ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | КОММУНАЛЬНЫЙ ШУМ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ И ПРОФИЛАКТИКА 14 страница Следующий показатель, характеризующий освещение,— освещенность. Освещенностью называют поверхностную плотность светового потока. Единицей освещенности является 1 люкс — освещенность поверхности 1 м2, на которую падает и равномерно распределяется световой поток в один люмен. Люмен — световой поток, который испускается полным излучателем (абсолютно черным телом) при температуре затвердения платины с площади 0,53 мм2. Освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния между источником света и освещаемой поверхностью. Поэтому, чтобы экономно создать высокую освещенность, приближают источник к освещаемой поверхности (местное освещение). Освещенность определяют люксметром. Необходимо подчеркнуть, что шкала люксов обычная, не логарифмическая, как шкала децибел, а зрительное ощущение (видимость) зависит от логарифма освещенности. Из этого следует, что если освещенность возрастает в 2 раза (например, с 30 лк до 60 лк), то видимость усилится не в 2 раза, а в 1 + lg 2, т. е. примерно в 1,3 раза. Гигиеническое нормирование освещенности сложно, так как она влияет на функцию центральной нервной системы и на функцию глаза. Эксперименты показали, что с увеличением освещенности до 600 лк значительно улучшается функциональное состояние центральной нервной системы; дальнейшее увеличение освещенности до 1200 лк в меньшей мере, но также улучшает ее функцию, освещенность выше 1200 лк почти не оказывает влияния. Таким образом, везде, где работают люди, желательна освещенность порядка 1200 лк, минимум 600 лк. Эти данные подтвердились наблюдениями на производствах (СССР, ФРГ, США) в условиях, когда рабочим предоставлялся свободный выбор освещенности. Исследовалось также влияние освещенности на зрительную функцию глаза при различной величине рассматриваемых предметов. При этом учитывалось влияние освещенности на разные функции глаза (остроту зрения, контрастную чувствительность, устойчивость ясного видения, быстроту различения и др.), производительность труда и утомляемость глаза. В результате установлены следующие нормативы. Если рассматриваемые детали имеют размер менее 0,1 мм нужна освещенность 400—1500 лк1, 0,1—0,3 мм — 300— 1000 лк, 0,3—1 мм —200—500 лк, 1 мм— 10 мм —100—150 лк, более 10 мм— 50— 100 лк. Нормативы приведены для освещения лампами накаливания. При этих нормативах освещенность достаточна для функции зрения, но в ряде случаев она менее 600 лк, т. е. недостаточна с психофизиологической точки зрения. Поэтому при освещении люминесцентными лампами (поскольку они экономичней) все перечисленные нормы увеличиваются в 2 раза и тогда 1 Первая цифра при хорошем контрасте (например, черное на белом фоне), вторая при плохом (например, серое на зеленом). освещенность приближается к оптимальной и в психофизиологическом отношении. При письме и чтении (школы, библиотеки, аудитории) освещенность на рабочем месте должна быть не менее 300 (150) лк1, в жилых комнатах 75 (30), кухнях 100 (30). Для характеристики освещения большое значение имеет яркость. Яркость — сила света, излучаемого с единицы поверхности. Фактически при рассматривании предмета мы видим не освещенность, а яркость. Поэтому и следовало бы нормировать не освещенность, а яркость, к чему будут постепенно переходить. Единица яркости — кандела на квадратный метр (кд/м2) — яркость равномерно светящей плоской поверхности, излучающей в перпендикулярном направлении с каждого квадратного метра силу света, равную одной канделе. Яркость определяют яркомером. При рациональном освещении в поле зрения человека не должно быть ярких источников света или отражающих поверхностей. Если рассматриваемая поверхность чрезмерно яркая, то это негативно отразится на работе глаза: появляется ощущение зрительного дискомфорта (с 2000 кд/м2), падает производительность зрительной работы (с 5000 кд/м2), вызывает слепимость (с 32 000 кд/м2) и даже болевое ощущение (с 160 000 кд/м2). Оптимальная яркость рабочих поверхностей — несколько сот кд/м2. Допустимая яркость источников освещения, находящихся в поле зрения человека, желательна не более 1000—2000 кд/м2, а яркость источников, редко попадающих в поле зрения человека, не более 3000—5000 кд/м2. 