ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема 25 Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте. 1.Особенности физического развития. Подростковый возраст: 11-15лет; 11-13 – младшие подростки; 13-15 – старшие. Подростковый возраст – это период бурного и неравномерного физического развития. Наблюдается усиленный рост тела в длину, совершенствуется мускульный аппарат, продолжается интенсивное окостенение скелета (важно следить за осанкой!). Сердце увеличивается в объёме, работает мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии, от этого наблюдается временное повышение кровяного давления, головокружение, сердцебиение, слабость, сравнительно быстрая утомляемость. Интенсивная деятельность желёз внутренней секреции приводит к скоропроходящим нарушениям деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Нервная система подростка не способна в полной мере выдерживать сильные или монотонные раздражители. От нервных встрясок, от волнующих событий, от долгого ожидания одни подростки становятся вялыми и безучастными, другие раздражительными, нервозными, нарушают дисциплину. Важный факт физического развития подростков – половое созревание. Начало полового созревания у мальчиков – с 12-13 лет, половая зрелость наступает к 15 годам. У девочек начало с 11-12 лет, завершение к 13-14 годам. (Речь идёт только о половой зрелости, но не о духовной, не гражданской, не о социальной). В целом это не «инвалидный» возраст, а возраст кипучей энергии и активности. 2. Формирование личности. У подростков появляется чувство взрослости – это здоровое и ценное чувство. Подростку важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле взрослого. Подростки претендуют на то, чтобы взрослые относились к ним, как к равным, отсюда обидчивость и резкая реакция на попытку взрослого принизить их достоинство. Подросток старается познать сильные и слабые стороны своей личности, сравнивая себя с другими. Младший подросток смотрит на себя глазами окружающих сверстников, старший самостоятельно анализирует и оценивает свою личность. Все подростки занимаются самовоспитанием: ведут дневники, но часто выбирают вредные для здоровья формы самовоспитания. У подростков наблюдается формирование нравственного сознания, но нравственные понятия, убеждения идеалы формируются стихийно под влиянием сверстников, поэтому могут быть ошибочными, искажёнными, например: «чуткость – это свойство слабых, сильный должен быть резким и грубоватым», «только подхалимы говорят вежливым голосом», «упрямство – это принципиальность» - из сочинений подростков. Неудивительно, что иногда подростки намеренно формируют у себя отрицательные качества. В связи с половым созреванием у подростка появляется либидо – половое влечение .Это неожиданно и ново для подростка, вызывает соответствующие мысли, чувства, специфический интерес к противоположному полу, к книгам и кинофильмам соответствующего содержания. Это естественно, и не должно пугать взрослых. Вместе с тем надо следить, чтобы этот интерес не приобрёл нездорового характера. Важен режим сна, отдыха, питания, необходимы занятия физкультурой, спортом, закаливание. Необходимо обеспечить сублимацию, то есть выход сексуальной энергии в процессе творческой и оздоровительной деятельности подростка. 3. Общение со сверстниками. В подростковом возрасте наблюдается широкое, всепоглощающее общение со сверстниками. Оценка коллектива сверстников важнее для подростка, чем мнение учителя и родителей. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство – самая большая трагедия для подростка. Во имя признания товарищами подросток готов на многое. Дружба, в основном, однополая, она носит напряжённо-эмоциональный характер: «братание», «клятвы на крови». Прекращение дружеских отношений переживается очень болезненно. Мальчики и девочки в подростковом возрасте держатся отдельно. У младших подростков возможны агрессивные ухаживания. Суть их заключается в том, что мальчик, которому нравится девочка, не может открыто выразить свою симпатию из-за боязни быть осмеянным мальчиками, поэтому он дёргает девочку за косичку, отнимает различные предметы, подталкивает её, стараясь обратить на себя внимание. Аналогично ведёт себя и девочка по отношению к мальчику, который нравится. У старших подростков появляются первые записки с предложениями дружбы, с объяснениями в любви, первые свидания. Сухомлинский В.А. заметил, что «при правильном воспитании подростковый возраст заканчивается первым поцелуем». Если подросток является отверженным в классе, он старается утвердиться в уличной компании и иногда попадает в беду. Задача педагогов - помочь каждому подростку занять достойное место в классе среди товарищей, обеспечить эмоциональное благополучие каждому. 4. Общение со взрослыми. . Подростки ценят взрослого, если он умеет делать что-то классно, красиво, играючи: шутя чинит приборы, легко разбирается в технике, владеет каратэ, красиво забивает голы, разжигает костёр с одной спички, за пять минут ставит палатку, умеет играть на гитаре, поет и т.д. Важно освободить подростка от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливост и, назойливого руководства. Следует отказаться от категоричных распоряжений и приказов, от грубых и резких форм общения, оскорбляющих чувство собственного достоинства подростка. Сочетание уважения и требовательности, тактичное руководство, личностное общение, дружеские доброжелательные отношения – именно так следует строить отношения с подростком. 5. Деятельность подростка. Общение со сверстниками – ведущая деятельность. Учеба на втором месте. Положительное отношение к учебе наблюдается лишь на интересных уроках, при хороших отношениях с учителем, при личном успехе. Свое отношение к неудачам в учебе и конфликтам подросток маскирует безразличием или негативным отношением. Положительное отношение вызывает также труд, но лишь серьезный, хорошо организованный. Большое значение имеют личные увлечения и интересы: музыка, математика, коллекционирование, шахматы, радиодело, компьютер, спорт, и.т. д. Иногда доминируют нездоровые интересы: азартные игры, низкопробная кинопродукция.. Часто наблюдается неустойчивость и разбросанность интересов. - Познание в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте усиливается произвольность всех психических процессов. Активность мысли, способность к абстрактному пониманию нарастают с каждым годом. Восприятие становится планомерным, всесторонним. Сосредоточенный и рассеянный человек живут в одном подростке – все зависит от интереса. Развитию познавательных интересов способствует туризм, но туристические походы и поездки должны иметь определенную цель: краеведческую, экологическую, этнографическую и др. 7. Основные новообразования подросткового возраста. Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. |