне Христос, как в своих членах, если только вы с благодарностью переносите свои несчастья. Вы, новые мученики последних сих времен. Вам соплетаются венцы Небесные; только не изнемогайте в терпении, но взирайте на страдания Господа своего, и на Его святую волю полагайтесь, говоря: "Буди воля Твоя, Господи!" А Господь с любовью обитает посреди вас, хотя и невидимо. Есть зде!

Любит Господь плачущих, а вы всегда в слезах. Итак, в вас Он живет. Есть зде!

Любит Господь алчущих и жаждущих; а у вас мало что есть и пить: у иного и на половину недостает хлеба. Итак, Он в вас обитает. Есть зде!

Любит Господь страждущих безвинно; а в вас и не исчислить того страдания: иных до крови бьют, иных на правежах мучат; и уже в ином едва душа держится в теле. В вас убо Господь вселяется, смотря на ваше зло-страдание и за то готовя вам вечную отраду. Есть зде!

О новые страдальцы! Молю вас и увещеваю, не изнемогайте в терпении, но благодарите Христа своего, а Он в вас есть, и будет, и пребудет! Аминь.

 

 

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПРЕД ПРОСВЕЩЕНИЕМ

 

 

Глас вопиющаго в пустыни:

уготовайте путь Господень, правы творите стези Его.

 

(Евангелие от Марка I, 3)

 

Глас, воззвавший в пустыни, слышится во градех, проповедуется в церквах, внушается во всей поднебесной, слушатель возлюбленный! Глас, воззвавший в пустыни, слышен людям великим и малым, старым и юным, богатым и нищим, устрашает души сидящих на высоких престолах и проникает сердце людей, самых смиренных по жребию своему. Сей-то глас сокрушает кедры Ливанские, сотрясает дубравы Каддийские, с дебрями сравнивает высокие горы и холмы. Из уст Св. Предтечи Христова исходит глас сей: "Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его"; а Псалмопевец возбуждает нас к слышанию того гласа, взывая: "Днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших".

Итак, приклоним уши наши в услышание гласа сего, и не только в услышание, но и в послушание, чтобы самым делом исполнить то, что повелевает нам глас оный. Повелевает же, да устроим, уготовим путь правый, которым бы Господь к нам, а мы к Господу возмогли прийти.

Вначале потщимся устроить путь для Господа, грядущего к нам, по заповеди Св. Предтечи.

Уготовайте, говорит, путь Господен. Если царь намерен посетить какой-нибудь, хотя и незначительный, город, то граждане всеми мерами стараются о том, чтобы путь к ним был удобен, и потому, где он тесен, там расширяют его; где болотист, там устрояют мосты; холмы на нем раскапывают, а дебри засыпают землею и вообще всякие неровности стараются изгладить. А когда приближается царь, тогда отверзают перед ним врата, исходят ему в сретение, радостно приемлют его, поклоняются ему, дары приносят.

Господь наш, Бог наш, Царь наш Вечный, Которого град составляем мы сами, хочет прийти к нам и уже близ есть; поэтому и нам нужно уготовить путь для Него, ибо много на пути нашем стропотного, запивающего Господне шествие к нам. Есть теснота, -утеснение совести нашей от злого, окаянного жития нашего; есть холмы - гордые наши помышления, слова и дела; есть дебри -отчаяния; и все стези наши стропотны, не гладки, не удобны; а что всего хуже: нет таких врат к сердечному граду нашему, которыми мог бы Господь наш внити в него; ибо где были врата, там мы соорудили каменную стену ожесточения и затворили вход Владыке нашему. Итак, все это нужно нам исправить, как повелевает Предтеча Христов, именно: "Всяка, дебрь исполнится, и всяко, гора и холм смирится: и будут стропотная в правая, и острии в пути гладки".

