МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

КОММУНАЛЬНЫЙ ШУМ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ И ПРОФИЛАКТИКА 14 страница





Следующий показатель, характеризую­щий освещение,— освещенность. Освещен­ностью называют поверхностную плотность светового потока. Единицей освещенности является 1 люкс — освещенность поверх­ности 1 м2, на которую падает и равно­мерно распределяется световой поток в один люмен. Люмен — световой поток, ко­торый испускается полным излучателем (абсолютно черным телом) при температу­ре затвердения платины с площади 0,53 мм2. Освещенность обратно пропорцио­нальна квадрату расстояния между источ­ником света и освещаемой поверхностью. Поэтому, чтобы экономно создать высокую освещенность, приближают источник к


освещаемой поверхности (местное освеще­ние). Освещенность определяют люкс­метром. Необходимо подчеркнуть, что шка­ла люксов обычная, не логарифмическая, как шкала децибел, а зрительное ощуще­ние (видимость) зависит от логарифма освещенности. Из этого следует, что если освещенность возрастает в 2 раза (на­пример, с 30 лк до 60 лк), то видимость усилится не в 2 раза, а в 1 + lg 2, т. е. примерно в 1,3 раза.

Гигиеническое нормирование освещен­ности сложно, так как она влияет на функ­цию центральной нервной системы и на функцию глаза. Эксперименты показали, что с увеличением освещенности до 600 лк значительно улучшается функциональное состояние центральной нервной системы; дальнейшее увеличение освещенности до 1200 лк в меньшей мере, но также улуч­шает ее функцию, освещенность выше 1200 лк почти не оказывает влияния. Та­ким образом, везде, где работают люди, желательна освещенность порядка 1200 лк, минимум 600 лк. Эти данные подтверди­лись наблюдениями на производствах (СССР, ФРГ, США) в условиях, когда ра­бочим предоставлялся свободный выбор освещенности.

Исследовалось также влияние освещен­ности на зрительную функцию глаза при различной величине рассматриваемых предметов. При этом учитывалось влияние освещенности на разные функции глаза (остроту зрения, контрастную чувствитель­ность, устойчивость ясного видения, быст­роту различения и др.), производитель­ность труда и утомляемость глаза. В ре­зультате установлены следующие норма­тивы. Если рассматриваемые детали име­ют размер менее 0,1 мм нужна освещен­ность 400—1500 лк1, 0,1—0,3 мм — 300— 1000 лк, 0,3—1 мм —200—500 лк, 1 мм— 10 мм —100—150 лк, более 10 мм— 50— 100 лк. Нормативы приведены для освеще­ния лампами накаливания. При этих нор­мативах освещенность достаточна для функции зрения, но в ряде случаев она ме­нее 600 лк, т. е. недостаточна с психофи­зиологической точки зрения. Поэтому при освещении люминесцентными лампами (по­скольку они экономичней) все перечислен­ные нормы увеличиваются в 2 раза и тогда

1 Первая цифра при хорошем контрасте (на­пример, черное на белом фоне), вторая при пло­хом (например, серое на зеленом).



освещенность приближается к оптималь­ной и в психофизиологическом отношении.

При письме и чтении (школы, библиоте­ки, аудитории) освещенность на рабочем месте должна быть не менее 300 (150) лк1, в жилых комнатах 75 (30), кухнях 100 (30).

Для характеристики освещения большое значение имеет яркость. Яркость — сила света, излучаемого с единицы поверхности. Фактически при рассматривании предмета мы видим не освещенность, а яркость. По­этому и следовало бы нормировать не освещенность, а яркость, к чему будут по­степенно переходить.

Единица яркости — кандела на квадрат­ный метр (кд/м2) — яркость равномерно светящей плоской поверхности, излучаю­щей в перпендикулярном направлении с каждого квадратного метра силу света, равную одной канделе. Яркость определя­ют яркомером.

