МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Физиологические основы памяти






Запоминание материала, его сохранение и последующее воспроизведение — одно из удивительных свойств нашего мозга. Недаром И. М. Сеченов называл память «едва ли не самым важным чудом животной и особенно человеческой организации».
Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют «следы» в нем, которые могут сохраняться долгие годы (иногда всю жизнь). В коре полушарий как бы проторяются пути для возбуждений, вследствие чего нервные связи в дальнейшем возникают легче и быстрее.
Связи, сохраняются и оживают, если возбуждения повторяются» или: угасают, если возбуждения не повторяются. В последнем случае усвоенное забывается. Образование и сохранение временных связей и составляет физиологическую основу памяти.
О том, что внешние впечатления оставляют в коре мозга человека какие-то «следы», говорят современные опыты, проводимые нейрохирургами. При раздражении отдельных участков мозга электрическим током у больного иногда возникали воспоминания о событиях, в которых он участвовал.
Быстрота образования в коре полушарий связей, сохранение их зависит от способности мозга реагировать на раздражения и сохранять «следы» прежних возбуждений. Наряду с природными качествами нервной системы здесь большую роль играет характер деятельности человека, его упражнения, тренировки.
Активная умственная работа, наличие большого количества связей в коре мозга способствует тому, что новые ассоциации возникают легче. Этим объясняется, что специалисты, хорошо знающие какую-либо область знаний, легко и прочно усваивают новые сведения в данной научной отрасли.
Школьник тоже лучше запоминает новый учебный материал, если он хорошо знает то, что уже пройдено.

Запоминание


Память включает следующие психические процессы: запоминание, сохранение усвоенного, узнавание и воспроизведение.
Процессы памяти начинаются с запоминания, т. е. установления связей между предметами и явлениями. Физиологической основой запоминания являются временные нервные связи в коре больших полушарий.
Большинство из того, что хранит наша память, запомнилось нами непроизвольно. Это результат так называемого непроизвольного запоминания. Особенно хорошо запоминается то, что вызывает интерес или связано с чувствами человека. Если подросток интересуется автомобилями, он легко, без всякого специального заучивания усваивает названия частей машины, устройство и назначение их и т. п. Точно так же какие-нибудь события в жизни, вызвавшие в нас радостные или печальные переживания, прочно сохраняются в памяти.
Но жизнь и деятельность человека требуют и так называемого произвольного запоминания, когда приходится заставлять себя запоминать. Изучение основ наук в школе, подготовка к работе по той или иной профессии обычно требуют произвольного запоминания. Без него нельзя приобрести необходимые знания и овладеть навыками и умениями.
Запоминание бывает смысловое и механическое.
При смысловом запоминании большое значение имеют процессы мышления. Здесь человек обычно старается понять то, что требуется запомнить, установить связь нового материала со старым, неизвестного — с тем, что уже знакомо. Так, запоминая доказательство теоремы, не следует заниматься бессмысленным повторением того, что написано в учебнике, а надо прежде всего постараться понять, о чем там говорится, сообразить, на каких прежде изучавшихся математических положениях основано доказательство. Лишь после этого следует повторить его, чтобы лучше усвоить.
Механическое запоминание состоит только в повторениях, причем повторения проводятся нередко без понимания усваиваемого материала. Это ведет к тому, что трудный, неясный материал ученик просто зазубривает. Такое запоминание обычно дается с большим трудом, требует много времени, а усвоенное быстро забывается.
Но иногда приходится прибегать и к механическому запоминанию. Так, повторив несколько раз, мы запоминаем номер телефона или адрес знакомого, а также иностранные слова, трудные термины и т. п. Однако и здесь целесообразно как-то связать запоминаемое с тем, что уже знакомо, осмыслить усвоение, так как смысловое запоминание более продуктивно, чем механическое.
Произвольное запоминание, которое осуществляется систематически для приобретения определенных знаний, называется заучиванием. Оно является важной частью учебной работы школьника.



