ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Список патологических решений. «Не будь». «Я умру, и затем вы меня полюбите». «Я докажу вам, даже если это убьёт меня», а также: «Я не умею решать». «Мне нужен кто-нибудь, кто бы решал за меня». «Мир так страшен… Я, вероятно, сделал ошибку». «Я слабее других людей». «Я никогда больше не буду ничего решать». «Не взрослей». «Ладно, я останусь маленьким» или «беспомощным», или «недумающим», или «несексуальным». Это решение часто буквально проявляется в движениях, голосе, манерах, поведении, когда, например, подобным образом закомплексованная женщина избегает всего, что может подчеркнуть её сексуальность, а пятидесятилетний мужчина шастает в подростковых курточках и джинсиках. «Не будь ребёнком». «Я больше ничего не попрошу, я сам о себе позабочусь». «Я всегда буду заботиться о них». «Я никогда не буду развлекаться». «Я больше не выиграю». «Я побью тебя, даже если это убьёт меня». «Я покажу вам, даже если это убьёт меня». «Неважно, насколько я хорош, я должен был сделать всё ещё лучше, поэтому я буду чувствовать растерянность (стыд, вину)». «Не сближайся». «Больше я никогда никому не буду доверять». «Я больше никогда ни с кем не буду сближаться». «Я никогда не буду сексуальным» (плюс все ограничения на физическую близость). «Не будь здоров» или «нормален». «Я сумасшедший». «Моя болезнь здесь самая серьёзная, и я могу умереть от неё» (плюс запрет на использование телесных или мыслительных процессов). «Не будь собой» (своего пола). «Я покажу им, что я так же хорош / хороша, как и любой / любая мальчик/девочка», «Не важно, как сильно я буду стараться, я никогда не угожу». «Я настоящая девочка, только с пенисом». «Я настоящий мальчик, хоть и выгляжу как девочка». «Я притворюсь мальчиком / девочкой». «Я никогда не будут так счастлив». «Мне всегда будет стыдно». «Не будь значимым». «Никто никогда не позволит мне сказать или сделать что-нибудь». «Здесь все главнее меня». «Я никогда ничего не буду стоить». «Я могу стать значимым, но никогда не проявлю этого». «Не принадлежи». «Я никогда не буду никому принадлежать» или «ни к какой группе», или «Ни к какой стране», или «Никто меня никогда не будет любить, потому что я никому не буду принадлежать». А ещё возможны также и смешанные решения о мыслях и чувствах. «Не думай». «Я глупый». «Сам я не могу принимать решения». «Я не умею сосредоточиться». «Не думай об этом». «Думать о сексе плохо, лучше я буду думать о чём-нибудь другом» (этим человеком может овладеть навязчивое состояние), «Лучше я не буду никогда об этом упоминать (чем бы «это» ни было – быть приёмным ребёнком или иметь не отца, а отчима) или думать об этом». Или «С математикой у меня туго» (или с физикой, или со стряпней, или с футболом – зависит от того, какие были получены предписания). «Не думай так, как ты думаешь, думай так, как я думаю». «Я всегда не прав». «Я не открою рта, пока не узнаю, что думают остальные». Аналогичны решения в ответ на предписания по поводу чувств: «Не чувствуй». «Эмоции – это потеря времени». «Я ничего не чувствую». «Не чувствуй так». «Я больше не буду плакать». «Я не буду злиться… злость может быть смертельно опасна». «Не чувствуй так, как ты чувствуешь, чувствуй так, как я чувствую». «Я не знаю, что я чувствую». Именно такие люди спрашивают других: «Что я должен чувствовать? Что бы вы чувствовали на моём месте?» Несколько раз перечитайте вышеприведённый список решений. Нет ли среди них тех, которые буквально всколыхнули вас, воскресив память детства? Если да (а должно быть – да), выпишите их все, «переверните» и аффирмируйте, превратив в решения, которые больше не будут ограничивать вашу жизнь. Упражнение 106. Попробуйте как бы повспоминать, какие-такие предписания давали вам в детстве ваши родители. Упражнение 107. Проанализируйте списки прямых предписаний М. и Р. Гулдингов, определите те, которые были даны лично вам и измените их посредством, например, техники аффирмирования. Упражнение 108. Определите свои собственные «формулы успеха» (обратные предписания) и также переделайте их в разрешения. Упражнение 109. Изучите патологические решения, которые вы могли принять в ответ на прямые предписания, и также измените их, используя любую из уже известных вам техник работы с убеждениями. Упражнение 110. Составьте список новых правил (предписаний) собственной жизни – тех, по которым вы хотели бы жить – и внедрите их в своё бессознательное. СЦЕНАРИИ ЖИЗНИ И СУДЬБЫ «Весь мир – театр. Все люди в нём – актёры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль». В. Шекспир Что такое сценарий. Своеобразным конечным результатом Родительского Программирования обычно выступает сценарий, и именно этот психологический феномен мы сейчас и рассмотрим. М. Джеймс и Д. Джонгвард[132] отмечают в связи с