МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Философия Фихте (1762-1814) и идея деятельной сущности субъекта.





 

1. Становление философии Фитхе в контексте эпохи. Фихте о свободе человека. Гуманизм и демократизм. Отношение к фран- цузской революции. Анализ Фихте основных эпох развития человечества и современность. Миссия ученого.

 

2. Трансценденентальный идеализм. И.Г.Фихте и проблема деятельного субъекта. Задача обоснования "начал" теоретического знания и проблема философской рефлексии. Философия как наукоучение. Связь познания и деятельности; принцип духовно-практической деятельности в рамках познания; соотношение практического и творческого Я.Субъективистские установки Фихте.

 

3. Фихтеанская критика учения Канта о познании и о вещи самой по себе.

Обоснование бытия как бытия для мышления и переосмысление взаимоотношения бытия и мышления. Принцип связи объекта и

 

 

субъекта познания, не-Я и Я; задачи дедуцирования и проблема интерсубъективности. Понятие природы.

 

4. Смысл объективности знания. Содержание понятия Tathandlung (дела- действия) в философии Фихте, демиургическая сила познающего разума. Связь его с понятием интеллектуальной интуиции. Всеобщность знания. Функция ощущения и факты сознания; субъективизм Фихте. Соотношение сознательного и бессознательного в философии Фихте.

 

5. Значение перехода от практически- духовной деятельности в рамках познания к практической деятельности в культуре. Заслуга Фихте в обосновании культурной сущности человека; выход за границы наукоучения.

 

6. Теория государства и права в философии Фихте; основные положения философии права как реализация нравственного закона; договорная концепция государства. Фундаментальность принципа свободы. Проблема радикального зла в человеческой природе; природа и разум. Воля и интеллект. Философия Фихте: между "космополитизмом" и "национализмом" ("Речи к немецкой нации").

Фихте и Маркс; универсальный принцип деятельности в рамках материализма и идеализма.

 

Философия Шеллинга

 

1. Посылки философии Шеллинга: французская революция XVIII в. и философия Шеллинга. Естественно-научные открытия. Отношение Шеллинга к культурологии йенских романтиков, воздействие последних на становление шеллингианства.

 

2. Натурфилософия Шеллинга: преобразование "антитетического метода"

 

 

Фихте; учение о мировой душе; диалектика природного прогресса.

 

3. Устремленная вперед история самосознания: трансценденентальный идеализм; идея художественного творчества; проблема сознательного и бессознательного.

 

4. Философия тождества: искусство в системе философии тождества; проблема Абсолютного и природа зла; человеческая при- рода и отпадение от абсолюта, "Темная основа" в Боге.

 

5. Позитивная философия: полемика против Гегеля, философия мифологии и откровения, разрыв или единство между ранним и поздним Шеллингом.

 

6. Судьба шеллингианства в России: полемика вокруг Шеллинга и Гегеля; этико- религиозные вопросы в немецкой классической философии и русская идея.

 

Литература

1. Кант И. Соч. В 6 т. М.,1963-66.

2. Кант И. Трактаты и письма. М.,1980.

3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.,1973.

4. Библер В.С. Кант-Галилей-Кант. М.,1991.

5. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2 т. СПб., 1908. Т.6.



6. Гулыга А.В. Кант. М.,1977.

7. Длугач Т.Б. Иммануил Кант:от ранних произведений к "Критике чистого разума". М.,1990.

8. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М.,1989.

9. "Критика чистого разума" И.Канта и современность. Рига,1984.

10. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М.,1990.

 

 

11. Скрипник А. Категорический императив Иммануила Канта. М.,1978.

12. Соловьев Э.Ю. И.Кант: взаимодополнительность морали и права. М.,1992.

13. Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант. Проблемы теоретической философии. Тбилиси,1979.

14. Философия Канта и современность. М.,1987.

15. Фишер К. История новой философии. Иммануил Кант и его учение. СПб., 1906. Т.4-5.

16. Этика Канта и современность. Рига,1989.

17. Heidegger M. Die Frage nach dem Ding. Tubingen,1962.

18. Kaulbach F. Das Princzip Handlung in der Philosophie Kants. B.,1983.

19. Фихте И.Г. Избранные сочинения. М.,1916. Т.I. Фихте И.Г. Назначение человека. СПб.,1906.

20. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. СПб.,1906.

21. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство. М.,1923.

22. Вышеславцев П. Этика Фихте. М.,1914. Гайденко П. Философия Фихте и современность. М.,1979.

23. Гайденко П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.,1990.

24. Длугач Т. Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии. М.,1986.

25. Ильин И. Кризис идеи субъекта в наукопоучении Фихте-старшего//Вопр. фило- софии и психологии. 1912. Кн.112.

26. Baumanns P. Fichtes Wissenschaftslehre. Bonn,1974.

27. Duesberg H. Person und Gemeinschaft. Bonn,1974

28. Jacjds W.G. Iohann Gottlieb Fichte. Hamburg,1984.

29. Шеллинг В.Ф.И. Соч. В 2 т. М.,1987.

30. Шеллинг В.Ф.И. Философия искусства. М.,1966.

 

 

31. Гулыга А.В. Шуллинг. М.,1982. (2-е изд. М.,1984).

32. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М.,1990.

33. Лазарев В.В. Шеллинг. М.,1976.

34. Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М.,1980.

35. Фишер К. Шеллинг. Его жизнь, сочинения и учение. СПб.,1905.

 

Философия Гегеля

Общая характеристика гегелевской философии.

