МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Некоторые общие условия развития психических процессов младших школьников






В предыдущих параграфах был указан ряд условий и приемов, способствующих развитию ощущений, восприятий, внимания, памяти, мышления, речи и воображения у детей младшего школьного возраста. В заключение укажем на некоторые общие закономерности, которые необходимо знать учителю, работая над развитием любого из этих психических процессов.
Очень важно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Так, при воспитании внимания пассивных детей надо больше их подбадривать, активизировать их работу; очень подвижных школьников следует нагружать достаточно разнообразными учебными занятиями и все время держать их в поле зрения. Более способным рекомендуется давать дополнительные задания, чтобы они не скучали на уроке и не отвлекались посторонними делами.
Занимаясь развитием мышления и речи, детям, более развитым в умственном отношении, необходимо давать повышенной трудности задания, чтобы не замедлялся их интеллектуальный рост. Перед слабыми школьниками следует ставить более легкие задачи, однако такие, которые требовали бы от них достаточных интеллектуальных усилий, так как без интенсивного труда не может быть и умственного развития.
В учебной и воспитательной работе немалую роль играет требовательность учителя, постоянная проверка исполнения данных им указаний. У строгих, но справедливых педагогов ученики всегда бывают более внимательны на уроках, чем у тех, кто не отличается требовательностью, забывает о поручениях, данных учащимся. Но, будучи строгим и требовательным, надо всегда соблюдать педагогический такт, т. е. чувство меры и умение найти правильный подход к каждому ученику. Этот такт вырабатывается у учителя на основе приобретенных им знаний в области психологии и педагогики при очень внимательном отношении к детям. Кроме того, учитель должен умело использовать педагогические приемы и методы воздействия на ребенка.
Успех обучения и воспитания детей зависит не только от учителя, но и от всего стиля работы школы. Порядок и дисциплина в ней, четкая организация всей ее жизни, правильно составленное расписание, где трудные уроки чередуются с более легкими, слаженная, дружная работа всего педагогического коллектива единые требования к детям, предъявляемые школой и семьей, постоянный контакт с родителями, разумные советы им — все это имеет большое значение для воспитания и развития у ученика психических процессов, а вместе с этим и необходимых качеств личности.

Вопросы для повторения

1. Какие особенности характеризуют ощущения детей младшего школьного возраста?
2. Что способствует их развитию?
3. Дайте краткую характеристику детских восприятий.
4. Что помогает развивать восприятия младших школьников?
5. Расскажите об особенностях внимания младших школьников.
6. Как воспитывать внимание учащихся?
7. Дайте краткую характеристику памяти младшего школьника.
8. В чем заключаются целесообразные приемы усвоения?
9. Какими особенностями отличается мышление младшего школьника?
10. Как развивать мышление детей?
11. Расскажите об особенности речи учащихся.
12. Что вы будете делать для развития речи младших школьников?
13. Дайте краткую характеристику воображения учащихся.
14. Укажите пути развития детского воображения.

Задания

1. Проследите, как ученик готовит уроки, запоминает учебный материал. Какие советы можно ему дать?
2. Прочитайте младшим школьникам какую-либо незнакомую им басню и сравните, как понимают ее смысл ученики I, II и III классов.
3. Понаблюдайте за речью младших школьников и укажите, какие речевые ошибки они допускают.

