МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Виды навыков и их формирование






В зависимости от вида деятельности навыки можно разделить на четыре группы: 1) двигательные навыки (ходьба, бег, многочисленные спортивные навыки); 2) сенсорные, связанные с восприятиями предметов и явлений (навык различения оттенков цветов); 3) интеллектуальные (в том числе учебные) и 4) смешанные навыки, которые включают различные виды деятельности (навыки культурного поведения, бытовые, гигиенические).
К учебным навыкам относятся навыки чтения, письма, графические, вычислительные навыки и др. Без выработки учебных навыков невозможно изучение ни одного предмета в школе. Чем прочнее навыки, тем успешнее проходит процесс обучения. Одни навыки влияют на формирование других навыков. Это влияние может быть положительным или отрицательным. Если ученик приобрел навык красивого, четкого и чистого письма, то этот навык переносится и на выполнение чертежных работ. Положительное влияние ранее приобретенного навыка на формирование нового называется переносом навыков. Он возможен там, где в структуре движений навыки имеют много общего.
Спортсмену-спринтеру, преодолевающему короткие дистанции с предельной скоростью, нетрудно приобрести навык прыжков в длину, так как в обоих видах спорта выполняются сходные движения, требующие напряжения одних и тех же мышц.
Но бывает и так, что усвоенный навык мешает приобретению нового. Если до поступления в школу ребенок стал при письме неправильно держать ручку, ложиться грудью на стол, то учителю трудно научить такого ребенка правильному письму, так как мешает прежний навык. Вредное, отрицательное влияние ранее выработанных навыков на приобретение новых навыков называется интерференцией навыков. Интерференция навыков бывает очень сильной, поэтому переучивать человека, который приобрел неправильный навык, нередко оказывается труднее, чем учить того, кто еще никакого навыка в данной работе не имеет. В процессе обучения возможно использовать перенос и избежать интерференции навыков, если ребенок вполне сознательно относится к работе. Важно также путем повторений прочно закреплять правильно выработанный навык.
Приобретенные навыки не всегда сохраняются на всю жизнь. Если нет повторных действий, то навыки, как правило, разрушаются. При этом в первую очередь утрачивается высокое качество, совершенство движений, отработанное длительной тренировкой: быстрота, ловкость и т. д. Основная структура движений, позволяющая как-то выполнить данное действие, еще длительное время сохраняется. Так, человек, научившийся плавать или кататься на коньках еще в юном возрасте и не занимающийся в течение ряда лет ни тем, ни другим, не утратил полностью этих навыков. Войдя в воду, он поплывет, а став на коньки, поедет, но будет выполнять эти действия очень неуверенно, медленно, несовершенно.
Навыки образуются путем заучивания (через повторение) определенных движений, необходимых для выполнения соответствующих действий. Большую роль в формировании навыков играет первая сигнальная система: ощущения, восприятия и представления (особенно двигательные). Они сигнализируют в соответствующие участки мозга о совершаемых движениях, а из мозга идут обратные сигналы, требующие исправления сделанного (так называемая обратная связь). Удачные движения повторяются, и поэтому их механизмы в мозге упрочиваются, закрепляются. Неудачные не повторяются и постепенно исчезают.
Так происходит в животном мире и у людей. Но у человека выработка навыков совершается с участием мышления и речи, происходит осмысленное овладение навыком.
Повторное выполнение действий в целях усовершенствования данной деятельности называется упражнением. Оно приводит к увеличению количества правильно выполняемых действий и к уменьшению числа ошибок.
Для большей наглядности процесс выработки навыка можно изобразить графически при помощи так называемых кривых упражнений. На горизонтальной прямой обозначают порядковые номера повторений, на вертикальной прямой откладывают показатели успешности действий или количество допущенных ошибок. На чертеже получается кривая линия, подъем или падение которой показывает результаты упражнений.



