ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Т–108. Техника изменения места ценностей в иерархии. I. Определение субмодальностей ценностей. 1. Возьмите ценность 1 из вашей иерархии ценностей и определите, как она репрезентируется (как правило, это картинка). Если вы её обнаружили, определите основные субмодальности. Визуальные ассоциирована или диссоциирована? чёрно-белая или цветная? чёткая или расплывчатая? близкая или далёкая? фотография или фильм? в рамке или панорамная? где она расположена? Аудиальные громкие или тихие звуки? из какого места они исходят? каков их тон? Кинестетические где это ощущается? как это ощущается? 2. Теперь возьмите среднюю ценность из вашей иерархии и сравните субмодальности, пока вы не найдёте, в чём же различия – какой фактор является решающим для вас, что это средняя, а не первая ценность? 3. Теперь возьмите ценность со дна вашей иерархии и просмотрите её субмодальности. Какие важные различия существуют между ценностями верха, низа и середины? II. Изменение места ценности в иерархии. 1 . Найдите ценность, которой не хватает в вашей иерархии или ту, которую вы хотите поднять повыше. Спросите себя, что это изменение вам даёт и что произойдёт в результате. Как изменится ваша жизнь во всех её контекстах? Если удовлетворяющим вас образом, то решите, куда стоит поместить ценность. 2. Определите субмодальности в картинке, когда вы думаете об этой ценности. 3. Найдите субмодальности ценности, расположенной на одну ступеньку выше (то есть если вы хотите поставить ценность на третье место, тогда определите состояние второй ценности). 4. Теперь измените субмодальности ценности так, чтобы они отвечали требуемым для положения 3. 5. Проверьте, как теперь выглядит ваша иерархия ценностей, и ещё раз проверьте, что это будет значить для вашей дальнейшей жизни. Для того, чтобы сущность этой процедуры стала вам понятной, представьте себе, что изучив структуру (иерархию) своих ценностей в вышеуказанном примере, вы решили, что вам стоит, например, заняться творчеством, для чего ценность «деньги» должна быть вами перемещена на третье место в иерархии с соответствующим «поднятием» ценности «наличие свободного времени». Работая по вышеуказанной схеме, вы обнаружили, что репрезентирующая (представляющая) ценность «деньги» картинка находится на высоте примерно двух метров, а сама она большая и яркая (напоминаю, что содержание этой картинки нас не интересует – там могут быть и зеленоватые бумажки с портретами импортных мужиков, и окошко кассы, и даже ваш собственный, но полный карман). Картинка ценности «необременительная нагрузка» (жаль, что я ограничил пример четырьмя ценностями, так что у нас нет «действительного среднего») обнаруживается на высоте примерно метра, причём она в полтора раза меньше и на четверть тусклее, чем картинка ценности «деньги». Ну а репрезентация ценности «хорошие отношения с начальством» вообще находится на полу и выглядит маленькой и тусклой. Прекрасно – вы нашли ключевые субмодальности, необходимые для изменения иерархии ценностей. То, как ваш мозг кодирует важность и значимость ценности: высотой, размерами и яркостью. Теперь вам осталось только уменьшить и «утускнить» картинку, представляющую ценность «деньги», одновременно «опустив» её до уровня картинки ценности «необременительные нагрузки» или даже ниже. А после «поднять», увеличить и «осветить» картинку ценностей «наличие свободного времени» – например, сделав её подобием того, как до этого выглядела картинка ценности «деньги», если вы, конечно, хотите, чтобы страсть к свободному времени стала в вас столь же сильна, как и к биовыживательным бумажкам. Вы можете сделать и нечто большее: напрямую ввести в вашу иерархию ценность «творчество». Для этого нужно просто вообразить любую картинку, воплощающую принцип «твори, выдумывай, пробуй» (первая пришедшая вам на ум и будет искомой), а после, если вы, например, хотите, чтобы творческие порывы в вас превалировали над материальной выгодой, поместите её над картинкой ценности «деньги» (ну, скажем, на высоте 2,5 метра) и сделать крупнее и ярче, чем образ «презренного металла». Позволю, однако, сделать два замечания. Во-первых, при работе с ценностями очень тщательно отслеживайте экологию. И перед тем, как приступить к изменениям, мысленно, как следует, обдумайте и «отсмотрите» то, как