МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПРОКЛЯТИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПИСАНИЙ





«Всех нас ломали с детства… Всем навешивали чужие матрицы, прививали кондовость, чтобы подавить странные желания и лишние потребности, чтобы мысли катились по колеям, не срываясь в неведомое».

С. Иванов

Проблема родительского программирования (РП). Вообще-то их много – тех людей, которые, программируя наш мозг, выступают своеобразными соавторами нашей судьбы, прямо или косвенно определяющими ход и течение нашей же жизни и жизнедеятельности. Однако главными Сценаристами человеческой судьбы выступали, выступают и всегда будут выступать наши с вами родители – те самые Мама и Папа, первая из которых, например, уже в первые месяцы жизни определяет уровень нашего базового доверия к миру, а второй-то, будем ли мы в этом мире Ведомым или Ведущим.

Я сознательно напомнил вам некоторые положения психологии возрастного развития – концепций Эриксона-Коуэна – Лири-Уилсона, дабы подчеркнуть исключительную важность для судьбы человека Родительского Программирования – второй после Травмы Рождения Великой Проблемы любого человека. Проблемы, каковую он зачастую вынужден решать всю свою жизнь. И, преисполнившись значимостью темы, обсудить с вами сущность и особенности этого самого программирования, чтобы помочь вам разобраться в ещё одном слагаемом вашей судьбы.

Вспомним, однако о том, что речь идёт не столько о воспитании, сколько именно о программировании. Ведь помимо традиционного воспитания существует ещё как минимум три схемы обучения / программирования, отчасти уже знакомые вам из раздела «Основные идеи и посылки» данной книги:

• импринтинг;

• условные рефлексы;

• оперантное обусловливание (кондиционирование).

Прошу прощения, но знание это столь важно для понимания этой главы, что я позволю себе немного повториться. Так вот, импринтинг – мгновенное запечатление информации – случается не только сразу после рождения (именно о таком импринтинге вы знаете из школьного курса биологии), но и во всех случаях, когда стимул обладает такой силой, что переживание фиксируется в качестве опыта раз и навсегда. Так, все мы только лишь раз пытаемся сунуть руку в огонь, ибо неприятное (мягко говоря) ощущение от ожога раз и навсегда импринтирует в нас почтительное отношение к любому пламени. К сожалению, наряду с экологичными импринтами, мы – особенно в детский период нашей жизни – получаем массу импринтов неэкологичных. Например, нам достаточно один-единственный раз как следует нахлебаться воды при неудачном знакомстве с водной стихией, чтобы потом почти навсегда получить устойчивую водобоязнь.

Условно-рефлекторное обучение заключается в интенсивном подкреплении стимулов, происходящих с большой частотой в течение короткого отрезка времени. Помните, как дедушка Павлов кормил собачек с одновременным позваниванием в колокольчик, отчего скоро слюна у них стала появляться без пищи, по одному только звонку? Вот так и у нас, людей. Например, когда вы учите ребёнка чему-то новому, вы подкрепляете его успехи соответствующим стимулом («сделаешь уроки – получишь конфету»). Однако учтите, что если стимул или действие не подкрепляется, он или оно довольно быстро исчезает…

Ну а программирование оперантным обусловливанием вышеописанное как бы переворачивает – не важно, с головы на ноги или наоборот. Здесь подкрепляется не искусственно привязанные к этому самому подкреплению стимул или действие, а самостоятельно найденное поведение. То есть этот метод направлен на достижение какой-то цели – не всегда осознаваемой теми же родителями. И они вознаграждают то, что им нравится или что их устраивает, но пресекают всё то, что им не импонирует или не нравится, загоняя тем самым ребёнка в узкий диапазон действий и поведения – т.е. программируя его нужным их родительскому «я» образом.



Сущность и содержание РП. Вопрос о сущности и содержании Родительского Программирования, на мой взгляд, лучше всего разработан в так называемом трансактном анализе Э. Берна, основные положения которого и будут использоваться в качестве базовых концептов данного раздела. Однако из всей многочисленной литературы трансактных аналитиков более всего меня поразила и привлекла книга Р. и М. Гулдингов «Психотерапия нового решения». И в части сонма представленных в ней очень изящных техник психотерапевтических интервенций. И в области описания Родительского Программирования – того, что нас сейчас, собственно, и интересует.