Умения


От навыков следует отличать умения. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыком выполнения этого дела. Так, во втором полугодии первоклассник уже умеет писать, но нельзя сказать, что он овладел навыком письма, так как пишет он еще очень медленно и не всегда правильно и чисто. Но в дальнейшем школьник приобретает этот навык, овладевая в конце концов и скорописью.
Здесь навык образуется на базе приобретенного умения, а оно основано на знаниях (как писать ту или иную букву).
Но бывает, что, владея навыком, человек на его базе совершенствует умение. Например, ученик, имеющий навык чтения, еще не умеет выразительно читать. Под руководством учителя он приобретает это умение. Но конечно, школьник не научился бы этому искусству, если бы уже хорошо не овладел навыком чтения. Здесь умение вырабатывается на основе приобретенного навыка.
Таким образом, умения — это более или менее совершенные способы выполнения каких-либо действий, основанные на знаниях или навыках, приобретенных человеком в процессе деятельности. Умение — это подготовленность к выполнению действия, а навык — это автоматизированное звено деятельности.
Как видно из приведенных примеров, умения могут быть разных уровней: в одних случаях они могут предшествовать формированию навыков, в других — являются дальнейшим развитием деятельности.
Навык не может выработаться без длительных упражнений, т. е. повторений действий. Умение может появиться и без большого числа упражнений. Для умения важно понимание того, что требуется, знание способа выполнения действия.
На уроке труда учитель показал ученику, как надо обрабатывать деталь, и спросил его: «Понял?» — «Да». — «Сделай то, что я тебе объяснил». Ученик делает сначала не очень удачно, затем правильно. «Хорошо, — говорит учитель, — теперь ты без меня сумеешь сделать, но надо еще поупражняться, приобрести навык». А затем преподаватель на основе приобретенного навыка будет требовать от ученика более совершенного умения. Оно может включать разные варианты, в частности правильные действия, в разных условиях работы. Такое умение уже приближается к мастерству.

Привычки


В жизни и деятельности людей большое значение имеют привычки. Если человек привык рано вставать, строго соблюдать режим дня, все делать быстро и хорошо, то и труд для него покажется легче и останется время для отдыха и развлечения.
Привычками называются действия, закрепляющиеся в поведении человека и ставшие его потребностями.
Привычки, как и навыки, представляют собой автоматизированные элементы поведения и деятельности, однако между ними имеется существенное различие. Навык позволяет успешно выполнять какую-либо деятельность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью.
Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия, а неудовлетворение влечет за собой неприятные переживания. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами.
Привычки освобождают нас от усилий заставить себя делать то, что надо. При этом мысль и внимание уже могут быть направлены на дальнейшее усовершенствование действий, в то время как привычные движения выполняются автоматически. Многие привычки настолько прочно закрепляются у человека, что кажутся врожденными. Недаром говорит пословица: «Привычка — вторая натура». Но все привычки приобретаются в процессе жизни и деятельности человека.
С точки зрения физиологии появление привычек обусловлено возникновением динамических стереотипов в коре больших полушарий, в результате повторения тех или иных действий. В этом привычки сходны с навыками.
Однако навыки нередко вырабатываются по желанию человека, который хочет усовершенствовать, ускорить работу, привычки же часто образуются незаметно и нередко даже против воли человека.
Некоторые психологи считают, что человек — это «комплекс привычек». Привычки имеют большое значение и для формирования нравственного облика человека, так как, закрепившись, они уже будут способствовать появлению у него тех или иных черт характера.
Привычки так же многообразны, как и навыки. Различают профессиональные привычки, связанные с тем видом труда, которым занимается человек. Так, врач привык обращать внимание на то, как выглядит человек, здоровый или больной у него вид и т. п. Бывают привычки моральные (быть честным, правдивым), гигиенические, эстетические, учебные, привычки культурного поведения и другие. Очень важное место среди привычек занимает привычка к труду. Эту привычку необходимо воспитывать с ранних лет и особенно в школьном возрасте.
Если выработанные навыки полезны или безразличны, то привычки бывают и вредные. К полезным, или положительным, привычкам относится, например, привычка к сосредоточенной работе, чистоте, вежливости, внимательному отношению к людям. Вредными, или отрицательными, привычками можно назвать привычки к безделью, к грубости, к курению.
Полезные привычки очень помогают людям. Напротив, человек, у которого много отрицательных привычек, принужден постоянно бороться с ними, а иногда становится рабом своих вредных привычек. Поэтому каждому человеку надо стараться приобретать полезные привычки и не иметь вредных. Для приобретения первых следует возможно чаще повторять те полезные действия, которые надо сделать привычными, а чтобы освободиться от плохой привычки, надо не повторять соответствующих действий.

Вопросы для повторения

1. Что такое навыки? Каковы их физиологические основы?
2. Назовите некоторые виды навыков.
3. Что такое перенос и интерференция навыков?
4. При каких условиях успешно вырабатываются навыки?
5. Как формируются навыки?
6. Что называется умением? Чем оно отличается от навыка?
7. Что такое привычки? Каково их значение?
8. В чем состоят физиологические основы привычек?
9. Какие виды привычек вы знаете?
19. Как вырабатывать полезные привычки и бороться с вредными?





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.