МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Учебная работа как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте





Главным видом деятельности детей школьного возраста является учение, состоящее в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к жизни.
Учение как специальное занятие появилось в истории человечества не вместе с производительным трудом, а несколько позднее.
Первоначально наши далекие предки обучали своих детей в процессе самой трудовой деятельности. Лишь на более высокой ступени развития человечества потребовалось превратить обучение в особый вид занятий. Оно проходит под руководством специально выделенного лица — учителя.
Трудно переоценить значение в жизни человека периода начального обучения. Именно здесь ребенок овладевает письменной речью, что приобщает его к многовековой культуре людей, дает ему возможность узнавать то, что выработало до него человечество. Здесь он получает важнейшие основы знаний по языку, математике, о природе и человеческом обществе, учится думать, а также передавать другим свои мысли. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы обучение младших школьников проходило на высоком уровне.
Успех всякого дела в значительной степени зависит от мотивов, в силу которых человек им занимается. Мотивы учения бывают разные. Младшие школьники мало руководствуются мотивом подготовки себя к будущей трудовой деятельности. Она еще слишком далека, чтобы ребенок серьезно о ней задумывался. Не очень озабочен младший школьник и расширением своего кругозора, приобретением полезных знаний, а также выполнением своего долга перед обществом. Все эти мотивы отступают у него на второй план. Зато ведущими побуждениями к учению, как уже говорилось, оказывается непосредственный интерес к тому, что он делает и узнает в школе, а также стремление выполнить требования учителя, родителей, получить похвалу, одобрение, хорошую отметку и т. п.
Уже указывалось, что у детей появляется интерее к школе еще задолго до поступления в нее, и важно сохранить этот интерес на протяжении всего обучения, чтобы ребенок, идя в класс, испытывал чувство радости, а не тяготился учебными занятиями.
С психологической точки зрения в школьном обучении надо отметить, во-первых, то, чго этот процесс двусторонний, в нем принимает участие не один человек (как при самообразовании), а два лица: учитель и ученик. Обучение будет успешным только в том случае, если оба они активны. Учитель проявляет инициативу в работе, сообщает знания и руководит учебным процессом. Но и ученику нельзя лишь пассивно воспринимать то, что дает педагог. Ребенок в процессе обучения тоже должен быть деятельным, думающим, активным. Во-вторых, учение в школе — это совместная работа не только двоих (учителя и ученика), а целого коллектива учащихся. Они занимаются учебной работой одновременно при общем руководстве педагога. Это усложняет задачу, которая стоит перед учителем и каждым учеником, и в то же время воспитывает детей, приучает их жить и работать в коллективе.
Усвоение знаний при обучении — сложный процесс. В него входят:
1) восприятие учебного материала (слушание, наблюдение и т. п.);
2) понимание, осмысливание его;
3) запоминание;
4) овладение им, т. е. умение применять полученные знания.
Все эти звенья тесно связаны между собой. Например, уже при первоначальном восприятии ученик должен понимать, о чем идет речь; это понимание материала углубляется при запоминании и применении знаний на практике. Точно так же запоминание происходит уже в процессе восприятия, а затем закрепляется при применении знаний в практической работе (при решении задач и др.).
Понимание учебного материала и умение пользоваться полученными знаниями делает обучение сознательным процессом. Дети охотно и серьезно занимаются, если им ясна цель работы и все в ней понятно, включая и приемы ее выполнения. Сознательность в учении тесно связана с активностью ученика, с его инициативой в работе, с умением использовать личный опыт и наблюдения, с умением практически применить полученные знания. Сознательное отношение к учебному материалу и самостоятельность в работе взаимно обусловлены. Кто осознанно воспринимает и усваивает материал, умеет пользоваться им, тот охотно начинает работать самостоятельно. В то же время проявление самостоятельности, готовность добиваться результата своими силами делает учебную работу более интересной, полезной и более продуктивной. Учебный материал при этом легче запоминается.
И. М. Сеченов писал, что мысль может быть усвоена или понята, если она составляет личный опыт какого-нибудь человека. Но у младших школьников этот опыт еще незначителен, поэтому они охотнее и лучше запоминают учебный материал и хуже применяют его на деле. Для преодоления этого разрыва надо по возможности добиваться того, чтобы ученик сам сделал соответствующий вывод и затем закрепил его упражнением, чтобы теория не отрывалась от практики. Необходимо также применение наглядности (иллюстрации, предметные пособия, демонстрация опытов, конкретные образы в речи учителя) в процессе обучения. Недаром К. Д. Ушинский утверждал, что дети мыслят формами, звуками, красками и ощущениями. Но наглядность в обучении должна не закреплять зависимость детской мысли от чувственных восприятий, а, напротив, давать ученику возможность проникать в сущность сложных предметов и явлений, помогать развитию отвлеченного мышления. Таким образом, наглядность не цель, а только вспомогательное средство в процессе обучения.
