ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Формирование основ характера младших школьников Правильное воспитание детей в начальных классах очень важно, так как именно здесь закладываются те психические качества, на основе которых и формируется характер в подростковом и юношеском возрасте. Многое из того, что было сказано в предыдущих главах о воспитании психических процессов и свойств личности, может быть отнесено и к формированию характера школьника. Главная воспитательная задача учителя заключается в том, чтобы привить учащимся нормы поведения, принятые в нашем обществе, воспитать у них трудолюбие, честность, правдивость, коллективизм и другие качества, которые составляют моральный кодекс строителя коммунизма. Работая с детьми, учитель должен избегать нотаций, но не упускать удобного случая и указывать ребенку на то, что хорошо и что плохо, мотивируя каждый раз свои оценки, разъясняя и приводя конкретные примеры, близкие и понятные детям. Иногда учитель прямо формулирует моральное правило и свое требование, иногда дает это в несколько завуалированном виде, в форме рассказа о каком-нибудь случае из жизни или из художественной литературы. Ребенок должен сам догадаться, что описываемый факт имеет к нему прямое отношение. Тогда психологическое воздействие на ребенка бывает глубже. Наша советская действительность дает много такого материала: найти героические примеры из прошлого и настоящего советских людей нетрудно. Однако нельзя всю работу с учеником сводить к словесному воспитанию. Без него обойтись нельзя, но злоупотреблять им не следует. Надо помнить, что не только подростки, но и дети младшего возраста не любят поучений именно потому, что в них не содержится ничего для них нового, интересного. Для воспитания характера важно ставить детей в такие условия, в которых они неоднократно совершали бы нужные действия. Эти упражнения приучат детей к соответствующим поступкам и поведению. Еще больший эффект дает правильно поставленная учебная работа и труд школьника, а также участие его в общественной жизни. Выполняя свои обязанности, ученик должен проявлять много волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Это служит хорошей школой воспитания характера. Отдельные черты характера, требующиеся для выполнения определенной деятельности (учебной работы, физического труда и т. п.), формируются прежде всего и лучше всего именно в процессе самой деятельности. Большую роль при этом играют необходимая требовательность к учащимся и контроль со стороны учителя. Доброе отношение к детям, проявление педагогического такта, учет индивидуальных особенностей каждого школьника, чуткость, понимание мыслей и переживаний ребенка особенно необходимы при работе с младшими школьниками. При оценке их успехов надо учитывать не только качество ответов, но и то старание, которое дети прилагают, чтобы выполнить задания. Хороший личный пример — могучее средство воспитательной работы именно в начальной школе. Поэтому, отличаясь трудолюбием, дисциплиной, четкостью в работе, требовательностью и жизнерадостностью, справедливостью и теплым отношением к детям, умением владеть собой, безукоризненным поведением в быту и другими положительными качествами, учитель тем самым воспитывает эти свойства и у своих учащихся. Советским детям чужды религиозные взгляды. Однако наличие верующих среди близких людей может оказывать на младших школьников вредное влияние. Особенно быстро распространяются в детской среде всякие суеверия. Ограждение ребенка от религии, преодоление возникших у него предрассудков, умелая атеистическая пропаганда — важные условия формирования у детей основ материалистического мировоззрения. На характер влияет и эмоциональное воспитание школьника. Умение сочувствовать: радоваться чужим удачам и искренне переживать горе других — важная черта характера. У детей младшего школьного возраста она еще недостаточно развита. Они часто с детской непосредственностью завидуют товарищам, могут совершенно не понимать страданий, которых сами не испытали. Поэтому в детях надо воспитывать способность ставить себя на место другого. Это научит их сопереживанию. Учительница начальных классов рассказала, как ей пришлось вызвать сострадание у своего ученика: «Иду я как-то домой и слышу необычный шум, затем вижу: целая ватага ребятишек с гиканьем мчится по пустырю. Я сначала не поняла, в чем дело, но затем увидела, как на дерево взметнулась кошка. К хвосту у нее была привязана жестяная банка. Я быстро направилась к этому дереву. Увидя меня, ребята разбежались. Среди них я заметила своего второклассника Вадима. Он оказался самым младшим среди «мучителей». Из разговора с ним я поняла, что мальчик просто мало понимает, что заставил страдать животное. Пришлось напомнить ему о чувстве боли, которое он переживал (в жизни у Вадима сильно болели зубы, и он очень боялся бормашины). После этого Вадим искренне пожалел о том, что принимал участие в жестоком поступке, и заявил, что больше никогда не будет никого мучить». Здесь учительнице пришлось прибегнуть к эмоциональной памяти ребенка, чтобы заставить его понять страдания