ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | В ПЛЕНУ У ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ «Совершенство мира всегда адекватно совершенству созерцающего его духа». Г. Гейне Ценности в нашей жизни. Сейчас я прошу вас ненадолго отложить эту книгу и попробовать чётко и недвусмысленно письменно ответить на следующий «простой» вопрос: что вы более всего цените в своей жизни – в работе, семье, досуге? Не думаю, что вам удастся многое вспомнить и записать. Ведь, с одной стороны, именно ценности – пятый, как вы впоследствии узнаете, нейрологический уровень нашей психики – незаметно, но мощно мотивируют нашу жизнедеятельность, определяя то, на что мы потратим своё время и как будем чувствовать себя потом (все наши желания – это в конечном счёте проявление наших ценностей, ибо они определяют то, куда будут направлены эти желания и как выполняться). С другой стороны, в отличие от наших потребностей и мотивов, ценности далеко не всегда находятся «на свету», а наоборот пребывают «в тени», в глубине бессознательного и выходят на передний план только в определённых, часто экстремальных обстоятельствах. И тогда все нижележащие структуры молча подчиняются диктату ценностей и мы совершаем действия, о которых потом можем и пожалеть – вспомните-ка Махрютку из рассказа Б. Лавренева «Сорок первый», которая убила своего возлюбленного, князя Говоруху-Отрока, чтобы он не вернулся к ненавидимым ею, красноармейкой, белогвардейцам! Так что хотите вы того или нет, но именно эти вот малоосознаваемые вами, но ваши же ценности, в очень сильной степени определяют и ваш туннель реальности, и вашу судьбу. Ибо в последней, собственной жизнью и работой мы пытаемся именно воплотить, реализовать свои ценности[120]. Но зачастую – свои, но не собственные. Ведь в основном наши ценности формируются под влиянием окружения – в течение всего детства и подросткового периода: т.е. не слишком придирчивого и критически настроенного возраста. Более того – по Т. Джеймсу[121], в малосознательный период около десяти лет формируются так называемые «глубинные ценности» – т.е. ценности очень глубокого (или высокого?) бессознательного уровня. Такие ценности изменяются только под сильнейшим эмоциональным влиянием (например, через личностный кризис) или в результате репрограммирования себя. Но буде эти самые глубинные (да и прочие) ценности образовывались без вашего сознательного контроля (как результат неизвестных вам влияний), где гарантия, что они являются действительно экологичными с точки зрения вашей судьбы? Именно поэтому, дабы взять бразды правления собственной жизнью, вам, право же, стоит: • выявить свои ценности; • определить их структуру – иерархию (что более, а что менее важно); • изменить степень значимости некоторых ценностей (что-то сделать более, а что-то – менее важным); • найти те ценности, которых не хватает и, определив их место, «вставить» в иерархию; • разобраться с ценностями избегания – т.е. с тем, что заставляет нас уходить от жизни, принятия решений и предпринятия действий. Заодно весьма полезно будет также и интегрировать конфликтующие – никак не уживающиеся между собой – ценности. Всем этим мы сейчас как раз и займёмся. «Карты» человеческих ценностей. Вначале разберёмся с существующими в современной науке «картами» ценностей, дабы перед тем, как переходить к анализу собственных уникальных, уже иметь в данном вопросе какие-то вехи и опорные точки. Современная психология, честно признающая важность ценностей как некоего понятия, определяющего личностный смысл (а это весьма субъективное и индивидуализированное отношение к объектам действительности, ради которых разворачивается деятельность человека) для индивидов определённых явлений действительности, проблему состава и структуры ценностей анализирует не очень-то и охотно. Обычно в классических психологических исследованиях ценностей предлагается либо набор действительно важных, но не слишком понятным образом отобранных и структурированных вещей, либо в качестве аксиомы и отправной точки применяется стандартный набор М. Рокича. Данный автор предложил подразделение всех наших ценностей на терминальные, или ценности-цели, и инструментальные, или ценности-средства. В список терминальных ценностей по М. Рокичу входят следующие восемнадцать весьма (но неравномерно и неравнозначно) важных для всех нас вещей[122]: |