изменение иерархии ценностей скажется на вашей жизни. Учтите, что ценности являются очень сильными мотиваторами нашей жизнедеятельности, и после их «передвижки» бытие ваше существенно изменится – вы можете стать куда равнодушней к тому, что вас влекло ранее, и наоборот, пристрастным к тому, что ранее не было ни важным, ни значимым (наплюёте на деньги и всего себя посвятите творчеству). А эго чётко и недвусмысленно изменит ваши жизнь и судьбу. Так что не напортачьте, хотя ничего особо страшного в этом, в общем-то, нет – вы ведь всегда можете всё передвинуть обратно (если, конечно, захотите – а можете и не захотеть…) Во-вторых, при определении места ценностей в иерархии максимально опирайтесь на собственное бессознательное, которое куда лучше вашего сознательного знает, что вам надо. Например, я при «постановке» новой ценности в иерархию обычно просто говорю сакраментальную фразу: «И пусть ваше бессознательное само определит, где экологичнее всего будет разместить эту ценность». После чего обычно происходит нечто очень интересное: репрезентация ценности сама собой начинает двигаться по иерархии, меняя субмодальные характеристики, после чего останавливается и как бы встраивается в неё (иерархию), часто «раздвигая» «соседей». А многие клиенты утверждают, что в момент окончания встраивания этой ценности они слышали какой-то щелчок, а из глубины бессознательного приходил VAKD «Готово». И ещё одно. Проверьте экологию не только до, но и после работы с ценностями. Для этого просто просмотрите три кинофильма о вашем поведении в ситуациях, где вы сможете проявить свою новую иерархию (или просто новую ценность). Устроит ли вас то, что вы увидите? Если да, всё в порядке. Если же нет, повторяйте процедуру с самого начала… Ценности К и От. Теперь ещё одно. Пожалуйста, разберитесь с тем, к какому типу относятся ваши ценности – к ценностям От или к ценностям К. Ведь вас могут мотивировать и те, и другие. Например, вернёмся к нашей «учебной» иерархии. Лично у меня – Мастера НЛП и консультанта по личностным изменениям – сразу же в этом (К и От) плане вызывали бы подозрение ценность «деньги». В подобных случаях я всегда задаю уточняющий вопрос: «Скажите, что вам даст то, что у вас будут деньги?» (или «Что произойдёт, если у вас они будут?»). И если в ответ вы, например, скажете мне, что в этом случае вы наконец-то убежите от нищеты (а не наоборот, станете богатым), значит, мы имеем дело с типичной ценностью От. Да, она тоже мотивирует вас – например, на тяжёлую работу. Но вряд ли с её помощью вы сможете разбогатеть. Ибо, как вы уже знаете, наш мозг не понимает отрицаний, но создаёт (и цепляется за) образы, которые участвуют в этом самом отрицании. В данном случае это «нищета», от коей в случае ценности От вы будете бежать всю свою жизнь – по дороге в никуда… Так что проверьте все иерархии своих ценностей (работы, семьи, досуга и жизни), задавая по поводу каждой из них вопрос «Что мне это даст?.» Все обнаружившиеся ценности От выпишите на отдельном листе бумаги и решите, не хотите ли вы их изменить. Как именно это сделать, вы, возможно, уже догадались. Да, именно так: изменив репрезентацию (картинку) ценности с От на К. Вы можете это сделать внутри старой репрезентации или, что лучше – убрав старую репрезентацию ценности От в самый конец иерархии (можете представить себе, что там находится склад старых ценностей, и поставив на её место картинку, представляющую ценность К (разумеется – с соответствующей подстройкой субмодальностей). Только помните, что ценность От была мощным мотиватором (пусть и избегания, но временами очень энергичного). Теперь вашим мотиватором должна стать ценность К. Мотивирует ли она вас в достаточной степени? Проверьте это (конечно же, наряду с экологией), прежде чем свершать работу. И последнее. Просматривая свою иерархию, вы можете обнаружить ценности, которые явно конфликтуют друг с другом. Так, в нашей учебном примере ценность «деньги» вряд ли является совместимой с ценностями «наличие свободного времени» и «необременительная нагрузка». Здесь нужна уже не просто перестановка, но интеграция этих конфликтующих ценностей. Техника (процедура), с помощью которой вы сможете это сделать, описана в следующем разделе под названием «интеграция конфликтных убеждений» (т.