ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема 5. Сознание и его происхождение Мы познакомились с особенностями психики животных: инстинктами, навыками, интеллектуальным поведением. Но даже самый высокий уровень психического развития животных очень далек от психики человека. Как же происходил процесс физического и психического развития высших представителей животного мира — обезьян и их потомков, в результате которого наиболее совершенные из них постепенно превратились в первобытных людей? Как мозг животного, развиваясь миллионы лет, стал мозгом человека? На этот вопрос обстоятельный научный ответ дает Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Говоря о наших далеких предках, человекообразных обезьянах, Энгельс писал, что у них под влиянием образа жизни при лазании по деревьям руки должны были выполнять иные функции, чем ноги, и эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле, стали усваивать все более и более прямую походку. Благодаря этому рука стала свободной и могла теперь усваивать все новые и новые движения, а приобретенная при этом большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению. Кроме того, наши обезьяноподобные предки были общественными животными. Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности и стало ясней сознание пользы этой деятельности для каждого. Таким образом, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно приспосабливалась для речи, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий — органов чувств». Благодаря речи совместные действия подчиняются определенной задаче, согласуются, в какой-то мере планируются. Именно это характеризует подлинно разумный человеческий труд. В процессе трудовой деятельности наши далекие предки стали изготовлять и применять орудия труда. А ими являются лишь те предметы, за которыми в коллективе закрепляется определенный способ употребления для выполнения какого-то действия. Обезьяна тоже иногда пользуется, как мы видели в описанных выше опытах, палкой, ящиком и т. д. Но это она делает случайно, и данный предмет не становится у нее и, тем более по ее примеру, у других обезьян постоянным средством для достижения определенных целей. Поэтому обезьяны никогда не заготовляют орудия впрок и не хранят их. Что же касается трудового коллектива, то некоторые животные заняты совместной деятельностью (муравьи, бобры и др.), но их действия не могут быть названы трудом, они совершаются инстинктивно. Высшую форму психики как отражение реального мира, свойственную только человеку и развивающуюся у него в процессе коллективной трудовой деятельности, называют сознанием. Возникнув вместе с появлением коллективного труда и человеческой речи, сознание не оставалось неизменным у людей, а непрерывно развивалось из поколения в поколение. Кроме устной речи, этому способствовало и появление речи письменной. Благодаря ей люди, живущие далеко друг от друга, стали обмениваться опытом, а знания, приобретенные одним поколением, передавались потомкам. Проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется. Развитие сознания отдельного человека всегда зависело от хода общеисторического процесса, определялось общественным бытием, т. е. жизнью данного общества. А важнейшим условием этой жизни является уровень развития материальных производительных сил, в том числе орудий труда. Так, например, сознание человека каменного века было много примитивнее сознания людей, научившихся изготовлять орудия из бронзы и железа и пользоваться ими. Вопросы для повторения 1. Какие свойства приобретала материя в процессе своего развития? 2. Что такое инстинкты? Какова их физиологическая основа? 3. Что представляют собой навыки у животных? 4. Дайте краткую характеристику интеллектуального поведения животных. 5. Как описывает Ф. Энгельс процесс превращения обезьяны в человека? 6. Что мы называем сознанием человека, чем оно отличается от психики животных? 7. От чего зависит развитие сознания людей? Задания 1. Опишите наблюдавшиеся вами инстинктивные действия животных. 2. Приведите примеры выработанных у животных навыков. 3. Поясните на примере различие между интеллектуальным поведением человека и животных. |