МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Некоторые условия успешного запоминания






Те, кто жалуется, что у них плохая память, нередко просто не умеют запоминать и не учитывают условия, необходимые для успешного запоминания.
1. Важным условием того, чтобы учебный материал запоминался быстро и надолго, является наличие интереса к тому, что запоминаешь, и внимания в процессе усвоения и воспроизведения материала. А. С. Пушкин проявлял исключительный интерес к поэзии. Стихи он очень любил, читал с увлечением и поэтому легко их запоминал. Современники поэта отмечали, что стоило Пушкину только прочесть раза два страницу какого-нибудь стихотворения, и он уже мог повторить его наизусть. Исключительной памятью на поэтические произведения отличался и Владимир Маяковский.
2. Большое значение для запоминания имеют чувства. Все, что связано с радостью, печалью, гневом, как правило, запоминается лучше, чем то, к чему человек относится безразлично.
3. Важным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Если мысли, которые надо запомнить, не ясны ученику, он начинает их механически заучивать, дословно зазубривать; подобная учебная работа только вредит его умственному развитию, а то, что выучено таким образом, быстро забывается.
4. Очень важно также поставить перед собой задачу — прочно и надолго усвоить. Если ученик учит урок только для того, чтобы завтра ответить учителю (а потом все забыть), то обычно усвоенное с этой целью быстро утрачивается памятью. Если же школьник учит с мыслью о том, что данный материал надо помнить долго, так как он пригодится в жизни, то и усвоение его будет более быстрым и прочным.
В одном эксперименте группе учеников прочли два отрывка литературного текста одинаковой трудности, причем сказали, что первый спросят завтра, а второй — через неделю. Но в действительности оба отрывка предложили рассказать спустя две недели. Оказалось, что первый отрывок ученики почти полностью забыли, так как у них была невольная установка помнить его недолго (до завтра), а второй отрывок лучше сохранился в их памяти (здесь у них было намерение долго не забывать его).
5. Большое значение для усвоения учебного материала имеет соединение запоминания с деятельностью человека, требующей мышления, активности. Если ученик в процессе запоминания сравнивает, обобщает, делает выводы, то в этих условиях процесс усвоения становится особенно сознательным и потому протекает более успешно. Проводили такой опыт. Учащимся давали читать предложения, каждое из которых было составлено на определенное правило правописания. При этом детей спросили, на какие правила даны эти предложения. Затем они должны были сами составить предложения на эти правила. Через несколько дней поинтересовались, как школьники помнят все предложения. Оказалось, что тех предложений, которые были придуманы самими учащимися, они запомнили в три раза больше, чем предложения, данные в готовом виде.
6. Наличие знаний по тому учебному предмету, по которому усваивается материал, также служит благоприятным условием для запоминания, так как при этом новое легче и прочнее связывается с тем, что уже известно.
7. Запоминание — труд, и труд иногда нелегкий, поэтому важным условием усвоения учебного материала является настойчивость, упорство в работе, умение не бросать ее на половине, а добиваться полного и прочного запоминания. Это — волевые качества, без которых невозможна серьезная умственная работа.



Вопросы для повторения

1. Что мы называем представлениями? Какие бывают представления?
2. Чем отличаются представления от восприятий?
3. Что такое память? Каково ее значение в жизни человека?
4. Что мы называем ассоциациями?
5. Каковы физиологические основы памяти?
6. В чем отличие произвольного и непроизвольного запоминания?
7. Как можно объяснить забывание?
8. В чем заключаются индивидуальные различия памяти?
9. Укажите некоторые условия успешного запоминания.

Задания
1. Подберите примеры ассоциаций (по сходству, по контрасту).
2. Дайте примеры воспроизведения и узнавания. Поясните разницу между ними.
3. Проанализируйте особенности своей памяти.

Память младших школьников


Память детей во многом отличается от памяти взрослых. Мозг ребенка с первых лет жизни обладает большой способностью непроизвольного запечатления множества предметов и явлений окружающего мира. Недаром существует мнение, что в период раннего детства, а также в дошкольном возрасте человек приобретает не меньше знаний (в количественном отношении), чем за всю последующую жизнь. В это время велико значение так называемого механического запоминания, при котором человек многое усваивает автоматически, иногда даже без должного понимания. Ребенок непроизвольно усваивает большое число слов, когда учится говорить. Известно также, что дети младшего возраста легко и быстро усваивают разговорную речь на иностранном языке, в то время как подростки и старшие школьники тратя г много сил на его изучение, и результаты часто бывают малоудовлетворительными.
Некоторым, вероятно, приходилось наблюдать, как ребенок 3—5 лет «читает» книжку, страница за страницей. Получается впечатление, что он уже овладел грамотой. На самом деле ребенку несколько раз прочитали эту книжку, он непроизвольно запомнил текст и знает, о чем рассказывается на каждой странице.
Эта способность непроизвольного запоминания большого количества материала с возрастом ослабевает (но не исчезает совсем). Зато начинает быстро развиваться произвольное и осмысленное запоминание. Задача обучения в школе сводится к умелому использованию обоих видов памяти.
Ученики 7—8 лет (а иногда и старше) имеют склонность запоминать все дословно, буквально, даже то, что не требует такого усвоения, а может быть изложено своими словами. Это не означает, что ребенок не понимает того, что запомнил. Просто детям этого возраста легче запомнить текст без изменения и точно передать фразами учебника, чем свободно излагать материал, так как у них еще недостаточен запас слов и нет умения оперировать ими. Задача учителя — выяснять каждый раз, насколько понимает ученик то, что говорит, и добиваться того, чтобы ребенок научился излагать материал своими словами (кроме того, что должно быть передано точно: стихи, некоторые отрывки художественной прозы, правила). Но свободный пересказ возможен только при понимании учебного материала. Если ученик понял материал и упражняется в таком пересказе, то это очень помогает развитию его речи и мышления.
В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память (зрительная, слуховая) и менее — словесно-логическая. Все, что связано с наглядностью, яркостью впечатлений, что вызывает сильные чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается и смысловая (словесно-логическая) память. Ребенок начинает усваивать не только конкретные, но и некоторые абстрактные понятия. У него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность воспроизведения.
В школе ставится задача — усвоить определенный учебный материал, и это заставляет ребенка запоминать и воспроизводить произвольно, с применением усилий. Но это сознательное, умелое использование памяти у младшего школьника еще слабо развито, сам он к рациональным способам усвоения почти не прибегает.
Кроме указанных общих закономерностей, у детей наблюдаются индивидуальные различия памяти. Одни, обладая высокой готовностью памяти, могут быстро припомнить и дать нужный ответ. Другие медленно усваивают и не отличаются скоростью и легкостью воспроизведения.
Торопливость учителя, его неумение проявить терпение и дать ученику подумать, собраться с мыслями могут привести к ошибочной оценке знаний ребенка. А это вызовет у него отрицательное отношение к учителю и может подорвать веру в свои силы.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.