ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Физиологические основы чувств В основе, простейших эмоций лежат сложные безусловные рефлексы, процессы, происходящие в подкорке. Но ее деятельность контролируется работой коры больших полушарий мозга, которая, по словам И. П. Павлова, «держит в своем ведении все явления, происходящие в теле». Большую роль здесь играет вторая сигнальная система. Именно слово, мысль, сознательное отношение к жизни, к тому или иному явлению, вызывающему нежелательные эмоции, дают человеку силу подавлять их, вообще управлять чувствами. Внешнее выражение эмоций тоже имеет рефлекторный характер. Физиологической основой более сложных чувств являются системы условных рефлексов, временных связей в коре больших полушарий. Большое значение для возникновения чувств имеют динамические стереотипы. Павлов писал: «Нужно думать, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной...» «Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового». Павлов считал, что причиной неприятных цереживаний являются столкновения, «сшибки», как он говорил, процессов возбуждения и торможения. «Если я, например, чем-нибудь занят,— писал Павлов, — меня направляет известный раздражительный процесс, и если в это время мне скажут «сделай то-то», мне делается неприятно. Это ведь значит, что сильный раздражительный процесс, который меня занимал, мне надо затормозить и перейти потом к другому. Классический пример в этом отношении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, то есть требуете от ребенка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т. д.» Значительную роль в эмоциональной жизни играет и деятельность подкорки, в частности так называемый зрительный бугор. Оттуда идут возбуждения, которые контролируются корой больших полушарий. Если этот контроль и торможение со стороны коры ослабевают (вследствие заболевания или по другим причинам), то человеком по всякому поводу овладевает состояние аффекта, которое он не в силах сдерживать. Немалое значение имеет для эмоций и симпатическая нервная система. Опытами установлено, что у человека (или животного), находящегося в состоянии повышенного возбуждения (при страхе, сильном раздражении, гневе и т. п.), из надпочечников выделяется особое вещество — адреналин. Под его действием в кровь поступает больше сахара. Все это усиливает работу мышц, необходимую дла активного поведения в моменты возбуждения. Поскольку в подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой, которая руководит работой внутренних органов, то эмоциональные состояния вызывают изменения и в деятельности этих органов. Эксперименты над животными показали, что раздражение электрическим током одного (совершенно определенного) участка мозга вызывает чувство раздражения, другого — чувство страха, третьего — наслаждения. Таким образом, можно управлять эмоциями животных, посылая в те или иные участки их мозга электрический ток. Чувства и деятельность Основным источником чувств является деятельность человека. Большое место в ней занимают познавательные процессы. Мы воспринимаем окружающую нас жизнь (видим, слышим приятное для нас, красивое или безобразное, неприятное, замечаем полезное или вредное, опасное и т. п.), и у нас возникают соответствующие чувства: положительные или отрицательные. Действие предметов или явлений на наши чувства во многом зависит от нас самих, от наших идеалов, потребностей, вкусов и интересов, от наших стремлений, желаний, от нашей мечты. Так, восприятие одного и того же художественного произведения у одного человека вызовет радостное переживание, у другого — неприятные чувства. Ученика-отличника огорчит полученная тройка, а неуспевающему школьнику она доставит большую радость. Существенное значение для возникновения эмоций имеет и прошлый опыт человека, его воспоминания. Так, скромный домик в деревне не вызывает у того, кто впервые его видит, никаких чувств, но если человек вспоминает, как провел детские годы в этом домике, то вид его вызовет много радостных или грустных переживаний. Трудовая, учебная и игровая деятельность человека также служит источником его эмоций. Занятие любимым делом вызывает чувство радости; труд, который не нравится, может тяготить человека, будет связан с неприятными переживаниями. Трудности, возникающие в процессе работы, вызывают у людей различные эмоции. В одних случаях у человека