1 Первая цифра при освещении люминесцентными лампами, вторая—лампами накаливания. | Освещение должно быть равномерным и не создавать теней. Если в поле зрения человека часто меняется яркость, то наступает утомление мышц глаза, принимающих участие в адаптации (сужение и расширение зрачка) и синхронно с ней происходящей аккомодации (изменение кривизны хрусталика). Равномерней должна быть освещенность по помещению и на рабочем месте. На расстоянии 5 м пола помещения отношение наибольшей освещенности к наименьшей не должно превышать 3:1, на расстоянии 0,75 м рабочего места — не больше 2:1. Яркость двух соседних по- верхностей (например, тетрадь — парта, школьная доска — стена, рана — операционное белье) не должна отличаться больше, чем 2 : 1—3 : 1. По этим и другим соображениям во многих операционных цвет окружающего рану операционного белья заменен с белого на зеленый. Из соображений равномерности освещения в производственных помещениях запрещается применять одноместное освещение. Освещенность, создаваемые общим освещением, должна быть не менее 10% величины, нормируемой при комбинированном, но не менее 50 лк при лампах накаливания и 150 лк при люминесцентных лампах. Естественное освещение. Солнце является мощным источником света, освещенность вне помещений обычно порядка десятков тысяч люкс. В правильно устроенных жилых и больничных зданиях освещенность помещений (у внутренней стены) составляет от 0,5% до 2,5% от наружной, следовательно летом она достигает нескольких сот люкс. Достоинством естественного освещения является, кроме того, благоприятный спектральный состав. Для хорошего дневного освещения площадь окон должна соответствовать площади помещений. Поэтому распространенным способом оценки естественного освещения помещений является геометрический, при котором вычисляют так называемый световой коэффициент, т. е. отношение застекленной площади окон к площади пола. Чем больше величина светового коэффициента, тем лучше освещение. Для жилых помещений световой коэффициент должен быть не меньше 1/6— 1/8, для классов и больничных палат 1/5— 1/6, для операционных 1/2—1/4, для подсобных помещений 1/10—1/12. Однако световой коэффициент дает только ориентировочное представление о дневном освещении, поскольку оно зависит еще от светового климата местности, глубины комнаты, величины видимой через окна части небосвода, окраски стен, расположения окон и ориентации их по сторонам света. Эти условия надо дополнительно учитывать при оценке естественного освещения жилища геометрическим методом. Более совершенным является светотехнический метод. При этом методе определяют коэффициент естественной освещенности (КЕО). КЕО = Еп:Ео ∙ 100%, где Еп — освещенность (в лк) точки, находя- щейся внутри помещения в 1 м от стены, противоположной окну, Ео — освещенность (в лк) точки, расположенной вне помещения, при условии ее освещения рассеянным светом (сплошная облачность) всего небосвода. Таким образом, КЕО определяется как отношение освещенности внутри помещения к одновременной освещенности вне помещения, выраженное в процентах. Для жилых помещений КЕО должен быть не менее 0,5%, для больничных палат — не менее 1 %, для школьных классов— не менее 1,5%, для операционных— не менее 2,5%. Искусственное освещение. Основными источниками искусственного освещения являются лампы накаливания и газоразрядные люминесцентные. Рис. 45. Осветительная арматура для ламп накаливания: | 1 — светильник прямого света; 2 — светильник прямого к частичного рассеянного света; 3 — молочный шар (светильник равномерно рассеянного света); 4 — люцерна (светильник преимущественно отраженного света); 5 — светильник рассеянного света. | Лампа накаливания — удобный и безотказный источник света. Ее недостатком является небольшая светоотдача; на 1 Вт затраченной электроэнергии можно получить 10—20 лм. Спектр ее излучения отличается от спектра белого дневного света меньшим содержанием синего и фиолетового излучений и большим — красного и желтого. Поэтому в психофизиологическом отношении излучение приятное, теплое. В отношении зрительной работы свет лампы накаливания уступает дневному лишь при необходимости рассматрива- ния очень мелких деталей. Он непригоден в тех случаях, когда требуется хорошее цветоразличение. Поскольку поверхность нити накала ничтожно мала, яркость ламп накаливания значительно превышает ту, которая слепит. Для борьбы с яркостью применяют защищающую от ослепляющего действия прямых лучей света осветительную арматуру и подвешивают светильники вне поля зрения людей. Различают осветительную арматуру прямого света, отраженного, полуотраженного и рассеянного (рис. 45). Арматура прямого света направляет свыше 90% света лампы на освещаемое место, обеспечивая его высокую освещенность. В то же время создается значительный контраст между освещенными и неосвещенными участками помещения. Образуются резкие тени, и не исключено ослепляющее действие. Эта арматура применяется для освещения вспомогательных помещений и санитарных узлов. Арматура отраженного света характеризуется тем, что лучи от лампы направляются на потолок и на верхнюю часть стен. Отсюда они отражаются и равномерно, без образования теней, распределяются по помещению, освещая его мягким рассеянным светом. Этот вид арматуры создает наиболее приемлемое с гигиенической точки зрения освещение, но оно не экономично, так как при этом теряется свыше 50% света. Поэтому для освещения жилищ, классов, палат часто применяют более экономную арматуру полуотраженного и рассеянного света. При этом часть лучей освещает помещение, пройдя через молочное или матовое стекло, а часть — после отражения от потолка и стен. Подобная арматура создает удовлетворительные условия освещения, она не слепит