ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема 2. Общее понятие о строении нервной системы Раздел I Введение в общую психологию Лекция 1. Тема 1 Предмет психологии Каждый видит, что небо голубое, а листья у дерева зеленые, слышит доносящиеся с улицы различные звуки, чувствует, что одни предметы холодные, другие горячие, т. е. каждый человек способен ощущать, воспринимать окружающее. Человек думает и разговаривает, т. е. обладает мышлением и речью. Мы помним то, что было раньше, и мечтаем о будущем. Это возможно благодаря памяти и воображению. Многие события волнуют человека, радуют или огорчают, т. е. вызывают у него определенные чувства. Человек к чему-то стремится, проявляя настойчивость, волю в достижении поставленных целей. Наши ощущения, восприятия, память, мышление, речь, воображения, чувства, воля называются психическими процессами. Иногда психические процессы приобретают более сложный и длительный характер, проявляются в повышенной или пониженной активности, сопровождаются определенными переживаниями. Это так называемые психические состояния. Таковы состояния внимательности или рассеянности ученика на уроке, жизнерадостное или раздражительное состояние, которое бывает у людей, и т. п. Каждый человек отличается от других и некоторыми личными особенностями, более или менее постоянными психическими качествами. У одного сильно развиты интересы (например к чтению книг или к занятиям техникой), другой отличается большими способностями (к математике или к музыке). Один - вспыльчивый человек, про него говорят, что у него пылкий темперамент, о другом мы думаем: какой у него хороший спокойный характер, и т. п. Интересы, способности, темперамент, характер — это психические свойства человека. Психические процессы, психические состояния и психические свойства связаны друг с другом, и в совокупности составляют психику (иногда ее называют внутренним миром человека или его психической, душевной жизнью). Психические процессы, состояния и свойства не остаются неизменными, они развиваются и меняются в течение жизни и деятельности человека. Как и все в природе и обществе, эти изменения происходят по определенным законам. Наука, изучающая психику человека, закономерности его психической деятельности, называется психологией. Психология у занимается не только описанием психических процессов, состояний и свойств личности, но и объясняет причины их появления. Тема 2. Общее понятие о строении нервной системы Поскольку психика есть свойство (функция) нервной системы, то для правильного понимания психической деятельности необходимо знать особенности высшей нервной деятельности, которая является материальной основой психики человека и животных. Нервная система делится на центральную и периферическую. Центральная — это мозг (головной и спинной), периферическая нервная система — это нервы, т. е. пучки волокон, покрытых миелиновой оболочкой и расходящихся по всему телу от головного и спинного мозга. И мозг и нервы состоят из нейронов, т. е. нервных клеток, соединенных друг с другом отростками. Мозг имеет несколько частей. В позвоночнике находится спинной мозг, регулирующий простейшие движения. Он переходит в продолговатый мозг, ведающий различными процессами жизнеобеспечения в организме, такими, как пищеварение, кровообращение, дыхание и др. Большие полушария головного мозга состоят из подкорковых узлов и коры головного мозга, управляющей всей психикой человека. У людей мозг устроен значительно сложнее, чем у животных. Его масса тоже больше. Если мозг обезьяны достигает 400—500 г, то у человека вес мозга (в среднем) — 1400 г. Насколько сложны функции мозга в жизнедеятельности организма, видно из того, что мозг, составляя около 2% веса тела, потребляет свыше 18% поступающего в организм кислорода. Чем выше уровень развития животного, тем большую часть веса тела составляет его мозг. Так, у кита он занимает по весу всего 1/20 000 часть тела, у слона — 1/400, у обезьяны — 1/100, а у человека — 1/46. Особое значение в жизни организма имеет кора больших полушарий мозга. У человека она состоит в среднем из 14—15 миллиардов нейронов. Наиболее важную роль выполняют лобные доли коры. Чем более развито животное, тем большую часть коры занимают лобные доли. Лобные доли кошки занимают 3%, человека — 29%. Хотя объем и вес мозга имеют