е. точно так же, как с противоречащими друг другу убеждениями, вы можете работать и с конфликтующими ценностями)… Упражнение 96. Внимательно изучите структуры ценностей К. Грейвза и Т. Джеймса и определите, где вы сейчас находитесь или застряли. После этого попробуйте обдумать своё «ценностное» будущее. Упражнение 97[124]. Если бы вам предложили в пяти словах изложить своё понимание личного счастья (успеха), то какие из приведённых ниже ответов вы используете? Укажите цифрой 1 своё самое важное для вас, цифрой 2 – чуть менее важное и т.д. до 5. А как бы на этот же вопрос вы ответили 10 лет назад (укажите 3–5 значимых для вас факторов счастья 10 лет назад)? активная деятельная жизнь интересная работа материально обеспеченная жизнь наличие верных друзей жизнь, полная удовольствий, развлечений свобода, независимость расширение своего образования, кругозора мирная обстановка в стране чистая совесть, честная жизнь общественная активность комфорт, покой здоровье любовь наличие детей достижение власти уважение окружающих творчество равенство для всех искусство деньги любыми способами успех в карьере общение с людьми вера что-то другое....... Упражнение 98. Проранжируйте следующие ценности М. Рокича – но не по порядку, а более простым образом: как бы разместив их в шесть групп по важности и значимости (причём не обязательно по три в каждой). Ценности-цели активная, деятельная жизнь жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом) здоровье (физическое и психическое) интересная работа красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) наличие хороших и верных друзей общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) равенство (равные возможности для всех) самостоятельность как независимость в суждениях и оценках свобода как независимость в поступках и действиях счастливая семейная жизнь творчество (возможность творческой деятельности) уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени). Ценности-средства аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи) воспитанность (хорошие манеры, вежливость) высокие запросы (высокие притязания) жизнерадостность (чувство юмора) исполнительность (дисциплинированность) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) непримиримость к недостаткам в себе и в других образованность (широта знаний, высокая общая культура) ответственность (чувство долга, умение держать слово) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) честность (правдивость, искренность) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) чуткость (заботливость). Определите свои глубинные ценности по технике американских тренеров НЛП. Упражнение 99. Выявите и путём попарного сравнения определите рейтинг своих истинных ценностей для трёх сфер своей жизни: • работы, • семьи и • досуга. Сделайте то же самое для глубинных экзистенциальных ценностей. Упражнение 100. Определив, как нужно изменить и чем необходимо дополнить иерархию ваших ценностей, осуществите эти изменения и дополнения с помощью соответствующей техники. Не забудьте при этом определиться с ценностями От и К, а также теми из них, которые могут конфликтовать между собой. ПАРАДОКСЫ УБЕЖДЕНИЙ «Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чём он убеждён». И. Гейне Сила наших убеждений. Свой рассказ об убеждениях (как третьем слагаемом туннеля реальности человека) мне хотелось бы начать с одной истории. Ныне она стала уже легендой, а точнее, анекдотом, который любят рассказывать психотерапевты. Правда, есть сведения, что история эта на самом деле имела место в терапевтической практике А. Маслоу, однако сведения эти непроверенные, поэтому я расскажу её именно как анекдот. Итак, жил-был пациент, который был твёрдо уверен, что он труп. Все попытки психотерапевта переубедить этого «живого мертвеца» неизбежно заканчивались крахом, и тогда он (психотерапевт) решился на крайнее средство. Во время очередного сеанса он спросил своего пациента: — Могут ли трупы кровоточить? — Что вы, доктор, – снисходительно-покровительственно ответил пациент. – Вроде взрослый и умный человек, а не знаете такой простой вещи. Конечно, трупы не могут кровоточить! И тогда психотерапевт достал припрятанный скальпель и быстро полоснул им по руке пациента. Полилась кровь, на которую воззрились оба присутствующих – один с недоумением, а второй с торжеством и надеждой (я думаю, вы догадались, кто). — Так что