глаза и при ней не образуется резких теней. Люминесцентная лампа представляет собой трубку из обычного стекла, внутренняя поверхность которой покрыта люминофором. Трубка заполнена парами ртути, с обеих концов ее впаяны электроды. При включении лампы в электрическую сеть между электродами возникает электрический ток («газовый разряд»), генерирующий ультрафиолетовое излучение. Под воздействием ультрафиолетовых лучей начинает светиться люминофор. Путем подбора люминофоров изготавли- * Рис. 46. Осветительная арматура для люминесцентных ламп. | вают люминесцентные лампы с различным спектром видимого излучения. Наиболее часто применяют лампы дневного света (ЛД), лампы белого света (ЛБ) и тепло-белого света (ЛТБ). Спектр излучения лампы ЛД приближается к спектру естественного освещения помещений северной ориентации. При нем глаза утомляются наименьше даже при рассматривании деталей небольшого размера. Лампа ЛД незаменима в помещениях, где требуется правильное цветоразличение. Недостатком лампы является то, что кожа лица людей выглядит при этом свете, богатом голубыми лучами, нездоровой, цианотичной, из-за чего эти светильники не применяют в больницах, школьных классах и ряде подобных помещений. По сравнению с лампами ЛД спектр ламп ЛБ богаче желтыми лучами. При освещении этими лампами сохраняется высокая работоспособность глаза и лучше выглядит цвет кожи лица. Поэтому лампы ЛБ применяют в школах, аудиториях, жилищах, палатах больниц и т. п. Спектр ламп ЛТБ богаче желтыми и розовыми лучами, что несколько снижает работоспособность глаза, но значительно оживляет цвет кожи лица. Эти лампы применяют для освещения вокзалов, вестибюлей ки-. нотеатров, помещений метро и т. п. Разнообразие спектра является одним из гигиенических преимуществ этих ламп. Светоотдача люминесцентных ламп в 3—4 раза больше ламп накаливания (с 1 Вт 30—80 лм), поэтому они экономичней. Яркость люминесцентных ламп 4000— 8000 кд/м2, т. е. выше допустимой. Поэто му и их применяют с защитной армату рой (рис. 46). При многочисленных сравни тельных испытаниях с лампами, накали вания на производстве, в школах, аудито риях объективные показатели, характери- зующие состояние нервной системы, утом ление . глаза, работоспособность, почти всегда свидетельствовали о гигиеническом преимуществе люминесцентных ламп. Однако для этого требуется квалифици рованное применение их. Необходим пра вильный выбор ламп по спектру в зави симости от назначения помещения. Если при люминесцентных лампах освещен ность ниже 75—150 лк, то наблюдается «сумеречный эффект», т. е. освещенность воспринимается как недостаточная даже при рассматривании крупных деталей. По этому при люминесцентных лампах осве щенность должна быть не ниже 75—150 як". Кроме того, при рассматривании движу щегося или вращающегося предмета при люминесцентном освещении может возни кать «стробоскопический эффект», заклю чающийся в появлении множественных контуров рассматриваемого предмета. Для устранения стробоскопического эффекта люминесцентные лампы включают в.... раз ные фазы или применяют специальные схе мы со сдвигом фаз. При неисправности дросселей люминесцентные лампы излуча ют пульсирующий свет или шумят. РАЗДЕЛ III ГИГИЕНА ПИТАНИЯ Гигиена питания — отрасль гигиенической науки, разрабатывающая основы рационального, здорового питания населения. Питание является основной биологической потребностью человека. И. П. Павлов учил, что древнейшей и существеннейшей связью живого организма с окружающей природой является связь через пищу. Рациональное, полноценное в количественном и качественном отношении питание наряду с другими условиями социальной среды обеспечивает оптимальное развитие человеческого организма, его физическую и умственную работоспособность, выносливость и широкие адаптационные возможности. Известно, что полноценное питание с оптимальным содержанием пищевых веществ оказывает благоприятное влияние на иммунобиологический статус организма и повышает его устойчивость к инфекционным агентам и токсическим веществам. На этом принципе основаны разработанные в Институте питания АМН СССР рационы лечебно-профилактического питания для лиц, контактирующих с токсическими веществами и другими профессиональными вредностями. Применяя качественно различные пищевые рационы, можно существенно влиять на функции отдельных органов и физиологических систем, в связи с чем диетпитание является важнейшим фактором в системе профилактических и лечебных мероприятий. Экспериментальные исследования доказали, что рациональное питание способствует активному долголетию. С другой стороны, неправильное, нерациональное и недостаточное питание отрицательно сказывается на росте и развитии организма, его работоспособности и значительно снижает устойчивость человека к токсическим, инфекционным и дру- гим агентам, нарушает межуточный обмен веществ, ведет к преждевременному старению, гипо- и авитаминозам, заболеваниям крови, печени, поджелудочной, щитовидной железы и других органов. Полагают, что нарушения обмена веществ в