МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Особенности отдельных свойств внимания у детей






1. Сосредоточенность, концентрация внимания у ученика может быть достаточно интенсивной, особенно при выполнении интересной работы. В эти моменты он не будет замечать того, что делается вокруг. Однако устойчивость внимания недостаточно развита. Иногда незначительный факт или малозаметный для других предмет вызывает у детей отвлечение внимания.
Однажды учительница была удивлена резким падением внимания у детей, которые обычно мало отвлекались во время занятий. Лишь потом удалось выяснить, что причиной рассеянной работы послужил арифметический ящик, стоявший на столе и не использованный на уроке.
Оказалось, дети не столько слушали учительницу, сколько думали о том, что в этом ящике находится и когда им будут показывать его содержимое.
Бывает, что сам учебный материал вызывает у детей ненужные ассоциации, из-за чего происходит отвлечение внимания.
В одной школе учительница дала детям задачу, в которой говорилось о бабочках. Одна ученица вдруг сказала с места: «А я летом ловила бабочек...» Тотчас откликнулось несколько голосов: «И я... и я...» Учительница установила тишину, но некоторые ученики продолжали поднимать руки. На вопрос педагога, что они хотят сказать, дети заявляли о желании рассказать про бабочек. Решение задачи перестало привлекать их внимание.
Учителю, занимающемуся с первоклассниками, особенно важно следить за тем, чтобы какой-нибудь предмет или факт не дал неверное направление мысли учащихся, не отвлек их от работы.
2. Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника его очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения несколько объектов. Так, первоклассник знает, что переходить улицу можно только при зеленом свете светофора и обязательно надо смотреть, не идет ли машина. Однако ребенок не всегда выполняет это, так как объем его внимания мал. Даже позже, когда он переходит в следующий класс, ребенок может увлечься игрой в мяч и побежать за ним на середину улицы, не обращая внимания на движущийся транспорт.
В учебной работе младшему школьнику трудно, складывая несколько чисел, проверять полученный общий результат, например 4+3 + 2. Прибавив 2 к 7, он уже не помнит, из каких чисел получилось 7, так как не в состоянии фиксировать внимание на всех трех числах. То же бывает и при решении задач в два действия. Повторить условие задачи он может, но держать в поле внимания оба действия для него вначале оказывается затруднительно.
Узость внимания, особенно заметная у семилетних детей, начинает быстро исчезать в школе, когда ориентировка расширяется.
3. Распределение внимания у школьников I класса развито еще недостаточно. Если ученик находит ответ на вопрос задачи, то он уже не в состоянии следить за своим поведением, вскакивает с места, поднимает высоко руку, забывая, что этого не следует делать. Точно так же ему трудно правильно сидеть при письме: ведь при этом надо быть внимательным и к процессу написания слов, и к содержанию своей работы, и к тому, как лежит тетрадь, как он держит ручку, какая у него поза, не налегает ли он грудью на парту и т. д. Поэтому учителю приходится тратить немало сил и времени, чтобы приучить школьника правильно сидеть при письме.
Иногда неумение ученика распределять свое внимание педагог ошибочно принимает за рассеянность и недисциплинированность школьника. Так, если ученик, вызванный продолжать чтение рассказа, не находит то место, на котором остановился читающий перед ним товарищ, учитель думает, что ребенок занимался чем-то посторонним. На самом же деле школьнику трудно читать про себя и следить за чтением товарища. Это требует некоторого распределения внимания.
Из сказанного не следует, что распределение внимания вообще недоступно младшим школьникам. Учебная работа в классе и дома быстро развивает это свойство, и дети привыкают работать, следить за собой, слушать учителя и видеть, что пишет товарищ на доске.
4. О переключении внимания с одного предмета на другой можно сказать то же самое. В начале года первоклассники после звонка на урок не сразу могут сосредоточиться на занятиях, и учителю приходится их успокаивать, настраивать на работу. Смена занятий тоже бывает связана с некоторой потерей времени. Но затем (уже в I классе) дети привыкают быстрее переключать свое внимание с отдыха во время перемены на работу или с одного вида занятий на другой.
5. Для младшего школьника характерна рассеянность. Она связана с общей неустойчивостью внимания.
Недостатки восприятия ребенка нередко объясняются рассеянностью, но и она сама часто зависит от особенностей детского восприятия. К недостаткам восприятия относится неточность в различении сходных предметов, вследствие чего дети могут допускать ошибки при чтении, смешивая буквы или слоги. Так, вместо слова «перестал» они читают «пристал», вместо Маша прочитывают «мама» и т. п. Кроме того, дети часто «угадывают», что написано, вместо того чтобы внимательно всматриваться в буквы и слова. Часто это приводит к ошибке.
Нередко рассеянность ученика бывает вызвана утомлением. В этом случае ребенку необходимо отдохнуть, отвлечься.
Одной из причин рассеянности младшего школьника является такое его состояние, когда он как бы находится «в плену» у какой-то предвзятой мысли. Это происходит из-за недостатка жизненного опыта и отсутствия необходимых знаний. Так, один школьник, списывая текст, написал фразу: «Волга течет в степь», между тем в книге было напечатано: «Волга течет вспять». Мальчика заставили несколько раз проверить, сличить написанное им с книгой, но он никак не находил ошибки, так как слово «вспять» ему было незнакомо и поэтому он не мог прочитать его правильно.



