МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Список терминальных ценностей по М. Рокичу





• активная, деятельная жизнь;

• жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом);

• здоровье (физическое и психическое);

• интересная работа;

• красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

• любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

• материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

• наличие хороших и верных друзей;

• общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);

• общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

• познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

• равенство (равные возможности для всех);

• самостоятельность как независимость в суждениях и оценках;

• свобода как независимость в поступках и действиях;

• счастливая семейная жизнь;

• творчество (возможность творческой деятельности);

• уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

• удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).

Список инструментальных ценностей у данного автора также включает восемнадцать пунктов и как бы воспроизводит набор человеческих качеств, каковые мы ценим (и в себе, и в людях – и вне зависимости от того, обладаем ли данными качествами сами) и, соответственно, стремимся использовать (в меру возможностей) для достижения ценностей-целей. Это:

• аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи);

• воспитанность (хорошие манеры, вежливость);

• высокие запросы (высокие притязания);

• жизнерадостность (чувство юмора);

• исполнительность (дисциплинированность);

• независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

• непримиримость к недостаткам в себе и в других;

• образованность (широта знаний, высокая общая культура);

• ответственность (чувство долга, умение держать слово);

• рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

• самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

• смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

• твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями);

• терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

• широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

• честность (правдивость, искренность);

• эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

• чуткость (заботливость).

 

Система ценностей К. Грейвза. Как психолог, я долгое время работал именно с этой структурой ценностей-целей, и ценностей-средств (и вы с ней тоже поработаете, выполняя упражнения к данной главе). Однако чем больше я интересовался проблемами человеческого роста и развития, тем сильнее мучал меня вопрос о какой-то «уплощённости» и упрощённости данного подхода к проблеме ценностных ориентаций людей. Ведь, например, наше с вами путешествие длиною в жизнь должно сопровождаться каким-то изменением иерархий и структур наших же ценностей – иначе о каком росте и развитии может тогда идти речь?



Мне повезло – в материалах семинаров М. Аткинсон «Работа с семьёй и ребёнком в кризисной ситуации» и «Техники высшего уровня в работе с семьёй и ребёнком» (ЦПП «Катарсис») я обнаружил воистину развивающуюся модель ценностей К. Грейвза. Каковую сейчас и изложу вам, цитируя (с небольшими изменениями) материалы из вышеуказанных источников.

По М. Аткинсон, свою модель К. Грейвз назвал длинно, но точно – «разворачивающаяся двойная спираль биопсихосоциального развития зрелого взрослого человека». Согласно данному автору, до сих пор на нашей планете развилось только восемь систем ценностей. Каждая из них появилась как отклик на некоторый класс проблем – вызовов, брошенных самим существованием. Системы ценностей являются механизмами преодоления этих проблем-вызовов, которые выработаны нашей психикой в ответ на определённые ситуации в окружающей обстановке или в жизни. То есть они появились в ответ на проблемы. Поскольку проблемы, с которыми сталкивается человек, меняются, развиваются новые системы ценностей с тем, чтобы можно было продолжать справляться с ситуацией. Отсюда следует, что системы ценностей нужно оценивать не сами по себе, а в рамках их соответствия тем проблемам, которым они адресованы. Они приемлемы, когда конгруэнтны (соответствует) этим проблемам, но становятся неэкологичны, если проблема исчезла. Системы ценностей представляют глубинную структуру того, как человек справляется с проблемами, а также его предпочтений в этом. И в данном своём качестве они раскрывают только имеющиеся выборы.

К. Грейвз называет свою модель «разворачивающейся», поскольку она основана на предположении, что новые системы ценностей «разворачиваются» по мере изменения проблем в окружающей обстановке. Эта «двойная спираль» потому, что каждая система ценностей возникает как результат совместного действия двух сил: проблем-вызовов существования и механизмов их преодоления человеческим сознанием. Каждая система ценностей отражает то, как люди думают (то есть структуру их ценностей или их убеждений) в противоположность тому, что они думают (то есть содержанию их ценностей или их убеждений). Системы ценностей относятся к схемам, или методам мышления, а не к темам, или содержанию этого мышления. Часто системы, на первый взгляд совершенно противоположные, как например, религия фундаменталистов и так называемый «безбожный атеистический коммунизм», разделяют одни и те же ценности (именно поэтому наши коммунисты так неравнодушны к Саддаму Хуссейну).

