ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Физиологические механизмы речи Одна из причин богатства человеческой речи — наличие у людей высокоразвитого и очень тонкого анатомо-физиологического аппарата для речевого общения (органа речи). Он возник постепенно в процессе превращения наших далеких предков в человека. Ф. Энгельс писал, что «неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим». Если ощущения, восприятия и представления — это первая сигнальная система, то речь представляет вторую сигнальную систему, которая в развитом виде имеется только у человека. И. П. Павлов писал: «В человеке прибавляется, можно думать, специально в его лобных долях, которых нет у животных в таком размере, другая система сигнализации, сигнализация первой системы — речью...». У людей, по словам ученого, «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов — в виде слов, произносимых, слышимых и видимых. Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать все, что люди непосредственно воспринимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира, и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой». В процессе речи мы произносим слова и предложения, обращенные к другим людям, и, кроме того, воспринимаем чужую речь, слушаем тех, кто с нами говорит. Двигательный центр речи (управляющий движениями языка, гортани и других речевых органов) находится в лобных долях мозга, в нижней лобной извилине. Центр же, ведающий восприятием речи (слуховой центр), расположен в левой височной доле мозга. Виды речи Речь, произносимую вслух, можно назвать внешней речью. Но мы уже говорили о том, что пользуемся речью и про себя, когда думаем. Эту речь называют внутренней. Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь может быть монологической и диалогической. Монологическая речь, как показывает ее название, есть речь одного человека. Она обычно обращена к другим людям, слушателям (в форме лекций, доклада, рассказа, выступления на собрании и т. п.), но может быть произнесена вслух и для себя, в отсутствии слушателей. Когда монологическая речь обращена к слушателям, она должна быть ими понята. Поэтому человеку, который обращается к другим, необходимо считаться с тем, как его речь воспринимается. Изложение учителя на уроке тоже может иметь форму монолога. Надо сказать, что в начальных классах не следует злоупотреблять монологической формой речи. Младшие школьники значительно лучше воспринимают, понимают и усваивают то, что сообщается им в процессе живой беседы, чем то, что излагается в форме лекции. Диалогическая речь представляет собой беседу двух или более лиц. Высказывания каждого говорящего обычно чередуются и бывают не так продолжительны, как при монологической речи. Иногда диалогическая речь приобретает форму диспута, спора, в процессе которого может выясниться какой-либо вопрос. К письменной речи предъявляются особые требования. Читатель, как правило, знакомится с содержанием речи в отсутствии автора, поэтому она должна быть особенно ясной, понятной, точной. Кроме того, письменная речь исключает возможность пользоваться соответствующей интонацией, мимикой, жестами, помогающими делать речь более ясной. В связи с этим письменная речь представляет больше трудностей. Если устная речь может быть более сокращенной, так как слушатель всегда имеет возможность выяснить у собеседника непонятное, то письменную речь необходимо строить так, чтобы она была полной, развернутой. Устная и письменная речь предъявляет к человеку различные требования. Одни люди умеют хорошо говорить, но плохо пишут, другие отлично излагают свои мысли в письменном виде, но их устная речь страдает дефектами (особенно, если приходится выступать публично, перед аудиторией). Все указанные виды речи входят в понятие активной речи. Но существует и пассивная речь, когда человеку приходится не говорить (и не писать), а только слушать. Пассивная речь включает восприятие и понимание речи другого. Для этого необходимо уяснение языковых средств (звуков, слов, их сочетаний) и тех мыслей, которые выражаются этими средствами. Качества речи Чтобы речь была надежным средством общения, она должна отвечать определенным требованиям, обладать необходимыми качествами. Эти качества можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые делают речь правильной с точки зрения лексики (словарного состава), фонетики (звуков, из которых состоят слова), произношения, построения фраз, отсутствия неточных, неправильных и ненужных слов, например слов-паразитов, провинциализмов (малоизвестных слов, употребляемых только в данной местности) и вульгаризмов (грубых, неприятных для собеседника слов и выражений). Ко второй группе относятся те качества речи, благодаря которым она без искажений доносит до сознания слушателя мысли говорящего и оказывает на слушателя желаемое действие, убеждает его. Сюда относятся содержательность речи, ее ясность, понятность, правильная форма изложения, логичность, выразительность, образность, эмоциональность, убедительность. Понятно, что форма изложения зависит также и от соблюдения требований первой группы. Если речь правильно выражает мысли и чувства человека, она будет легко восприниматься слушателем. Если же говорящему самому не ясны свои мысли или он безразлично относится к ним, то они и восприняты будут так же. М. И. Калинин, прослушав как-то выступления учащихся VIII—X классов, сказал, что их речь, построенная грамотно, в которой абсолютно не к чему придраться, никого не заденет за живое, потому что она совсем не оригинальна, учащиеся говорят не своими словами, а чужими, уже готовыми фразами. В выступлениях учеников не пробивается собственная, живая мысль. М. И. Калинин сравнивал выступления учащихся со светом луны, который не греет. К речи учителя предъявляются особенно высокие требования. Она должна отличаться доходчивостью, ясностью, живостью, убедительностью, правильностью и т. д.; плохо, если в ней много трафаретов, штампов. С болью