ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Восприятия учащихся начальных классов Детство — возраст накопления ребенком огромного запаса впечатлений от окружающего мира. Для детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, очень многое ново и потому интересно. Но несмотря на то что дети любят все рассматривать, трогать руками, охотно слушают объяснения старших, многого они не замечают в окружающих предметах и явлениях. Причина этого — в особенностях детского восприятия. В дошкольном возрасте наблюдения детей отличаются некоторой поверхностностью и недостатком целенаправленности. Учащимся I класса показали красочную картину с изображением белки. Затем предложили детям нарисовать белку яо памяти. И тут начались вопросы: «А какой у белки хвост?», «Есть ли у нее усики?», «Какого цвета у нее шерсть?», «Какие глаза?» и т. п. Эти вопросы показали, что дети очень многого в белке не увидели, хотя знали, что им надо будет ее рисовать. Поверхностность восприятия приводит к тому, что младшие школьники замечают отдельные признаки предмета, не связывая их друг с другом и не замечая наиболее существенных его качеств. Все яркое, большое, подвижное привлекает их внимание. Поэтому то, что отличается наглядностью, воспринимается детьми лучше, чем отвлеченный, абстрактный материал. Но с каждым годом восприятия у младших школьников становятся более зрелыми, полными, второстепенное в воспринимаемом предмете отступает на задний план, а выделяется существенное, главное. Иллюстрацией такого развития восприятий может служить выбор двумя братьями игрушки в магазине. Первокласснику понравился деревянный автомобиль, который был изготовлен примитивно, двигался плохо, но зато был большого размера, ярко окрашен и имел громкий гудок. Его брат, третьеклассник, предпочел иметь металлический автомобиль, вдвое меньший по объему, скромной серой окраски, но с пружинным механизмом для движения и большим сходством с настоящей машиной. В восприятии младших школьников нередко проявляется недостаток анализа и синтеза, Например, зная действие воздушного пистолета, ребенок не может рассказать о том, из каких частей состоит пистолет и по какому принципу действует, ему мало доступен анализ. Иногда, наоборот, ребенок подмечает отдельные явления, но не в состоянии объединить, синтезировать их в целое. Так, рассказывая об опыте по наблюдению упругости воздуха, ученик сказал о том, что трубка была стеклянная, тонкая, что палочка из дерева двигалась внутри трубки, пробка с шумом выскочила из нее, «стрельнула». Но о том, что именно сжатый в трубке воздух вытолкнул пробку, ученик ничего не сказал. Восприятие в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями. Ребенок воспринимает окружающий мир не безразлично, многое его радует или огорчает. Поэтому школьник обращает главное внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе, хотя и не вызывает эмоций. Этим объясняется, что ребенок иногда указывает в предметах на такие детали, которые взрослыми не замечаются, так как не имеют существенного значения. У школьников этого возраста восприятие часто бывает неточным. Сходные предметы они часто принимают за тождественные. Так, городские дети синицу могут принять за ворону. Неточность восприятия сказывается у учеников I класса при чтении, когда они вместо читаемого слова называют другое, сходное с ним. Например, вместо «перешел» читают «пришел», вместо «облако» — «яблоко». При этом они иногда совсем не думают о связи данного слова с текстом. Недостаточно развито у младших школьников и восприятие пространства. Название основных мер длины они знают, но правильного конкретного представления расстояния, равного, например, километру, у них нет. Так, ученик II класса заявил, что от дома, где он живет, до школы 2 километра. На самом деле школа находилась на расстоянии всего двух небольших кварталов, и, очевидно, мальчик считал, что длина каждого из них равна километру. Слабо развито у младших школьников и восприятие времени. Некоторые дети считают, что урок и час равны по времени. Одного ребенка отпустили гулять, строго наказав, чтобы он вернулся домой через час. Он пришел спустя 20 минут и был удивлен, что вернулся слишком рано. Но особенно трудно для детей воспринимать большие промежутки времени и такие отвлеченные понятия, как «эпоха», «эра». Иногда младшие школьники укорачивают периоды времени, иногда резко удлиняют их. Например, один первоклассник спросил дедушку, не охотился ли он на мамонтов, а ученик III класса поинтересовался, когда речь зашла о жизни в древней Греции до начала нашей эры, далеко ли от Афин жили тогда двуногие ящеры. Слабые стороны восприятия детей объясняются отсутствием у них знаний и опыта, но по мере появления их ребенок начинает воспринимать мир все более и более точно и правильно. И в этом отношении большую роль играет обучение в школе. Советская психология установила, что у детей имеются большие возможности для развития восприятий, надо только правильно использовать эти возможности.