Сохранение и забывание усвоенного

Из того, что мы запомнили, только сравнительно небольшая часть сохраняется в памяти долго, иногда в течение всей жизни. Большинство же усвоенного постепенно забывается, так как отсутствуют подкрепления тех раздражений, которые ранее имели место. Поэтому, чтобы сохранить в памяти усвоенное, надо повторять его.
Материал, хорошо понятый, сохраняется в памяти значительно лучше, чем тот, который усвоен дословно, но без полного понимания.
В процессе сохранения иногда наблюдается своеобразное явление: заучиваемый материал лучше вспоминается не сразу, а спустя некоторое время (день, два или более). Усвоенный материал за это время как бы закрепился в коре мозга, и восстановить его стало легче. Это явление отчасти объясняется утомлением соответствующих корковых клеток. Лишь спустя некоторое время оно исчезает, в коре мозга вновь могут возникнуть необходимые возбуждения, появиться соответствующие нервные связи.
Если после усвоения учебного материала предложить школьникам запомнить что-то другое, но сходное с предыдущим (например, после литературы ученик будет заниматься историей), то запоминание похожего материала будет затруднено. Активная последующая деятельность, вызывающая сильное возбуждение, также может вызвать полное или частичное забывание материала. Это объясняется тем, что последующая деятельность как бы стирает те «следы» в коре, которые остались в результате запоминания.
Хорошо сохраняется в памяти тот материал, который был усвоен среди дня, а затем повторен перед сном и утром после пробуждения. Это объясняется тем, что во время сна не бывает сильных впечатлений, которые могут вытеснить, стереть в памяти усвоенное.
Мы говорим о необходимости прочно и долго сохранять в памяти усвоенное. Но это не значит, что забывание имеет только отрицательное значение в жизни человека. Если бы мы никогда ничего не забывали, то наш мозг оказался бы перегруженным ненужной информацией, которая только затрудняла бы образование новых, полезных связей.
Забывание позволяет нам хранить в памяти только то, что имеет для нас какое-то значение.

Воспроизведение и узнавание

Многое из того, что мы воспринимали или делали, вспоминается (воспроизводится) без всяких усилий с нашей стороны, непроизвольно. Так, занимаясь историей, ученик может вспомнить исторический роман, который он читал. Это — непроизвольное (или непреднамеренное) воспроизведение.
Но очень часто мы вспоминаем что-либо с некоторыми усилиями. Так, например, ученик не сразу может припомнить теорему Пифагора. Он старается восстановить в памяти чертеж, который дан в учебнике, припоминает, что речь идет о прямоугольном треугольнике, о квадратах, построенных на его сторонах, и т. п. Наконец, ему удается вспомнить содержание теоремы.
Это — пример произвольного (или преднамеренного) воспроизведения. Прибегать к нему приходится очень часто, особенно в учебной работе.
Воспроизведение, связанное со значительными волевыми усилиями, требующее от человека определенного напряжения, называют припоминанием. Оно включает активную работу мысли и протекает легче, если воспроизводить те факты и обстоятельства, при которых мы воспринимали припоминаемый предмет или явление.
Узнавание тоже бывает непроизвольным и произвольным. Процесс узнавания происходит обычно легче, чем воспроизведение, так как оно опирается на повторное восприятие. Поэтому, даже припоминая, мы иногда применяем узнавание.
Так, забыв, как зовут нашего знакомого, мы начинаем перебирать в уме имена: Петя, Ваня, Сережа. Сказав про себя: «Коля», мы узнаем в этом слове имя знакомого.
Но узнавание не может быть критерием (мерилом) прочности и полноты запоминания. Иногда ученикам при повторном чтении учебного материала кажется, что они его усвоили. В действительности они его только узнали. Когда же школьники пытаются воспроизвести материал, не заглядывая в книгу, им становится ясно, что до запоминания еще далеко. Поэтому о качестве запоминания можно судить только по воспроизведению.