К. Чуковский писал об уроках, где автоматизм речи учителя доведен до предела, но нет ни одного свежего, небанального слова. Для действенной речи, для ее влияния на детей большое значение имеет интонация. А. С. Макаренко говорил, что простую фразу «Можешь идти» — опытный педагог может сказать 50 способами, вкладывая в нее различное отношение к собеседнику. Речь и личность В речи проявляются многие свойства личности, хотя наиболее полно могут охарактеризовать человека его дела. По речи можно судить, является ли человек общительным или замкнутым, в речи отражаются ум, чувства и воля человека. По высказываниям людей можно судить, есть ли у них склонность думать над фактом или явлением, о котором они говорят. Люди, по натуре эмоциональные, сильно и глубоко переживающие события и факты, обычно и в речь вкладывают много чувства, которое передается их слушателям. Яркая, образная и эмоциональная речь хорошо воспринимается младшими школьниками. Один учитель, рассказывая детям о горах, ледниках, настолько эмоционально и живо передал этот материал (особенно когда говорил о путешественниках), что у ребят загорелись глаза, они просили продолжать рассказ на перемене и на следующий день обращались с вопросами по теме урока. Такое увлечение детей объясняется не только яркостью и образностью изложения, но и переживаниями самого учителя, которые отразились в его речи. Как известно, речь служит не только для передачи сведений (информации) другим людям, но и для воздействия на их взгляды, убеждения и поступки. В последнем случае большую роль играет уверенность человека в правильности того, что он говорит, и в необходимости следовать его советам и указаниям. В речи могут быть отражены многие черты характера человека (доброта и черствость, мягкость и грубость, смелость и робость). Склонность к вспыльчивости в общении с людьми или спокойное к ним отношение, даже темп речи тесно связаны с особенностями темперамента человека. Таким образом, речь является, наряду с другими психическими процессами, ярким выражением многих индивидуальных качеств личности. Вопросы для повторения 1. Что называется речью? 2. В чем отличие речи от языка? 3. Какое значение имеет речь в жизни человека? 4 В каком отношении находятся речь и мышление? 5. Как происходит общение в мире животных? 6. Расскажите о физиологических основах речи. 7. Какими видами речи мы пользуемся? Кратко опишите особенности каждого из них. 8 На какие виды делится устная речь? Чем они отличаются друг от друга? 9. Укажите положительные качества речи. Какие требования предъявляются к речи учителя? 10. Как отражаются в речи особенности личности? Речь младших школьников К концу дошкольного возраста в основном уже закончено развитие звуковой (фонетической) стороны речи. Ребенок практически владеет всеми фонемами. Запас слов у него довольно большой. Дошкольник умеет пользоваться грамматическими формами родного языка, связывает слова в предложения (простые и сложные). Обучаясь чтению, первоклассник испытывает большую трудность в слиянии звуков в слоги. Смысловая (семантическая) сторона речи у ребенка при поступлении в школу тоже бывает еще недостаточно развита. Значение слов нередко понимается неточно: иногда происходит сужение этого значения, иногда неправомерное расширение. Ученик III класса впервые услышал слово «рычаг», примененное по отношению к деревянной слеге (длинной толстой жерди). Новое слово стало для мальчика обозначением не физического тела с точками приложения сил, а толстой и длинной палки. Здесь наглядное представление помешало отвлеченному пониманию значения слова. Другой мальчик, неоднократно видевший весы с чашкой и пружинный безмен, сначала отказался признать весами металлический стержень с делениями, но потом ребенок понял устройство этого приспособления и значение слова «весы» у него стало более широким, обобщенным. Речевое общение со взрослыми и особенно учение в школе не только количественно увеличивают у детей их словарный запас, но и обогащают его качественно, уточняют значение слов. Неумение схватывать главные мысли в речи, находить нужные слова и строить фразу часто ведет к тому, что ученик (особенно в I и II классах) не всегда может изложить содержание прочитанного своими словами, а предпочитает пересказывать его буквально. Хотя словарь ребенка в это время уже довольно обширный, он является скорее пассивным, чем активным, т. е. ребенок, зная и понимая многие слова, не всегда может употреблять и находить их в нужный момент. Речевое общение людей состоит не только в том, что человек говорит, но и в том, что он сам слушает другого. Восприятие младшим школьником речи учителя тоже имеет свои особенности. Так, первоклассник вначале не всегда понимает, что учитель, говоря классу, говорит и для него. Педагогу приходится иногда лично обращаться к ребенку, чтобы тот понял, что данное указание касается и его. Следует отметить еще одну особенность восприятия речи младшими школьниками, особенно первоклассниками. Часто дети, не дослушав объяснения учителя, что и как надо делать, готовы немедленно действовать. Многие ребята, уже настроившиеся действовать, перестают слушать или понимать слова учителя. Не сразу овладевают дети и восприятием текста при чтении про себя. Здесь, в отличие от устной речи, отсутствуют интонация, пояснительные жесты. Это затрудняет понимание. С такими же трудностями встречаются дети при передаче своих мыслей в процессе письма. Речь детей, поступающих в школу, имеет не только некоторые недостатки, связанные с возрастными особенностями, но и отрицательные качества, заимствованные от окружающих людей, которые иногда по неграмотности, иногда умышленно коверкают слова, неправильно их произносят. Дети, очень склонные к подражанию, вместо «да» говорят «ага», вместо «уши» — «ухи», вместо «не трогай — «не трожь» и т. п. Учителю еще в начальных классах надо прививать детям любовь к правильному, точному употреблению слов и фраз и отвращение ко всяким искажениям речи. |