По Р. и М. Гулдингам, основными «компонентами» РП выступают родительские предписания и принятые на основании их ребёнком решения. Собственно предписания они трактуют как сообщения от родительского эго-состояния Дитя (если вы забыли, что такое эго-состояния, перечитайте первую главу), передаваемые вследствие обстоятельств их (родителей) собственных болезненных проблем: несчастий, беспокойства, гнева, растерянности, тайных желаний. Эти сообщения в глазах ребёнка могут выглядеть иррациональными, однако в том-то и дело, что для передающего родителя они абсолютно рациональны (ибо уже вписаны и встроены в его собственные «карты» и туннель реальности).

Обратите внимание на то, что предписания своему собственному сыну или дочери даёт не Родитель или Взрослый, а именно Дитя – чаще всего, Травмированный Внутренний Ребёнок[129], не справившийся с проблемами собственного развития и воспроизводящий эти проблемы в своём собственном потомстве. Каковое, тоже не справившись, передаёт их уже своим детям, а те – своим, и так до бесконечности, пока какое-то одно поколение наконец-то не обретёт Естественного Ребёнка, а с ним – истинную Взрослость и не разорвёт порочный круг семейного проклятия… Так что многое из того, что эзотерики описывают под термином «карма», на самом деле является результатом непрерывного воспроизводства семейных предписаний – причём самого не экологичного толка.

М. и Р. Гулдинги составили список основных предписаний, которые родители (точнее – их Фрустрированное Дитя) дают своим детям, и подробно описали и проанализировали их в своей книге «Психотерапия нового решения». Воспользуемся их данными, дабы раз и навсегда решить для себя проблему Родительского Программирования собственной судьбы.

Основные родительские предписания. Основной список предписаний наших пап и мам у данных авторов включает следующие одиннадцать:

• не делай,

• не будь,

• не сближайся,

• не будь значимым,

• не будь ребёнком,

• не взрослей,

• не добейся успеха,

• не будь собой,

• не будь нормальным,

• не будь здоровым,

• не принадлежи.

Рассмотрим их поподробнее.

Предписание «не делай» обычно дают своему ребёнку обуреваемые страхом родители, которые запрещают ему делать самые обычные для детского возраста вещи: лазать, прыгать, бегать и т.п. Волнуясь по поводу любого поступка, который совершает их чадо, они как бы заражают его неверием в собственные силы, в результате чего, взрослея, ребёнок не знает, что ему делать, и ищет кого-то, кто подскажет ему правильное решение. Став же взрослым, человек с предписанием «не делай» будет иметь серьёзные затруднения с принятием решений.

Предписание «не будь» – воистину смертоносное, ибо оно может породить самоагрессию, крайней точкой которой является самоубийство ребёнка – может даваться по-разному. Очень мягко («если бы не было тебя, я бы давно ушла от твоего отца, жить с которым невозможно»), И весьма жёстко («лучше бы ты вообще не рождался – тогда бы мне не пришлось тянуть лямку»). Оно может быть дано в виде мифа о рождении («ты весь порвал мамочку, когда рождался – оттого-то она и больна»). Невербально – это когда держа маленького ребёнка на руках, вы не покачиваете и не ласкаете его, а хмуритесь и кричите «забери его от меня» или просто злитесь, бранитесь, кричите и даже бьёте своё дитя. И ещё многими способами, но суть здесь одна: «если бы тебя не было, нам бы легче жилось» (т.е. «если тебя не будет, мы будем жить лучше»).

Предписание «не сближайся» вытекает из (и возникает от) недостатка физического контакта и позитивных поглаживаний, когда родители резко пресекают попытки ребёнка сблизиться с ними, тем самым расхолаживая его от какого-либо сближения вообще. В результате вырастает интимофоб, который оказывается неспособным на подлинные интимность и близость. Бывает, правда, и так, что предписание «не сближайся» ребёнок даёт себе сам – это когда он теряет (в связи со смертью или разводом) одного из родителей, с которым был очень близок, и решает, что в близости с кем угодно нет смысла, ибо «они всё равно умрут или уйдут».