Качества и виды памяти

Качества памяти. К качествам памяти относят:
а) объем, т. е. количество предметов или фактов, которые в определенное время способен запомнить человек;
б) точность воспроизведения;
в) быстроту запоминания;
г) длительность сохранения усвоенного и
д) готовность памяти, т. е. умение быстро вспомнить то, что требуется.
Лучшей памятью обладает тот человек, у которого достаточно развиты все указанные свойства. Но это бывает сравнительно редко. Обычно у людей лучше развиты одни качества памяти и хуже — другие. Некоторые отличаются большим объемом памяти, но медленно запоминают и скоро забывают материал, другие могут быстро усваивать, но сравнительно небольшое количество материала, причем недостаточно точно воспроизводят (вспоминают) его.
Виды памяти. В зависимости от особенностей усвоения и воспроизведения различают несколько видов памяти. Так, вспоминая экскурсию за город, мы мысленно представляем образы предметов, которые видели, события, свидетелями которых были. Это — образная память. В ней большую роль играет первая сигнальная система.
Припоминая объяснения экскурсовода, беседы, которые велись с ним, обмен мнениями с товарищами по экскурсии, мы пользуемся смысловой, или словесно-логической памятью, т. е. памятью на мысли, выраженные в словах.
Эта память опирается на взаимодействие двух сигнальных систем, при доминирующей (преобладающей) роли второй сигнальной системы.
Если мы вспомнили о несчастье, которое произошло с нашим другом, причем нас вновь охватило чувство грусти или даже горя, то это — проявления эмоциональной памяти, или памяти на чувства.
Наша деятельность в значительной степени состоит из заученных движений, многие из которых мы запоминали еще в раннем детстве (ходьба, бег, произнесение звуков, для которого нужны соответствующие движения языка, гортани и т. н.).
Память на движения называется моторной или двигательной памятью.

Особенности памяти как свойства личности

Особенности памяти как свойства личности влияют на развитие способностей, на деятельность человека. Люди с менее развитой памятью тратят больше времени и сил на усвоение учебного материала, чем те, кто легко запоминает. Для многих профессий нужна хорошая память.
В зависимости от особенностей запоминания и сохранения в памяти усвоенного (от качеств памяти) людей можно разделить на четыре группы: а) быстро и прочно запоминающие, медленно забывающие (хорошая память); б) быстро, но непрочно усваивающие, скоро забывающие материал; в) медленно запоминающие, но долго помнящие усвоенное; г) медленно усваивающие и быстро забывающие (наиболее слабая память).
Люди различаются еще и по тому, какие обычно анализаторы принимают у них наибольшее участие в процессе усвоения и воспроизведения запоминаемого материала. Так, одним для запоминания обязательно нужно посмотреть на предмет или самим прочитать о нем. Воспроизводя материал, эти люди как бы видят перед глазами прочитанный текст, помнят страницу, где он напечатан, рисунки, которые изображены там. Про таких людей говорят, что у них зрительный тип памяти.
Другие лучше усваивают, когда им прочитают вслух текст, который надо запомнить. Воспроизводя его, они как бы слышат речь читающего и повторяют за ним. Это люди, обладающие слуховым типом памяти.
Некоторым помогают запоминать материал те или иные движения; например, заучивая иностранное слово, такие люди стараются написать его, хотя бы пальцем на столе или в воздухе. У этих людей хорошо развит двигательный, или моторный, тип памяти.
Если преобладание у человека того или иного типа запоминания и воспроизведения делает его более пригодным к соответствующей деятельности, то, в свою очередь, определенная профессия помогает развитию необходимого для нее типа памяти. Поэтому у художников нередко хорошо развит зрительный тип памяти, у музыкантов — слуховой. Моторная память бывает хорошо развита у спортсменов.
Встречаются люди, у которых исключительно сильно развит один тип памяти, связанный с их профессиональной деятельностью.
Так, о Рахманинове, когда он был студентом консерватории, рассказывают следующий случай. К его учителю Танееву однажды пришел композитор Глазунов, чтобы исполнить свою новую вещь. Танеев, зная исключительную музыкальную память Рахманинова, решил пошутить и спрятал ученика в соседней комнате. Глазунов исполнил сочиненную им сложную музыкальную пьесу. Через некоторое время появился Рахманинов. Поздоровавшись с Глазуновым, он сел за рояль и сыграл это новое произведение композитора.
Значительная часть людей имеет память смешанного типа, в котором сочетаются элементы зрительного, слухового и моторного запоминания.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.