ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Интересы как свойства личности Интересы как свойства личности у людей бывают разные и оказывают различное влияние на жизнь и деятельность человека. Особенности интересов характеризуют и особенности личности. Содержание интересов говорит о направленности человека, о тех целях, которые ставит он в жизни. Глубина интересов тесно связана с общим развитием, умом человека. Встречаются люди, у которых интересы очень поверхностны, мелки, примитивны. Иногда они сводятся только к удовлетворению органических потребностей. Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» описывает помещика П. П. Петуха, который очень огорчается тем, что его гость Чичиков не будет у него обедать, так как уже обедал и вообще отличается плохим аппетитом. «Что мне в вас после обеда?» — восклицает Петух, считая, что весь смысл жизни заключается в том, чтобы самому вкусно поесть и поразить кулинарным искусством гостя. Когда разговор заходит о скуке, Петух удивляется, как можно скучать, если и утром, и днем, и вечером приходится заниматься таким интересным делом, как заказывание пищи повару. Конечно, и у нас еще встречаются люди, все интересы которых сводятся к внешнему лоску, к мелкому приобретательству, к удовлетворению мещанских вкусов. Но эти люди — исключение, и с каждым годом в нашей стране их становится меньше. Немалую роль в жизни человека играет широта интересов. Она говорит о богатстве духовной жизни личности, о разносторонности ее интеллектуальных запросов. Известный ученый-естествоиспытатель К. А. Тимирязев говорил: «Надо знать обо всем понемногу и все о немногом». Это значит, что человек должен всем интересоваться, но главный, центральный интерес у него должен быть направлен на что-то одно, чем он серьезно занимается, чему посвящает свою жизнь. Широкий круг интересов особенно необходим людям некоторых профессий. Так, А. М. Горький считал, что литературные работники должны всем интересоваться, во все вникать. Широта культурных запросов должна отличать и учителя. Если интеллектуальные интересы побуждают его приобретать знания из разных областей, это очень повышает авторитет педагога в глазах учащихся. Когда опытную учительницу спросили молодые педагоги, что надо делать, чтобы стать хорошим учителем, она ответила: «Мне кажется, что для этого надо прежде всего жить настоящей, полной и разумной жизнью, т. е. изучать и наблюдать природу, читать книги, слушать музыку, ходить в театры, путешествовать. Душа педагога должна впитывать в себя очень многое, чтобы потом иметь возможность давать побольше другим. И я непрерывно учусь у книг, у людей, у природы, учусь постоянно, настойчиво». Некоторые люди интересуются очень многим, но их интересы быстро сменяют друг друга, не отличаются устойчивостью, они поверхностны и неглубоки, имеют характер минутных увлечений. Если такими же скоропреходящими будут и основные интересы человека, то ничего значительного в жизни он не совершит. Очень важно также, чтобы интересы человека отличались действенностью. Человек, имеющий пассивный интерес, ничего не предпринимает для серьезного удовлетворения этого интереса. Такой человек мало читает соответствующей литературы, не учится. Примером действенного интереса к науке может служить жизнь М. В. Ломоносова. Этот интерес побудил его оставить родные места и, преодолевая невероятные трудности, пробивать себе дорогу в науку. Интересы могут расти, развиваться. Если у человека недостаточны интересы к чему-либо полезному, например к чтению художественной литературы, к искусству, их можно воспитывать, сначала принуждая себя к соответствующим занятиям, затем, по мере расширения кругозора, интерес будет постепенно расти и углубляться. Но интересы могут постепенно ослабевать и, наконец, совсем исчезнуть, если человек не заботится об их поддержании, периодически не удовлетворяет их. Подобная атрофия интересов бывает даже у человека большого ума. Ученый Чарлз Дарвин писал в автобиографии: «До тридцатилетнего возраста и даже позднее мне доставляла большое удовольствие всякого рода поэзия... В былое время я находил большое наслаждение в живописи и еще больше — в музыке. Но вот уже много лет, когда я не могу заставить себя прочитать ни одной стихотворной строки. Я почти потерял также вкус к живописи и музыке. Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю; быть может, путем такого (постоянного) упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее — на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы». Отец космонавта Германа Титова считал, что инженер, конструктор, любой человек, не понимающий прелести поэзии, не чувствующий музыки,— просто обокравший себя человек. Своему сыну он советовал жить богатой духовной жизнью, уметь видеть прекрасное и любоваться им. И сын Герман следовал советам отца: его интересовали и литература, и музыка, и спорт, и математика, и физика, но больше всего его увлекала техника и мечты о том, что он станет летчиком. Мировоззрение Еще в юношеском возрасте у человека появляются идеалы, т. е. образы людей, которых он высоко ставит и примеру которых хотел бы следовать. В процессе жизни и деятельности, под влиянием окружающей социальной среды и полученных знаний, в связи с развивающимися потребностями и наклонностями у человека складываются убеждения, т. е. определенные взгляды на то, что совершается вокруг него, а также на себя и свою деятельность. Система взглядов на мир, общество и на самого себя называется мировоззрением. Это — важнейшее качество, определяющее направленность личности. Мировоззрение влияет на выбор мотивов и развитие интересов. Оно не является врожденным, а вырабатывается в процессе жизни и деятельности человека, его общения с другими людьми, в результате размышлений, учения, самообразования и т. п. «Готовых убеждений,— писал Д. И. Писарев,— нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления». Мировоззрение отдельного человека, как правило, отражает взгляды и идеи общества, среды, в которой он живет. Для советских людей характерно коммунистическое мировоззрение, основанное на учении Маркса, Энгельса, Ленина. Тот, кто обладает этим мировоззрением, имеет разумный и правильный взгляд на жизнь, на природу, на человеческие отношения. Ему чужды вредные пережитки прошлого, религиозные взгляды, всякого рода суеверия. Все явления окружающей жизни он рассматривает во взаимной связи и зависимости, не только наблюдая факты, но и стараясь найти им объяснение, вскрыть их причины. Марксистско-ленинское мировоззрение побуждает человека быть полезным общественным деятелем, активным строителем коммунизма в нашей стране. Таким образом, это мировоззрение обусловливает развитие коммунистической направленности как основного, важнейшего свойства личности советского человека. Но недостаточно иметь передовые взгляды, основанные на знаниях и правильном понимании жизни, а также высокие идеалы. Необходимо, чтобы эти взгляды человек не просто заучил, уевоил их, а пережил, прочувствовал, удостоверился в их правильности, чтобы они стали его убеждениями. Вопросы для повторения 1. Что такое направленность личности? 2. Назовите основные виды потребностей человека. 3. Что понимается под интересом и склонностью к чему-либо? 4. Поясните, какая разница между непосредственным и опосредствованным интересом. Приведите примеры. 5. Какови основные особенности интересов, характеризующих личность? 6. Что такое мировоззрение? Укажите некоторые особенности коммунистического мировоззрения. Тема 7 Деятельность В предыдущей главе говорилось о том, что человек проявляет активность для удовлетворения своих потребностей. Однако это удовлетворение далеко не всегда носит непосредственный характер, как у животных, которые действуют только под прямым влиянием своих органических потребностей. У человека же даже такая естественная потребность, как потребность в еде, осуществляется под влиянием общественного опыта, выработанного человечеством. К. Маркс писал: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов». Активное поведение человека, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей, принято называть деятельностью. В отношении действий, совершаемых животными, этот термин употребить нельзя. Отличие деятельности человека от поведения животных заключается в том, что они приспосабливаются к природе, а человек в процессе своей деятельности активно преобразует окружающую действительность для удовлетворения своих потребностей. Результатом человеческой деятельности, которая имеет общественный и сознательный характер, является какой-то определенный продукт. Большую часть того, что делает человек, он делает не для себя, а для общества. В свою очередь множество других людей, членов данного общества, удовлетворяют потребности каждой личности. Но даже тогда, когда человек что-то делает лично для себя, он использует в своем труде опыт других людей, применяет полученные от них знания. Чаще всего деятельность современного человека протекает в коллективе, поставленная цель достигается общими усилиями. Результаты деятельности человека имеют положительное или отрицательное значение для общества. Сознательность деятельности выражается в понимании цели деятельности и путей ее достижения. Отдельные элементы трудовой деятельности могут протекать и неосознанно, автоматически. В деятельности, в поступках раскрывается личность человека: он проявляет свои положительные или отрицательные качества. По словам Н. Г. Чернышевского, достоверные сведения об уме и характере человека приобретаются только изучением поступков этого человека. Но вместе с тем в деятельности и формируется личность. Примером может служить трудовая жизнь колонии, которой руководил А. С. Макаренко. Разумно организованная деятельность, глубоко продуманная система воспитательных мер и воздействий на воспитанников этой колонии формировали у них ценные качества личности. |