ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Развитие речи у учащихся начальных классов В I классе детей надо прежде всего научить различать и правильно произносить все звуки родного языка, для чего необходимо проводить систематические упражнения в звуковом анализе слов. Это помогает развитию фонематического слуха, очень важного для устной речи и для обучения правописанию. Если у ребенка имеются недостатки речи, надо с первых дней обучения в школе заниматься их исправлением, делая это с необходимым педагогическим тактом. Таким детям следует внушать, что они научатся говорить правильно. Недопустимо, чтобы в классе смеялись над дефектами речи отдельных ребят. При обучении в школе речь ребенка быстро совершенствуется, если к ней предъявляются необходимые требования я в фонематическом, и в лексическом (словарном), и в грамматическом соотношении. Очень важно, что в школе речь начинает становиться предметом изучения. Дети узнают, что речь состоит из предложенвй, предложения — из слов, слова — из слогов и звуков. Школьники учатся выделять каждый звук из слова и слога (анализ речи), а выделенные звуки сочетать в слова (синтез). Как показали исследования, процесс обучения чтению имеет три стадии: аналитическую, когда ученик знакомится со звуками и обозначающими их буквами, синтетическую, когда, читая, объединяет звуки в слоги, а слоги в слова, и аналитико-синтетическую, когда ребенок быстро соотносит буквы с соответствующими звуками и легко соединяет их, бегло прочитывая слова. Если при чтении ребенок идет от букв к звукам, то при обучении письму — наоборот: от звуков к буквам. Различают четыре стадии в выработке навыка письма. Первая — ориентировочная стадия, когда ребенок приучается пользоваться орудием письма (карандашом, ручкой). Нередко это происходит еще в дошкольном возрасте в процессе рисования. Вторая стадия — аналитическая, когда школьник учится писать элементы букв; третья стадия — буквенная, когда он пишет буквы, и, наконец, четвертая стадия — связное письмо слова. Этот процесс вначале происходит медленно. Затем постепенно ускоряется, что нередко вызывает временное понижение качества письма. При внимательном отношении учителя к работе учащихся этого недостатка можно избежать или преодолеть его специальными упражнениями. Для развития устной речи ребенка учителю не следует ограничиваться ответами, в которых почти дословно воспроизводится текст. Следует ставить ребенку дополнительные вопросы, ответы на которые требуют некоторой перестройки материала, прочитанного в книге, передачи его своими словами. Иногда можно прямо спросить ученика: «А как об этом можно сказать иначе?» Для развития речи очень полезны сочинения на свободные темы (развивающие творческое воображение), а также диалоги между учениками, например, о том, что они видели на экскурсии, в кино, театре и т. д. В таких беседах дети учатся думать самостоятельно, а где четкая мысль, там и точная, понятная речь (как устная, так и письменная). Очень помогают развитию речи монологи учеников, не прерываемые учителем, который, дослушав ребенка до конца, указывает недостатки рассказа. Для развития речи, для обогащения лексического запаса большое значение имеет чтение. Поэтому необходимо с первых дней обучения детей в школе воспитывать у них интерес и любовь к книге, приучать их к самостоятельному чтению не только в школе, но и дома. Устные и письменные пересказы прочитанного способствуют развитию у учащихся связной речи, обогащают их язык речевыми оборотами. Очень полезно проводить в начальных классах объяснительное чтение, в процессе которого дети раскрывают значение слов, подбирают синонимы и антонимы, выделяют в тексте основные мысли, составляют план рассказа. Уроки грамматики и правописания в младших классах вырабатывают у детей осмысленное отношение к тексту и навыки литературной речи. Большое значение имеют специальные занятия по развитию речи. Учитель требует от детей правильного произнесения отдельных слов и предложений с соблюдением ударении, грамматических форм, пауз, необходимой интонации. Он добивается от ученика полных, развернутых ответов на вопросы, соблюдения определенного плана в рассказе или описании. Учитель заставляет ученика подумать, прежде чем говорить, и следит не только за содержанием его ответов, но и за формой изложения. Образцом для учащихся должна быть безукоризненно правильная, ясная, четкая, содержательная и в меру эмоциональная речь учителя. Большую помощь в развитии речи младших учащихся оказывают наглядные пособия, различные технические средства обучения (диафильмы, учебное кино, магнитофон). Этой же цели служат внеклассная работа, посещение театра, участие в художественной самодеятельности, кружках художественного слова и т. п. Развитие речи учащихся тесно связано с активным приобретением ими знаний об окружающем мире, с общим ростом культуры школьника, повышением его познавательных интересов, любознательности и наблюдательности. Тема 15 Воображение В главе 10 говорилось о представлениях памяти, при которых у человека мысленно возникают образы ранее воспринятых предметов или явлений. Но бывает и так, что появляются мысленные образы того, чего мы никогда не воспринимали. Это — представления, или образы, воображения. Оно свойственно только людям. Так, скульптор не мог видеть ту статую, которую собирается лепить, однако он мысленно очень ясно представлял ее. К. Маркс, характеризуя труд человека в отличие от поведения животных, писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 189.) Что такое воображение Хотя в представлениях (образах) воображения у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не воспринимавшихся им в таком виде, однако эти образы всегда бывают составлены из элементов, из частей, которые ему приходилось наблюдать в жизни. Создавая или изобретая какой-нибудь новый,предмет, например машину, человек мысленно представляет ее составленной из таких частей и деталей, которые он где-то встречал, которые ему знакомы (теоретически или практически) . Даже писатели-фантасты создают сверхъестественных, невероятных героев своих произведений из элементов того, что наблюдается в