этим, что «…психологический сценарий имеет поразительное сходство с театральным сценарием. И в том, и в другом есть список исполнителей, определены диалоги, действия, сцены, темы и сюжеты, которые движутся к кульминации и оканчиваются занавесом. Психологический сценарий – это план действий жизненной драмы личности, который предписывает, где личность подойдёт к концу своей жизни и каким путём она будет к нему идти. Эта драма исполняется личностью неосознанно, хотя некоторые и могут случайно её осознать. Сценарий личности может походить на сентиментальную драму, фантастическое приключение, трагедию, сагу, фарс, роман, весёлую комедию или скучную пьесу, которая надоела актёрам и нагоняет сон на зрителей. Различные драмы в различной степени могут быть конструктивными, деструктивными или непродуктивными, то есть никуда не ведущими. Драма жизни начинается с момента рождения. Сценарий записывается в состоянии Я Ребёнка через трансакции (взаимодействия – С. К.) между родителями и ребёнком. По мере своего роста дети приучаются играть различные роли – героев, героинь, злодеев, жертв, спасителей – и неосознанно ищут тех, кто играет дополнительные роли. Когда они становятся взрослыми, то исполняют свои сценарии в контексте того социального окружения, в котором живут и которое имеет собственные драматические формы… Личности следуют сценариям, нации следуют сценариям… Жизнь каждой личности – это единственная в своём роде драма, которая может включать элементы семейного и культурного сценариев. Взаимодействие этих сценариев влияет на жизненную драму каждой личности и тем самым разворачивается в истории народа». Прошу прощения за длинную цитату, но мне не хотелось своими словами пересказывать то, что сказано удивительно точно и недвусмысленно. И всё, что остаётся добавить, так это то, что ваш собственный сценарий складывается не только из Родительского Программирования – в нём, например, очень большую роль играют сюжеты любимых или поразивших ваше воображение в детстве сказок. И ещё – что в создании вашего личного сценария участвуют: • национальные сценарии (например, «Мы, евреи, вечно гонимые люди»); • субкультурные сценарии (например, «Мы работяги, и нам не до высоких рассуждений») и • семейные сценарии (например, «Мы, Ивановы, никогда не высовывались»). Возникновение личностного сценария. Так что же это за зверь такой – личностный сценарий? По наиболее общему определению[133] – неосознанный (скорее, неосознаваемый) жизненный план, базовый сюжет которого мы пишем в раннем детстве (ещё до того, как научились говорить!), в основном оформляем к семи годам, а в юности немного пересматриваем и окончательно утверждаем («принимаем в третьем чтении»). Это в высшей степени бессознательное образование (без специального анализа мы совершенно не осознаем, что слепо, верно и неуклонно следуем сценарию) имеет начало, середину и конец, и мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что неуклонно движемся к некой финальной сцене, которую определили в детстве. Сценарий жизни человека может быть интересным или скучным, героическим или позорным, комичным или трагичным. И, конечно же, в нём присутствуют положительные герои и героини наряду со злодеями и второстепенными персонажами. Этот неосознанный план жизни достигает кульминации в избранном финале: финальной сцене, именуемой расплатой. И при проигрывании сценария мы бессознательно выбираем поведение и контексты (условия и обстоятельства), которые приближают нас к этой самой расплате. И ещё это было бы хорошо и нормально, если бы все сценарии по, так сказать, чисто качественному показателю, не делились бы на сценарии благополучников (выигрывающих в этой жизни, или победителей), середняков (не выигрывающих, но и не проигрывающих) и не – благополучников (проигрывающих, или побеждённых) – об этом я, кстати, уже писал, хотя и несколько с другой точки зрения – расплатой проигрывающих (да и середняков тоже) обычно выступает одиночество, истощение, болезнь, самоубийство и/или убийство (если не верите, пересмотрите-ка передачу «Как уходили кумиры», из которой наглядно следует, что расплаты – финальные сцены сценариев – наших звёзд были просто страшными… Такая вот получается «ириска» – совсем даже не вкусная. Как формируется сценарий? Ну, конечно же, под чутким влиянием наших родителей, которые своим поведением и действиями (ими, а не словами) формируют у нас ту самую, уже известную вам базовую экзистенциальную позицию в осях: Я благополучен Я неблагополучен Другие благополучны Другие неблагополучны Мир благополучен Мир неблагополучен. Именно принятая ребёнком базовая экзистенциальная позиция («макрокарта») и является основой для формирования личностного (жизненного) сценария. Теория банальных сценариев. Если воспользоваться уже знакомой вам