некоторое значение в психической жизни индивида, но особенно важна структура мозга. Поэтому по весу мозга еще нельзя, например, судить об уме человека. Мозг некоторых выдающихся людей был значительно больше среднего веса (так, у И. С. Тургенева он весил 2120 г, у И. П. Павлова — 1653 г), а у других талантливых людей — меньше (у писателя Анатоля Франса мозг весил всего 1170 г). Какую роль играют высшие отделы мозга — большие полушария — у разных видов животных, видно из следующих фактов. Поведение рыбы после удаления имеющихся у нее зачатков полушарий мало изменяется. Если удалить полушария у голубя, он разучится летать, перестанет искать пищу. Собака, лишенная полушарий, почти полный инвалид. Ребенок, родившийся без больших полушарий, очень быстро умирает. Следовательно, человек, лишенный этого отдела мозга, совсем не может жить. Окружающая человека среда постоянно действует (через органы чувств) на его нервную систему, на мозг. Организм воспринимает эти воздействия и дает на них ответную реакцию. Этот процесс называется рефлексом. Приведем пример простейшего рефлекса. Человек, нечаянно прикоснувшись рукой к горячему предмету, мгновенно отдернет ее. Раздражение передалось от нервных окончаний в руке по центростремительным нервам в спинной (а также и в головной) мозг, и оттуда по центробежным нервным путям был дан импульс в соответствующие мышцы, которые и отдернули руку. Идею рефлекса, выдвинутую еще 300 лет назад французским ученым Декартом, развил крупнейший русский физиолог И. М. Сеченов. В книге «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов показал, что все поведение человека представляет собой сложную систему рефлекторных актов. Материалистическое учение Сеченова открыло возможности для дальнейшего развития рефлекторной теории в трудах И. П. Павлова. Он назвал рефлексы приведенного выше типа безусловными, так как они обязательно, непроизвольно (безусловно) возникают, если нa opгaнизм действует внешний или внутрений раздражитель. Эти рефлексы называются врожденными. К ним относятся инстинкты, например пищевой (едва появившись на свет, ребенок, почувствовав голод, уже производит сосательные движения), болевой, оборонительный (на человека замахнулись рукой, он невольно делает оборонительное движение), половой и многие другие. Но, кроме безусловных рефлексов, существуют рефлексы, возникающие только при определенных условиях. Их Павлов назвал условными. Приведем пример. Если, перед тем как накормить собаку, в помещении, где она находится, зажигать электрическую лампочку, то вскоре уже одна вспышка ламлочки (этот безразличный, или, как товорят индифферентный, раздражитель) будет вызывать у животного выделение слюны. Таким образом, свет лампочки стал для собаки сигналом появления пищи. Если ребенок не раз видел белый порошок горького лекарства, которое затем ему давали, то уже один вид такого порошка вызывает у него неприятную горечь во рту даже в том случае, если ему и не дают этого лекарства. Условные рефлексы не являются врожденными, они вырабатываются в процессе жизни и деятельности организма. Так как возбуждения в зрительном центре мозга ребенка (при виде порошка) и во вкусовом центре (при ощущении горечи во рту) следуют одно за другим, то при повторном возбуждении между этими двумя центрами в коре мозга образуется связь (как бы проторяется путь), и в дальнейшем уже один вид лекарства вызывает у ребенка ощущение горечи. Если эта связь больше не будет подкрепляться (т. е. за показом лекарства не последует его прием), то она ослабнет, а затем может и совсем исчезнуть. Временные нервные связи образуются в коре мозга не только в результате появления раздражителя (сигнала) и последующего подкрепления, но и в результате пробных (случайных) действий, которые приводят к достижению цели. Так, например, собака ищет выход из помещения, в котором несколько дверей, одна из них не заперта. Ткнувшись мордой в каждую дверь, собака находит незапертую. В следующий раз животное уже сразу находит выход из помещения. В коре мозга образовалась временная нервная связь между видом, запахом двери и возможностью выхода. Здесь подкрепление (выход из помещения) получилось лишь по достижении цели действия. Значение временных связей в коре полушарий для организма огромно. И у людей многое из того, что называется жизненным