ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Цели и мотивы деятельности Деятельность человека характеризуется наличием цели, которую он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности, а есть только отдельные случайные действия. Бывает, что человек сделал что-то, не ставя перед собой определенной цели. Так, сгоряча он совершил поступок, о котором потом сожалел. Результат поступка оказался нежелательным. В этом случае действия человека не имели характера деятельности, а представляли собой так называемый импульсивный поступок. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, т. е. побуждения к ней, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Таким образом, мотив — причина, побуждающая к деятельности, а цель — это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу. Цель не всегда совпадает с мотивом. Но важно, чтобы цель стала мотивом деятельности. Тогда у человека возникает стремление как можно лучше выполнить свою задачу. Это становится его потребностью. В процессе деятельности перед человеком обычно стоит не одна цель, а целая система подчиненных друг другу целей. Если школьник решает пример по алгебре, то ближайшая его цель — выполнить действия так, чтобы получить правильный ответ. Но за этой непосредственной задачей стоит стремление научиться алгебраическим преобразованиям. Данная цель подчиняется, в свою очередь, более широкой задаче — изучить математику. Но и это не является конечной целью школьника. За этой задачей стоит более общая, главная цель — стремление юноши стать образованным человеком и знающим специалистом, строителем и членом коммунистического общества. В этой системе одни из целей являются ближайшими, другие — более отдаленными. Точно так же и мотивы деятельности бывают близкими, или короткими, и далекими. Если человек руководствуется только короткой мотивацией, то у него может не быть перспективы в деятельности. Это говорит об ограниченности его интересов или отсутствии необходимой принципиальности. Люди, которые руководствуются только ближайшими мотивами, обычно ставят перед собой и примитивные цели (удовлетворить свои материальные потребности, получить удовольствие). Эти люди, как правило, не склонны отказывать себе в чем-либо, они не привыкли преодолевать большие трудности. Человек, который руководствуется далекой мотивацией, рассматривает ближайшие цели только как необходимый этап, как ступень на пути к достижению главной цели своей деятельности. Трудности не побуждают таких людей отказываться от работы, отдельные неудачи не ослабляют, а только усиливают их стремление к решению поставленной задачи, которая нередко является целью всей жизни. Недаром И. П. Павлов среди причин, побуждающих его к деятельности, указал на существование трудностей на пути к поставленной цели. Любая деятельность человека представляет собой сложную структуру психофизиологических процессов. Простейшими составными элементами ее являются движения, которые мы постоянно совершаем, находясь в состоянии бодрствования. Отдельные движения, совершаемые человеком, объединяются в сложные комплексы, составляющие действия. Так, чтобы сделать стол или нарисовать картину, человек совершает большое число весьма разнообразных мышечных движений. Но разрозненные движения и даже действия — это еще не деятельность. Только совокупность действий, объединенных единой целью, можно назвать деятельностью. Она характеризуется определенной длительностью. Когда речь идет о педагогической деятельности, под него разумеется не однократное действие учителя, а его повседневный, систематический труд в школе, который составляется из ряда поступков и действий педагога, совершаемых им в течение продолжительного времени. Всякая деятельность включает ряд компонентов (составных частей). Например, процесс такого вида учебной деятельности школьника, как написание сочинения, включает постановку задачи. Она выражается в теме, на которую должно быть написано сочинение. Далее необходимо наметить план работы, продумать каждую часть, подобрать материал (из книг, из личного опыта и т. п.), изложить свои мысли в письменном виде. Затем ученик перечитывает написанное, исправляет стилистические и орфографические ошибки, особое внимание обращает на логическое построение работы, правильность и точность выводов. Подобную структуру: постановку цели (задачи), планирование работы, выбор наиболее целесообразных ее приемов, выполнение деятельности, проверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов — имеют и многие другие виды человеческой деятельности. По мере развития деятельности (в связи с овладением ею или решением поставленных задач) ее структура меняется. Несложная деятельность может входить позднее как составная часть в более сложную. Так, если у первоклассника процесс письма — самостоятельная