Развитие восприятий Одна из важных задач учителя начальных классов — научить детей видеть, слышать, словом, воспринимать предметы и явления. Ведь смотреть и видеть, слушать и слышать — не одно и то же. Сколько раз городские первоклассники смотрели на сосновые и еловые деревья, однако, как показали опыты, некоторые дети не умеют отличить ветку сосны от ветки ели. Что же нужно для того, чтобы дети умели воспринимать, наблюдать окружающую действительность? Их надо учить этому. Если учитель показал детям картину, нельзя думать, что они сами увидят на ней главное и существенное. Поэтому необходимо не только показать детям картину, но и поставить перед ними определенную задачу — найти такие-то предметы на картине, дать им объяснение, ответить на поставленные учителем вопросы и т. п. Необходимо приучать детей самих ставить перед собой задачи осмысленного восприятия действительности, наблюдения окружающей жизни. Опытная учительница начальных классов рассказывает: «Когда мои дети идут в школу, они смотрят по сторонам, но не умеют смотреть с целью, их надо к этому приучать. Я их к этому и стараюсь приучить, пользуясь их дорогой в школу. Однажды я задала им такое задание: «Вот вы идете в школу и встречаете постоянно одних и тех же людей. Повнимательнее всмотритесь, понаблюдайте, разберитесь в том, кто он — один из этих людей, чем он может заниматься?» Так как для правильного и точного восприятия предмета и явления большое значение имеет прошлый опыт человека, его знания, то, обучая детей восприятию, надо поинтересоваться, имеется ли у них необходимый для этого запас прежних представлений. Если его нет или он недостаточен, надо предварительно поработать с детьми. Так, вывешивать картину по истории следует только после того, как проведена беседа о том, что на ней увидят дети, иначе они заметят не то, что надо, а основной темы, которой посвящена картина, не поймут. При этом неточное восприятие может оказаться стойким (поскольку картина красочная и производит на ребенка сильное впечатление), и последующей беседой его будет нелегко исправить. Отправляясь на экскурсию, чтобы познакомиться с разными видами почвы, учитель проводит беседу с детьми, выясняя их знания о почве и давая им некоторые предварительные сведения о ней. Еще более серьезная подготовительная работа должна быть проведена перед посещением какого-либо производства. Такая предварительная беседа поможет ученику, во-первых, сравнить то, что он представлял, с тем, что он увидел, во-вторых, при восприятии новых для него предметов и процессов обращать внимание не на мелочи и второстепенные, но яркие детали, а на главное, существенное. Для того чтобы ученик при восприятии заметил существенное, иногда полезно дополнительно выделить главные части предмета, указав их или нарисовав на доске. Так, при знакомстве с рычаго-выми весами дети быстро привыкают практически ими пользоваться, но принцип устройства весов остается для них неясным. В этом случае полезно указать на весах коромысло, может быть, даже начертить на доске, объяснив его назначение. После такого выделения основной части весов восприятие их будет правильным и осмысленным. Для развития наблюдательности очень важно приучать детей к сравнению вещей и явлений. Показывая детям какие-нибудь предметы для наблюдения, учитель спрашивает, на что они похожи. Установив сходство, необходимо добиваться, чтобы ученики сумели указать и на различия между предметами. Важно также как можно больше органов чувств включать в наблюдение, чтобы ученик и посмотрел, и послушал, и, если надо, пощупал предмет. Постепенно от описания воспринимаемого надо переходить к его объяснению. Очень развивается наблюдательность и во время экскурсии в природу, на производство, в музей, картинную галерею и т. п. Все это воспитывает способность не только смотреть, но и всматриваться, не только слушать, но и вслушиваться. Правильно поставленное обучение позволяет уже в начальной школе резко повысить способность детей к наблюдению. В III классе оно становится менее хаотичным, случайным, более систематическим и плановым, связывается с активной работой мышления. Здесь же развивается и способность к словесному оформлению результатов наблюдения. Ребенок