Раздел 4

Лекция 7

Тема 16 Чувства и эмоции


Люди не бывают безразличны к тому, что воспринимают (видят, слышат), делают, о чем думают, мечтают. Одни предметы, лица, действия, события нас радуют, другие вызывают печаль, третьи приводят в состояние негодования, гнева. Находясь в опасности, мы испытываем страх, победа над врагом или преодоление трудностей вызывает восторг, торжество. Эти и многие другие переживания испытывает каждый, живя, трудясь, ведя борьбу, стремясь к достижению поставленных целей.
Переживания человеком своего отношения к тому, что он познает и делает, называются чувствами (или эмоциями).
Источником чувств являются потребности, стремления, желания, вызываемые теми свойствами предметов и явлений, которые мы воспринимаем, с которыми имеем дело. Чувства вызывает и наша деятельность (труд, учение, игра), ее успехи и неудачи.
В обыденной речи понятия «ощущать», «чувствовать» смешиваются. Мы говорим: «я ощущаю страх», «чувствую боль», хотя правильнее было бы сказать: «чувствую страх», «ощущаю боль». Ощущения дают нам знать о свойствах предметов и явлений, чувства же говорят о внутреннем состоянии человека, о его отношении к этим предметам и явлениям.
Чувства тесно связаны со всеми психическими процессами, нередко вызываются ими и в свою очередь влияют на них. Ощущения являются одним из источников чувств, и сами ощущения нередко меняются под воздействием наших переживаний. В зависимости от настроения человек иногда по-разному воспринимает один и тот же предмет. Напуганный рассказами о хищных животных, мальчик может в темноте принять кустик за волка, хотя обычно проходя тем же местом, не испытывает никакого етраха. Эмоции тесно связаны и с памятью. Все, что мы пережили, т. е. восприняли с определенным чувством, хорошо нами помнится, и воспоминания о прошлом часто вызывают у нас те или иные чувства.
Человек — существо общественное. Поэтому и чувства его имеют социальный характер. Они меняются с развитием общества. Похожие события и факты вызывают различное отношение у людей, живших в разное время.
Чувства побуждают людей к деятельности. Успех любой работы в большой степени зависит от отношения к ней. Тот, кто равнодушно, безразлично относится к результатам работы, и качество труда имеет низкое. Особенное значение имеют чувства в творческой работе. То состояние подъема, вдохновения, которое испытывает поэт, художник, ученый, изобретатель в процессе своей работы, тесно связано с чувствами. Они играют большую роль во всех познавательных процессах человека. В. И. Ленин писал, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».
Педагог должен помнить о значении чувств в учебной и воспитательной работе. Знания, которые вызывают у школьника сильные положительные эмоции, усваиваются быстрее и прочнее, чем тот материал, к которому ребенок остался равнодушным. Похвала за успехи и поведение, как правило, вызывает у ученика приятное чувство, которое служит хорошим стимулом для дальнейших усилий в учебе; неодобрение, порицание, наказание обычно создают у школьника неприятное эмоциональное состояние и побуждают к тому, чтобы подобные переживания не повторялись. Опытный учитель с необходимым тактом использует и отрицательные эмоции ребенка.

Выражение чувств


Эмоции и чувства заметно проявляются во внешнем облике человека; они влияют на поведение и состояние человека, а также на деятельность его внутренних органов. При волнении мы испытываем сильное сердцебиение, ускоряется пульс, нам становится тяжело дышать, появляется дрожь в руках, ногах, иногда человека бросает в жар; бывает и наоборот: выступает холодный пот на лбу, начинается озноб, из глаз текут слезы. Чувства отражаются и в мимике. Недаром народная пословица говорит: «Лицо — зеркало души».
Мышцы лица у нас очень подвижные и легко придают ему различное выражение в зависимости от внутреннего состояния человека. О чувствах говорит и пантомимика, т. е. жесты, осанка, выразительные движения тела, поза человека.
Полнее всего может выразить эмоции наша речь. В словах отражаются не только мысли, но и самые разнообразные чувства — от любви до ненависти, от страха до торжества победы. Особенно ярко выражает эмоции поэтическая речь. Немалую роль играет и интонация. Одну и ту же фразу можно сказать так, что в ней будет выражена радость, или печаль, или гнев. Слушая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек.
Большими средствами для выражения чувств обладает искусство, в особенности музыка. Оаа нередко может выразить чувства глубже, чем речь, вызвав у слушателя такие настроения, которые очень трудно передать словами.
Благодаря внешнему выражению чувства легко передаются другим. Действительно, нам становится грустно, когда мы видим плачущего человека, хотя часто и не знаем причины его горя. Напротив, вид веселых, радостных людей и у нас улучшает настроение.
У животных тоже есть эмоции, но они имеют примитивный характер. Внешне эмоции животных выражаются голосом и движениями. Если перед посаженной на цепь собакой стоят хозяин и незнакомый человек, то животное бросается к одному, визжа от удовольствия, а на другого злобно лает. У обезьяны можно заметить и мимику, похожую на смех или плач человека.
Чарлз Дарвин установил много общего во внешнем выражении эмоции у обезьян и у человека. Он считал, что некоторые наши движения, выражающие эмоции, представляют собой остатки (рудименты) действий нападения и обороны, которые были у наших далеких предков — животных. Действительно, при сильном гневе у человека иногда невольно сжимаются кулаки; испытывая страх, он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.