МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Способности учащихся начальных классов





Судить о наличии способностей у детей можно прежде всего но тому, как они учатся, понимают учебный материал, запоминают его и применяют свои знания, насколько хорошо ориентируются при решении задач, в какой мере владеют устной и письменной речью. Некоторыми показателями способностей детей могут быть следующие качества: внимательность, быстрое и прочное запоминание, умение думать, сообразительность, развитое воображение, инициатива, самостоятельность в работе и ее большая продуктивность.
Учителю надо знать, какие склонности и способности имеются у ребенка, как они развиваются. При этом нельзя спешить с выводами. Ведь даже талантливых детей иногда признавали малоспособными. Так, гениального писателя Н. В. Гоголя учителя считали неспособным к русскому языку. У маленького П. И. Чайковского не видели особых способностей к музыке. Школьника Николая Лузина считали неспособным к математике, а в будущем из него вышел крупнейший ученый, сделавший ряд важных открытий в математике.
Бывает так, что ученика ленивого или имеющего по каким-то причинам пробелы в знаниях считают неспособным. Иногда способный, но не привыкший к систематическому труду ученик занимается рассеянно, без интереса, плохо вникает в дело, и его готовы признать неспособным.
Однако, если устранить то, что мешает его работе, заинтересовать, ободрить, вовремя помочь ему, он проявляет достаточные способности, чтобы успешно учиться. Среди нормальных детей нет таких, способности которых не позволили бы им удовлетворительно овладеть учебным материалом начальных классов. Конечно, уже в младшем школьном возрасте намечается дифференциация способностей. Одни дети более способны к чтению и письму, другие — к математике, третьи — к рисованию (или к ручному труду). Одни быстро запоминают, но и быстро забывают, другие запоминают медленно, но зато надолго. И учителю необходимо считаться с этими индивидуальными различиями детей.
Если у ребенка не замечается ни общих, ни специальных способностей, нельзя делать вывод о том, что он бездарный человек. Ни к чему не способных людей нет. Учитель должен внимательно присмотреться к каждому ученику и постараться открыть в нем способности, которые нередко не так легко обнаружить.
Ученицу III класса Лену К. считали в школе малоспособной к русскому языку. Она довольно небрежно готовила уроки, в письменных работах у нее часто бывало много ошибок. Но вот однажды девочка очень хорошо выступила на вечере художественной самодеятельности с чтением стихов и прозы. Как раз в это время в школе организовался драмкружок. Хотя его участниками были более старшие дети, Лене разрешили заниматься там и даже выступать на вечерах.
У девочки обнаружились большие способности к выразительному чтению, у нее оказалась отличная память. Заинтересовавшись литературой и искусством, Лена резко изменила свое отношение и к грамматике русского языка, стала хорошо успевать по этому предмету, а впоследствии поступила в театральное училище и успешно его окончила.

Развитие способностей


Задачей школы и учителя является не только обучение учащихся, но и развитие их способностей. Для развития способностей большое значение имеет учебная работа. При этом учение может в разной степени содействовать развитию способностей, а при неразумных методах (например, зубрежка без понимания) может и мешать этому развитию.
В советской школе применяются активные методы обучения, при которых ученик не только запоминает, но и много думает, что очень помогает развитию его способностей. Полезно, чтобы ученик под руководством учителя чаще выводил правила по русскому языку и математике, пересказывал и обобщал прочитанное, самостоятельно придумывал математические задачи и решал их, писал творческие сочинения. Учитель должен всемерно поощрять инициативу и творчество детей в любом виде работы. При затруднениях не следует спешить на помощь ученику. Лучше предоставить ему возможность самому подумать, а если надо, то задать ему наводящие вопросы.
Большое значение имеет постепенное увеличение трудностей. Поставленные перед учеником задачи должны требовать умственных усилий. Но необходимо осуществлять индивидуальный подход к школьникам, учитывать их различия, давать дифференцированные задания. Сильным ученикам необходимо давать дополнительную работу, чтобы они не скучали на уроке и имели достаточную нагрузку дома. Слабым следует больше помогать, предъявляя к ним посильные требования, предлагать задания облегченного типа, которые ребенок мог бы успешно выполнить. Таких учеников надо чаще хвалить, замечать малейшие успехи в работе, это внушит им веру в свои силы и желание учиться. Следует привлечь родителей и старших детей к оказанию систематической помощи слабым учащимся. Обычно все эти меры помогают, дети благополучно оканчивают III класс и удовлетворительно учатся в средней школе.
К сожалению, бывает так, что ученика, имеющего все данные для успешной учебной работы, иногда считают неспособным к ней из-за его некоторой умственной пассивности. Ода проявляется в отсутствии интереса к знаниям, в стремлении избегать умственных усилий, в сложившемся убеждении, что учение — очень трудное дело, для которого у ребенка нет способностей. Такого ребенка надо расшевелить, активизировать, заинтересовать сведениями, которые близки его склонностям. Полезно давать ему дополнительный увлекательный материал, давать пережить радость приобретения знаний (например, при успешном решении задач, раньше казавшихся ему недоступными). Это укрепит веру школьника в свои силы, он поймет, что может учиться не хуже других.
Учителю нельзя забывать и о той опасности, которая подстерегает сообразительных, способных детей. Им легко дается учение, и поэтому у них может не выработаться привычки к труду, не разовьется необходимое прилежание. Отсутствие умственных усилий может привести к тому, что у таких детей постепенно угаснут способности, из одаренных школьников они могут превратиться в посредственных и даже слабых работников, мало пригодных к труду.
«Если ребенку в учении все достается легко, у него постепенно воспитывается лень мысли, которая развращает человека... И развивается лень мысли больше всего в младших классах, когда способный ребенок, легко овладевающий тем, что для других детей связано с определенным напряжением умственных сил, по существу, бездельничает. Не допустить безделья учащихся — тоже своеобразная воспитательная задача»,— пишет В. А. Сухомлинский. Воспитывая у учащихся настойчивость в работе, самостоятельность, трудолюбие, учитель тем самым помогает и развитию у них важного качества, которое называется работоспособностью.
В отношении одаренных учащихся надо проявлять осторожность: не захваливать их, не подчеркивать исключительность этих детей, чтобы не воспитывать в них самомнения, зазнайства, гордости, основанной на чувстве превосходства над другими. Одаренный ребенок обычно понимает, что он способнее других, но надо, чтобы в связи с этим у него было и повышенное чувство ответственности за работу.
Некоторые дети младшего школьного возраста проявляют способности в каком-нибудь одном виде деятельности: в живописи, музыке. Надо помогать дальнейшему росту этих способностей, мо не за счет других сторон личности. Надо помнить, что задача школы — всестороннее развитие ребенка, его духовных и физических сил.



Раздел 6 Общие вопросы возрастной и педагогической психологии

Лекция 10





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.