МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Воспитание чувств у младших школьников





Одна из важнейших задач школы и учителя — воспитание положительных эмоций у детей и воспитание у них умения управлять своими чувствами, подчинять их разуму и воле. Сам процесс обучения, если он проводится умело, содержательно, с привлечением ярких иллюстраций (словесных и наглядных), вызывает нужные чувства у детей. Это делает учение интересным, радостным, продуктивным.
Кроме учебных занятий в школе, большое влияние на воспитание чувств оказывает внеклассная работа, занятия художественной самодеятельностью и т. п.
Воспитывая чувства школьника, педагог должен учитывать своеобразие динамики эмоциональных состояний, о чем К. Д. Ушинский писал: «...от повторения чувство слабеет, и от повторения чувство усиливается... чувство, долго не вызываемое, замирает; чувство, часто вызываемое, притупляется». Поэтому, вызывая у учащихся полезные эмоции, не следует злоупотреблять этим. Если каждое слово учителя рассчитано на сильную эмоциональную реакцию учащихся, если стараются то и дело воздействовать на чувства, то они притупляются, перестают возникать. Отрицательно действует на эмоции как однообразная учебная работа, так и слишком разнообразная, при которой ученик, не успев сосредоточиться, вынужден получать новые, пусть даже сильные, яркие впечатления.
Воспитывать чувство — значит вырабатывать у детей и привычки управлять эмоциями, подавлять ненужные, отрицательные переживания. Здесь большое значение имеет убеждение, словесное воздействие на ученика. Если ребенок слишком сильно переживает малейшую неудачу и при этом не может удержаться от слез, то следует внушать ему веру в свои силы, в дальнейший успех. Надо также по возможности исключать случаи, вызывающие подобные переживания. Иногда можно устранить отрицательные чувства путем упражнения. Так, робость, растерянность ученика при вызове к доске могут исчезнуть, если этого ребенка чаще спрашивать в классе. Его страх, вызванный мыслями о том, сумеет ли он правильно ответить и какое впечатление произведет этот ответ на учителя и товарищей, постепенно исчезнет.
Иногда отрицательные чувства подавляются противоположными. Робость ученика может быть снята одобрением, похвалой учителя, которые вызовут у ребенка более интенсивное, радостное чувство от успеха в работе.
Учитель должен постоянно заботиться о воспитании у детей высших чувств (интеллектуальных, моральных, эстетических). Положительные эмоции развиваются в тесной связи с познавательными процессами. Такое важное чувство, как любовь к Родине, воспитывается не только в беседах по истории родной страны. Не меньшее значение имеют экскурсии в природу, в совхоз, на производство, в музей. Они вызывают живые, яркие впечатления, благодаря которым возникают прочные знания и крепкие связи ребенка с окружающей действительностью.
Само по себе возбуждение чувств не принесет пользы, если эти чувства не станут побудителями к действиям. Поэтому учитель, воспитывая патриотическое чувство, должен подумать о том, как дать выход этому чувству в практической деятельности детей. Это может быть сбор металлолома, озеленение улиц, работа на пришкольном участке и т. д. Только те положительные чувства, которые закреплены в вызванных ими полезных действиях, будут прочными и помогут формированию ценных качеств личности.
Другие чувства: коллективизм, дружба, любовь к людям — также зарождаются и углубляются в процессе деятельности. Учительница III класса заметила, как девочка Таня очень неприязненно относится к своей соседке по парте Оле, слабой, малоспособной ученице. «Оля, — сказала учительница Тане,—не виновата в том, что она хуже понимает и усваивает, чем другие дети. А ты бы помогла подруге учить уроки». Таня согласилась с большой неохотой, но через некоторое время ей понравилось помогать Оле, и Оля стала лучше учиться. Самое главное заключалось в том, что между девочками завязалась крепкая дружба, Таня полюбила свою подопечную, и ее успехи и неудачи волновали ее так же, как и собственные.
Воспитанию моральных чувств у детей помогают хорошие традиции, установившиеся в данном коллективе. Таковы, например, школьные праздники. Задолго до их наступления дети переживают чувство радости и приятного ожидания, усиленно готовятся к праздникам, стараются встретить их с хорошими оценками. Во многих школах отмечают «День окончания букваря», «Праздник стихов и песен». В некоторых классах радостно и торжественно поздравляют товарищей с днем рождения. Немало полезных традиций было в колонии им. Горького, которой руководил А. С. Макаренко. Вот что он писал по этому поводу: «Таких традиций в моем коллективе было очень много, просто сотни... И ребята знали их незаписанными... Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного Коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать. Без таких традиций я считаю невозможным правильное советское воспитание».
Весь комплекс условий нормальной школьной жизни: требования учителя, воспитательные беседы, положительное влияние детского коллектива, пионерской организации, умелое руководство со стороны школы воспитанием детей в семье — приводят к тому, что у школьников уже в начальных классах воспитывается важнейшее качество — чувство долга. Это является главным условием выработки у них умения управлять своими эмоциями.