четырёхклеточной (с исключением позиции по поводу мира) матрицей и основными положениями теории банальных сценариев К. Штайнера[134], получится следующее («+» в схеме соответствует позиции благополучия, а «–» – неблагополучия). Я + Другие + | Я - Другие + | БП: «Живи и радуйся» ИС: «Я буду жить и радоваться» ДВ: Изменения | БП: «Не будь» ИС: «Без любви» ДВ: Самоубийство | Я + Другие - | Я - Другие - | БП: «Не сближайся» ИС: «Без чувств» ДВ: Убийство | БП: «Ум бесполезен» ИС: «Без ума» ДВ: Сумасшествие | Сначала разберёмся в основных понятиях. В вышеприведённой схеме под базовым предписанием (БП) понимается некое Главное Послание родителей ребёнку (или своеобразная квинтэссенция всех их посланий). Под исходным сценарием (ИС) – некая болванка (черновик или заготовка) того самого неосознанного Жизненного плана (сценария), выраженная одной ёмкой фразой. А под дверь выхода (ДВ) – некая форма промежуточного (а иногда и окончательного) финала-расплаты, одновременно выступающая излюбленной формой решения нерешаемых проблем («Если всё и дальше будет так плохо, я – изменюсь, покончу с собой, кого-нибудь убью, сойду с ума: нужное подчеркнуть). Из вышеприведённого следует, что вообще-то благополучный сценарий могут обрести только те, кто вопреки родителям (чаще всего) или благодаря их героическим усилиям (крайне редко) приобрели экзистенциальную позицию «Я благополучен и другие благополучны». Потому как именно им (и в результате их принятия) родители дали удивительное предписание на жизнь: «Просто живи и радуйся!» (обратили внимание: «просто живи и радуйся», а не, скажем, «много и тяжело работай», как большинству из нас). В результате эти люди принимают удивительно здоровую основу личностных сценарием «Жить, живя и радуясь» («Я просто буду жить и радоваться»), Отчего даже дверью выхода для них – и только для них – становится простая идея: «Если что-то не так, МНЕ надо измениться». Почему только для них? Да потому, что все остальные придерживаются совсем другой философии, ехидно сформулированной нашим Львом Толстым: «Надо меняться – это всегда о других, а не о себе…» И согласны, в случае наличия проблемы, менять всё и вся, кроме главной причины её возникновения: самого себя… Итак, только люди с исходным «Я+ Другие+» способны обрести сценарий благополучника. С остальными дела обстоят куда как хуже, потому что «человеки» с экзистенциальной позицией «Я – Другие-», как правило, «стартуют в жизнь» с убийственным напутствием «Не будь» (здоровым, счастливым, успешным – в общем, перечитайте предшествующий раздел). Причём дают это самое предписание родители никогда не прямо, но почти всегда косвенно: в форме описанного в «Основных идеях и посылках» обусловливания. Например, напомню, что предписание «Не будь здоровым» косвенно, но очень даже легко, даётся родителями чаду следующим образом. Пока ребёнок здоров, на него никто не обращает внимание. Но стоит ему заболеть, как над ним начинают любовно кудахтать, кормя всяческими вкусностями, не только папа и мама, но и все бабушки и дедушки. И тогда ребёнок (точнее – его бессознательное) как бы смекает: вот он – универсальный рецепт счастья! Чтобы тебя любили, надо (достаточно) быть больным! (т.е. не быть здоровым). А буде одной из главных задач дитяти в первые годы жизни является как раз поиск способов получения любви и внимания со стороны значимых друг их (и просто других – как говаривал французский психоаналитик Ф. Лакан, главным желанием человека является желание быть желанным…), способ этот закрепляется в сценарии «Без любви» (ещё бы – ведь получается, что просто так никто тебя любить не будет – чтобы любили, надо не быть _____, а постоянно делать это невозможно). И отныне и во веки веков, до самой своей смерти или успешного перепрограммирования этот человек будет добиваться (именно так: не получать, а добиваться) любви других, болея едва ли не всеми известными современной науке болезнями. А если любви окажется (покажется) недостаточно, станет хроником и уж точно завершит свой сценарий (и жизнь) финальной сценой «Любящие (!) друзья и родственники у смертного одра безнадёжно больного меня». А это в сути своей есть скрытое и только лишь растянутое во времени самоубийство. К каковому в качестве двери выхода из проблем вообще тяготеют представители славного (вообще-то не очень, так как сам таким был когда-то) племени «Я – Другие+». Только не надо падать в обморок по поводу вышеупомянутого самоубийства как двери выхода. Это вовсе не значит, что, столкнувшись с серьёзной проблемой, человек немедленно начнёт искать верёвку, табурет, крючок и кусок мыла (желательно в хорошем состоянии). Самоубийство может быть ну очень растянутым во времени и совершаться в любой из сфер жизни человека. Например, почти имманентно свойственной «дорогим россиянам» алкоголизм (или явная к нему склонность) является прекрасным способом долговременного и не лишённого приятности самоубийства. Сразу во всех сферах: социальной, ибо опустимся на дно; профессиональной, поскольку с работы точно выгонят; семейной, так как жена, скорее всего, уйдёт; и, конечно же, физической, буде организм долго не выдержит, а если и протянет, то, скорее всего, ноги… Экзистенциальная позиция «Я+ Другие-» на первый взгляд как бы даже даёт куда как больше возможностей для формирования сценария благополучника (не случайно почти все наши богатые буратинки «стартуют в жизнь» именно из неё). Вот только расплата у них отнюдь не благополучная: чаще болезни от перенапряжения (гипертония, ишемия, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта) и одиночество (либо в семье, либо даже в социуме – особенно если обманутые собрались с силами и таки отправили тебя в места не столь отдалённые…). А всё потому, что базовое предписание родителей «Не сближайся» можно действительно выполнить, только исходя из сценария «жизнь без чувств» (живя без них и тем будучи обречённым на одиночество). Ну а если кто-либо всё же пожелает приблизиться, создав тем самым проблему, всегда остаётся дверь выхода: убийство. Нет, и здесь поймите меня правильно. Предпочтение позиции «Я+ Другие-» к данной двери выхода вовсе не значит, что подобный человек сам убьёт кого-то (хотя большинство киллеров живут по этой макрокарте) или наймёт убийцу (хотя большинство заказчиков происходят как раз из тех, кто живёт по принципу «Я благополучен – Другие неблагополучны»). Нет, убивают они проще и изощрённей – своих контрагентов и поставщиков – срывами сроков оплаты выполненного и уже поставленного. Своих подчинённых – бесконечными придирками. Своих домочадцев – беспощадным брюзжанием и головомойками. И, как говорится, «и так далее, и тому подобное». Наконец, последняя из четырёх экзистенциальных позиций – «Я – Другие-», безусловно, чревата возникновением сценария неблагополучника и проигрывающего (свою, собственную жизнь – как бы побеждённого этой жизнью). В банальном её варианте всё это происходит (и исходит) из-за базового предписания родителей «Ум бесполезен» (напоминаю, что оно может быть запросто и спокойно дано папой и мамой, которые, например, в силу собственной неполноценности – не обязательно умственной – не любят своего ребёнка именно тогда, когда он этот самый ум демонстрирует). В результате несчастное дитя принимает в качестве исходного сценарий «Жизнь без ума» и буквально становится идиотом, точнее, человеком с низким практическим (для реальной жизни) и теоретическим (для обдумывания оной) интеллектом. Это все те, кто постоянно покупаются на посылы шарлатанов и лохотронщиков: за бесценок продают свои квартиры; и глупо отдают собственные жизни в угоду тому, что они даже не понимают… Потенциальные бомжи: обитатели трущоб и ночлежек, для которых дверь выхода в виде сумасшествия является не только расплатой, но и блаженным исходом… Что можно ещё добавить к теме сценария? Да ничего особенного, кроме некоторых итоговых положений: 1. Сценарий – это план жизни. 2. Сценарий ведёт к расплате (финалу) 3. Человек (ребёнок) в общем-то сам принимает решение о сценарии. 4. Сценарий подкрепляется родителями. 5. Сценарий лежит вне пределов осознания. 6. Мы запросто искажаем реальность с целью «оправдания» своего сценария. 7. Сценарное решение представляет собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим жизни. 8. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования ситуации. 9. Сценарии по содержанию делятся на три группы: благополучника (выигрывающего, или победителя), середняка (не выигрывающего, но и не проигрывающего) и неблагополучника (побеждённого). И ещё одно, что следует добавить уже в контексте наших воззрений на успех как благополучие. Во-первых, анализируя собственный сценарий, вы должны очень чётко учитывать, что как благополучие может быть и общим, и частным, так и сценарии могут описывать как жизнь в целом, так и жизнедеятельность в её сферах. И можно быть, скажем, благополучником (победителем) в любви и сексе, но полным неблагополучником (побеждённым) во всём остальном (здоровье, взаимоотношениях, работе и деньгах). Во-вторых, сценарии жизни для трёх её уровней могут весьма существенно различаться, и можно даже предположить, что переход с уровня на уровень возможен только в случае изживания или завершения сценария. Да и вообще следует очень хорошо понять и запомнить, что лучшим сценарием жизни является отсутствие любого сценария… О переделке макрокарт. Всё вышесказанное выглядит весьма драматично и, конечно же, требует переделки макрокарт. Каковую (переделку) можно достаточно легко сделать, если воспользоваться техникой переоформления негативной составляющей базовых макрокарт. |