животного. До этого поступок казался мальчику невинной, пустяковой игрой. Очень важно, чтобы дети заботились о других: помогали учиться слабым товарищам, старались облегчать труд родителей и других близких, проявляли заботу о малышах, развлекали их играми, ухаживали за ними. Благотворное влияние на ребенка оказывает и уход за животными. На воспитание характера, как и других качеств личности, влияет коллектив. Очень важно, чтобы дети с первых лет обучения находили радости и интересы в своей школьной дружной, товарищеской среде. Тогда и в подростковом возрасте отпадет опасность нежелательных знакомств и связей вне семьи и школы. В младших классах руководителем детского коллектива является учитель, вокруг которого группируются ребята. Он не только учит их на уроке, но и организует игры на перемене, проводит интересную беседу и т. д. В каждом коллективе есть ребята, которые задают тон. Учитель выявляет их и проводит с ними дополнительную воспитательную работу. Важно, чтобы их влияние на остальных детей было положительным, а не отрицательным. В то же время учитель обращает внимание и на застенчивых и робких детей, стараясь вовлечь их в учебную и игровую деятельность, чтобы привить им больше самостоятельности и уверенности в своих силах. Учителю невозможно воспитывать детей без тесной связи с семьей ребенка. Именно дома школьник проводит большую часть дня, под влиянием близких формируется его характер. И учитель, регулярно общаясь с родителями ученика, через них оказывает необходимое влияние на него, закрепляя и развивая его положительные качества и борясь с недостатками. При этом очень важно, чтобы не было расхождений между требованиями родителей и учителя. Если между школой и семьей есть противоречия и конфликты, то создается благоприятная почва для появления у ребенка нечестности, лицемерия, лживости и других отрицательных черт характера. Трудность работы начинающего учителя заключается не только в сложности руководства детьми, но и в том, что двадцатилетней девушке иногда приходится учить родителей своих учеников, которые намного старше ее. Надо проявить много такта, чтобы, не обижая родителей, добиться своего и оказать на них необходимое влияние. У Вани С, ученика III класса, отец — крупный специалист, самоуверенный и очень самолюбивый человек. На родительском собрании молодая учительница в резком и нравоучительном тоне качала указывать отцу на недостатки семейного воспитания Вани, которые действительно были. Отец Вани очень рассердился на поучительный тон девушки, на собрании ничего ей не ответил, но с тех пор в семье началась весьма пристрастная критика всего, что делала учительница. Ваня полюбил было ее, так как она действительно хорошо вела свой класс, но дома часто слышал критику в ее адрес: якобы она чрезмерно требовательна к детям, несправедлива к мальчику и т. п. Разобраться в том, кто прав, кто виноват, ребенок не мог и стал вести себя неискренне. Получив плохую отметку, он жаловался на учительницу, что та не любит его и поэтому снижает оценки. А перед учительницей оправдывался тем, что родители заставили его заниматься музыкой или рисованием, хотя он еще не успел выучить уроки. Словом, в ребенке стали развиваться отрицательные качества. Хорошие результаты воспитательной работы получаются тогда, когда учитель, зная индивидуальные особенности каждого ребенка, использует весь арсенал средств, какие ему доступны: и систематические учебные занятия детей в школе, и их труд на пришкольном участке, и общественную работу в пионерской организации, и влияние коллектива, и огромное воспитательное воздействие семьи. Некоторые проявления черт характера у младших школьников Дети приходят в школу с еще не сформировавшимся характером. У них еще есть черты личности, присущие дошкольному возрасту. Они очень впечатлительны, чувства у них нередко преобладают над рассудочной деятельностью. Дети, как правило; отличаются жизнерадостностью, любознательностью, неуемной энергией. Они быстро привязываются к человеку и невольно вызывают к себе симпатию, общение с ними доставляет радость. У младших школьников есть, конечно, и отрицательные качества. Так, некоторые из них отличаются упрямством, капризами, другие — медлительностью, пассивностью, вялостью или, наоборот, чрезмерной активностью, подвижностью, беспорядочностью, суетливостью, недисциплинированностью и другими недостатками, с которыми учителю необходимо бороться. Многие из этих свойств еще не являются устойчивыми, а представляют собой временные психические особенности, и очень важно, чтобы они в будущем не стали чертами характера. Важнейшее качество личности — целеустремленность — еще слабо развито у младших школьников. Дети часто руководствуются чувством, ближайшими впечатлениями, поэтому не ставят перед собой каких-либо серьезных задач, а живут сегодняшним днем и побуждениями, идущими от других людей. Дети нередко говорят о будущей деятельности («Я стану летчиком», «А я хочу быть моряком» и т. п.), но это только мечты. Реально готовить себя к будущему многие из детей еще не умеют. Когда одному восьмилетнему мальчику, мечтающему о морской службе, сказали: «Как же ты хочешь быть моряком, а сам не учишься плавать?»