Много стропотного в совести нашей, и тесно в ней для всякого доброго помысла. Тесно быть доброму семени посреди терния; ибо терние, возросши, подавляет его. Тесно овце быть посреди волков, ибо волки растерзают ее. Впала некогда целомудренная Сусанна в руки беззаконных старцев и, воздохнувши, сказала: "Тесно ми отовсюду". Так тесно быть чему-нибудь доброму там, где родится и откуда исходит все злое; тем паче тесно пройти туда и быть там Царю нашему, Христу Богу. Семя то Небесное не вместится посреди терния похотей наших; Агнец Божий не поживет среди звериных злоб наших; Источник целомудрия и чистоты не восхощет быть вместе с состарившимися в нас злыми делами и отрясет прах наш от святых ног своих, сказавши: "Се, оставляется вам дом ваш пуст". Постараемся же очистить совесть нашу и распространить то, что утеснено в ней: терние греховное да сожжется в ней исповеданием и покаянием нашим; волки хищные да ижденутся из него жезлом страха Божия; страсти да искоренятся самоумерщвлением нашим, и все стропотное да угладится в нас. Тогда приидет к нам Бог наш и не тесно вместится в нас со всеми Небесными Силами Своими, ибо совесть добрая, сердце чистое может не тесно вместить в себе с Богом и все неизмеримое величество и пространство неба, как говорит Святой Макарий Египетский: "Сердце сосуд мал есть, но в нем приятны бывают все вещи: тамо Бог, тамо Ангелы, тамо живот и царство, тамо нежные грады, тамо сокровища благодати".

Препятствуют пришествию Христову к нам холмы гордых помышлений, слов и дел наших, ибо не приидет туда смиренный Господь наш, где есть гордыня вознесенная, как Писание говорит: "Нечист пред Богом всяк высокосердый". И Святый Апостол говорит: "Кое общение свету ко тме; кое же согласие Христова с Велиаром?" Господь не восхотел и на небеси пожить с Велиаром, но низверг оттуда гордого: как же на земле пришел бы Он пожить с Велиаром, то есть с человеком гордым! Кто возненавидел Христа во плоти на земли ходящего? Гордые князи и законоучители Иерусалимские: "Егда кто от князь верова во Онь?". И начата бедне гневатися нань. Кто предал его на смерть? Гордая Синагога иудейская, себя почитающая во святых, а Христа вменяющая в грешника: "Мы вемы, яко человек сей грешен есть". Кто распял Христа? Гордый Пилат. Проклята убо гордость от Бога, как Гелвуйская гора от Давида: да не снидет на нее роса благодати Божией и дождь милосердия Божия.

Смирит же гордыню нашу, смирит ее памятью смертной; ибо ничто так не смиряет человека, как память смертная: "Поминай последняя твоя". Один из угодников Божиих (Св. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский), разумев пользу памяти смертной, повелел создать гроб, но неоконченный, и приказал мастерам приходить к нему в каждый нарочитый праздник и перед всеми говорить: "Гроб твой, владыко, доселе не кончен; повели окончить его, ибо смерть приходит как тать, и не знаешь, в какой час приидет". Так и мы должны смирять гордыню нашу памятью смертной и смирением своим уравнивать путь к нам Господу нашему.

Препятствует Господню пришествию к нам дебрь отчаяния, ибо когда нечестивый приидет во глубину зол, тогда начинает нерадеть обо всем и, отчаяваясь в милости Божьей, впадает еще в глубочайшую пропасть беззакония. Посему страшную дебрь ту надобно наполнять надеждою на милосердие Божие, помня, какое зло постигло Иуду за отчаяние. Иуда тягчае согрешил отчаянием, чем богопредательством. И Св. Ап. Петр согрешил отречением от Господа Иисуса Христа, но, оплакавши грех свой, с упованием на милость Божию, спасся; а Иуда, хотя и покаялся и исповедал перед всеми грех свой, сказав: "Согреших, предав кровь неповинную", однако же погиб, потому что отчаялся во спасении и не восхотел прибегнуть к милосердию Божию. Как же страшна дебрь та, дебрь отчаяния! Наполним ее надеждою на благоутробие Божие.

Препятствует Господню пришествию к нам блато нечистоты нашей: иссушим его воздержанием и поместим милостыней. "Дадите, - сказано, - милостыню, и се, вся чиста вам будут": милостыня все грехи очищает.

Стену ожесточения нашего сокрушим умилением, мытарски бия в перси свои; а врата сердечная отверзим любовию и усердием нашим к Господу, и внидет к нам Царь Славы и воцарится в душевном граде нашем.