Полученные в нашей школе знания помогают выработке у учащихся правильных взглядов на окружающую действительность, т. е. оказывают на детей воспитывающее влияние. Учебная работа не только расширяет кругозор ученика, но и формирует его характер, укрепляет волю, делает работоспособным, оказывает положительное влияние на его личность. Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы обучение и воспитание протекали в единстве, чтобы обучение было воспитывающим, а в процессе воспитательной работы детям не только прививались моральные навыки, но и сообщались полезные знания, повышался уровень их умственного развития.

Начало учения — крупный шаг в психическом, прежде всего в умственном, развитии ребенка. С поступлением в школу у него усиленно развиваются внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Все это способствует общему развитию, которое характеризуется значительно более высоким уровнем познавательной деятельности личности. Быстрый интеллектуальный рост ребенка обусловлен увеличением знаний, умений и навыков, которые он приобретает, расширением его кругозора, развитием любознательности, привычкой к умственному труду, к самостоятельной учебной работе.
При правильных методах обучения ученик младших классов не только ждет (как ждал дошкольник) готовых ответов на свои вопросы, но и старается кое-что сделать самостоятельно, конечно, под руководством учителя.
У ребенка, пришедшего в школу, немало сведений о том, что его окружает. В школе он получает не только много нового, но и в уже известном узнает другие стороны, находит причинное объяснение явлений и т. д.
У тех школьников, у которых с I класса воспитывают познавательные интересы и любовь к умственному труду, которым дают необходимую интеллектуальную нагрузку, не ослабевает желание учиться и вырабатывается привычка к умственной работе и к добросовестному выполнению своих обязанностей.
При умелом ведении урока учитель не злоупотребляет интеллектуальными усилиями и терпением детей, дает им необходимый отдых, меняя виды учебных занятий, и ученики скоро убеждаются, что требования, которые к ним предъявляются, доступны. Успех и связанная с ним похвала, хорошие отметки являются большими стимулами в работе. Постепенно умственный труд делается для детей привычным, а следовательно в какой-то мере становится их потребностью.
Расширившийся объем знаний меняет во многом и отношение ребенка к действительности. Он учится любить природу, начинает понимать, что ее надо беречь и изменять на пользу человека.
Интеллектуальный рост детей отражается и на их моральном развитии. В этом возрасте в ребенке еще много непосредственности. Со свойственной детству прямотой он делит людей на хороших и плохих. Соединение в одном человеке положительных и отрицательных качеств для младшего школьника мало понятно. Этим объясняется, что любимый учитель или другой близкий человек в глазах ребенка полон всяких совершенств.
Более высокий уровень общего умственного развития (по сравнению с младшими детьми) помогает школьникам начальных классов понимать и состояние другого человека. Например, они видят чужую неудачу, горе, радость, успех и т. п. У них углубляются симпатии к людям, появляется сочувствие, сострадание и т. п.
В книге «Духовный мир школьника» В. А. Сухомлинский рассказывает о том, как восьмилетние дети пошли на реку посмотреть ледоход. Один мальчик уронил в воду портфель с книгами и тетрадями. Ребенок горько плакал, так как боялся наказания суровой мачехи. Товарищи очень жалели его, но не знали, чем ему помочь.
Когда учитель намекнул им, что они могли бы отказаться от похода в кино, а на эти деньги купить мальчику портфель и книги, все дети обрадовались такой возможности и отказались от удовольствия, чтобы выручить из беды своего друга.
Примеров готовности поступиться своими интересами ради другого можно привести из жизни младших школьников значительно больше, чем из жизни детей дошкольного возраста.
Все это говорит о том, что психическая жизнь младшего школьника с каждым годом становится богаче, полнее, понимание людей шире, глубже, сознательнее. Если в I классе ребенок нередко поступает правильно потому, что это поведение получает одобрение со стороны учителя, то уже во II и III классах выполнение нравственных норм само по себе вызывает у ребенка положительные эмоции, появляются мотивы: «я должен», «это надо сделать», которые действуют как внутренняя потребность и как привычка.
Ребенок убеждается, что в учебной работе не все приятно и интересно, а есть и скучные, трудные занятия. Это действует воспитывающим образом, укрепляет волю младшего школьника, у него постепенно вырабатываются сравнительно устойчивые формы поведения, растет общественная направленность ученика и его умение руководствоваться сознательно поставленными целями.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.