ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Развитие положительных потребностей и интересов у младших школьников. Еще до поступления в школу у ребенка сформировались многие потребности и интересы, и задача учителя заключается в том, чтобы развивать полезные, ограничивать ненужные, которые могут перерасти во вредные привычки, и, наконец, с некоторыми вести борьбу, так как они наносят несомненный ущерб здоровью или моральным качествам ребенка. Кроме того, школа должна воспитать у детей и такие положительные потребности и интересы, которых у них еще не было раньше, но которые необходимы человеку. Работу по развитию этих интересов и потребностей надо вести в тесном контакте с семьей. Если выяснится, что дома у ребенка воспитывают чрезмерные потребности в развлечениях и удовольствиях и не принимают никаких мер, чтобы формировать у него привычки к культурному поведению, к выполнению норм морали, то учителю надо вести соответствующую работу и с родителями. Им следует внушать, что всякое чрезмерное удовлетворение потребностей, особенно материальных, воспитывает эгоистов, а пренебрежение к духовным запросам делает человека умственно ограниченным и мало способным к полезной деятельности. Одна из важнейших задач учителя — развитие у детей потребности в чтении серьезной художественной литературы, в общественной работе, в стремлении быть полезным другим людям. Дети должны заинтересоваться пионерской работой и активно участвовать в жизни школы. Потребность в знаниях мало осознается детьми 7—8-летнего возраста (по сравнению с более старшими школьниками). И учителю необходимо развивать интерес к научным сведениям с первого года школьного обучения. Еще К. Д. Ушинский писал, что «в средних и низших учебных заведениях нельзя ожидать, чтобы ученик сам увлекался предметом, но должно иметь методу, которая помогает учителю держать внимание всех своих слушателей постоянно в возбужденном состоянии». Обучение в значительной степени должно опираться на интересы детей, но вместе с тем оно же и развивает их запросы. Что же помогает развитию интересов младших школьников? Большое значение имеет наглядность в обучении (иллюстрации, дидактический материал, проведение опытов, экскурсий и т. п.), живой, яркий рассказ учителя. Немалый интерес вызывают наблюдения, которые должны делать сами ученики, а также другие виды их самостоятельной работы. Учительница в I классе перед чтением рассказа «Кот Васька» предложила детям понаблюдать за своей кошкой и ответить на некоторые вопросы. Дети с большим интересом выполнили задание, хорошо ответили на вопросы и с увлечением прочли и обсудили на уроке намеченный рассказ. Важное условие для появления интереса детей к чему-либо — правильное соотношение нового учебного материала с уже известными сведениями. Обычно у человека вызывает интерес то повое, в котором есть элементы знакомого и которое расширяет круг уже имеющихся у нас знаний, дополняет (а иногда и изменяет, опровергает) эти знания. Поэтому ученики интересуются и охотно занимаются учебными предметами, по которым они все хорошо усвоили, и очень не любят заниматься теми предметами, где у них по каким-либо причинам имеются большие пробелы в знаниях. Для появления интереса к учению надо связывать не только новое со старым, но и неинтересное с интересным. Учительница заметила, что один из школьников III класса, недавно приехавший из села, совершенно не интересуется чтением и возвращает выданные ему из библиотеки книги непрочитанными. Она стала внимательно к нему присматриваться, чтобы выяснить, чем он интересуется. Оказалось, что он больше всего любит ходить с отцом на охоту. — Хочешь, я тебе про охоту книжку дам? — сказала учительница. — А есть такая? — Конечно. Дня через три ученик вернул книжку. — Прочитал? — Да. Еще про охоту дайте. — Ишь ты, какой охотник! Думаешь, у меня много таких книжек, — сказала учительница, роясь в шкафу.— Вот, возьми эту, здесь написано про лес, про животных, но есть немного и об охоте. И эта книга была прочитана. Тогда учительница дала мальчику книгу другого содержания. — Ну как, понравилась? — спросила она, когда мальчик возвращал книгу. — Ага. — А ведь здесь про охоту ничего нет. — Зато про деревенских ребят интересно написано. — А про городских не хочешь? — Давайте и про городских. Так постепенно мальчик, совсем не интересовавшийся чтением, полюбил книги и стал одним из усердных читателей в классе. Новый его интерес (к чтению) возник на основе прежнего устойчивого интереса к охоте. Но это могло произойти только благодаря умелому подходу к ребенку. Большую роль в развитии интереса к учению играют эмоции. При этом учебный материал тесно связывается у детей с личностью учителя. У любимого педагога все предметы кажутся интересными. Учителю, не сумевшему приобрести расположение учащихся, очень трудно заинтересовать детей и учебной работой. Развитию культурных потребностей помогает правильно поставленное эстетическое воспитание учащихся. Интерес к литературе и искусству надо прививать детям уже в начальных классах. Поэтому систематическое и умелое побуждение детей к чтению книг, активное участие младших школьников в художественной самодеятельности, посещение ими музеев, театров, выставок, слушание доступной им музыки — все это способствует развитию духовных интересов младших школьников, готовит их к культурной, содержательной и счастливой жизни.