Воспитание внимания


Оба вида внимания (произвольное и непроизвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии, и здесь учителю, необходимо много поработать. Внимание развивается в упражнениях.
Исходя из особенностей внимания учащихся начальных классов, можно указать и некоторые пути его воспитания.
Большое значение для развития внимания имеют внешние условия, благоприятные для продуктивных учебных занятий. Надо, чтобы в помещении, где работает ученик, не было отвлекающих раздражителей (шума, ненужных разговоров, интересных для ребенка, но не имеющих отношения к делу предметов), чтобы были соблюдены необходимые гигиенические условия (чистый воздух, достаточная освещенность).
Для воспитания непроизвольного внимания надо развивать познавательные интересы школьника, расширять круг его представлений. Чем выше общее умственное развитие ребенка, тем сильнее у него развито непроизвольное внимание.
Дети приходят в школу без привычки быть внимательными, слушать учителя, вникать в содержание учебного материала. Хорошим средством для воспитания внимания в первые недели, школьных занятий служит чтение учителем рассказов и сказок. Кроме того, это чтение даст учителю ценные наблюдения над учащимися, поможет определить, кто из них отличается большей -внимательностью, а кто меньшей. Зная особенности внимания детей, учителю легче будет вести с ними занятия.
Важным условием привлечения и поддержания внимания является хорошая организация урока. Для этого учитель должен добросовестно подготовиться к нему, продумать план занятий, бюджет времени и т. п. Надо, чтобы все необходимые для занятия предметы были на месте и в порядке. Ничто так не демобилизует внимание школьников, как беспорядочная суета в начале урока, когда разыскивают недостающие пособия, посылают детей за мелом, за забытым классным журналом.
В начале урока полезно сообщить его цель, чтобы ученики понимали свою задачу, знали, чем они будут заниматься. Эти предварительные указания служат сигналом к работе, помогают детям собраться с мыслями, забыть о том, что не имеет отношения к предстоящему делу. Именно в начале работы полезно вызвать у детей радостное ожидание предстоящего дела. Это заранее мобилизует их напряженное внимание. В трудных и скуч^ ных местах работы следует разъяснять ее важность, чтобы обеспечить произвольное внимание.
Большое значение для привлечения непроизвольного внимания имеют содержание учебного материала и форма его подачи: живой, яркий, в меру эмоциональный рассказ учителя, привлечение им конкретных примеров и фактов, показ иллюстраций, применение наглядных пособий.
Наглядность очень нужна в начальных классах школы. Однако злоупотреблять ею не следует. Надо стремиться к тому, чтобы ребенок был внимателен не только тогда, когда перед его глазами предметы и пособия. Важно, чтобы он умел сосредоточиваться на своих мыслях и представлениях. Не всегда, например, надо учить счету на раздаточном материале, который все время на виду у детей. Полезно применять приемы, подобные следующему. Учитель берет кубики и говорит: «Дети, я кладу 5 кубиков на стол под лист бумаги. Теперь прибавляю к ним еще 4 кубика. Сколько кубиков стало под бумагой?» В данном случае дети сначала видели кубики, а затем должны были их мысленно представить и сложить. Здесь — особый вид наглядности, которая помогает воспитывать внутреннее внимание.
Наличие колебаний, отвлечений внимания, быстрая утомляемость детей требуют частого отдыха, а также периодической смены занятий. К. Д. Ушинский писал: «Заставьте ребенка идти — он устанет очень скоро, прыгать — тоже, стоять — тоже, сидеть — он также устанет; но он перемешивает все эти деятельности различных органов и резвится целый день, не уставая. То же самое замечается и при учебных занятиях детей...»
Однако не надо без нужды слишком часто менять виды работы. Если она недостаточно продолжительна, то у ребенка не воспитывается устойчивость внимания. Кроме того, всякое переключение с одного вида занятий на другой связано, как уже говорилось, с некоторыми трудностями (в частности, мешает концентрации внимания) и потерей времени.