вы теперь скажете? – первым не выдержал паузы психотерапевт. — Да, доктор, – ответствовал пациент. – Теперь я вижу, что вы правы, а я не прав… Трупы могут кровоточить! Отсмеялись? Тогда (теперь) задумайтесь о фантастической силе человеческих убеждений, которые сплошь и рядом не соответствуя действительности (иногда – ни на йоту!) остаются тем не менее непоколебимыми и продолжают направлять нас по дороге, ведущей в ад (каковая, между прочим, вымощена не только и не столько благими намерениями, сколько именно нашими ограничивающими убеждениями). А ограничивающими убеждения становятся не потому, что они верны или не верны, но потому, что оказываются неэкологичными. То есть не дают жить эффективно и радостно, заодно формируя Хромую Судьбу… Убеждения и регуляция человеческого поведения. Дело в том, что убеждения относятся к одному из высших уровней регуляции человеческого поведения и деятельности. Сие было бы совсем хорошо и здорово, если бы не одно «но». К сожалению, основной функцией убеждения является стимулирование человека на непрерывный поиск их (убеждений) подтверждения. То есть на яростное (особенно – если заденут «за живое») стремление ещё раз подтвердить, что это вот убеждение – истинно. А вовсе не проверка того, истинно ли оно. Результат – удивительно странная жизнь большинства из нас в темноте туннеля реальности. «Вглухую», когда человек не вслушивается (просто не допускает до сознания) в аргументы других людей и даже доводы собственного рассудка или бессознательного. И «вслепую», когда он начисто не замечает ничего, что опровергало бы его убеждение, но зато тут же «узревает» всё, что это убеждение подтверждает – даже если там нет ничего подтверждающего… Так что от упомянутого в начале этой главы пациента мы отличаемся только тем, что убеждения у нас не такие странные. Но всё равно – ограничивающие. Получается, что библейское «каждому по его вере» (что в современном переводе значит «каждому в соответствии с его убеждениями»), действительно является абсолютной – внепространственной и вневременной – истиной, которую даже многие верующие христиане не понимают до конца и, собственно, смысла (этой истины). А ведь всё очень и очень просто. Вы получаете в этой жизни то, во что верите. То, в чём убеждены. Ибо именно убеждения резче и чётче всего селектируют вашу действительность и деятельность на «возможно» и «невозможно». Что порождает её подразделение на «будет, состоится» и «не будет, не состоится». И если вы твёрдо говорите себе «это возможно», сколь бы головоломным не было то, к чему вы приступаете, оно действительно окажется возможным. А если вы, наоборот, твердите «это невозможно», любое, самое пустяшное, дело окажется трудным и неосуществимым. Функции наших убеждений. Только не надо после всего сказанного начинать смотреть на свои убеждения как на бяку с букой вместе взятые. Да, никуда не деться от упомянутого мною факта, что основной функцией наших убеждений является подтверждение того, что нечто истинно, а не проверка того, истинно ли это. Однако из этого следует, что любое убеждение может быть и добром, и злом, и полезным, и вредным. Если оно истинно, то с его помощью вы сможете легко и, в общем-то, безошибочно ориентироваться в ситуации, мгновенно отделяя зерна от плевел. Если же убеждение ложно, оно может оказаться способным попросту исковеркать вам жизнь, за бортом которой окажется всё, что не соответствует этому убеждению. Так что же это такое – убеждение? По своей сути оно представляет собой просто обобщение. О себе самом, о мире или о себе и о мире – включая других и их взаимоотношения. Убеждение – это некая «генерализация»: о причинах, смыслах и границах. Генерализация эта помогает нам справляться с превышающим уровень нашего восприятия количеством деталей и сделать мир предсказуемым. Так, имея убеждение об опасности крупных собак, вы не анализируете породу приближающегося к вам мохнатого чудовища, а просто даёте деру. Главное же заключается в том, что если мы уж в чём-то убеждены, мы будем вести себя так, чтобы это убеждение подтвердилось. Т.е. если мы, например, искренне верим, что нас не любят, то и вести себя будем так, чтобы это верование подтвердилось – капризно, враждебно, подозрительно и т.д., и т.