ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Физиологические основы темперамента Изучая условные рефлексы, И. П. Павлов установил, что нервная система животных и человека обладает тремя главными свойствами, или принципами деятельности. Первый принцип — сила нервной системы. Второй принцип есть принцип уравновешенности между раздражительным и тормозным процессами. Третий принцип — подвижность нервных процессов. На основе этих трех свойств высшей нервной деятельности (силы, уравновешенности и подвижности) И. П. Павлов установил четыре типа нервной системы. Прежде всего он различает сильные и слабый типы. Среди сильных могут быть неуравновешенные и уравновешенные. Последние делятся на подвижных и инертных. Получается три сильных типа, а к четвертому, типу ученый отнес всех слабых. «Очевидно,— писал И. П. Павлов,— эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами. Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума». Между свойствами высшей нервной деятельности, типами нервной системы и темпераментами можно установить определенное соотношение. Сильному неуравновешенному типу соответствует холерический темперамент, сильному уравновешенному подвижному — сангвинический, сильному уравновешенному инертному (малоподвижному) — темперамент флегматика и, наконец, слабому соответствует темперамент меланхолика. У слабого типа Павлов не учитывал уравновешенности и подвижности, так как эти свойства мало проявляются. Итак, четыре основных типа нервной системы соответствуют четырем типам темперамента. В процессе деятельности тип нервной системы не остается неизменным. Темперамент и личность Темперамент является одним из психических свойств личности, но люди и с одинаковым темпераментом оказываются очень разными. Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность, и далеко не всегда можно отнести его к одному из указанных выше типов темперамента. Личность большинства людей обладает признаком не одного, а двух и более типов. Наряду с чертами холерика у человека могут быть, например, заметные признаки сангвиника; у меланхолика встречаются черты флегматика и т. п. Чаще всего личность — это носитель психических свойств, принадлежащих разным типам темперамента. Она имеет смешанный тип темперамента. Но есть люди, отличающиеся довольно яркими проявлениями того или иного типа темперамента. Так, замечательный русский полководец А. В. Суворов был типичным холериком: современники вспоминают, что его взгляды, слова, движения отличались необыкновенной живостью. Он как будто не знал покоя и производил на наблюдателя впечатление человека, снедаемого жаждой делать разом сотню дел. Он не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, не обходил стоящий на пути стул, а перепрыгивал через него. К числу людей с холерическим темпераментом можно отнести и легендарного героя гражданской войны В. И. Чапаева. Совсем иной темперамент был у М. И. Кутузова. Про него говорили, что он «поспешал, не спеша», т. е. делал все без излишней торопливости, работал не быстро, но очень продуктивно. Чувства, которые он не любил проявлять, отличались устойчивостью и глубиной. Про Кутузова можно сказать, что у него был темперамент флегматика. Из писателей холериком был А. С. Пушкин, сангвиником — А. И. Герцен. Черты меланхолического темперамента были у В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя (особенно в последние годы его жизни), ярко выраженными флегматиками были И. А. Гончаров и И. А. Крылов. Многие интересуются, какой тип нервной системы, а следовательно, и темперамент лучше. Ответ может быть один: у каждого темперамента есть свои положительные и отрицательные стороны. На первый взгляд кажется, что слабый тип во всем уступает сильным типам нервной системы. Но это не так. Исследования, проведенные Б. М. Тепловым и его сотрудниками, показали, что и у этого типа есть свои положительные качества, например острая восприимчивость к окружающему миру, большая впечатлительность, чуткость. Сильные типы более выносливы в трудных ситуациях, но менее чутко улавливают слабые сигналы, не всегда достаточно тонко реагируют на многие раздражители, поэтому не так хорошо ориентируются в окружающей действительности. Можно сказать, что в одних случаях жизнеспособнее оказываются сильные типы, в других — слабые, т. е. каждый темперамент имеет свои преимущества. Хотя темперамент является врожденным качеством личности, это не значит, что он совсем не меняется под влиянием жизненных условий, деятельности, воспитания и самовоспитания. Среди выдающихся людей немало было таких, кто сумел подавить отрицательные свойства своего темперамента. Известно, например, что писатель А. П. Чехов в зрелом возрасте никогда не проявлял резкости в обращении с людьми, отличался мягкостью, деликатностью, внешним спокойствием. Однако природные задатки у него были иные (как у отца и других членов семьи, отличавшихся резкостью, вспыльчивостью). Но писатель много работал над собой и сумел преодолеть отрицательные черты своего темперамента. Много работал над своим темпераментом И. П. Павлов. В молодости ое был очень горячим, увлекающимся человеком, способным забыть все, кроме того, что его интересовало в данный момент. Впоследствии он научился сдерживать свои увлечения, приучил себя управлять своим бурным темпераментом.