появляется чувство досады, беспомощности, неуверенности в своих силах; в других случаях затруднения делают человека более энергичным, вызывают особые переживания приятного возбуждения, повышенной бодрости, радости борьбы и преодоления препятствий. По-разному относятся люди и к неудачам в труде. Одни падают духом, испытывают чувство угнетения, разочарования и страха, другие сохраняют бодрое настроение, мобилизуют силы, испытывают радостный подъем в работе. Все эти переживания в значительной степени зависят от отношения человека к стоящей перед ним задаче, от чувства долга, от того, насколько человек понимает необходимость достижения поставленной цели. Если деятельность является источником чувств, то и чувства оказывают большое влияние на различные виды деятельности. Так, если учитель сам переживает чувство удивления или восторга (например, перед научным открытием), чувство восхищение (перед художественным произведением), то он глубже продумает соответствующий учебный материал и убедительнее, эмоциональнее изложит его ученикам. Необходимо помнить, что речь производит особенно сильное впечатление, когда она проникнута чувством, эмоционально окрашена. Сильные чувства говорящего (артиста, оратора, учителя) обычно передаются и слушателям. Основные качества чувств Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и даже просто оттенков. Одна из особенностей чувств — их полярность, т. е. противоположность друг другу. Например, для чувства радости полярным чувством будет печаль, для удовольствия — страдание, для любви — ненависть, для страха — чувство смелости, боевого возбуждения и т. п. Чувства можно разделить на приятные для нас и неприятные. Первые, с точки зрения переживающего их человека, будут положительными чувствами, вторые — отрицательными. Между ними много промежуточных, которые могут быть отнесены и к первым и ко вторым. Так, иногда страх включает в себя и боевое возбуждение, готовность активно действовать ради самозащиты; страх может побудить и к бегству, и к смелому наступлению. Радость успеха иногда сопровождается грустью. Некоторые переживания бывают настолько сложными, многогранными, что трудно сказать, относятся ли они к приятным или к неприятным чувствам. «Мне грустно и легко, Печаль моя светла»,— писал А. С. Пушкин. Чувства могут отличаться активностью или пассивностью. Когда человек возбужден, находится в состоянии напряжения (например, школьник перед экзаменом) или испытывает особый подъем (в период творческой работы), его чувства активны. Напротив, в период безразличного состояния и чувства у человека протекают слабо. Активность чувств делает их стеническими. Они увеличивают энергию и силу человека. Напротив, пассивность чувств выражается в том, что они становятся астеническими, понижают жизнедеятельность, энергию. К стеническим чувствам можно отнести чувство смелости, боевого возбуждения, радость победы, астенические чувства — это чувство уныния, отчаяния, апатии и др. Чувства обладают различной степенью интенсивности и продолжительности. Иногда они бывают длительными, но слабыми. В другое время у того же человека они протекают очень сильно, побуждая его совершать недостаточно продуманные поступки. Эмоциональные состояния Эмоции нередко окрашивают поведение человека в особый чувственный тон, создавая более или менее продолжительные, весьма устойчивые переживания. Иногда чувства возникают внезапно, протекают бурно и сравнительно быстро проходят. Эти длительные или кратковременные переживания называются психическими или эмоциональными состояниями. К их числу относятся настроения, аффекты, страсти, стрессовые состояния. Настроениями называют относительно слабые, но обычно довольно продолжительные общие эмоциональные состояния, отражающиеся на психических процессах и на всем поведении человека. Тот, кто находится в плохом настроении, испытывает грусть или раздражение по всякому поводу, причем без достаточных к тому оснований. А иногда человек бывает весел без особых причин. Ему все в это время кажется прекрасным. Он радуется тому, на что в другом настроении не обратил бы внимания. На первый взгляд кажется, что причины подобных состояний установить невозможно. Французский писатель Мопассан говорит: «Откуда берутся те таинственные влияния, которые превращают наше благодушие в уныние, а доверчивость — в муку?.. Я просыпаюсь полный веселости, с желанием в