При рациональном освещении в поле зрения человека не должно быть ярких источников света или отражающих по­верхностей. Если рассматриваемая поверх­ность чрезмерно яркая, то это негатив­но отразится на работе глаза: появляется ощущение зрительного дискомфорта (с 2000 кд/м2), падает производительность зрительной работы (с 5000 кд/м2), вызы­вает слепимость (с 32 000 кд/м2) и даже болевое ощущение (с 160 000 кд/м2). Опти­мальная яркость рабочих поверхностей — несколько сот кд/м2. Допустимая яркость источников освещения, находящихся в поле зрения человека, желательна не более 1000—2000 кд/м2, а яркость источников, редко попадающих в поле зрения человека, не более 3000—5000 кд/м2.


1 Первая цифра при освещении люминесцент­ными лампами, вторая—лампами накаливания.

Освещение должно быть равномерным и не создавать теней. Если в поле зрения че­ловека часто меняется яркость, то насту­пает утомление мышц глаза, принимающих участие в адаптации (сужение и расшире­ние зрачка) и синхронно с ней происходя­щей аккомодации (изменение кривизны хрусталика). Равномерней должна быть освещенность по помещению и на рабочем месте. На расстоянии 5 м пола помещения отношение наибольшей освещенности к на­именьшей не должно превышать 3:1, на расстоянии 0,75 м рабочего места — не больше 2:1. Яркость двух соседних по-


верхностей (например, тетрадь — парта, школьная доска — стена, рана — операци­онное белье) не должна отличаться боль­ше, чем 2 : 1—3 : 1. По этим и другим со­ображениям во многих операционных цвет окружающего рану операционного белья заменен с белого на зеленый. Из сообра­жений равномерности освещения в произ­водственных помещениях запрещается при­менять одноместное освещение. Освещен­ность, создаваемые общим освещением, должна быть не менее 10% величины, нор­мируемой при комбинированном, но не ме­нее 50 лк при лампах накаливания и 150 лк при люминесцентных лампах.

Естественное освещение. Солнце являет­ся мощным источником света, освещен­ность вне помещений обычно порядка де­сятков тысяч люкс. В правильно устроен­ных жилых и больничных зданиях осве­щенность помещений (у внутренней стены) составляет от 0,5% до 2,5% от наруж­ной, следовательно летом она достигает нескольких сот люкс. Достоинством есте­ственного освещения является, кроме того, благоприятный спектральный состав.

Для хорошего дневного освещения пло­щадь окон должна соответствовать пло­щади помещений. Поэтому распростра­ненным способом оценки естественного освещения помещений является геометри­ческий, при котором вычисляют так на­зываемый световой коэффициент, т. е. отношение застекленной площади окон к площади пола. Чем больше величина све­тового коэффициента, тем лучше освеще­ние. Для жилых помещений световой ко­эффициент должен быть не меньше 1/6— 1/8, для классов и больничных палат 1/5— 1/6, для операционных 1/2—1/4, для подсоб­ных помещений 1/10—1/12.

Однако световой коэффициент дает толь­ко ориентировочное представление о днев­ном освещении, поскольку оно зависит еще от светового климата местности, глу­бины комнаты, величины видимой через окна части небосвода, окраски стен, рас­положения окон и ориентации их по сторо­нам света. Эти условия надо дополнитель­но учитывать при оценке естественного ос­вещения жилища геометрическим методом.

Более совершенным является светотех­нический метод. При этом методе опреде­ляют коэффициент естественной освещен­ности (КЕО). КЕО = Епо 100%, где Еп — освещенность (в лк) точки, находя-


щейся внутри помещения в 1 м от стены, противоположной окну, Ео — освещен­ность (в лк) точки, расположенной вне помещения, при условии ее освещения рассеянным светом (сплошная облач­ность) всего небосвода. Таким образом, КЕО определяется как отношение осве­щенности внутри помещения к одновре­менной освещенности вне помещения, вы­раженное в процентах.

Для жилых помещений КЕО должен быть не менее 0,5%, для больничных па­лат — не менее 1 %, для школьных клас­сов— не менее 1,5%, для операционных— не менее 2,5%.

Искусственное освещение. Основными источниками искусственного освещения являются лампы накаливания и газораз­рядные люминесцентные.


Рис. 45. Осветительная арматура для ламп на­каливания:

1 — светильник прямого света; 2 — светильник прямо­го к частичного рассеянного света; 3 — молочный шар (светильник равномерно рассеянного света); 4 — люцерна (светильник преимущественно отраженного света); 5 — светильник рассеянного света.