опытом, есть результат выработки в коре мозга временных связей, или условных рефлексов. Если бы животное обладало только безусловными рефлексами, то оно не могло бы существовать в сложных, постоянно изменяющихся обстоятельствах жизни. В самом деле, представьте, что животное узнавало бы об опасности, которая ему грозит, только тогда, когда когти хищника впивались в его спину (вследствие чего у животного возникал бы безусловный болевой рефлекс). Но животное слышит еще издали рев зверя или хруст ветвей под его лапами, и эти звуки являются для него условными сигналами приближающейся опасности, заставляют своевременно обращаться в бегство. Это и есть условнорефлекторная реакция животного на внешний раздражитель. Собака с удаленной корой мозга, увидев мясо, не сможет установить связь между ним и утолением голода и погибнет, находясь рядом с пищей. Есть же мясо собака начнет только тогда, когда оно, попав в рот, вызовет соответствующий безусловный рефлекс, приведя в возбуждение пищевые центры мозга. Человек, как уже говорилось выше, вообще не может существовать без больших полушарий мозга. В коре больших полушарий человека (и животных) постоянно протекают два противоположных нервных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение возникает тогда, когда какие-либо предметы или явления, действуя на органы чувств, вызывают раздражения, которые передаются в мозг. Этот очаг возбуждения не остается неизменным и неподвижным. Обычно он иррадиирует (распространяется) и перемещается по коре больших полушарий. Одновременно в коре происходит и противоположный процесс — торможение, которое активно задерживает, тормозит или ограничивает возбужденный участок, вызывает его концентрацию, сосредоточение в более узком очаге. Возбуждение и торможение тесно связаны между собой. Эта связь выражается, в частности, в том, что если в одном участке мозга появилось возбуждение, то вокруг начинает возникать торможение. Такое явление называется отрицательной индукцией. Вокруг очага торможения в коре больших полушарий возникает возбуждение. Этот процесс называется положительной индукцией нервных процессов. (Название дано Павловым по аналогии с явлением индукции в физике.) Торможение может возникнуть и в результате утомления. И. П. Павлов считал, что если это торможение охватывает значительную часть коры больших полушарий и нижележащие части мозга, то человек погружается в сон. Такое торможение, по мнению Павлова, защищает нервные клетки мозга от истощения и обеспечивает им необходимый отдых, вместе с тем восстанавливает силы и всего организма. Иногда во время сна тормозной процесс захватывает не всю кору полушарий мозга, некоторые небольшие участки ее остаются в какой-то мере возбужденными. Это своего рода «сторожевые пункты», как их назвал Павлов. Так, мать крепко спит у постели своего ребенка, однако стоит только ему пошевелиться или сказать во сне слово, как она сразу просыпается. Есть еще вид сонного состояния, так называемый гипноз. При нем торможение имеет особый характер и тоже, по мнению И. П. Павлова, оказывается частичным, захватывая не всю кору. Такое состояние можно вызвать искусственно, усыпляя человека посредством словесного внушения («вам хочется спать, вы спите»), а также при помощи тихих движений руками перед лицом гипнотизируемого (так называемые «пассы»). При этом в коре полушарий остается возбужденным какой-то участок мозга, благодаря чему усыпленный слышит слова гипнотизера. Так как большая часть коры головного мозга находится в состоянии торможения, то загипнотизированный не может действовать самостоятельно и подчиняется усыпившему его человеку, выполняет то, что ему приказывают. Согласно новейшим исследованиям, во время бодрствования возбуждена только некоторая часть нервных клеток мозга, а остальная находится в состоянии торможения. Во время сна клетки как бы меняются ролями: те, которые были возбуждены, теперь отдыхают. Но остаются и возбужденные участки, благодаря чему мозг спящего человека выполняет нужные для организма функции. Условнорефлекторную деятельность коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга, так как раздражители внешней среды дают организму сигналы о том, что имеет для него значение в окружающем мире. Поступающие в мозг сигналы, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления), Павлов назвал первой сигнальной системой; она имеется у человека и у животных. Но у человека произошла, как пишет Павлов, чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Эта прибавка — человеческая речь. «...Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Поясним это простым примером. В конце перемены раздается звонок, и дети идут в класс. Звук звонка для них — первая сигнальная система. Но на большой перемене дети могут играть около школы, где звонок не слышен. Какой-то ученик прибежал и сказал: «Звенит звонок!» В данном случае речь заменила звук звонка. Слова ученика — это уже вторая сигнальная система. Или, например, педагог рассказывает детям, что растение состоит из стебля, листьев и корней. Затем он показывает рисунок, на котором дети видят все части растения. В этом случае в процессе познания использована не только вторая, но и первая сигнальная система (зрительное восприятие рисунка). Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй сигнальной системы (слова) не имеют опоры в первой сигнальной системе (не отражают того, что было получено через нее), то они становятся непонятными. Так, слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за этим словом нет для нас конкретного содержания. Но и одни первые сигналы не дают глубоких и полных знаний о мире. Лишь при посредстве второй сигнальной системы (речи) человек научился расширять свои сведения, обобщая отдельные факты, устанавливая важные для себя закономерности. Благодаря второй сигнальной системе люди углубляют и сохраняют свои знания. Согласно учению И. П. Павлова, кора больших полушарий мозга представляет грандиозную мозаику, на которой в данный момент располагается огромное множество пунктов приложения внешних раздражений, то возбуждающих, то тормозящих различные деятельности организма. В коре мозга в каждый данный момент имеется определенная система сложившихся там связей. Поэтому реакции на внешние раздражения зависят не только от самих раздражителей, но и от того, какие связи имеются в коре мозга, какую систему они там образуют. Повторение одной и той же последовательности возбуждений вызывает одни и те же реакции человека. Опыты показали, что уже на появление первого из раздражителей возникает целая цепь реакций, система условных рефлексов. Такое явление Павлов назвал динамическим стереотипом. Слово «стереотип» говорит о постоянстве закрепленных реакций, а «динамическим» он назван в связи с тем, что является подвижным, может изменяться, хотя обычно эта переделка стереотипа (привычной системы действий) дается с трудом. При существовании в коре мозга динамических стереотипов (как определенных закрепившихся очагов, где ранее возникали возбуждения и торможения) воспроизведение систем рефлексов происходит легко, без усилий. Так, мастер, много раз повторявший определенные движения, выполняет действия легко, свободно, без напряжения, в то время как человек, впервые приступивший к той же работе, испытывает большие трудности. Динамический стереотип является как бы приспособлением организма к повторяющимся воздействиям раздражителей, ответом на них. В коре мозга находятся участки, куда по сенсорным (чувствительным) нервным волокнам поступают возбуждения от определенных органов чувств и откуда идут соответствующие «команды» к мышцам для совершения ответной реакции. Если возбуждать те или иные участки мозга непосредственно, то также можно вызвать некоторые ощущения. В результате сложных опытов ученые установили, что, например, возбуждение слабым электрическим током участка в затылочной части коры вызывает зрительные ощущения, в височной части - слуховые ощущения и т. п. Наблюдая животных, которым вживляли в мозг очень тонкие электроды, ученые установили, что там есть центры, управляющие эмоциями. В глубине мозгового ствола имеется участок, который можно было бы назвать «центром удовольствия». Во время опыта крысе вживляли в этот центр электрод и раздражали участок слабым током. Он вызывал у животного очень приятное состояние. Физиологи сумели выработать у крысы навык, чтобы она сама нажимала особый рычажок, который включал ток, идущий через электрод в «центр удовольствия». Теперь животное стало часто нажимать этот рычажок. Когда голодная крыса увидела в одном углу клетки корм, а в другом — рычажок, она устремилась к