деятельность, то у человека, овладевшего им, письмо становится компонентом более сложной деятельности (учения, творческого труда и т. д.). Напротив, сложная структура деятельности может упрощаться в связи с овладением умениями и навыками ее выполнения. Человеческая деятельность протекает в теоретической и практической форме. Примером теоретической деятельности может служить работа ученого, математика или физика, который фиксирует общие закономерности явлений в виде формул, правил, схем, таблиц и т. п. Примером практической деятельности может быть также работа физика, но изучающего предметы и явления природы путем наблюдения и эксперимента. Практика чаще всего представляет собой материально-производствейную деятельность, направленную непосредственно на производство средств существования для человеческого общества и на производство средств производства. Но почти в любой деятельности можно найти компоненты и теоретической и практической деятельности. В структуре деятельности такие компоненты, как постановка цели, планирование, выбор приемов работы, могут быть отнесены к теоретической, а остальные элементы — к практической деятельности. В труде рабочего у станка тоже есть элементы практических и теоретических действий. Рабочий обдумывает процесс деятельности, планирует ее, находит лучшие приемы, вносит рационализаторские предложения, а не просто механически обрабатывает детали. Теория строится на основе практики, ио нередко и сама предваряет ее. В истории науки есть немало фактов, когда ученые на основе чисто теоретических расчетов строили гипотезы, которые не сразу подтверждались конкретными наблюдениями и экспериментами. Так, Д. И. Менделеев предположил существование нового химического элемента и описал его свойства задолго до того, как этот элемент был открыт в лаборатории. По этому поводу Энгельс писал: «Менделеев доказал, что в рядах сродных элементов, расположенных по атомным весам, имеются различные пробелы, указывающие на то, что здесь должны быть еще открыты новые элементы. Он наперед описал общие химические свойства одного из этих неизвестных элементов... Несколько лет спустя Лекок де Буабодран действительно открыл этот элемент...». Марксистская психологическая наука рассматривает теоретическую и практическую деятельность, в тесной связи и взаимодействии друг с другом. Теоретическая деятельность, как и теоретическое мышление, исходит из данных чувственного познания (ощущений, восприятий) и практической деятельности. Без практики нет и не может быть правдивой, научной теории. Вместе с тем теоретическая деятельность служит нуждам практики, освещает ее путь и проверяется ею. Вырастая на основе практической работы, теория оказывает на нее огромное влияние, совершенствует ее, дает возможность глубже понимать явления природы, их связь, предвидеть пути их дальнейшего развития. Благодаря теории и практике деятельность человека становятся глубоко сознательной, а потому и наиболее успешной. Но успех деятельности зависит не только от того, в какой степени осознал человек и цель и приемы работы, но и от его волевой собранности, от его отношения к деятельности, выражаемого в чувствах. Если человек увлечен работой, горячо переживает ее успехи и неудачи, умеет мобилизовать себя на труд, то его деятельность будет плодотворной. Большую роль играет чувство долга перед обществом, которому подчинена сознательная деятельность человека. Виды деятельности Деятельность людей очень разнообразна. Чтобы существовать, имея все необходимое для материальной и духовной жизни, человек должен хорошо ориентироваться в окружающем мире, иметь верные представления о природе, об обществе, усвоить опыт окружающих людей и прежних поколений, ему необходимо искать и думать, узнавать, исследовать, словом, заниматься познавательной деятельностью. Органы чувств и мозг дают возможность человеку воспринимать окружающий мир, сохранять в памяти усвоенное, воспроизводить (вспоминать) его, мыслить и т. п. Поэтому психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение — это все проявление познавательной деятельности человека. Огромное значение в жизни человека имеет также речевая деятельность (в форме устной и письменной речи), благодаря которой люди сообщают друг другу необходимые сведения, обмениваются опытом и т. п. Но человек не мог бы существовать, если бы он только познавал мир. Совершенно необходимыми для существования являются материальные (пища, одежда, жилище) и духовные ценности (произведения искусства), без которых не может быть нормальной жизни человека. Материальные и духовные ценности создаются в процессе трудовой деятельности, которая осуществляется в форме физической и умственной работы. Но чтобы иметь знания об окружающем мире и уметь преобразовывать его для удовлетворения своих