ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема 4 Развитие психики в эволюции животных и становление человека. Миллионы лет назад на нашей Земле была только неживая природа и не было никаких живых организмов. Затем возникла жизнь, появились растения и животные. Возникновение жизни на 3емле — новая ступень в развитии материи, которая явилась более сложной по своему строению и приобрела особые свойства. Одним из них стало такое свойство, как, раздражимость, т. е. способность реагировать на внешние раздражения. Уже у растений имеется это свойство: так, если прикоснуться к мимозе определенного вида, она свернет свои лепестки. Заметно реагируют на внешние раздражения даже простейшие животные: амебы и др. При дальнейшем развитии материи на Земле появились животные с более сложным строением, которые стали обладать чувствительностью, т.е. способностью иметь ощущения, отражающие отдельные качества предметов. Ощущения имеются уже у таких животных, как моллюски, членистоногие, черви. Следовательно, они обладают психикой. Чем большего развития достигают нервная система и мозг животного, тем более высокий у него и уровень психики. Наибольшего развития она достигла у человека. Процесс постепенного (эволюционного) развития материи неизбежно вел к возникновению ее высшего свойства — психики, необходимой для существования живых организмов. Весь длительный процесс психического развития живых организмов состоит из двух весьма различных периодов: развития психики у животных (оно подчиняется законам биологии: наследственности, изменчивости, естественному отбору) и развития сознания человека. Последнее развивается также и в соответствии с общественно-историческими закономерностями. Развитие психики в животном мире было связано с появлением сложных психических процессов, дающих более совершенные формы отражения окружающей действительности и приспособления к ее изменениям. За развитием ощущений у животных появились восприятия (отражения предметов с целым рядом их признаков). У высших позвоночных возникают представления (образы вещей, в данный момент не воспринимаемых; так, обезьяна ищет спрятанный банан, который только что видела). Совершенствуется память животных (ее начальные формы имеются и у простейших представителей животного мира). У позвоночных есть зачатки мышления, которое, однако, много примитивнее мыслительной деятельности человека. Для развития психики большое значение имеет образ жизни животного, который зависит от окружающей среды. Так, птицы, летающие в воздухе, и рыбы, живущие в воде, имеют менее развитую психику (что объясняется однообразием среды их обитания), чем многие наземные животные. Но зато птицы отличаются сильно развитым зрением, помогающим им издали разглядеть то, что может служить пищей. У обезьян, живущих на деревьях, развилась ловкость; питание сердцевиной плодов обусловило появление тонких и точных движений рук, способствовало развитию умения всматриваться в предмет, манипулировать им и т. д. Такой сложный образ жизни обеспечил развитие у обезьян начатков мыслительной деятельности. Уровень психического развития определяет формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальные действия. Инстинкты животных Наблюдая за поведением некоторых животных, можно подумать, что они обладают высокоразвитой психикой, дающей возможность совершать очень разумные действия. Даже насекомые нередко поражают целесообразностью своей «деятельности». Пчела сооружает соты такой формы, которая при наименьшей затрате материала делает их наиболее вместительными. Только применяя сложные математические вычисления, можно найти эти очень рациональные формы. Некоторые виды муравьев, так называемые муравьи-«скотоводы», «разводят» тлей, которых используют как дойных коров. Тли высасывают из растений сахар, который превращается в их кишечнике в питательную жидкость. Барабаня своими усиками по тлям, муравьи заставляют их выделять эту жидкость и едят ее. Юных тлей, вылупившихся из яиц, муравьи рассаживают по листьям растений, где тли питаются и растут. Осенью и зимой муравьи помещают тлей и их яйца в такие места, где они не могут погибнуть от холода. Интересен факт из жизни так называемой роющей осы (сфекса). Она нападает на сверчка, который больше ее ростом, валит его на спину и уколами жала парализует его. Затем оса тащит жертву за усики в заранее приготовленную норку и откладывает яйцо под кожу сверчка, после чего заделывает норку. Из яйца осы вылупляется личинка, которая питается телом парализованного, но еще живого сверчка. Удивительными кажутся действия птиц при перелетах. Они безошибочно находят пути в далекие края, причем выбирают наиболее удобный и безопасный маршрут. Ночью птицы летят над морями, никогда не сбиваясь с пути. Бобры, живущие по берегам рек, поражают своим строительным искусством. Они вырывают сложные подземные норы с выходами под водой. Чтобы с понижением уровня воды в реке не обнажились их «секретные» входы, бобры строят из деревьев и ила плотины (деревья они валят, подгрызая стволы у основания). Поврежденные сооружения животные своевременно ремонтируют. Иногда наблюдают, как животные лечатся от болезней. Так, собака, страдающая от глистов, находит траву — чернобыльник и ест ее, хотя известно, что собака — не травоядное животное. Можно привести много примеров