Воспитание привычек у младших школьников. Каждому человеку необходимо приобрести такие привычки, которые были бы его «друзьями», а не «врагами», чтобы они помогали жить и работать, а не мешали в жизни, чтобы не приходилось тратить много сил и энергии на борьбу с ними. Отсюда ясно, что задачей учителя является воспитание у школьников полезных привычек и искоренение вредных. Причем делать это лучше всего в более раннем возрасте, когда пластичность нервной системы у детей еще достаточно велика. Воспитание ребенка в значительной степени должно заключаться в воспитании хороших привычек. А. С. Макаренко писал: «Я допускаю, что может быть такое положение, когда у школьника будут правильные, советские патриотические представления, но не воспитана правильная советская привычка. Это особенно важно, когда речь идет о воспитании таких качеств, как терпение, умение преодолевать длительные затруднения, брать препятствия не рывком, а давлением. Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек...» Для выработки привычек нужны повторения действия. Но простое повторение может показаться ребенку скучным, неинтересным. Если это повторение подкрепляется похвалой, одобрением, то у ребенка возникают положительные эмоции, действие делается приятным, его хочется повторять и тем самым превращать в привычное действие. Чтобы приобрести полезную привычку, необходимо принять твердое решение. Но мало ограничиваться одним добрым намерением. Если это намерение не перейдет в действие, то и соответствующая привычка не образуется. Если учитель хочет приучить ребенка быть опрятным, вытирать ноги перед входом в школу, быть вежливым со старшими и товарищами, то бесполезно читать детям нотации на эту тему. Объяснив, для чего поступают так, а не иначе, надо потребовать соответствующего действия («Иди, вымой руки»; «Вернись, вытри ноги»; «Извинись перед товарищем»). Привычки никогда не возникают от одних словесных внушений. Только повторения действий могут сделать эти действия привычными. Для искоренения вредных привычек также важна твердая решимость ни разу не совершать того привычного действия, от которого надо избавляться. Первое время при выработке полезной привычки или борьбе с вредной привычкой особенно нужен контроль над детьми со стороны взрослых. Учительница заметила, что у мальчика имеется вредная привычка ежеминутно отвлекаться от работы, смотреть по сторонам, вскакивать с места, медленно писать и вообще лениво заниматься. Она несколько раз говорила об этом ученику, но никаких изменений в его поведении не произошло. Тогда учительница пошла к ученику на дом, объяснила матери, какая вредная привычка появилась у ее сына. Теперь они вместе стали учить мальчика работать, «На приготовление этого домашнего задания потребуется не более получаса, — сказала учительница школьнику, — но при условии, что ты не будешь смотреть по сторонам, прерывать работу и разговаривать. Не спеши, но и не отвлекайся». Мальчик в присутствии учительницы хорошо выполнил работу за 20 минут. Учительница похвалила ребенка и, наметив, сколько приблизительна времени потребуется на приготовление других заданий, попросила мать ежедневно контролировать работу сына. Через несколько дней учительница спросила мальчика, как ему больше нравится заниматься: по-новому или по-старому. Ученик ответил, что теперь он больше гуляет на улице, так как быстрее готовит уроки. «А ты можешь сам за собой следить?» — спросила учительница. «Могу».— «Тогда скажи маме, чтобы она перестала сидеть около тебя. Ведь у нее много своих дел. Положи около себя часы и старайся укладываться в определенное время, не теряя ни одной минуты даром». Таким образом учительнице удалось в какой-то мере преодолеть у ребенка вредную привычку и привить полезную, которая с каждым днем закреплялась благодаря сознательному отношению к этому самого школьника и его матери. Кроме твердого решения, касающегося привычек, надо ставить себя в такие условия, в которых трудно не делать полезное действие и невозможно повторять вредное. Большую помощь в этом может оказать коллектив. Очень помогает обещание, которое ученик дает классу, товарищам. Не выполнить его много труднее, чем слово, данное только самому себе. Дурную привычку надо «искоренять» (как искореняют, вырывают с корнем растения-сорняки), т. е. сразу и навсегда отказаться от привычного, но вредного действия. Большое значение имеет и мотив, в силу которого ребенок повторяет то или иное действие для выработки полезной привычки. Если действие совершается им в качестве наказания, то результат будет слабым. Если ребенку разъяснить полезное значение повторных действий, то привычка образуется довольно быстро. Ясно, что замечания, направленные на искоренение дурных привычек, не должны носить обидной для детей формы. Иногда полезно постыдить ребенка, но и это необходимо делать с соблюдением такта. Нельзя забывать и о том, что надо предупреждать образование дурных привычек, а для этого не повторять вредное действие. Правильная организация учебно-воспитательной работы, умелое педагогическое влияние на ребенка, в частности воспитание у него чувства долга, умения видеть свои недостатки, воспитание волевых качеств, целеустремленности и трудолюбия, в большой степени облегчат выработку у него хороших привычек и предупредят появление и закрепление привычек вредных. Вопросы для повторения 1. Какой вид деятельности является основным у школьников? Каковы его особенности? 2. Укажите основные звенья в процессе обучения. 3. Что способствует успеху учебной работы школьника? 4. Какая зависимость существует между обучением и развитием ребенка? 5. В чем состоит воспитывающее влияние обучения? 6. Какое психологическое значение имеет проблемное обучение? 7. Как влияет игра на физическое и психическое развитие ребенка? 8. Каковы особенности труда у детей младшего школьного возраста? 9. Какие условия необходимы для успешной выработки навыков? 10. Укажите характерные моменты их формирования. 11. Как надо воспитывать у детей полезные привычки и вести борьбу с вредными? Задания 1. Понаблюдайте различные виды учебной деятельности у младших школьников и скажите, как эти виды влияют на психику детей. 2. То же сделайте в отношении различных игр младших школьников. 3. Просмотрите ряд сочинений и изложений младших школьников и найдите в них элементы творчества. Сравните их с работами нетворческого характера. 4. Понаблюдайте за учащимися начальных классов и скажите, в какой мере они владеют необходимыми им навыками. 5. Выясните, какие привычки (полезные и вредные) имеют учащиеся, за которыми вы ведете систематическое наблюдение. 6. Укажите, какие меры следует предпринять, чтобы привить этим детям полезные привычки и искоренить вредные. |