горле петь. Отчего? Я спускаюсь вниз по реке и вдруг, после недолгой прогулки, возвращаюсь домой грустный, как будто дома меня ждет какое-нибудь горе. Отчего?» Это — пример типичного настроения, которое кажется автору беспричинным. На самом деле все в психике человека имеет причину. Возможно, плохое настроение вызвано какой-то неприятной встречей или физиологическим состоянием организма. Если в подобном случае человек вполне здоров и, оказавшись у реки в летнее время, он освежился бы купанием, его плохое настроение, вероятно, исчезло бы. На поддержание бодрого настроения хорошо действует правильный режим дня, физические упражнения, водные процедуры и т. п. Большое влияние на настроение человека оказывает коллектив, в котором он живет и работает. Успешное учение и любимый труд, своевременно сменяемый здоровым отдыхом, как правило, вызывают у человека бодрое и радостное настроение. Иногда у людей возникает особый вид психических состояний, который протекает быстро, но бывает сильным и проявляется очень бурно. Это так называемые аффекты. Обычно они имеют характер вспышки или взрыва (гнева, радости и т. п.), когда человек нередко теряет власть над собой, поддаваясь охватившему его чувству. Ярким результатом сильнейшего аффективного состояния было убийство царем Иваном Грозным своего сына. Этот момент запечатлел художник И. Е. Репин в картине «Иван Грозный и сын его Иван». Появление аффективного состояния связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения. В результате этого происходит ослабление тормозных процессов и кора больших полушарий теряет возможность контролировать, подавлять бурный поток импульсов, идущих из подкорковых центров. Таким образом, нарушается необходимое равновесие между деятельностью коры и подкорки. Но бороться с этим эмоциональным возбуждением может каждый человек. Очень важно в момент, когда чувствуешь, например, приступ гнева, постараться переключить свои мысли на какой-либо другой предмет. Это поможет пресечь аффект в самом начале, не дать первоначальному возбуждению быстро превратиться в сильное чувство, которое уже трудно подавить. Учителю, впавшему в состояние аффекта, не следует тут же определять наказания ученикам, так как в этот момент педагог может оказаться пристрастным, несправедливым, отменять же наложенное взыскание будет трудно. В таких случаях лучше сказать школьнику: «Иди, я подумаю о том, как наказать тебя». Спустя некоторое время учитель вполне объективно оценит поступок и, может быть, даже не найдет нужным наказывать провинившегося школьника. Ожидая наказание, ученик задумается над проступком. Возможно, это приведет к осознанию вины, и тогда отпадет необходимость самого наказания. Аффективные состояния школьников иногда наступают при получении плохой отметки. Ребенок, например, начинает горько плакать. Некоторые учителя не обращают на это внимания, полагаясь на то, что ребенок сам успокоится. Действительно, бывают случаи, когда обращение в такой момент к ученику только усиливает его аффект. Однако большей частью теплое, ласковое слово любящего учителя, обещание спросить в следующий раз, чтобы исправить отметку, действуют на ребенка успокаивающе, и аффективное состояние проходит. Особым видом психических состояний являются страсти, т. -е. сильные и в то же время длительные, устойчивые чувства, связанные с каким-нибудь интересом, стремлением, деятельностью. Так, человек может иметь страсть к науке, к музыке, к спорту. Бывают у людей и такие страсти, которые губительно отражаются на психическом и физическом состоянии личности. Среди них можно назвать пристрастие к алкоголю, к наркотикам, к азартным играм. Если человек не находит в себе силы воли преодолеть эти страсти, они вредят его здоровью и даже могут привести к гибели. Некоторые страсти, отличаясь большой устойчивостью, длительностью и волнуя человека, протекают относительно спокойно. Но есть чувства, которые проявляются особенно сильно, глубоко потрясая того, у кого они возникли. Такие эмоциональные состояния в психологии принято называть стрессовыми состояниями. Они возникают при больших психических напряжениях: во время опасности, при физических и умственных перегрузках, в очень трудные и ответственные моменты деятельности. Высшие чувства С точки зрения содержания различают моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Их называют высшими чувствами в