подобного «разумного» поведения животных. Но это не разум. Это инстинкты, т. е. такие действия, которые являются врожденными и вырабатываются из поколения в поколение под влиянием внешних воздействий и закрепляются путем естественного отбора (удачные, полезные для организма действия наследственно закрепляются, а вредные не повторяются и потому утрачиваются). В основе инстинктов как действий, передающихся по наследству, лежат безусловные рефлексы. Поэтому инстинкты лишь незначительно изменяются в личном опыте животного. Так как инстинкты вырабатывались на протяжении жизни многих поколений, они вполне отвечают определенным внешним условиям жизни. При изменении этих условий инстинкт все равно побуждает животное действовать обычным образом, несмотря на то что теперь эти действия оказываются явно нецелесообразными. Если проткнуть пчелиные соты, пчела будет по-прежнему носить в них мед. Когда один естествоиспытатель вытащил из норки роющей осы лежащего там парализованного сверчка, оса все равно заделала вход в норку, хотя могла видеть, что там никого нет. У птицы гагарки отодвинули в сторону яйца, на которых она сидела. Вернувшись в гнездо, она уселась на прежнее, теперь пустое место, не обращая внимания на лежащие рядом яйца. Бобры часто строят плотины на тех водоемах, где уровень воды остается неизменным и, следовательно, нет необходимости сооружать для нее заграждения. Инстинктивное поведение является основной формой психической деятельности у беспозвоночных, рыб, птиц, а также и у других животных. Инстинкты есть и у человека. Однако у людей эти действия обычно подчиняются интеллекту — разуму. Навыки животных Многие формы поведения животных являются не наследственными, а приобретенными при жизни, в личном опыте. Такие действия, которые постепенно выработались в результате повторения данной деятельности, принято называть навыками. Физиологической основой их являются условные рефлексы. Чем выше стоит животное по развитию нервной системы, тем более сложные навыки оно может приобрести. Навык представляет собой более пластичную форму поведения по сравнению с инстинктом, т. е. он может изменяться под влиянием внешних условий. Вырабатывается навык постепенно, в результате многократных повторений правильно выполненных действий. Иззестный дрессировщик Владимир Дуров, подкрепляя пищей желательные движения животных, вырабатывал у них навыки сложных действий. На его знаменитой железной дороге обезьяна была машинистом, поросята — кондукторами, белые крысы и кролики — пассажирами. Примером выработки у животных навыка могут служить и опыты, проведенные над крысами, помещенными в клетку с проволочным полом. Через него пускали электрический ток, вызывавший у животного болевые ощущения. После нескольких опытов крыса, толкаясь о выходную дверцу, научилась открывать ее и стала благополучно убегать из клетки. Интеллектуальное поведение животных Высшие представители животного мира (из живущих на суше — человекообразные обезьяны, из морских животных — дельфины) выполняют сложные действия, которые можно назвать интеллектуальным поведением. Оно обусловлено более высокой формой психической деятельности, осуществляемой в таких жизненных условиях, когда врожденные инстинкты и выработанные навыки оказываются недостаточными. Вот примеры некоторых опытов над животными. Около клетки с обезьяной лежит банан — ее любимое лакомство. Животное пытается достать его, но это не удается. Обезьяна замечает лежащую недалеко палку, берет ее и с помощью палки пододвигает банан ближе и достает его. В другом опыте палка, взятая обезьяной, оказалась коротка. Рядом лежали другие палки. Обезьяна начала манипулировать (производить разные движения) с ними. Палки были бамбуковые, полые внутри. Случайно обезьяна вставила одну из них в другую. Получилась длинная палка, которой обезьяна и подтолкнула к себе плод. К потолку клетки подвесили банан. Обезьяна, подпрыгивая, пыталась достать его, но это оказалось невозможным. Оглядевшись кругом, она увидела ящик, подтащила его и с него дотянулась до банана. В другой раз плод подвесили так, что и с ящика обезьяна не могла его достать. Рядом находились другие ящики. Обезьяна догадалась поставить их друг на друга и, встав на верхний ящик, достала банан. Какими бы умными ни казались эти животные, нетрудно убедиться в большой ограниченности их мышления. Наблюдались такие случаи. На плоту помещали лакомство, но огонь мешал обезьяне взять любимый плод. Она видела, как люди тушили огонь водой, которую наливали из бачка. На соседнем плоту обезьяна увидела этот сосуд. Чтобы перебраться туда, она составила из бамбуковых палок длинные шесты и перешла на плот, налила воды в кружку и, вернувшись назад, залила огонь. Почему же обезьяна не воспользовалась водой, которая была рядом? Дело в том, что обезьяна не умеет обобщать: всякая вода гасит огонь, обезьяна же видела только, как его гасят водой из бачка. Все это говорят о том, что, пытаясь решить интеллектуальную задачу, обезьяна не видит всех условий, необходимых для решения, а замечает только некоторые из них. В этом одна из причин ограниченности мышления высших животных. В то время как человек обычно решает задачу, логически рассуждая, делая необходимые выводы, животные находят правильное решение случайно, часто действуя методом проб и ошибок. |