Таким образом уготовавши путь к нам Господу нашему, еще, по повелению Предтечи, правы сотворим стези Его, то есть исправим путь, которым мы к Нему должны шествовать. Есть на этот случай полезный совет мужей Богодухновенных - идти путем царским и не уклоняться ни на десно, ни на шуе. Уклоняться на шуе, на сторону козлищ, - то явное несчастье; уклоняться же на десно или, что то же, думать о себе, как о добродетельном, то - опасность сокровенная, беда нечаянная; ибо враг наш воюет на нас лесными и шуими. И не дивно, что воюет шуими, будучи сам шуйцею; но дивно, что воюет и десными, хотя сам и чужд десницы. Не дивно, говорю, что диавол искушает на грех человека; но то дивно, что предательски ведет его и на добрые дела. И где не может одолеть нас шуими, там одолевает десными, то есть где не может победить нас грехами, там побеждает добрыми делами. Так, не может победить кого-нибудь нечистотою - победит чистотою, вложивши в ум ему гордыню о чистоте своей. Не может победить кого обьядением и пьянством - победит постом, как тех, о коих Евангелие говорит: "Егда же поститеся, не будите якоже лицемеря, сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся". И не дивно невоздержанному пойти в муку; то дивно и скорбно, что и постник высокоумный не минует тех же мук. Не дивно плотоугоднику утолстевшему не пройти сквозь тесные Врата Небесная, то дивно и прискорбно, что и иссушивший плоть свою воздержанием не может пройти сквозь тесные Врата Небесные. Грешник не внидет, потому что грешник; праведник не внидет, потому что высокоумствует и добродетельным себя почитает. Потому-то и Приточник говорит: "Есть путь, иже мнится человеком прав быта, последняя же его приходят во дно ада".

Итак, здесь человеку нужна большая осторожность, т.е. не уклоняться ни на шуе - на прелести греховные, ни на десно - на излишне жестокие подвиги, дабы не прийти высокоумие, но идти путем царским, мерным житием, мерною добродетелью. Таким образом мало-помалу, с добродетели на добродетель, как по лествице, взыдешь и на Небо и будешь в раю. Шествуя таким путем, воззовем со Святым Иоанном Предтечей, да Господь наш и Бог наш наставит нас на путь покаяния и сподобит десного предстояния во веки. Аминь.

 

 

ИВАН ТИХОНОВИЧ

 

ПОСОШКОВ

 

Об авторе

 

ПОСОШКОВ ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ

 

Посошков Иван Тимофеевич (1652 - 1(12).02.1726) - мыслитель-самоучка, не получивший систематического образования. Купец и предприниматель, обладавший большим жизненным опытом, Посошков создал первый в России экономический трактат, насыщенный социально-философскими идеями. Этот трактат, названный "Книга о скудости и богатстве", выполнен в жанре "доношения" Петру I. Это своеобразное обоснование петровских реформ, затрагивающие не только практические, но и теоретические, в том числе мировоззренческие вопросы. Менее известно другое сочинение Посошкова - "Завещание отеческое", представляющее собой философско-богословский трактат, затрагивающий вопросы нравоучительные, политико-правовые, мировоззренческие и др.

 

ДОНОШЕНИЕ ПЕТРУ I

 

Всепресветлейшему державнейшему императору и самодержцу всероссийскому, Петру Великому,

Отцу Отечества государю всемилостивейшему.

 

ДОНОШЕНИЕ

 

В российском народе заметил отчасти, как в правящих судиях, так и в подвластных, многое множество происходящей неправды и всяких неисправностей.

И того ради пожелал пред очи твоего императорского величества о достоверных и слышанных и о мнимых делах предложить по мнению своему изъявление.

И на эти неправды и неисправности, насколько мне Бог даровал, мнения своего изложение ко исправлению тех неправостей и неисправностей трекратное трекратие предлагаю, а именно: Первое трекратие - о неисправности и поправе духовенства, воинства и правосудия. Второе трекратие - о неисправности и поправе купечества, художества и разбойников с беглецами. Третье трекратие - о неисправности и поправе, как во крестьянах, так и во владении земли безобидном, и о собрании царского интереса многоизобильного.

И на то тречислие написал трехлетним своим трудом книжицу и назвал ее "Книга скудности и богатства", потому что имеет в себе изъяснение, отчего происходит напрасная скудость и отчего умножиться может изобильное богатство. И притом предложил мнением своим, каким образом истребить из народа неправду и неисправности и как насадить прямую правду и во всяких делах исправление и как водрузить любовь и беспечное житие народное.

И такое мнение мое о помянутых делах, что если Бог милостиво призрит на них и Ваше Императорское Величество по настоящему своему желанию благоволит последовать им, то я без всякого сомнения могу сказать, что каждый год при нынешних сборах самое малое собрание казны в царские сокровища миллиона по три приходить будет.

А если твердо устоят те новые положения, то легко будет собираться и по шести миллионов на год. А если все изъявленные дела прямо установятся и твердо укоренятся без умаления пред?, о будет собираться миллионов и по десяти или и больше всякий год.

И если никогда изменения тем ново расположенным делам не будет, то год от году богатство, как царское, так и всенародное, умножаться будет.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.