Вопросы для повторения 1. Что такое темперамент? 2. Назовите четыре вида темперамента и дайте каждому из них краткую характеристику. 3. Какие основные свойства высшей нервной деятельности установлены И. П. Павловым? Назовите четыре типа нервной системы (по Павлову). 4. Какова связь между типами нервной системы и темпераментами? 5. Приведите примеры людей разных темпераментов. Темперамент детей Опытный педагог подмечает индивидуальные особенности темперамента своих учащихся и соответствующим образом строит работу с ними. Учительница одной из школ так рассказывала о детях своего класса: «Что ни ученик, то целый мир различных психических качеств. Когда начинаешь заниматься с классом, стараешься как можно лучше «раскусить» каждого из них. Прежде всего удается определить их темперамент, он сразу бросается в глаза. Вот Игорек. Этот вечно вертится, как вьюн, и шуму от него, как от целой группы ребят. Я уже сразу слышу, что в школу пришел Игорь (а надо сказать, ои никогда не опаздывает, всюду поспевает раньше всех). Но на уроке с ним нелегко: то соседа рукой ткнет, то заговорит вслух, хотя я его не вызывала. Руку поднимает то и дело, а спросишь, не всегда ответит правильно, именно из-за торопливости. Скажешь: «Не спеши, подумай», — и тогда даст хороший, правильный ответ. Вообще учится он на четверки, а мог бы быть отличником. Горячий, вспыльчивый. Чуть что — и в драку полезет, правда, тех, кто послабее, не обижает, а более сильных не боится, если только они его заденут. Вначале с дисциплиной было у нею плохо, совсем не умел держать себя в руках, но с такими, как он, нужна настойчивость и спокойствие. Делом надо его занять. Когда его кипучая энергия найдет применение, он работает хорошо, с увлечением. А окриков не переносит, нагрубить может кому угодно. Пришлось с родителями работу провести. Отец тоже горячий — взрывается, как порох. Вот и бывали у них дома баталии. Мать мне хорошо помогает. А вот Петя — этот во многом полная противоположность Игорю: спокойный, уравновешенный. В классе и на улице его не слышно, никогда не торопится. Задаешь ему вопрос, молчит. Я сначала сама опешила: «Значит, не знаешь?»— и уже хотела другого вызывать, а он тут начинает отвечать, и все правильно, обстоятельно. Теперь я понимаю, что торопить его не следует, ему надо подумать не спеша. Этот не тянет руку каждую минуту, как Игорь, А спросишь, сказал все, что требуется. «Что же ты руки не поднимал?» — «Да я хотел еще получше припомнить». В работе он усидчив, но инициативы проявляет мало. Если Игоря на уроке приходится сдерживать, то Петю надо подшевелить, заинтересовать. Это и во время игр заметно. Игорь, глядишь, всеми командует, а Петя может просто стоять в стороне, наблюдая играющих. Я не видела, чтобы он когда-нибудь кого-нибудь задел. Рассердить его трудно, на шутки и насмешки не обращает внимания. Но уж если кто-нибудь начинает очень приставать к нему, он или уйдет, или даст ему один раз, как следует. Но это бывает очень редко. Учится он неплохо, но хотелось бы, чтобы больше живого интереса проявлял к тому, что делается в классе. А взять Лену... Это очень чувствительная девочка. Я ее про себя зову мимозой. Чуть что, смутится, а то и заплачет. Тройку ей поставить страшно: горе для нее это большое. Приходится очень щадить девочку. Спрашиваю ее тогда, когда вижу, что она хорошо знает, более уверена в себе, чем обычно. В играх детей она участвует тоже как-то робко, часто уступает другим, никогда ни с кем громко не ссорится, однако обиды переживает глубоко, но как-то втихомолку. Ей нелегко дается математика, а вот сочинения на свободную тему пишет хорошо. Видно, что она очень впечатлительная девочка и свои переживания может лучше описать, чем другие. Думаю, что она скоро начнет писать стихи, и, наверное, они у нее будут грустные. Я слежу за тем, чтобы мальчики ее не тревожили, да они и сами стараются к ней не приставать, не дергают за косы, как других девчонок. Много в классе и подвижных ребят, вроде Коли или Васи. Живые, любознательные, они с увлечением принимаются за новое дело, но быстро к нему остывают. На уроке отличаются рассеянностью. Все, что делается кругом, привлекает их внимание. Особенно Вася страдает этим недостатком. Нет у него нужной выдержки, хотя мальчик способный, любит читать, всем интересуется. В работах делает немало ошибок именно из-за своей торопливости. Из-за плохой отметки может заплакать, но через 5 минут уже видишь его веселым, смеющимся. Эти ребята ничего глубоко не переживают. Быстро забывают данное обещание, И от Игоря они отличаются. Если тот