Разнообразить работу на уроке можно не только сменой видов занятий. Необходимо, чтобы само изложение материала было не монотонным и однообразным, а носило живой, динамический характер. Известно, что беседа, в ходе которой ученики не только слушают, но и отвечают на вопросы учителя, сильнее активизирует их работу, лучше привлекает внимание, чем лекция или рассказ. Но и в начальных классах учителю иногда приходится некоторое время рассказывать или объяснять. В таких случаях важно, чтобы речь учителя не представляла длинного монолога. Хорошо, когда учитель ставит вопросы, на которые сам и отвечает. Тогда его речь напоминает живую беседу, диалог. Такая форма изложения легче привлекает внимание младшего школьника.
Небольшой отдых (2—3 минуты), физкультминутка на уроке полезно действуют на восстановление внимания детей.
Для мобилизации внимания необходимо активизировать учебную работу детей. Надо, чтобы они больше думали и все, что доступно их силам, выполняли самостоятельно. Существует много приемов активизации учебной работы младших школьников. Даже, казалось бы, мелочи могут играть здесь большую роль. Так, например, в большинстве случаев менее целесообразно называть сначала фамилию ученика, а затем ставить ему вопрос. В этот момент внимание большинства учащихся может быть направлено на что-то другое, а не на обдумывание ответа, так как вопрос обращен не к ним. Чтобы все дети сосредоточились на этом вопросе, сначала следует поставить его всему классу, а затем уже вызвать того ученика, которого надо спросить. Еще пример. Нередко при закреплении учебного материала учитель вызывает ученика, который на доске пишет предложение или делает вычисления. В это время некоторые дети, обычно слабые ученики, пассивны. Они ждут, когда что-то появится на доске, чтобы просто списать это себе в тетрадь. В результате внимание и мыслительная активность этих школьников минимальны.
Иначе будет, если вызванный ученик записывает продиктованное предложение или решает задачу на обратной стороне поворачивающейся доски. Тогда каждый ученик некоторое время принужден работать самостоятельно. Затем написанное на доске показывают классу, и идет коллективная проверка того, что сделано на доске и что написано в тетрадях учащихся.
Большое значение для развития внимания имеет понимание учеником того, чему его учат. Если что-либо для него неясно, внимание может ослабнуть. С другой стороны, настойчивое повторение учителем того, что дети хорошо поняли, также ослабляет их внимательность. Слишком легкая или слишком трудная работа плохо мобилизует внимание школьника. Поэтому учителю надо давать детям такие задачи, которые требовали бы от них усилий, но были бы им доступны.
Для развития произвольного внимания ученика надо воспитывать у него сознательное отношение к учению, чувство долга, ответственность за свою работу и поведение. Произвольное внимание особенно зависит от характера и воли ребенка. Поэтому в детях надо воспитывать не только интерес к учебному материалу/ но и стремление побеждать свои слабости, преодолевать рассеянность, проявлять выдержку и прилежание даже тогда, когда работа неинтересна и трудна. К. Д. Ушинский писал} «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает,—делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».
При правильно организованной работе учитель использует и непроизвольное, и произвольное внимание школьников. Если он стремится воспитывать только произвольное внимание, процесс обучения будет связан с большим постоянным напряжением ученика и станет тяжелым, неинтересным трудом, лишенным всяких радостей. Такой труд может вызвать к себе отвращение. Но если учитель своей целью поставит только занимательность, привлечение непроизвольного внимания, то ученик не будет готовиться в школе к трудностям жизни, у него не воспитается необходимая выдержка, сила воли. Строя работу детей так, чтобы привлекать оба вида внимания, по возможности чередуя их, и вызывать гюслепроизвольное внимание, учитель успешно сможет решить и учебную, и воспитательную задачи.

Вопросы для повторения

1. Дайте общую характеристику внимания учащихся начальных классов.
2. Каковы особенности объема, распределения и переключения внимания у младшего школьника?
3. Что является наиболее частой причиной рассеянности детей?
4. Как вести борьбу с невнимательностью учащихся?
5. Укажите условия привлечения и поддержания непроизвольного внимания школьников.
6. Как воспитывать у детей произвольное внимание и переводить его в послепроизвольное?

Задание

Проведите самостоятельно наблюдения над вниманием учащихся начальных классов на уроке; обсудите результаты наблюдений с учителем, хорошо знающим этих детей.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.