М. Аткинсон справедливо указывает на то, что модель К. Грейвза может не только быть применена к зрелому возрасту, но и очертить путь к такой зрелости. Как и большинство систем, описывающих глубинные структуры, эта модель обладает потрясающими возможностями объяснения и предсказания. Она может объяснить широкий спектр событий – от индивидуального выбора до международного политического взаимодействия. Люди, руководствующиеся разными системами ценностей, будут по-разному относиться к религии, человеческому предназначению, экономике, политике, семейным отношениям, образованию, здоровью и отдыху и будут иметь глубоко различающиеся жизненные цели, этику, мотивацию и образ жизни. Также каждая система имеет собственную технологию изменения, и сдвиги в ту или иную сторону в каждой системе вызываются силами окружения, специфическими для каждой системы.

Однако важно понимать, что глубокие структурные схемы, выработанные каждой системой, отражают не типы людей, а способы мышления и биопсихосоциальные системы. Они предсказывают репертуар ответов личности на воздействия среды. Каждый человек обладает в своём сознании личными наборами таких потенциальных ответов, которые могут быть подобраны под контекст или ситуацию.

Поскольку каждая из систем ценностей отражает новый уровень сложности и содержит в себе все условия и решения задач предыдущего уровня, К. Грейвз использовал две буквы для каждой системы ценностей, чтобы подчеркнуть совместное действие двух сил.

Четыре из таких систем ценностей (AN, CP, ER и GT) называются системами самовыражения, а другие (BO, DQ, ЕS и HU) – системами самопожертвования. Все системы самовыражения содержат некоторую форму внутренней референции (надеюсь, вы помните эту метапрограмму), тогда как системы самопожертвования – внешней. В таких системах внешний референт меняется по шкале Племя – Истина – Сообщество Единоверцев – Глобальная Система. Системы самовыражения сфокусированы на «Я», а системы самопожертвования – на «Мы».

В соответствии с воззрениями К. Грейвза (и по М. Аткинсон), восемь систем ценностей выглядят следующим образом:

AN – реактивно-автоматическая: самовыражение для выживания, как и прочие животные.

BO – племенно-анимистическая: самопожертвование в пользу племени, вождя и образа жизни предков.

CP – эгоцентрично-собственническая: импульсивное самовыражение и «к чёрту всех прочих!»

DQ – абсолютистско-праведная: самопожертвование по диктату высших властей и откладывание достижений на потом.

ER – множественно-материалистическая: самовыражение для достижения целей и материального благополучия, но расчётливо, чтобы не возбудить гнева остальных.

ES – персонально-релятивистская: самопожертвование для себя и других, чтобы все могли процветать в единстве.

GT – системно-экзистенциальная: самовыражение для достижения личной свободы, но не за счёт других и не за счёт окружающей среды.

HU – трансперсонально-глобальная: пожертвование собой и другими ради глобального выживания.

Каждый уровень здесь – это система преодоления определённого класса проблем. Он лежит на пересечении комплекса проблем-вызовов, брошенных самим существованием, и комплекса механизмов их преодоления, присущих человеческому сознанию.

Понимаю – и даже разделяю – возможное ваше возмущение: «В этой модели К. Грейвза сам чёрт ногу сломит!» Но всё вышеописанное понадобилось мне для того, чтобы подчеркнуть два момента. Первый – это то, что в процессе нашего путешествия по жизненным маршрутам мы растём и в ценностном плане – или застреваем на какой-то системе ценностей, оказавшись не в силах двигаться дальше. И укоренившаяся, пришедшая из прошлого система ценностей становится очень-очень важным элементом, определяющим нашу судьбу – или хромоту этой самой судьбы. И второй-то, что в основе «излюбленной», выбранной или просто бессознательно принятой системы ценностей лежит именно определённый, ставший бессознательно-привычным способ реагирования на проблемы, поставленные перед нами самой жизнью. И если вы будете оставаться в той системе, которую приняли или выбрали, никаких новых, творческих, решающих ответов на жизненные вопросы вы просто не найдёте – в силу таких вот закостенело-укоренившихся ценностных ориентаций вашего туннеля реальности.

Теперь о том, где именно вы сейчас находитесь. Ниже я привожу (По материалам семинаров М. Аткинсон, точнее, одного из них – «Работа с семьёй и ребёнком в кризисной ситуации» (ЦПП «Катарсис»)) развёрнутое описание шести важнейших систем ценностей К. Грейвза (без первой, из которой вы явно ушли, и последней, куда вы явно ещё не пришли), дабы вы смогли определить, в какой из них вы «работаете» и живёте здесь и сейчас.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.