п. Согласно нейролингвистическому программированию, к основным функциям убеждений относятся следующие[125]. Убеждения функционируют как фильтры. Они обеспечивают то, что вы заметите важные (для себя) вещи и отвергнете то, что неважно. Ваши убеждения говорят вам, что вы можете делать, а что нет – в настоящем и в будущем (но опять-таки – с вашей собственной точки зрения). Убеждения определяют вашу реакцию – причём в любой момент времени. Убеждения структурируют ваши переживания и говорят, что делать дальше. Убеждения заполняют разрывы в знаниях. Когда мы не знаем, что является истинным, нам нужны убеждения для заполнения этих разрывов. Мы образуем связки, которые помогают сделать наши переживания целостными. Убеждения придают смысл вашей жизни, помогают вам сформировать цели и знать, что нужно делать и как себя вести. Видите, как много они для вас делают? Но только до тех нор, пока не перейдут в разряд уже упоминавшихся ограничивающих убеждений, которые точнее всего можно было бы назвать убеждениями неэкологичными – т.е. не соответствующими сути, естеству и течению нашей жизни. Определение ограничивающих убеждений. Немного отвлекусь и (с учётом рекомендованных далее упражнений) в первом приближении опишу, как можно выявлять убеждения. Вообще-то, самостоятельно выявить собственные ограничивающие убеждения без посторонней помощи, мягко говоря, нелегко – как можно обнаружить ошибочность того, во что ты веришь? Однако есть общие признаки репрезентации убеждений, по которым их можно определить. Так, в качестве своеобразных индикаторов наличия убеждений (того, что вы на них наткнулись), в нейролингвистическом программировании обычно выступают следующие паттерны[126]: Лингвистические (языковые): • модальные операторы возможности, долженствования и необходимости («могу – не могу», «должен – не должен», «необходимо – не желательно»); • высококонтекстуальные слова типа «Быть», «Есть», «Значить» и «Следовательно» (без объяснения почему); • универсальные квантификаторы («всегда», «никогда», «никто, «ничто», «все» и т.п.); • словесные структуры типа «Если…, то…». Психофизиологические: • вовлечённость нервной системы (это когда человек как бы весь в этом); • неадекватная эмоциональность (отстаивание «с пеной у рта») и • иррациональные ответы («Всё равно это так!»). Если вы обнаружите нечто подобное вышеописанному, знайте: сейчас говорите и думаете не вы (он), а ваши (его) убеждения. Раз так, попробуйте определить это убеждение, последовательно задавая себе (ему) хитрый энэлперский вопрос: «что должно быть правдой, чтобы это было верным?». А определив убеждение, задайте ещё один интересный вопрос: а полезно ли для меня (него) это убеждение? Т.е. можно ли считать его экологичным – действительно помогающим жить в этом непрерывно меняющемся мире, который мы тщимся остановить и упорядочить с помощью наших убеждений? Аффирмирование убеждений. Как именно отказаться от ограничивающих убеждений? Проще всего – аффирмируя ваши новые позитивные и уже не ограничивающие вас убеждения (т.е. те, которые вы собираетесь ввести вместо старых, обрыдлых и ломающих вашу жизнь и судьбу). По определению аффирмация – это любая положительная мысль, которую вы можете сознательно выбрать для того, чтобы ввести её в свою психику (бессознательное) с целью достижения желаемого вами результата. В принципе, вы уже знакомы с этими техниками. Если же они не помогли, и убеждение с упорством вертухая продолжает держать вас в «зоне» вашего туннеля реальности, настало время приступить к использованию «классических» методов нейролингвистического программирования. Базовая техника изменения убеждений. Основная, или иначе, базовая техника работы с убеждениями, разработанная Р. Бэндлером, весьма эффективна и, в общем-то, не сложна – для любого, кто освоил принципы и приёмы субмодального перепрограммирования. Единственное затруднение в её использовании обычно бывает связано с поиском репрезентации убеждения – т.е. того, как оно представлено в VAKD (в каких субмодальностях). Посему дам вам подсказку: по моему опыту у очень многих людей убеждения кодируются из мозгом в основном субмодальностями пространственного расположения и размера (но не только и не всегда). Так, например, убеждение обычно оказывается близким, высоко расположенным, крупным и плотным, а сомнение – далёким, низко расположенным, небольшим и/или «разряжённым». Привожу полное описание техники изменения убеждений[127]: |