МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Восприятие пространства и времени






Все предметы окружающего нас материального мира находятся в пространстве, занимают в нем определенное место, имеют величину, объем и форму, расположены на том или ином расстоянии от нас и от других предметов. Отражение в нашем сознании этих пространственных свойств предметов называется восприятием пространства.
Кроме того, предметы материального мира находятся в движении и изменяются. Эти движения и изменения происходят в течение какого-то времени. Отражение в сознании человека последовательности и длительности движений и изменений предметов называется восприятием времени.
Материя, из которой состоит мир, всегда существует в пространстве и времени, или, как говорят философы, пространство и время — это формы существования материи.
Физиологической основой восприятия пространства и времени является совместная деятельность ряда органов чувств и коры больших полушарий мозга. Как же мы воспринимаем пространственные свойства предметов? Эти свойства мы прежде всего видим. Но дело не в одном только зрении. На сетчатке нашего глаза шар отражается в виде плоского круга, а куб — в форме квадрата: эти отражения еще не дают восприятия их объемности. Точно так же предметы, находящиеся на разном расстоянии, могут иметь равные по размерам изображения на сетчатке. Это не дает точного представления об их величине и расстоянии до них. Более правильные сведения о пространственных свойствах вещей мы получаем благодаря соединению зрительных и мышечно-двигательных ощущений.
Об этом говорит, например, то, что ребенок, не имеющий еще достаточного двигательного опыта, не обладает и правильными пространственными представлениями. Он может тянуться, пытаясь достать очень далекий от него предмет. Слепорожденные, которые после операции стали зрячими, вначале не могут путем зрительного восприятия отличить шар от круга. Только после ощупывания предметов руками они правильно указывают их пространственные свойства.
Для восприятия объемности вещей большое значение имеет бинокулярное зрение человека. При бинокулярном зрении на сетчатке получается два различных изображения того предмета, на который мы смотрим: в правом глазу отражается больше правая сторона предмета, в левом —левая. В нашем сознании эти изображения сливаются в одно, которое и дает впечатление объемности предмета. На этом качестве нашего зрения основано устройство стереоскопа, оптического прибора, в котором предмет, изображенный на двух снимках (с разных позиций), представляется нам в виде одного, но рельефного изображения.
Восприятию расстояний также помогает бинокулярность нашего зрения. Для восприятия удаленности предметов имеют значение ощущения, возникающие от так называемой конвергенции, т. е. сведения зрительных осей обоих глаз. Смотря на близкие предметы, мы чуть-чуть сводим глаза друг к другу; направляя свой взгляд вдаль, мы разводим их (зрительные оси как бы приближаются к параллельным прямым). Все эти движения глаз происходят совершенно непроизвольно. Но ощущения от сокращения глазных мышц, а также и другие признаки (увеличение или уменьшение четкости изображения, степень различения деталей и т. п.) говорят нам об удаленности предмета.
Восприятие времени дает нам представление о длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Периодические движения и равномерно происходящие изменения в природе (вращение Земли, смена дня и ночи, времен года) позволяют точно измерять время (год, месяц, сутки). Для оценки небольших промежутков времени (час, минута, секунда) мы пользуемся приборами (часами), где стрелки совершают один и тот же путь с одну и ту же единицу времени. Это — объективное измерение времени, оно осуществляется при помощи процессов, совершающихся вне нас, т. е. объективно.
Но оценка времени бывает и субъективной, т. е. зависит от представлений и переживаний, которые у нас появляются в течение определенного (оцениваемого) промежутка времени. Если этих представлений и переживаний мало, нам кажется, что время идет медленно. Оно тянется в одиночестве, когда человек не знает, чем заняться. Наоборот, если мы получаем много впечатлений, например путешествуя или совершая экскурсию, то мы считаем, что время мчится очень быстро.
Иначе оценивается время не в процессе его непосредственного сосприятия, а при воспоминании о нем. Те периоды, которые были насыщены впечатлениями и воспринимались очень короткими, теперь представляются нам весьма продолжительными; время же, проведенное однообразно и тянувшееся долго, при воспоминании кажется быстро промелькнувшим. Таковы особенности субъективной оценки времени.
Для развития восприятия пространства и времени большое значение имеют не только природные данные, но и учебная и трудовая деятельность человека, его профессия. Для некоторых видов работы нужна особенно хорошая пространственная ориентировка. Этого требует, например, труд водителей транспорта, охотников. Другие профессии требуют точной оценки скорости и продолжительности работы. Есть люди, обладающие сильно развитым «чувством времени», они часто встречаются среди военных, железнодорожников, лекторов, учителей.



Иллюзии


Неправильные, ошибочные восприятия называются иллюзиями. При рассматривании подобных рисунков ошибки обязательно возникнут и у других людей, так как эти иллюзии зависят от особенностей (законов) наших ощущений и восприятий. Назовем некоторые из них.
а) Иллюзия светлоты и окраски. Светлые предметы нам кажутся больше, чем темные. Поэтому худощавый человек кажется в белой одежде полнее, а полный выглядит стройнее в черном костюме. Kомната, оклеенная синими обоями, кажется более просторной, чем такая же комната с красными обоями.
б) Перенесение свойств целого на части. в) Увеличение размеров верхней части предмета. В цифрах 3 и 8 нам кажется, что верхняя половина равна нижней, на самом деле она меньше.
г) Иллюзия изменения направления линий.
д) Иллюзия перспективы.
Но кроме иллюзий, появляющихся у всех при определенных условиях, у человека иногда возникают искаженные восприятия из-за особого состояния, в котором он находится. Так, под влиянием страха в темном лесу можно принять пень за волка.
Ошибочные восприятия наблюдаются и в учебной работе школьника. Первоклассники иногда искажают при письме буквы, делая поворот линий в противоположную сторону (так называемое «зеркальное письмо»), например, путают цифры 6 и 9, буквы З и Е. Иногда дети могут прочитать слог не слева направо, а наоборот, например «ус» вместо «су» и т. п.
Бороться с этими искаженными восприятиями возможно, привлекая внимание детей к выполняемой работе, убеждая их в необходимости проверять свою работу (расчленять слова на слоги, а слоги на буквы).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.