Лампа накаливания — удобный и без­отказный источник света. Ее недостатком является небольшая светоотдача; на 1 Вт затраченной электроэнергии можно полу­чить 10—20 лм. Спектр ее излучения от­личается от спектра белого дневного света меньшим содержанием синего и фиолето­вого излучений и большим — красного и желтого. Поэтому в психофизиологиче­ском отношении излучение приятное, теплое. В отношении зрительной работы свет лампы накаливания уступает дневно­му лишь при необходимости рассматрива-


ния очень мелких деталей. Он неприго­ден в тех случаях, когда требуется хоро­шее цветоразличение. Поскольку поверх­ность нити накала ничтожно мала, яр­кость ламп накаливания значительно пре­вышает ту, которая слепит. Для борьбы с яркостью применяют защищающую от ослепляющего действия прямых лучей света осветительную арматуру и подвеши­вают светильники вне поля зрения людей.

Различают осветительную арматуру прямого света, отраженного, полуотра­женного и рассеянного (рис. 45). Армату­ра прямого света направляет свыше 90% света лампы на освещаемое место, обес­печивая его высокую освещенность. В то же время создается значительный контраст между освещенными и неосве­щенными участками помещения. Образу­ются резкие тени, и не исключено ослеп­ляющее действие. Эта арматура приме­няется для освещения вспомогательных помещений и санитарных узлов.

Арматура отраженного света характе­ризуется тем, что лучи от лампы направ­ляются на потолок и на верхнюю часть стен. Отсюда они отражаются и равно­мерно, без образования теней, распреде­ляются по помещению, освещая его мяг­ким рассеянным светом. Этот вид арма­туры создает наиболее приемлемое с ги­гиенической точки зрения освещение, но оно не экономично, так как при этом те­ряется свыше 50% света. Поэтому для освещения жилищ, классов, палат часто применяют более экономную арматуру по­луотраженного и рассеянного света. При этом часть лучей освещает помещение, пройдя через молочное или матовое стек­ло, а часть — после отражения от потол­ка и стен. Подобная арматура создает удовлетворительные условия освещения, она не слепит глаза и при ней не образу­ется резких теней.

Люминесцентная лампа представляет собой трубку из обычного стекла, внут­ренняя поверхность которой покрыта лю­минофором. Трубка заполнена парами ртути, с обеих концов ее впаяны элек­троды. При включении лампы в электри­ческую сеть между электродами возника­ет электрический ток («газовый разряд»), генерирующий ультрафиолетовое излуче­ние. Под воздействием ультрафиолетовых лучей начинает светиться люминофор. Путем подбора люминофоров изготавли-


 



*



Рис. 46. Осветитель­ная арматура для люминесцентных ламп.

 


 


вают люминесцентные лампы с различ­ным спектром видимого излучения. Наи­более часто применяют лампы дневного света (ЛД), лампы белого света (ЛБ) и тепло-белого света (ЛТБ). Спектр излу­чения лампы ЛД приближается к спектру естественного освещения помещений се­верной ориентации. При нем глаза утом­ляются наименьше даже при рассматри­вании деталей небольшого размера. Лам­па ЛД незаменима в помещениях, где требуется правильное цветоразличение. Недостатком лампы является то, что ко­жа лица людей выглядит при этом свете, богатом голубыми лучами, нездоровой, цианотичной, из-за чего эти светильники не применяют в больницах, школьных классах и ряде подобных помещений. По сравнению с лампами ЛД спектр ламп ЛБ богаче желтыми лучами. При освеще­нии этими лампами сохраняется высокая работоспособность глаза и лучше выгля­дит цвет кожи лица. Поэтому лампы ЛБ применяют в школах, аудиториях, жили­щах, палатах больниц и т. п. Спектр ламп ЛТБ богаче желтыми и розовыми лучами, что несколько снижает работоспо­собность глаза, но значительно оживляет цвет кожи лица. Эти лампы применяют для освещения вокзалов, вестибюлей ки-. нотеатров, помещений метро и т. п. Раз­нообразие спектра является одним из ги­гиенических преимуществ этих ламп. Све­тоотдача люминесцентных ламп в 3—4 ра­за больше ламп накаливания (с 1 Вт


