ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Т–124. Техника повторных переживаний происшествий. Техника повторных переживаний происшествий. Теперь, покончив с теорией, приступим к практике и познакомимся с общей схемой техники повторного переживания происшествий Ф. Фанча[147]. Наилучшей отправной точкой здесь является нежелательное физическое ощущение – т.е. нечто неприятное, что вы можете ощущать прямо сейчас в своём теле. Добавлю, однако, что будет лучше, если ощущение это, помимо своей неприятности, будет именно нежелательным – т.е. обычно выступать триггером какой-то неэкологичной реакции или глупого поведения. Более чётко и целенаправленно этот момент выражен в техниках изменения личной истории и реимпринтирования, с которыми вы познакомитесь далее. Я же возвращаюсь к психотехнологии Ф. Фанча. Итак, сами себе ответьте на вопрос: «У меня бывают какие-то нежелательные ощущения, чувства или реакции?» Определившись с тем, с чем вы собираетесь работать (например, с «ощущением холода внизу живота всякий раз, когда предстоит принять решение»), сделайте следующий шаг: «Закройте глаза и, ощущая это, перенеситесь обратно во времени к происшествию, в котором содержится это ощущение». Дабы это произошло, полезно расслабиться и дать бессознательному самому воспроизвести инцидент. Так что лучшей инструкцией к этому этапу будет: «Удерживая это ощущение, дайте появиться происшествию, в котором оно содержится». Если происшествие появилось, попробуйте определить, является ли оно центральным. Самый простой способ сделать это – предложить самому себе уйти далее в прошлое к самому первому инциденту, когда это ощущение проявилось. Впрочем, вы можете не спешить, а прорабатывать происшествия по мере их проявления. Как именно прорабатывать? По Ф. Фанчу, первое, что нужно сделать, – это просто пережить происшествие заново. Возможно, что с вершины мудрого «здесь и теперь» то, что вскрылось и обнаружилось «там и тогда», окажется настолько несущественным, что вы просто с облегчением посмеётесь над истинной причиной своих негативных эмоций и неэкологичных реакций. Такое бывает – но вот только довольно редко. Поэтому, если вы хотите сразу же проработать выяснившийся инцидент, куда эффективнее будет воспользоваться любой техникой устранения навязчивых состояний типа обезумливания субмодальностей или ДПДГ (вернитесь назад и прочитайте, как они делаются). Вот только стоит ли так торопиться? Ведь в этом случае вы устраните, но не осмыслите важный эпизод из вашей биографии. И не извлечёте урок из происшедшего. Наверное, именно поэтому Ф. Фанч советует рассмотреть инцидент с какой-то другой точки зрения (вы можете это сделать и чисто субмодально, используя, например, разные перспективы – с «позиции лягушки» и «птичьего полёта»). Так что спросите себя: «Может быть, в этом происшествии есть ещё какая-то точка зрения? Как оно будет переживаться с этой точки зрения?» Многократное переживание инцидента с различных точек зрения (а лучше – с использованием описанных много ранее техник расширения восприятия) позволит вам перейти к следующей стадии и задаться вопросом о седьмом, ментальном компоненте записи инцидента: Может быть, во время этого происшествия были приняты какие-то решения?» Попытайтесь сформулировать некое ограничение, которое вы наложили на свою жизнь. И если вам удастся это сделать, приступайте к следующему этапу и спросите себя: «Какие уроки я могу извлечь из этого происшествия?» И если вы смогли более или менее внятно сформулировать эти уроки, считайте, что дело сделано и инцидент, как говорится, исчерпан. Схема эта, конечно же, выглядит излишне упрощённой. И, наверное, именно поэтому Ф. Фанч предлагает при проработке происшествия воспользоваться дополнительными ресурсами и с их помощью даже просто переделать инцидент (точнее, при добавлении этих самых ресурсов он обычно как бы переделывается сам). Я не буду подробно описывать этот момент работы с происшествиями, поскольку именно ресурсирование инцидента является основным способом работы с ним в нижеописываемых психотехнологиях. Ограничусь тем, что под ресурсами Ф. Фанч понимает «…полезные способности, вдохновляющие чувства, восприятия, точки зрения, рассудительность, т.е. умственные, эмоциональные, духовные качества, с помощью которых легче справляться с различными ситуациями»[148]. И приведу краткую запись техники повторного переживания происшествий[149]: 1. Начните с ощущения, которое сейчас нежелательно. 2. Попросите себя точно описать ощущение, где оно находится и какие у него особенности восприятия. 3. Побудите себя почувствовать ощущение прямо сейчас. 4. Попросите своё бессознательное, чтобы оно дало появиться самому существенному происшествию, в котором есть это ощущение. 5. Если нужно, соберите происшествие из разрозненных восприятий. 6. Легко и отстранённо переживите происшествие от начала до конца. 7. Сделайте это ещё раз, если появляется новый материал. 8. Если это оказывается не центральное происшествие, найдите точный момент включения реакции, остановите в нём кадр, исследуйте, что происходит, удержите ощущение и попробуйте найти более существенное происшествие. Начните работать с появившимся происшествием. 9. Если это оказывается центральное происшествие (травматическое происшествие, в котором есть жизненная ситуация, соответствующая ощущению, а не просто вторичные эффекты), то продолжайте работать с ним. 10.Спросите себя, какие ещё точки зрения есть в этом происшествии. 11.Рассмотрите и осуществите переживание происшествия со всех важных точек зрения, особенно причинных, а не только точек зрения следствия. 12.Спросите себя о решениях, принятых в этом происшествии. 13. Спросите своё бессознательное о том, какие уроки можно извлечь из этого происшествия (нужно найти какой-то положительный урок). 14. Если после такой проработки происшествие не превратилось в положительное «учебное» переживание, можно добавить в него ресурсы или при необходимости переписать сценарий. Выясните, какие ресурсы улучшили бы ход происшествия, если бы были в нём. Найдите в себе эти ресурсы и переживите происшествие так, будто в нём они у вас были. Дайте происшествию произойти по-другому, более положительно. Вообразите, как бы обстояли дела после этого момента, если бы произошёл или осуществился именно положительный исход: как бы вы развивались по-другому, каким бы вы были сегодня, как изменилось бы ваше будущее. 15. Побудите себя вернуться в настоящее время, если вы ещё не в нём. 16. Заземлите себя в настоящем, чтобы ваше внимание было обращено наружу и вы хорошо осознавали происходящее. 17. Проверьте, как теперь чувствуется исходная область ощущения. 18.Если ощущение изменилось, но всё ещё неприятно, проследите это новое ощущение до центрального происшествия и проясните его. 19. Повторяйте этот цикл, пока ощущение не исчезнет или не преобразуется во что-то более полезное для вас. 20. Закончив, обратите ваше внимание на внешний мир, заземлите себя и оцените теперь своё будущее. Изменение личной истории. В нейролингвистическом программировании для проработки происшествий обычно используется несколько отличающаяся, хотя и очень подобная вышеописанному процедура: техника изменения личной истории. По несколько высокопарному мнению специалистов по НЛП, эта техника делает нас способными расширить свою эмоциональную свободу, освобождая от тирании прошлых негативных переживаний и создавая более позитивное будущее. Она предназначена как бы для переоценки причиняющих беспокойство и порождающих проблемы воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта. Ниже я привожу наилучшее, на мой взгляд, описание техники изменения личной истории, сделанное Р. Дилтсом[150]. В случае самостоятельной работы (самого себя с самим собой) здесь рекомендуется следующая процедура. |