— он ответил: «Ну и что же? Когда надо, тогда меня моряки научат плавать». Даже в своих школьных занятиях дети не всегда руководствуются более отдаленными целями. Учительница начальных классов, желая побудить ребят к решению задач, назвала третьеклассникам несколько номеров из учебника и сказала, что одну из указанных задач даст решить на контрольной работе через две недели. Когда подошел этот день, оказалось, что почти ни один школьник не решал задач (так как они не были «заданы»). Такой же метод в V—VII классах имел большой успех, дети прорешали большинство указанных задач и хорошо подготовились к контрольной работе. Проявления психических особенностей младшего школьника бывают очень различны, а иногда и противоречивы. Так, опытная учительница характеризовала мальчика Витю как очень послушного и старательного ученика. На следующий год с классом стала заниматься молодая начинающая учительница, которая удивилась этой характеристике, так как у нее на уроках Витя вел себя плохо, ленился и был рассеянным. Дело в том, что проявления индивидуальных особенностей в этом возрасте часто зависят от внешних воздействий. Строгая и требовательная учительница сумела повлиять на живого, впечатлительного ребенка так, что он обнаружил ряд положительных качеств, в то время как неопытный педагог не смогла его энергию направить в должное русло. У некоторых детей, в особенности тех, кто не посещал детского сада и рос в семье единственным ребенком, еще есть детский индивидуализм, неумение понять интересы других. Такие дети считают себя центром всего окружающего (в этом — недостаток семейного воспитания, при котором ребенок растет избалованным). Но в школьном коллективе это качество обычно ослабевает. Ребенок быстро усваивает нормы общественного поведения, считается с требованиями коллективной работы, привыкает делать не то, что ему хочется, а то, что обязан выполнять ученик. Характеризуя моральный облик советских детей, надо сказать, что они честны, справедливы, заботятся о близких и т. п. Исключения довольно редки. Но у некоторых школьников все-таки проявляются аморальные черты. Часто они являются следствием неправильного семейного воспитания. Так, одна девочка всегда приносила в школу очень вкусные лакомства, но никогда ни с кем не делилась, а когда ее упрекнули в скупости, она призналась, что мама запретила ей что-либо давать своим товарищам. Отдельные школьники проявляют склонность ко лжи, которая выражается в преувеличении, приукрашивании, хвастовстве. Одной из причин этого является буйная детская фантазия, заставляющая самого ребенка верить в то, что он придумал. С годами это свойство исчезает. Иногда ученик скрывает совершенный поступок или отказывается признать себя виновным, извиниться перед кем-либо только из чувства ложного стыда. По этой же причине он проявляет упрямство, настаивает на своем, хотя в душе и считает себя неправым. В отличие от недостаточно дисциплинированных подростков, которые иногда нарушают правила поведения, чтобы вызвать одобрение своего «геройства» со стороны товарищей или «позлить» учителя, младшие школьники пойти никогда не преследуют своим дурным поведением каких-либо особых целей. Если они нарушают дисциплину, то это у них получается невольно, без злых намерений. Просто некоторые дети не в силах сдерживать свою импульсивность, не научились управлять своими чувствами и движениями (потребность в которых у них велика). Большое влияние на поведение детей оказывает пример окружающих (учителя, родных, старших товарищей). В этом проявляется подражательность как одна из черт детского характера. Она приносит положительные результаты, если ребенок общается с людьми, дающими ему хорошие образцы поведения. К сожалению, ребенок подражает и дурным примерам. Учитель, используя эту особенность детей, может оказывать на них нужное влияние. Именно школа с ее строгим порядком, серьезными требованиями к учащимся оказывает полезное влияние на воспитание у детей положительных черт личности, которые становятся основой их формирующегося характера (например, настойчивость, дисциплинированность, выдержка, трудолюбие и т. д.). Тема 20 Способности Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники. Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Способности проявляются только в деятельности. При восприятии, например, обнаруживается тонкое различение цветовых оттенков, острое «видение» предметов, понимание пропорциональных отношений (в работе художника), абсолютный слух (при занятиях музыкой), наблюдательность (в очень многих видах деятельности) и т. п. Некоторые способности связаны с хорошей работой памяти (например, способность к быстрому и прочному усвоению учебного материала, легкое и точное воспроизведение его). Ярко проявляются способности в мыслительной деятельности человека (понимание материала, решение сложных задач, глубина мысли, критичность, сообразительность). Большое значение для способностей имеет и творческое воображение, особенно необходимое в труде писателя, изобретателя. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний. Различают общие и специальные способности. При наличии общих способностей человек может успешно заниматься разными видами деятельности. Школьники, обладающие общими способностями, обычно хорошо и легко учатся по всем предметам. Специальные способности позволяют человеку успешно заниматься какой-нибудь определенной деятельностью. Так, бывают математические, технические, литературные, музыкальные, изобразительные (художественные) и другие способности. Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности. В области общественных отношений такие люди весьма успешно претворяют в жизнь прогрессивные идеи своего времени, в области литературы и искусства создают совершенные произведения на уровне современной передовой мысли, в области науки и техники они хорошо разрешают сложные теоретические и практические задачи. Высшая ступень талантливости называется гениальностью. Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности. Гениальные люди служат путеводными вехами в развитии человечества, являются историческими личностями. В жизни много талантливых писателей, однако гениями мы называем только некоторых из них, например Пушкина, открывшего своим творчеством новую эпоху в истории русского языка и литературы. Некоторые гениальные люди отличались всесторонней талантливостью. К числу их можно отнести замечательного русского ученого М. В. Ломоносова, проявившего исключительные способности в области математики, астрономии, физики, химии, литературы, языка, географии и других наук. Способности человека, как уже говорилось, тесно связаны с его склонностями. Поэтому интерес к какому-нибудь занятию, увлечение им часто говорят о наличии способностей к данному виду деятельности. Способности проявляются не только при занятиях чисто умственным трудом, каким занимаются, например, ученый, писатель, конструктор и т. п. Способности обнаруживаются и при физической работе, особенно в нашей стране, где нет деления на «высшие» и «низшие» виды деятельности и где технический прогресс побуждает рядового рабочего или труженика сельского хозяйства заниматься творчеством, быть рационализатором, достигать высоких производственных показателей. Задатки и способности Многие ученые считают, что способности врожденны и передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что среди массы посредственностей выделяются немногие семьи одаренных людей, где способности передаются из поколения в поколение. По данным некоторых «исследователей», эти «гнезда талантов» всегда принадлежат к привилегированным классам, в то время как в массе трудового народа способных людей якобы почти нет. Нетрудно видеть, что такая концепция обусловлена ученых научно доказать врожденную неполноценность простых людей и природную одаренность богатых и знатных, чтобы тем самым оправдать их право руководить народными массами и эксплуатировать их. Ясно, что ничего научного в выводах этих «ученых» нет и быть не может. Но существует и резко противоположная точка зрения на способности, которая полностью отрицает врожденные данные и считает, что все зависит только от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает. Эту крайнюю точку зрения тоже нельзя признать правильной. Если быть последовательным, то, согласно такой теории, у каждого человека можно развить поэтический талант, как у Пушкина, или способности к живописи, как у Репина. Другие ученые полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У каждого человека есть природные задатки, т. е. особенности мозга, высшей нервной деятельности, анализаторов, и от этого зависит известная предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей. Природные анатомо-физиологические задатки и составляют физиологическую основу способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, называется одаренностью человека. Но эти природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это может произойти только в процессе деятельности. Кроме того, задатки многозначны, т. е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человек может стать композитором, другой — хорошим исполнителем, третий — дирижером, четвертый — музыкальным критиком и т. д. Задатки — только как бы «дремлющие» силы, потенциальные возможности человека, которые так и не удастся «пробудить», выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких занятий необходимы социальные условия: материальное положение, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т. п. В. Г. Белинский писал, что создает человека природа, но развивает и образует его общество. У некоторых людей при благоприятных условиях очень рано развиваются способности. Обычно ранее всего проявляется одаренность к музыке и живописи. Так, М. И. Глинка еще в возрасте 3—4 лет очень любил такую игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии этот мальчик стал великим русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике. Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области. Но бывает и так, что в детстве люди проявляли исключительные способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такие случаи сравнительно редки. |