МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Внимательность как черта личности





Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психическом облике человека. Тот, кто обладает этим, качеством, отличается нaблюдaтeльностью, спoбнocтью лучше воспринимать окружающее.
Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большей способностью к обучению; круг его интересов, как правило, шире, чем у человека невнимательного.
Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредоточивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.
Обычно выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, хорошие педагоги, вообще творческие люди отличаются внимательностью. Знаменитый естествоиспытатель Чарлз Дарвин в автобиографии писал: «Я превосхожу обыкновенных людей способностью замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению». То же мог сказать о себе и И. П. Павлов, который постоянно и очень внимательно следил за всеми опытами в своих лабораториях. Поэтому нередко он знал результаты и подробности отдельных экспериментов даже лучше, чем те сотрудники, которые непосредственно их проводили.
Большой внимательностью к окружающему обладали писатели Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. М. Горький, К. Г. Паустовский и другие. Они могли очень тонко описать человека уже после одной встречи с ним.
Внимательность, проявляемая не вообще ко всему, а к определенным предметам и явлениям, говорит о направленности личности. Давая определенную окраску психическим процессам, внимательность характеризует до некоторой степени человека в целом как личность. Если мы видим, что один человек любознателен, быстро все схватывает, находчив, другой, наоборот, сосредоточен на чем-то строго определенном, третий увлекается то одним, то другим, мы можем сделать вывод, что многое в их характерах и темпераментах связано с развитием внимательности как черты личности.
Наконец, это свойство может являться и моральным качеством человека, так как выражается во внимательном отношении к людям, в чуткости, в заботливости о других, в отзывчивости, в понимании особенностей, нужд, интересов, потребностей другого человека. Напротив, иногда человек остается холодным, безучастным к другим только потому, что не замечает их состояния и потому никак не реагирует на него.

Вопросы для повторения

1. Что такое внимание?
2. Каково его значение в деятельности?
3. В чем заключаются физиологические основы внимания?
4. Дайте краткую характеристику непроизвольного внимания.
5. Чем характеризуется произвольное, послепроизвольное внимание?
6. Укажите основные качества внимания; дайте их краткую характеристику.
7. Какие два вида рассеянности можно наблюдать у людей? В чем их принципиальное отличие?
8. Что такое внимательность как черта личности?
Задание. Назовите профессии, требующие большого объема внимания.



Общая характеристика внимания учащихся начальных классов

Особенности внимания детей младшего школьного возраста зависят от развития их нервной системы. Смена процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий у младших школьников протекает сравнительно быстро. Этим объясняется то, что дети очень чутки к внешним впечатлениям, легко обращают внимание на каждый раздражитель. Поэтому возникшие в коре мозга новый очаг возбуждения заставляет ребенка отвлечься от того, на чем он был сосредоточен. Получается некоторая неустойчивость внимания, непроизвольное переключение его с одного предмета на другой. Этому способствует и сильно развитый ориентировочный рефлекс.
Детская впечатлительность приводит к тому, что внимание младшего школьника вызывается прежде всего ярким, образным, наглядным учебным материалом, живостью и эмоциональностью изложения.
Одна из общих особенностей внимания младшего школьника — это способность легче сосредоточиваться на предметах внешнего мира, чем на собственных мыслях и представлениях. Так, в одной школе первоклассникам предложили сосчитать членов своей семьи и соседей по квартире. Дети сделали попытку выполнить задание в классе, а потом отказались, заявив: «Лучше мы это сделаем дома, когда все соберутся». Данный факт говорит о том, что способность сосредоточиваться на своих мыслях и представлениях (так называемое внутреннее внимание) в этом возрасте еще слабо развита.
В первые месяцы обучения в школе ребенок одинаково внимателен к разным видам работы, так как его больше интересует не содержание учебного материала, а процесс учения.
Но постепенно его внимание становится более сосредоточенным при занятиях определенным учебным предметом или видом учебной работы. Это зависит от развития дифференцированных интересов ученика.
Таким образом, хотя у детей большую роль играет непроизвольное внимание, уже в дошкольном возрасте у них начинаег развиваться произвольное внимание. Оно — результат воспитания, общения детей со взрослыми, совместной с ними деятельности.
Нередко детям бывает трудно поддерживать произвольное внимание не только потому, что они не привыкли к волевым усилиям: у них отсутствует еще умение работать терпеливо, не спеша. Это особенно чувствуется, когда дети должны вникать в условие задачи. Учебные задания как на уроке, так и дома не могут быть выполнены, если на них не сосредоточиться. Постепенно ученик привыкает работать внимательно, у него развивается и послепроизвольное внимание.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.