жизни. Например, Герберт Уэллс в фантастическом романе «Борьба миров» изображает жителей Марса, голова у которых похожа на металлический цилиндр, снабженный клювом птицы, ноги напоминают конечности огромного насекомого. В целом марсианин имеет сходство с гигантским спрутом. То же относится к образам, созданным народной фантазией в сказках, былинах и т. д. Так, русалки — это женщины с хвостами рыб, леший— старик с длинной бородой и рогами. Таким образом в процессе творчества всегда происходит переработка воспринятого ранее. Психический процесс, заключающийся в создании таких образов предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали, называется воображением. Воображение нередко называют фантазией, хотя иногда под словом «фантазия» понимают воображение, мало связанное с реальной жизнью. Богатство воображения зависит от умения воспринимать, наблюдать и сохранять в памяти образы предметов и явлений, которые потом подвергаются переработке. В этом процессе важную роль играет мышление. Оно вносит коррективы, критически оценивает плоды фантазии. Чувства также влияют на воображение и сами в немалой степени зависят от него. Наконец, для осуществления творческих замыслов человека, созданных его воображением, необходима воля. Физиологическая основа воображения— появление новых сочетаний между теми временными связями» которые ранее образовались в коре больших полушарий мозга. Восстановление прежних связей — это процессы памяти (вспоминание, узнавание). А для работы воображения необходимо, чтобы возникли новые системы этих связей, в таких сочетаниях, каких еще не было в коре мозга, но которые состояли бы из имеющихся там следов возбуждений. Воображение тесно связано с деятельностью двух сигнальных систем. Образы, представления о вещах и явлениях могут появиться у человека в том случае, если он имел соответствующие ощущения и восприятия, т. е получал первые сигналы окружающей действительности. Речь устная и письменная, вторая сигнальная система тоже дает много материала ддя воображения. Собеседиик рассказывает мне о происшедшем факте, и с его слов я живо представляю все, что произошло, хотя и не был свидетелем описываемого события. Значение воображения Воображение (фантазия) необходимо в любом виде человеческой деятельности. Недаром В. И. Ленин писал о фантазии: «Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности..» Действительно, воображение необходимо ученому, чтобы строить гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события и т. п. Писатель должен создавать в своем воображении образы героев, чтобы затем показать их в литературном произведении; художник мысленно видит картину, которую намерен нарисовать; учитель, готовясь к уроку, представляет его ход, предугадывает возможную реакцию учащихся, их вопросы, ответы. Занимаясь воспитательной работой, педагог создает мысленный образ человека с определенными психическими качествами, как бы проектирует личность того, кого он хочет воспитать из своего ученика. Без достаточно развитого воображения не может успешно проходить и учебная работа школьника. Занимаясь чтением или пересказом художественных произведений, ученик мысленно представляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, ребенок вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Понять рассказы по истории нельзя, не представив людей и события прошлого. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что он не в состоянии мысленно представить то, о чем говорит учитель или что няписано в учебнике. Велика роль воображения в процессе работы школьника и над сочинением (особенно на так называемую свободную тему). Воображение влияет на общее развитие личности школьника, и в частности, на моральное воспитание. Под влиянием воображения создается идеальный образ героя (взятого из жизни или из литературы), и человек стремится быть на него похожим. Недаром многие подростки и юноши хотят быть такими, как Павел Корчагин и другие герои любимых книг. Виды воображения Как и другие психические процессы, воображение бывает произвольным (преднамеренным) и непроизвольным (непреднамеренным). Первое нмеет место, когда человек, занятый каким-нибудь творческим трудом, заставляет работать свое воображение. Это бывает в процессе создания литературных произведений, в деятельности изобретателя, конструктора и даже при обычном труде, когда надо обдумать и хорошо представить то, что будешь делать. Непроизвольное воображение проявляется тогда, когда никакой задачи перед человеком не стоит, но он невольно начинает мечтать, фантазировать. Иногда эти процессы приобретают характер грез и протекают при неполном контроле сознания. К непроизвольной деятельности воображения относятся и сновидения, в которых образы действительности нередко приобретают очень причудливый характер. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воспроизводящее и творческое. Воспроизводящее воображение (его называют также воссоздающим или репродуктивным) возникает на основе описаний или изображений (например, чертежей, схем и т. д.), выполненных другими. Читая книгу, мы представляем картины природы или события, мысленно видим людей, которых описывает автор. Школьник, изучая по учебнику историю, воспроизводит в своем воображении далекое прошлое. Воспроизводящее воображение необходимо в жизни, в труде и в учебной работе. Если бы мы не могли достаточно четко вызывать в своем воображении образы предметов, явлений и действий, о которых нам хотят сообщить другие люди, мы мало понимали бы друг друга и совсем не могли бы заимствовать чужой опыт. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов (конечно, тоже на основе прошлых восприятий). Оно связано с творческой деятельностью человека. Этот вид воображения более сложный, чем воспроизводящее воображение. Например, каждый, читая роман «Евгений Онегин», мысленно представляет все описанное в нем (репродуктивное воображение). Но создать это произведение силой своего творческого воображения мог только гений Пушкина. Без творческого воображения немыслима деятельность ученого, изобретателя, конструктора и вообще любого человека, занятого созданием чего-то нового, оригинального. |