МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Раздел II Личность в деятельности и общении.





Лекция 3

 

 

Тема 6 Личность

 

Каждый человек, взрослый или новорожденный, представляет собой индивид, биологическую особь. Но человек, отличающийся от животных наличием сознания, не только индивид, но и личность.
Новорожденный ребенок является только индивидом. Вступая в общение с людьми, участвуя в коллективном труде, человек становится общественным, социальным существом, т. е. личностью. Таким образом, личность — это конкретный, живой человек, который, являясь членом общества, находится в определенных отношениях с другими людьми.
Принадлежность человека к определенному обществу, классу накладывает известный отпечаток на его личность и деятельность.
У капиталиста — одна психика (в ней большую роль играет жажда наживы, стремление жить за счет других), у рабочего — иные психические качества, типичные для его класса (чувство товарищеской солидарности, склонность к труду). Но, обладая многими общими чертами с людьми своего класса (или своей нации), каждый человек имеет немало и личных особенностей, которые делают его неповторимой индивидуальностью.
На свете нет двух людей, которые в личностном отношении были бы совершенно сходны.
Личность формируется под влиянием внешних условий жизни. Однако если даже двух детей воспитывать в одних и тех же условиях, все же личность каждого из них будет иметь свои особенности. Это объясняется тем, что природные данные у детей различные. Таким образом, на формирование личности, кроме социальных факторов, оказывают некоторое влияние и биологические.
Те и другие факторы нельзя противопоставлять, считать их независимыми друг от друга (как делают многие зарубежные психологи). То, что приобретает личность в результате воздействий окружающего мира, и то, что есть в индивиде от природы, тесно связано между собой.
Формирование человека под влиянием внешних условий жизни и деятельности происходит через внутренние условия, т. е. природные и приобретенные при жизни качества, которыми этот человек обладает.

Несмотря на то что каждый человек в различных условиях нередко ведет себя по-разному, основные качества его личности отличаются некоторой устойчивостью, мало изменяются. Поэтому, зная человека, его психические особенности, можно определить, как он будет вести себя в тех или иных обстоятельствах.
Вместе с тем психические процессы, психические состояния и свойства личности тесно связаны между собой, находятся в зависимости одно от другого. Так, особенности восприятия определяют такие свойства личности, как наблюдательность, способность особым образом воспринимать окружающий мир; от свойств внимания зависит внимательность; успешный процесс запоминания говорит о наличии важного свойства — хорошей памяти; особенности мышления характеризуют ум человека, чувства определяют психическое состояние людей, волевые процессы проявляются в чертах характера и т. п.
Тесная взаимная связь и взаимозависимость психических процессов, состояний и свойств человека обусловливают единство всех его качеств, или, как говорят, создают психологический склад личности.
Личность отличается активностью, т. е. способностью воздействовать на окружающую среду. Источником этой активности являются, во-первых, потребности личности, которые необходимо удовлетворять, во-вторых, влияния внешнего мира, на которые надо реагировать.
Потребности личности и условия, в которых она живет, находятся в постоянном взаимодействии. Человек как бы «уравновешивает» (по выражению И. П. Павлова) себя с окружающей средой. Его активность находится в зависимости от этой среды.
Поясним на примере. Человек, находясь дома, почувствовал потребность с еде. Он удовлетворяет эту потребность, для чего достает продукты из холодильника, буфета. Но если дома никакой пищи нет, тогда человек идет в магазин и приносит еду оттуда. В обоих случаях он проявил какую-то активность.
Предположим, что тот же человек почувствовал голод ночью. Он знает, что дома продуктов нет, а магазины в это время закрыты. В данном случае один источник активности — потребность — налицо, но второй ее источник — соответствующие внешние условия — отсутствует. Человек не будет проявлять активности и постарается подавить свою потребность до утра, когда появится возможность для ее удовлетворения.
Это пример простейшего проявления активности человека в зависимости от внешних условий его жизни в данный момент.
Поскольку человек живет в обществе, его активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, имеющей и личный, и общественный характер.
Активность человека качественно отличается от активности животных. Животные тоже активны в добывании средств существования. Но их активность обусловлена только врожденными физиологическими потребностями и направлена непосредственно на предметы окружающей природы, которыми и удовлетворяются эти потребности.
Активность человека связана не только с его физиологическими потребностями, но и специальными (в культуре, в знаниях, в общении, в труде и др.), которые являются результатом длительного исторического развития человеческого общества.
Особое значение в формировании и развитии личности имеет процесс обучения и воспитания человека, осуществляемый семьей и школой. Задача родителей и учителей и заключается в том, чтобы воспитывать в детях активность, которая проявлялась бы прежде всего в сознательном труде на пользу общества.
Воспитывая коммунистические убеждения, надо помнить, чго даже самая передовая идеология становится реальной силой только тогда, когда, овладевая массами, она побуждает их к активным действиям, определяет нормы их повседневного поведения.