организме играют значительную роль в патогенезе нервных и психических заболеваний. Неправильное питание в течение продолжительного времени является одной из причин заболевания желудка и кишок. Нерациональное питание ухудшает течение заболеваний и замедляет выздоровление. Несоблюдение санитарных правил в процессе производства продуктов питания, их хранения и транспортирования, а также в процессе приготовления пищи на предприятиях общественного питания или в домашних условиях может стать причиной пищевых отравлений, инфекционных заболеваний и гельминтозов. Игнорирование мер по охране сельскохозяйственных продуктов от загрязнения ядохимикатами, применяемыми в агротехнике, может привести к хроническим, а иногда даже к острым интоксикациям среди населения, употребляющего эти пищевые продукты. В последнее время гигиенисты и токсикологи много внимания уделяют научной оценке различных пищевых добавок и примесей (консерванты, красители, ароматизаторы, эмульгаторы и др.), запрещая применение тех, которые, поступая в организм, хотя и в небольших количествах, но продолжительное время, могут вызвать хроническую интоксикацию, оказать аллергенное, а иногда даже мутагенное или канцерогенное действие. По мнению видного гигиениста ГДР Хорна, от 30 до 40% всех заболеваний прямо или косвенно связаны с недостатками питания. Качественный и количественный харак- тер питания населения определяется прежде всего социальными условиями жизни общества. Недоедание и полуго-лодное существование — удел значительной части трудящихся в странах капитализма. Особенно плохое питание у населения развивающихся стран, недавно освободившихся от колониального ига. Голодание и недоедание сотен миллионов людей буржуазные социологи пытаются объяснить возрастающими темпами увеличения численности народонаселения («демографический взрыв»). Так ли это? Действительно, если в начале новой эры на Земле было около 200 млн. человек, то в XV в. насчитывалось около 400 млн., в в 1800 г.—900 млн., в 1900 г.— 1600 млн., в 1970- г.— 3600 млн., в 1975 г.—около 4000 млн. человек. По прогнозам советских демографов, к концу XX в. численность населения достигнет 6 млрд., а к середине XXI в.— 9 млрд. человек. Но в то же время подсчеты специалистов свидетельствуют о том, что при рациональном использовании земельного фонда (орошение, оптимальное удобрение, селекция сельскохозяйственных культур, передовая агрохимия и др.) и Мирового океана нашей планеты ее продовольственный потенциал гложет обеспечить питанием 20—30 млрд., человек (В. В. Покшишев-ский). Следовательно, причины недостатка продовольствия в современном капиталистическом мире кроются не в перенаселении. Исторический опыт показал, что решение проблемы рационального питания всего населения возможно в социалистическом государстве, где обеспечение населения достаточным по количеству и хорошим по составу питанием является одной из важнейших забот Коммунистической партии и Советского государства. В материалах майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС важное место отводится продовольственной программе. Ее выполнение — одна из важнейших задач одиннадцатой пятилетки, о чем с особой силой подчеркивается в принятых XXVI съездом Коммунистической партии Советского Союза Основных направлениях экономического и социального развитая СССР на 1981—1985 годы я на период до 1990 года. В нашей стране впервые в истории человечества в государственном масштабе поставлена задача достигнуть такого уровня потребления народом продуктов питания, который исходит из научно обоснованных норм питания, требующихся для всестороннего, гармонического развития здорового человека. Крупнейшие гигиенисты прошлого А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман и их талантливые современники В. В. Пашу-тин, А. Я. Данилевский, Н. И. Лунин и др. заложили прочный фундамент гигиены питания как научной дисциплины, а многие советские ученые — гигиенисты, физиологи, биохимики — способствовали ее успешному дальнейшему развитию (Г. В. Хлопин, М. Н. Шатерников, Б. А. Лавров, О. П. Молчанова, А. А. Покровский и др.). Современная советская наука о питании базируется на передовом, материалистическом учении о физиологии пищеварения, разработанном И. П. Павловым. Это учение заложило теоретические основы и гигиены питания. Разработка научно обоснованных величин, характеризующих потребности отдельных групп населения в основных пищевых веществах, в условиях социалистического общества приобрела несравненно большее значение, чем в капиталистических странах. Полученные данные служат не только для ориентации медиков, работников общественного питания и населения в вопросах рационального питания, но и используются государственными органами в качестве важнейшей научной предпосылки для планирования пропор-' ционального развития различных отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности. Плановое социалистическое хозяйство, опираясь на науку о питании, открывает широкие перспективы в деле дальнейшего улучшения питания населения. |