Тема 17 Воля.


Школьник нечаянно уронил на пол пенал, чем нарушил тишину в классе; учитель невольно прикрикнул на него, о чем потом пожалел; солдат, встретив офицера, машинально отдал ему честь, хотя не должен был этого делать, так как был без фуражки; слушая печальный рассказ собеседника, юноша обратил внимание на его взлохмаченные волосы и улыбнулся, хотя мог обидеть говорящего. Подобные действия называют нечаянными, импульсивными, машинальными, рефлективными. Все реакции человека имеют рефлекторный характер, но описанные действия отличаются тем, что они совершены без контроля сознания или при недостаточном его участии, без специального намерения и потому называются непроизвольными или непреднамеренными.
Но каждый человек совершает огромное количество и простых и сложных действий, которые вполне сознательны и преследуют определенную цель. Такие действия называют произвольными или преднамеренными. Само название показывает, что в них участвует воля.
Все произвольные действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, могут быть названы волевыми. Человек захотел пить, протянул руку к стакану, налил воды и выпил. Это — целенаправленное действие и поэтому волевое, хотя выполнить его было нетрудно. Но любому человеку приходится совершать немало таких действий, где надо преодолевать какие-то трудности, препятствия, стоящие на пути к поставленной цели. Такие действия называются подлинно волевыми. В них проявляется активность личности, связанная с участием сознания.
Волей в собственном (узком) смысле слова принято называть психический процесс, возникающий при преодолении человеком с помощью усилий внутренних или внешних препятствий для достижения поставленной цели.
Под внешними препятствиями, которые преодолевает человек, подразумеваются объективные трудности самого дела, его сложность, всевозможные помехи, сопротивление других людей, тяжелые условия для работы и т. п.
Внутренние препятствия — это субъективные, личные побуждения, мешающие выполнять намеченное, когда человеку трудно заставить себя работать, преодолеть лень, усталость, желание заниматься чем-то другим, не имеющим отношения к задаче, которую надо выполнить. К внутренним препятствиям относятся вредные привычки, влечения, желания, от которых следует воздерживаться. Человек преодолевает их благодаря волевым усилиям.
Но термином «воля» обозначают и качество личности, способность, преодолевая трудности, действовать настойчиво и целеустремленно. «Большая воля, — писал А. С. Макаренко, — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ одновременно».
Трудно переоценить значение воли в жизни человека. Она необходима в обычной, повседневной жизни и особенно в трудные моменты, когда приходится преодолевать большие препятствия. Любой подвиг в бою или в труде требует от человека сильной воли. Напротив, слабовольные люди не только не могут совершать больших дел, но не справляются и с повседневными жизненными задачами, оказываются недостаточно работоспособными, нуждаются в помощи, в опеке других. Некоторые из них становятся жертвами низменных страстей, отрицательных привычек, на преодоление которых у них не хватает силы воли (алкоголики, наркоманы).
Человек сильной воли способен не только вести разумную, трудовую жизнь, но и совершать поистине героические поступки. Великая Отечественная война дала много примеров подвигов, волевых поступков защитников Родины. Среди них было немало юношей и девушек. Имена Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, Александра Матросова, Юрия Смирнова, Лизы Чайкиной и других героев известны всей стране.
Волевое напряжение не только мобилизует и активизирует деятельность всех психических процессов, но может усилить работу внутренних органов, задержать потерю сознания и даже наступление смерти. Во время Великой Отечественной войны смертельно раненный летчик, чувствуя, что умирает, не выпускал из рук штурвал самолета. Он понимал, что вместе с ним погибнут находящиеся на борту раненые. И вот чудовищным усилием воли летчик посадил самолет.
Мужество, смелость, терпение, настойчивость и другие волевые качества высоко ценятся в нашей стране только в том случае, если они направлены на дела, полезные для общества. Если же человек использует волю для того, чтобы жить за счет других, угнетать людей ради личного благополучия, то такую волю нельзя рассматривать как положительное качество личности.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.