последнему. Значит, удовольствие, которое она получала от воздействия тока, было сильнее чувства голода. О наличии в коре мозга участков, которые управляют той или иной психической деятельностью, говорят и следующие факты. Если у человека поражена заднелобная часть полушария, то он лишается способности говорить, а повреждение левой височной области мозга приводит к тому, что человек утрачивает способность слышать и воспринимать чужую речь. Таким образом, нервные процессы локализованы (связаны с определенным местом). Однако мозг человека устроен так, что нередко функции пораженных участков могут начать выполнять другие его центры, и утраченные способности восстанавливаются. Мозговой ствол тонизирует (возбуждает) работу коры. Этому усилению жизнедеятельности служит особое сетевидное вещество в подкорковой области мозга, называемое ретикулярной формацией. Она играет важную роль в поддержании бодрствования и активного внимания человека. Учеными установлено, что в мозге возникают слабые электрические токи, которые стали называть биотоками. Чтобы уловить их, пользуются особо сложным и чувствительным аппаратом — осциллографом. Его соединяют с электродами, которые закрепляют на голове человека. При помощи этого устройства биотоки мозга не только улавливаются, но и усиливаются во много раз, и особый аппарат может их записать в виде кривой. Она имеет различный характер в разные моменты жизни человека. Если человек находится в спокойном состоянии, лежит или сидит, то в коре мозга наблюдаются так называемые альфа-волны, с числом колебаний 8—13 в секунду. Если предложить человеку напряженно думать (например, решать в уме нелегкую арифметическую задачу), то кривая его биотоков принимает совсем другой вид: появляются так называемые бета-волны, с большей (чем у альфа-волн) частотой колебаний (от 18 до 30 в секунду) и с меньшей амплитудой. В мозге спящего человека отмечаются особые дельта-волны, с числом колебаний 4—5 в секунду. И. П. Павлов назвал мозг саморегулирующейся системой. Это значит, что мозг не просто отвечает на внешние раздражения, но контролирует и регулирует выполняемые по его указанию действия. Ранее считалось, что рефлекс как нервный процесс состоит из трех частей: 1) возбуждение внешним (или внутренним) раздражителем, идущее от органа чувств в мозг, 2) переработка там этого возбуждения и 3) «приказ» в виде импульса, посылаемого из мозга в мышцы, выполняющие движение (ответная реакция организма на раздражитель). Эти три части нервного процесса принято называть дугой рефлекса. Современная наука в указанную классическую схему рефлекса вносит добавление. Сложный рефлекторный акт включает еще четвертый элемент — сигнал о результате действия. Таким образом, нервная связь осуществляется не только от мозга к рабочему органу, но и обратно: от рабочего органа к мозгу. И если ответная реакция выполнена неудачно, она сейчас же корректируется. Обратная связь дает возможность оценить совершаемое действие и в случае необходимости перестроить его. Без такого контроля не может осуществляться никакая психическая деятельность, никакая саморегуляция организма. Прежнее толкование дуги рефлекса: раздражение — работа мозга — ответная реакция — как бы обрывалось на последнем звене. При новом понимании рефлекса его дуга, образно говоря, «замкнулась в круг». Вопросы для повторения 1. Как устроена нервная система человека? Какие функции выполняют ее отделы? 2. Что такое безусловные рефлексы? 3. Что представляют собой условные рефлексы? Как образуются временные нервные связи? Приведите примеры. 4. Какие нервные процессы происходят в коре мозга? Каковы их функции? 5. Что назвал Павлов первой сигнальной системой? 6. Что представляет собой вторая сигнальная система? 7. Каково значение для человека каждой из этих систем? 8. В чем заключается явление индукции нервных процессов? 9. Расскажите о системности нервных процессов в коре больших полушарий. 10. Что такое динамический стереотип? В чем он проявляется? 11. Каковы функции отдельных участков мозга? Что подразумевается под локализацией нервных процессов? 12. Что называется биотоками? Как их регистрируют? Как характеризует состояние человека каждый из известных биотоков? 13. Какова роль ретикулярной формации? 14. Что такое «обратная связь»? Каково ее значение в процессах высшей нервной деятельности? |