отличие от таких эмоций, как страх, необоснованный гнев, а также эмоций, вызванных состоянием организма, например голодом, болезнью. Моральные, или нравственные, чувства — это переживания, связанные с оценкой действий, поведения на основе принятой в обществе морали. Поскольку мораль советских людей отличается от морали буржуазной, и наши нравственные чувства имеют иной характер. В основе буржуазной морали лежат эгоизм, забота только о самом себе, борьба с другими людьми за место в жизни, за право на существование. Эта мораль антагонистического общества отражена в пословицах: «Человек человеку — волк», «Каждый за себя, а бог за всех». В обществе основной принцип взаимоотношения людей: «Человек человеку — друг, товарищ и брат», «Один за всех — все за одного». Эти моральные установки отражаются и на чувствах людей. Назовем некоторые нравственные чувства человека. 1. Любовь к Родине, патриотизм и интернационализм. Это чувство возникает из многочисленных связей с родными местами и с близкими людьми. Мы любим нашу Родину за ее прошлое, полное героических подвигов народа, который не раз отстаивал свою страну от посягательств врагов. Но особенно горяча наша любовь к Родине. Чувство патриотизма проявляется в преданности и верности Родине, в любви к своему народу и к людям других национальностей. Чувство патриотизма вдохновляет человека на свершение трудовых и боевых подвигов во славу родной страны. Один из читателей газеты «Комсомольская правда» пишет: «По-моему, любовь к Родине — это прежде всего любовь к своему селу, к его труженикам. Если ты не любишь своих односельчан, как же ты сможешь сразу полюбить весь народ? Ведь народ — это те люди, что живут рядом с тобой. Это они заставляют цвести пустыни, выходят за пределы вселенной. Цель моей жизни — отдать свои силы и знания любимой Родине; видеть свое счастье в счастье других, счастье своего народа». 2. Чувство долга. Это переживание, вызванное сознанием своих обязанностей перед обществом, коллективом, семьей. Это чувство побуждает человека к выполнению долга. Помогает этому особое переживание, которое называется совестью. Невыполнение того, что подсказывает человеку чувство долга, нечестные, неблаговидные поступки, деятельность, нарушающая моральные нормы общества, вызывают угрызения совести и раскаяние. Чуткие люди мучительно переживают эти состояния и под их влиянием изменяют свое поведение к лучшему. 3. Чувство коллективизма, дружбы и товарищества. Чувство подлинной дружбы нельзя смешивать с неглубокими переживаниями, которые бывают при приятельских отношениях и при ложном товариществе. Некоторые считают, что дружить - значит потворствовать человеку, удовлетворять его желания даже в том случае, если они являются аморальными. Стремиться выгородить друга, чтобы он не нес ответственности за свои поступки,— это значит оказывать ему «медвежью услугу». Истинная дружба требует справедливого отношения к близкому человеку. Именно друг должен первым указать товарищу на недостатки и помочь ему от них избавиться. 4. Чувство любви. Оно родственно чувству дружбы. Истинная любовь — прекрасное чувство, возвышающее человека, она побуждает к самосовершенствованию, зовет на подвиг не только ради любимого человека, но и для счастья других людей. Поэтому люди, подлинно любящие друг друга, стараются стать лучше. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Это радость искания при решении какой-нибудь проблемы, а иногда тяжелое чувство неудовлетворенности, когда решить ее не удается. Всякая творческая работа бывает связана с интеллектуальными чувствами. Любознательность и ее удовлетворение также вызывают эти эмоции. Они бывают не только у учащихся старшего возраста, но и у младших школьников. Когда дети просят учителя: «Не говорите нам, как надо решать задачу, мы сами подумаем»,— это значит, что они в процессе учебной работы испытывают положительное интеллектуальное чувство, которое учителю надо всячески стимулировать (побуждать). К интеллектуальным чувствам относятся удивление, сомнение или чувство уверенности, возникающие при решении какого-либо трудного вопроса. Эстетические чувства — это переживание прекрасного или безобразного, которое мы воспринимаем в природе, в искусстве и вообще в жизни. Как и моральные чувства, с которыми они тесно связаны, эстетические переживания социально обусловлены, отражают уровень развития общества. |