потребностей, человек с юных лет должен заниматься учебной деятельностью. Труд и учение будут протекать успешно, если человек физически и психически подготовлен для них и состояние его организма позволяет заниматься ими в должной степени. Для такой подготовки к жизни большое значение имеет игровая деятельность детей. Для укрепления сил человека необходимы и занятия физической культурой. И наконец, важной формой деятельности человека является общение людей друг с другом. Оно проявляется не только в речи, но и в других формах деятельности, например в занятиях искусством. Художник рисует картину не только для себя, композитор создает музыкальное произведение, а пианист исполняет его не для удовлетворения лишь своей потребности творить и музицировать. Их деятельность дает радость тысячам других людей, которые через художественное творчество вступают в общение с его авторами, знакомятся с миром их идей и образов. Человек как социальное существо живет и действует в обществе, и потому его деятельность подчинена обществу, служит в той или иной мере удовлетворению общественных потребностей. И в подлинно сознательной деятельности личные мотивы сливаются с общественными целями. Вопросы для повторения 1. Что называется деятельностью? 2. Чем она отличается от поведения животных? 3. Что такое мотивы и цели деятельности? 4. Каково взаимоотношение между ними? 5. В чем разница между близкой и далекой мотивацией? 6. Укажите основные компоненты деятельности. 7. В чем заключается теоретическая и практическая деятельность? 8. Дайте сравнительную характеристику основных видов деятельности. Понятие о навыках Как уже говорилось, любые действия человека состоят из движений и выполняются, как правило, осознанно. Однако не все наши движения совершаются под контролем сознания (вспомните о непроизвольных действиях). В нашей произвольной деятельности некоторые движения совершаются почти неосознанно. Так, когда человек идет или бежит, он обычно не задумывается, как поднимать ноги, как сгибать колени, а делает это автоматически. Когда мы пишем, мы не думаем, как написать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился писать. Нам объясняли, каким образом надо держать в руке ручку, как проводить линии и т. д. Мы не родились с готовыми навыками ходьбы, письма и других действий, а научились выполнять соответствующие движения путем упражнений. Автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, называются навыками. Навыки характеризуются тем, что действия выполняются легко и быстро, как бы сами собой, с меньшим участием сознания и с наименьшей затратой сил. Опытный мастер лучше работает и меньше устает, чем начинающий работник. Пианист играет на рояле. Его руки быстро бегают по-клавишам, он не задумывается над тем, в какой момент и куда ставитьтот или иной палец. Получается впечатление, что эти движения он совершает без участия сознания. Однако его игра в целом все время остается сознательной. Когда навык выработан, контроль над отдельными движениями почти отсутствует. Полный контроль со стороны сознания иногда может даже помешать выполнить действие. Когда человек учится плавать каким-нибудь стилем, он следит за правильностью движений. Но если он научился быстро плавать и теперь старается каждое движение контролировать, это вредно отражается на скорости. Но общий контроль за всей деятельностью, как бы механически ни выполнялись отдельные компоненты, у нас остается, хотя мы и сами часто этого не замечаем. Так, идя по ровной дороге и не осознавая, какие движения совершают наши ноги, мы, едва заметив неровности пути, начинаем ступать осторожнее, обходя любое препятствие, которое встречается на дороге. Навыки входят почти во все виды нашей деятельности и составляют подавляющую часть всяких движений, которые мы совершаем. Некоторые психологи предполагают, что около 90% всего, что человек делает, он выполняет благодаря выработанным навыкам. Они не только облегчают труд, но и открывают возможности для творческой работы, освобождают нас от необходимости следить за менее сложными действиями. Так, ученик, пишущий сочинение, мало мог бы думать над его содержанием, если бы из-за отсутствия соответствующего навыка был принужден следить за техникой написания каждой буквы, каждого слова. Физиологическими основами навыков являются образующиеся в коре мозга в результате повторных движений сложные условные рефлексы, системы временных связей, при которых одно возбуждение вызывает, как по цепочке, серию других возбуждений. Эти системы связей И. П. Павлов, как известно, назвал динамическими стереотипами. Выработка навыков зависит от деятельности не только коры, но и подкорки. Управление автоматизированным навыком осуществляется подкорковыми нервными центрами. Однако контроль за действием остается за корой больших полушарий. |