чем-нибудь увлечется, то забывает все на свете и это увлечение имеет у него устойчивый характер. А у Коли и Васи все очень скоропреходящее. Приходится требовать от них большей уравновешенности и настойчивости в работе. Скажу прямо, эти ребята мне нравятся своей подвижностью и веселостью, и они послушны, однако замечания им приходится делать чаще, чем другим. Вообще же важно знать, какой темперамент у ребенка, и тогда скорее найдешь те приемы, при помощи которых удастся использовать положительные и преодолеть отрицательные стороны его темперамента» (из материалов автора). Поскольку тип темперамента представляет собой врожденное качество, работать над воспитанием темперамента надо начинать как можно раньше. Очень благоприятным периодом для такой работы является младший школьный возраст. Правильная учебно-воспитательная работа в школе выправляет некоторые отрицательные свойства темперамента детей. Холериков делает более сдержанными, сангвиников — усидчивыми в работе, флегматики становятся менее пассивными, меланхолики — более уверенными в себе и более общительными. На все типы темперамента полезное влияние оказывает школьная дисциплина, а также физическое воспитание и другие оздоровительные мероприятия. Работа над темпераментом тесно связана с воспитанием у человека воли и твердого характера, которые дают возможность не быть рабом своего темперамента, а уметь управлять им. Тема 19 Характер Как известно, тип нервной системы зависит от врожденных особенностей высшей нервной деятельности. Но физиологическая природа человека не остается неизменной. Говоря о соотношении типа нервной системы (темперамента) и характера, И. П. Павлов писал, что «тип есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности животного — генотип. Но так как животное со дня рождения подвергается разнообразнейшим влияниям окружающей обстановки, на которые оно неизбежно должно отвечать определенными деятельностями, часто закрепляющимися, наконец, на всю жизнь, то окончательная наличная нервная деятельность животного есть сплав из черт типа и изменений, обусловленных внешней средой,— фенотип, характер». Хотя И. П. Павлов говорит о животном, но аналогичные воздействия среды испытывает и человек. Следует помнить, что у человека большое влияние на формирование нервной деятельности оказывает не только первая, но и вторая сигнальная система. Таким образом, хотя прирожденный тип нервной системы — темперамент — является основой характера, однако определяют его те особенности временных нервных связей и их сложных систем, которые приобретены человеком в процессе жизни и деятельности. В конечном счете не врождённые качества, а социальная обусловленность, т. е. влияние среды, воспитание, является главной причиной наличия у человека того или иного характера. От темперамента же главным образом зависит проявление чувств и скорость протекания психических процессов и действий, что, конечно, отражается на характере человека. Черты характера О характере человека можно судить только по ведущим, стержневым чертам, которые более всего определяют, что собой представляет данная личность. Поэтому и писатели, характеризуя своих героев, стараются указать главные, типичные их черты. Так, И. С. Тургенев дает такую сравнительную характеристику Хоря и Калиныча: «Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных». С точки зрения отношения человека к окружающей действительности черты характера можно разделить на следующие группы: 1) черты, выражающие общий психический склад личности (ее направленность); 2) черты, характеризующие отношение человека к другим людям; 3) черты, говорящие о том, как относится человек к самому себе; 4) черты, показывающие отношение личности к труду, к своему делу; 5) черты, характеризующие отношение человека к вещам. Оценивая черты характера, надо учитывать моральное содержание каждой из них. Так, трудолюбие — положительная черта характера, но если она служит эгоистическим целям, например личному обогащению за счет других, то это будет отрицательным качеством личности. Гордость советского гражданина за свою великую Родину — хорошая черта, но если человек слишком гордится самим собой, отличается самомнением, преувеличивает свои личные достоинства, то такая гордость — отрицательная черта характера. Точно так же нельзя сказать, что любовь к людям всегда хороша, а ненависть — дурна. Все зависит от того, кого любить и кого ненавидеть. Как черта характера, патриотизм выражается не только в чувствах, но и в поступках. Ярко проявился патриотизм в период Великой Отечественной войны. На фронте и в тылу люди совершали множество подвигов. Большую роль в характере человека играют волевые черты. К ним относятся: энергия, активность, мужество, организованность, решительность, настойчивость, самостоятельность, последовательность и др. Все черты характера человека находятся в связи друг с другом, поэтому характер отличается известной цельностью. |