30—80 лм), поэтому они экономичней.
Яркость люминесцентных ламп 4000—
8000 кд/м2, т. е. выше допустимой. Поэто­
му и их применяют с защитной армату­
рой (рис. 46). При многочисленных сравни­
тельных испытаниях с лампами, накали­
вания на производстве, в школах, аудито­
риях объективные показатели, характери-
зующие состояние нервной системы, утом­
ление . глаза, работоспособность, почти
всегда свидетельствовали о гигиеническом
преимуществе люминесцентных ламп.
Однако для этого требуется квалифици­
рованное применение их. Необходим пра­
вильный выбор ламп по спектру в зави­
симости от назначения помещения. Если
при люминесцентных лампах освещен­
ность ниже 75—150 лк, то наблюдается
«сумеречный эффект», т. е. освещенность
воспринимается как недостаточная даже
при рассматривании крупных деталей. По­
этому при люминесцентных лампах осве­
щенность должна быть не ниже 75—150 як".
Кроме того, при рассматривании движу­
щегося или вращающегося предмета при
люминесцентном освещении может возни­
кать «стробоскопический эффект», заклю­
чающийся в появлении множественных
контуров рассматриваемого предмета. Для
устранения стробоскопического эффекта
люминесцентные лампы включают в.... раз­
ные фазы или применяют специальные схе­
мы со сдвигом фаз. При неисправности
дросселей люминесцентные лампы излуча­
ют пульсирующий свет или шумят.



РАЗДЕЛ III

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ


Гигиена питания — отрасль гигиениче­ской науки, разрабатывающая основы ра­ционального, здорового питания населе­ния.

Питание является основной биологиче­ской потребностью человека. И. П. Пав­лов учил, что древнейшей и существен­нейшей связью живого организма с окру­жающей природой является связь через пищу.

Рациональное, полноценное в количест­венном и качественном отношении пита­ние наряду с другими условиями соци­альной среды обеспечивает оптимальное развитие человеческого организма, его физическую и умственную работоспособ­ность, выносливость и широкие адаптаци­онные возможности. Известно, что полно­ценное питание с оптимальным содержа­нием пищевых веществ оказывает благо­приятное влияние на иммунобиологиче­ский статус организма и повышает его устойчивость к инфекционным агентам и токсическим веществам.

На этом принципе основаны разрабо­танные в Институте питания АМН СССР рационы лечебно-профилактического пи­тания для лиц, контактирующих с токси­ческими веществами и другими профес­сиональными вредностями. Применяя ка­чественно различные пищевые рационы, можно существенно влиять на функции отдельных органов и физиологических си­стем, в связи с чем диетпитание является важнейшим фактором в системе профи­лактических и лечебных мероприятий. Экспериментальные исследования доказа­ли, что рациональное питание способству­ет активному долголетию.

С другой стороны, неправильное, нера­циональное и недостаточное питание отри­цательно сказывается на росте и разви­тии организма, его работоспособности и значительно снижает устойчивость чело­века к токсическим, инфекционным и дру-


гим агентам, нарушает межуточный об­мен веществ, ведет к преждевременному старению, гипо- и авитаминозам, заболе­ваниям крови, печени, поджелудочной, щитовидной железы и других органов. Полагают, что нарушения обмена веществ в организме играют значительную роль в патогенезе нервных и психических заболе­ваний. Неправильное питание в течение продолжительного времени является од­ной из причин заболевания желудка и кишок.

Нерациональное питание ухудшает те­чение заболеваний и замедляет выздоров­ление.

Несоблюдение санитарных правил в про­цессе производства продуктов питания, их хранения и транспортирования, а также в процессе приготовления пищи на пред­приятиях общественного питания или в домашних условиях может стать причи­ной пищевых отравлений, инфекционных заболеваний и гельминтозов.

Игнорирование мер по охране сельско­хозяйственных продуктов от загрязнения ядохимикатами, применяемыми в агротех­нике, может привести к хроническим, а иногда даже к острым интоксикациям среди населения, употребляющего эти пи­щевые продукты.