 

Вопросы для повторения

1. Какая разница между индивидом и личностью?
2. Под влиянием каких факторов формируется личность?
3. В чем заключается активность личности?
4. Что является ее источником?
5. Укажите важнейшие качества личности советского человека.

 

 

Потребности людей


Каждую человеческую личность характеризует общая направленность, т. е. те цели, стремления, мотивы, которые возникают на основе потребностей, интересов, убеждений. Эта направленность побуждает человека быть активным, деятельным и проявлять определенное отношение к окружающему миру.
Направленность личности формируется под влиянием потребностей, т. е. проявления нужды, которую человек испытывает в чем-либо.
Потребности бывают биологические, связанные с требованиями организма человека в пище, одежде, жилище, в движении, отдыхе и т. п., и социальные (в том числе духовные, культурные, последние включают стремления к знанию, к удовлетворению интеллектуальных запросов, эстетических вкусов, к общению людей друг с другом). Биологические потребности, обусловленные чисто физиологическими нуждами организма, есть и у животных. Но у человека даже эти потребности в огромной степени зависят от полученного воспитания, от влияния окружающей социальной среды.
Биологические потребности у человека являются общественно-личными потребностями. Их удовлетворение имеет обычно социальный характер. Даже такая биологическая потребность, как влечение к представителю другого пола, у человека протекает иначе, чем у животных. Эта потребность связана с чувством любви и глубокого уважения друг к другу, предполагает организацию семьи как первичной ячейки общества, подчинена законам и обычаям, существующим в окружающей социальной среде.
Духовные потребности человека можно разделить на две группы: 1) потребности в информации и 2) потребности в эстетических переживаниях, которые удовлетворяются нашими наблюдениями над природой, чтением художественной литературы, занятиями искусством и т. п.
Особый вид потребностей — потребности в трудовой деятельности, в умственной и физической работе, в творчестве, в создании новых ценностей. Труд необходим как для удовлетворения материальных, физических нужд человека, так и для его нормального психического состояния.
Если биологические потребности есть и у животных, то духовные потребности и потребность в труде свойственны только человеку.
Потребности тесно связаны с эмоциями. Удовлетворение или неудовлетворение потребностей вызывает соответствующие чувства. Они, в свою очередь, могут вызывать, усиливать или подавлять те или иные потребности. Иногда и само переживание этих чувств становится целью человека, у которого появляется потребность в таком переживании. Так, у культурного человека эстетические чувства становятся потребностью, которую он стремится удовлетворить.
Зная о роли потребностей в формировании личности, следует так организовать процесс воспитания ребенка, чтобы выполнение предъявляемых требований стало его потребностью. А это произойдет тогда, когда ребенок поймет значение предъявляемых ему требований и привыкнет самостоятельно выполнять их.

Интересы и склонности


На основе потребностей у людей возникают интересы и склонности, которые в значительной степени определяют направленность личности. Под интересом понимается стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления. Стремление к какой-либо деятельности называют склонностью.
Интересы и склонности тесно связаны с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес или склонность вызывает неприятные, отрицательные эмоции. В том случае, когда интересное доступно человеку, становится предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.
Потребности и интересы являются источником активности личности, т. е. ее стремления к деятельности в целях удовлетворения этих потребностей и интересов.
Животные тоже активны. Но их активность обусловлена инстинктами (пищевым, половым, оборонительным). В процессе удовлетворения этих инстинктивных потребностей животные приспосабливаются к окружающей среде, получают от нее средства к существованию в готовом, природном виде. Активность же человека заключается в том, что он не столько приспосабливается к природе, сколько подчиняет ее себе, изменяет в процессе производственной деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Интересы, как и потребности, на основе которых они возникают, делятся на материальные и духовные. Но, возникнув на основе потребностей, сами интересы могут служить причиной появления новых потребностей и склонностей. Так, интерес к поэзии может вызвать у человека потребность самому писать стихи.
Интерес к какому-нибудь предмету или склонность к занятию может быть прямым (непосредственным) или косвенным (опосредствованным). В случае прямого интереса человека привлекает сам предмет или работа. Но нередко случается и так, что прямого интереса, например к математике, человек не испытывает, но он интересуется техникой и понимает, что без математики в этой области ничего нельзя сделать. Посредством заинтересованности в технике у человека возникает интерес и к занятиям математикой. Но этот интерес уже является не прямым, а косвенным.
Интересы являются важнейшими условиями духовного и физического развития человека, побуждают его расширять кругозор, приобретать знания. Они облегчают его деятельность, помогают добиваться высоких результатов. Если человек интересуется чем-либо, он готов преодолеть большие трудности, чтобы заниматься любимым делом. Это надо помнить, организуя учебную работу школьника. Интересным предметом ученик занимается охотно и, как правило, хорошо по нему учится.
В процессе деятельности интересы перерастают в склонности.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.