Предписание «не будь значимым» вообще является любимым видом или типом родительского программирования. Даётся оно всякий раз, когда родители одёргивают ребёнка, говоря ему нечто вроде «дети должны быть не видны и не слышны», или когда просто многократно настоятельно советуют ему «не выпендриваться» и «не высовываться», подкрепляя эти свои сентенции житейскими благоглупостями о пользе скромности, незаметности и незамечаемости (на самом же деле – незамечательности).

Предписание «не будь ребёнком» даются родителями, которые либо «гонят коней», пытаясь сделать из своих сына или дочери «маленького мужчину» или «маленькую женщину», либо просто поручают младших детей заботам старших. В результате этих невинных и, казалось бы, педагогически экологичных действий, несчастные дети становятся Взрослым или Родителем задолго до того, как обрели прочное Естественное Дитя.

Предписание «не взрослей» вообще является едва ли не самым распространённым – прежде всего в семьях, где семейный лад держится на детях, ибо они единственное, что ещё удерживает супругов вместе. Достижение ребёнком взрослости приведёт к распаду семьи, и бессознательно понимая это, либо отец, либо мать дают ребёнку предписание «не взрослей». Или же его могут дать родители, напуганные, например, пробуждающейся сексуальностью своего чада – дать, запрещая модно одеваться, ходить на дискотеки и даже просто прекратив физические поглаживания, недвусмысленно намекая: «не взрослей, иначе я не буду тебя любить».

Предписание «не добейся успеха» даётся родителями (а точнее – их вечно проигрывающими Детьми) всякий раз, когда в ответ на победу своего ребёнка они ни с того, ни с чего обижаются, поджимают губки и прерывают контакт, как бы сообщая: «не будь Выигрывающим, а не то ______» (вставку сделайте сами). Что в конечном счёте и преобразовывается в «не добейся успеха». Есть, конечно, и другие способы запрограммировать своё чадо на неудачу в жизни, но этот встречается чаще всего.

Предписание «не будь собой» чаще всего даётся ребёнку «неправильного» пола (это когда, например, ждали мальчика, а родилась девочка). Такой ребёнок воспитывается с нечёткой половой идентификацией (а откуда ей взяться, если дочь называют «сыночком», а сына обряжают как девочку) и решением «собой быть не стоит». Помимо этого, предписание «не будь собой» сплошь и рядом даётся родителями, которые жёстко пресекают любое отклонение их ребёнка от спланированного папой и мамой стиля, имиджа, способов поведения и даже жизненного маршрута.

Предписания «не будь нормальным» и «не будь здоровым» весьма похожи по сути / смыслу и условиям «выдачи». Ибо подобным образом родители программируют своего ребёнка всякий раз, когда не обращают внимания на своё чадо, пока оно здорово, но начинают истово ухаживать за ним, когда оно больно («не будь здоровым»). Или когда равнодушно проходят мимо нормальных и естественных деяний своего сына или дочери, но немедленно «озадачиваются» и «озабочиваются» (т.е. проявляют столь нужную Дитяти заботу), всякий раз, когда он проявляет какое-либо «безумное» поведение.

Наконец, предписание «не принадлежи» обычно даётся ребёнку родителями, которые ведут себя так, как если бы они должны были быть в другом месте (Израиле, США, Франции, но уж никак не в России), или относиться к совсем другой нации или социальной группе. В этом случае у ребёнка теряется чувство принадлежности – к стране, национальности или этой самой социальной группе. И в лучшем случае он становится этаким «гражданином вселенной» («безродным космополитом») – перекати-поле, который не принадлежит ни чему и ни кому (а в том числе – и самому себе…)

А теперь на время остановитесь, задумайтесь о своём детстве и попробуйте проделать то, что с некоторой натяжкой можно назвать техникой анализа прямых родительских предписаний.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.