приучается уже в процессе восприятия предметов и явлений готовить свой устный или письменный отчет о том, что он наблюдал. Необходимость давать такой отчет повышает сосредоточенность ребенка, закрепляет в памяти воспринимаемое и обогащает речь и мышление школьника. В заключение необходимо отметить исключительно большое значение развития ощущений и восприятий для общей культуры школьника. «Эмоциональное и эстетическое воспитание, — утверждает В. А. Сухомлинский, — начинается с развития культуры ощущений и восприятий. Как для воспитания трудового мастерства необходимы длительные упражнения руки, которые развивают ум, интеллектуальные способности, так и воспитание духовной, моральной, эмоциональной, эстетической культуры потребует длительных упражнений органов чувств, прежде всего зрения и слуха... Чем тоньше ощущения и восприятия, тем шире эмоциональный диапазон, который характеризует духовную культуру человека». Лекция 5 Тема13. Память Представления Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают для нашего сознания бесследно, а сохраняются в коре мозга в виде образов, которые мы можем мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов или явлений уже нет перед нами. Так, побывав в Москве, мы можем очень ярко представить и Кремль, и Большой театр, и многое другое, на что мы обратили свое внимание. Образы тех предметов и явлений, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий «следов» возбуждений, временных связей, образовавшихся там при восприятии предметов или явлений. Представления бывают зрительные (мы как бы видим предметы, которых перед нами нет), слуховые (мы точно слышим голос знакомого человека, звуки музыки), обонятельные (представляем запах какого-либо пахучего вещества, которого около нас нет), осязательные (мысленно как бы чувствуем прикосновение к чему-то твердому, мягкому). Представления сходны с восприятиями, на основе которых они возникли, но обычно обладают меньшей яркостью, бывают, как правило, бледнее восприятий и отличаются меньшей полнотой. Неполнота, даже бледность признаков предмета, который мы представляем, видна из такого примера. Одного школьника попросили нарисовать велосипед, на котором он ежедневно катается. Юноша испытывал при рисовании большие трудности не потому, что он не умел рисовать, а потому, что не мог вспомнить, как прикреплены педали, как устроена передача и т. п. В представлениях могут получить отражение только некоторые стороны предметов и явлений; иногда они имеют отрывочный, фрагментарный характер. Наконец, представления неустойчивы, непостоянны. Попробуйте в течение нескольких минут мысленно представлять даже что-нибудь хорошо знакомое вам, например дом, в котором вы живете. Очень скоро вы убедитесь в том, что этот образ исчез и мысли ваши заняты чем-то другим. У большинства из нас представления отличаются указанными свойствами. Но встречаются люди, у которых представления бывают почти такими же, как сами восприятия. Яркими представлениями обладают художники, писатели. Общее понятие о памяти Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие-то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и о наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью. Если бы люди не могли сохранять и воспроизводить прошлый опыт, они были бы лишены всякой возможности умственного развития, приобретения знаний и все время находились бы на интеллектуальном уровне новорожденного. Поэтому задачей каждого человека является обогащение своей памяти. В процессе запоминания обычно устанавливается связь одного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Так, запоминая, как зовут нашего нового знакомого, мы всегда связываем определенное имя с данным человеком, его внешним, видом и другими особенностями. Усваивая определенный исторический факт, мы устанавливаем его связь с иными событиями истории, относим его к определенному периоду и т. п. Запомнить иностранное слово, например das Haus,— значит связать это слово с понятием «дом». Таким образом, запомнить — значит связать новое с тем, что уже имеется в сознании человека. Кроме этих связей, в психологии большое значение придается так называемым смысловым связям. Они представляют собой тоже ассоциации, только более сложные (комплексные). В их основе лежит понимание зависимости одних явлений от других (понимание причинно-следственных связей). Так, ученик знает, что если он не усвоит теоремы, то он не сможет решить геометрическую задачу. Эта связь (между теоремой и задачей) является смысловой, причинно-следственной связью. Такие ассоциации имеют большое значение в жизни человека. |