В последнее время гигиенисты и токси­кологи много внимания уделяют научной оценке различных пищевых добавок и примесей (консерванты, красители, аро­матизаторы, эмульгаторы и др.), запре­щая применение тех, которые, поступая в организм, хотя и в небольших количест­вах, но продолжительное время, могут вы­звать хроническую интоксикацию, оказать аллергенное, а иногда даже мутагенное или канцерогенное действие. По мнению видного гигиениста ГДР Хорна, от 30 до 40% всех заболеваний прямо или косвен­но связаны с недостатками питания.

Качественный и количественный харак-



тер питания населения определяется прежде всего социальными условиями жизни общества. Недоедание и полуго-лодное существование — удел значитель­ной части трудящихся в странах капита­лизма. Особенно плохое питание у насе­ления развивающихся стран, недавно осво­бодившихся от колониального ига. Го­лодание и недоедание сотен миллионов людей буржуазные социологи пытаются объяснить возрастающими темпами уве­личения численности народонаселения («демографический взрыв»). Так ли это? Действительно, если в начале новой эры на Земле было около 200 млн. человек, то в XV в. насчитывалось около 400 млн., в в 1800 г.—900 млн., в 1900 г.— 1600 млн., в 1970- г.— 3600 млн., в 1975 г.—около 4000 млн. человек. По прогнозам совет­ских демографов, к концу XX в. числен­ность населения достигнет 6 млрд., а к середине XXI в.— 9 млрд. человек. Но в то же время подсчеты специалистов сви­детельствуют о том, что при рациональ­ном использовании земельного фонда (орошение, оптимальное удобрение, селек­ция сельскохозяйственных культур, пере­довая агрохимия и др.) и Мирового оке­ана нашей планеты ее продовольственный потенциал гложет обеспечить питанием 20—30 млрд., человек (В. В. Покшишев-ский). Следовательно, причины недостат­ка продовольствия в современном капи­талистическом мире кроются не в перена­селении. Исторический опыт показал, что решение проблемы рационального пита­ния всего населения возможно в социа­листическом государстве, где обеспечение населения достаточным по количеству и хорошим по составу питанием является одной из важнейших забот Коммунис­тической партии и Советского государ­ства.

В материалах майского (1982 г.) Пле­нума ЦК КПСС важное место отводится продовольственной программе.

Ее выполнение — одна из важнейших задач одиннадцатой пятилетки, о чем с особой силой подчеркивается в принятых XXVI съездом Коммунистической партии


Советского Союза Основных направлени­ях экономического и социального разви­тая СССР на 1981—1985 годы я на пе­риод до 1990 года.

В нашей стране впервые в истории че­ловечества в государственном масштабе поставлена задача достигнуть такого уров­ня потребления народом продуктов пита­ния, который исходит из научно обосно­ванных норм питания, требующихся для всестороннего, гармонического развития здорового человека.

Крупнейшие гигиенисты прошлого А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман и их талантливые современники В. В. Пашу-тин, А. Я. Данилевский, Н. И. Лунин и др. заложили прочный фундамент гиги­ены питания как научной дисциплины, а многие советские ученые — гигиенисты, физиологи, биохимики — способствовали ее успешному дальнейшему развитию (Г. В. Хлопин, М. Н. Шатерников, Б. А. Лавров, О. П. Молчанова, А. А. По­кровский и др.).

Современная советская наука о пита­нии базируется на передовом, материали­стическом учении о физиологии пищева­рения, разработанном И. П. Павловым. Это учение заложило теоретические осно­вы и гигиены питания.

Разработка научно обоснованных вели­чин, характеризующих потребности от­дельных групп населения в основных пи­щевых веществах, в условиях социалисти­ческого общества приобрела несравненно большее значение, чем в капиталистиче­ских странах. Полученные данные служат не только для ориентации медиков, работ­ников общественного питания и населе­ния в вопросах рационального питания, но и используются государственными ор­ганами в качестве важнейшей научной предпосылки для планирования пропор-' ционального развития различных отрас­лей сельского хозяйства и пищевой про­мышленности.

Плановое социалистическое хозяйство, опираясь на науку о питании, открывает широкие перспективы в деле дальнейшего улучшения питания населения.







©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.