 

1. Основные принципы философии Гегеля. Диалектика и принцип системности в гегелевской философии.

Диалектика Гегеля как универсальная теория и метод познания мира. Отличие гегелевской диалектики от диалектической концепции в предшествующей немецкой философии. Критическая ("разоблачающая") диалектика Канта и созидающая диалектика Гегеля. Гегелевский системный замысел и его основные характеристики. Принцип развития как базисный принцип гегелевской системы; "тройственная схема" развития (тезис, антитезис и синтез); отрицательность как "пружина" всякого развития.

Система Гегеля в ее единстве со спекулятивно-диалектическим методом. Суть спекулятивного замысла гегелевской системы. Постановка проблемы спекулятивного в немецкой философии и специфика спекулятивного у Гегеля. Гегелевский интерес к спекулятивному как акцент на содержание знания, взятого в его постоянном движении, развитии и целостности.

Дискуссии о структурировании гегелевской системы: проблема основания системы и ее начала; место и роль

 

 

феноменологии и логики в системной конструкции Гегеля.

 

2. "Дух", "разум", "мышление", "идея" как фундаментальные понятия гегелевской философии.

Понятия "мышление", "разум", "дух", "идея" - их сходства и различия. Субстанциализация и онтологизация мышления: их смысл и значение. Постановка проблемы "рассудок"-"разум" у Гегеля и ее отличие от кантовской интерпретации. Идея субстанции как внутренний "закон" понятий "абсолютного"; понятие "абсолютной идеи" (аналогия с учением Платона, проведенная самим Гегелем) и его отличие от понятия "абсолютный дух"; диалектика движения "абсолютной идеи" к "абсолютному духу".

 

3. Эволюция философских взглядов Гегеля: основные этапы и произведения.

Ранний период творчества Гегеля (1770- 1800) и его основные характеристики

Гегель и его идейное формирование в Штутгартский, Тюбингенский, Бернский и Фракфуртский периоды. Ранние работы Гегеля о религии и нравственности: обоснование религиозно-нравственных принципов и оправдание радикальной философской критики. ("Народная религия и христианство" (1792- 1795), "Позитивность христианской религии" (1795-1796)). Франкфуртский период жизни Гегеля (1797-1800 гг.) и его основные результаты: "Первая программа системы немецкого идеализма" (1798); переход к системным умонастроениям.

 

4. Гегель в Йене (1801-1806): оправдание принципа системности в философии и поиски основания собственной системы.

Работы Гегеля йенского периода как первые шаги на пути формулирования идеалов системного философского мышления. "Феноменология духа" (1806) как первое

 

 

введение в развитую систему абсолютного идеализма. Попытка преодоления точки зрения индивидуального сознания с присущей ему противоположностью субъекта и объекта (обоснование принципа диалектического тождества).

 

5. Период философской зрелости (1808- 1831). Основные философские произведения Гегеля как абрис системы в целом и раскрытие ее основных разделов.

Нюрнберг (1808-1816 гг.): переход от феноменологической к спекулятивно-логической модели системы философии. Выбор логики в качестве основания системы и логического принципа системности - как диалектико- логической системной парадигмы, одержавшей верх над вариантами системных построений.

"Наука логики" (1812-1816) - основной труд Гегеля; создание диалектической логики. Диалектика самодвижения понятия; не- преходящее философско-теоретическое и методологическое значение системы категорий.

Гейдельберг (1816-1818 гг.). Содержательная разработка системной конструкции. "Энциклопедия философских наук" (1817) как первый содержательный набросок философской системы и ее основных разделов (логика, философия природы и философия духа). Малая логика как сжатый компендиум "Науки логики".

Гегель в Берлине (1818-1831 гг.): развитие и конкретизация философской системы. "Философия права" (1821) как философия освобождения человека. Свобода как исходная и центральная категория гегелевской социальной философии. Утверждение свободы как подлинной природы человека и сообщества людей. Тема гражданского общества как ключевая для понимания гегелевского со- циального замысла. Гражданское общество и правовое государство; права и свободы

 

 

человека: преимущества и ограниченности гегелевского подхода. Различие между моральностью (Moralitat) и нравственностью (Sittlichkeit) в гегелевских работах по социальной философии и его значении для различения свобод человека и гражданского общества. Философско-теоретическое значение гегелевского учения об объективном духе.

Лекции по философии истории, эстетике, философии религии и истории философии (изданные посмертно) как развертывание реального содержания философии духа. Всемирная история как "прогресс духа в сознании свободы", который развертывается через "дух" отдельных народов (три основные эпохи: древний Восток, античный мир, новое время). Гегелевская эстетика: учение об идеале и ступенях его развития (восточное искусство, искусство античности и выросшее на основе христианства средневековое и новое европейское искусство). Гегелевская концепция истории философии: историко- философский прогресс как поступательное движение к абсолютной истине. Гегелевская спекулятивная теология и ее отличие от традиционной догматической теологии.

 

Литература

1. Гегель. Соч. М.;Л.,1929.

2. Гегель. Работы разных лет. В 2 т. М.,1970.

3. Гегель. Наука логики. В 3 т. М.,1970-1971.

4. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М.,1974-1977.

5. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления М.,1990.

6. Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М.,1988.

7. Киссель М.А. Гегель и современный мир. Л.,1982.

 

 

8. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к науке "Науке логики" (Формирование принципов системности и историзма). М.,1984.

9. Нуржанов Б.Г. Исследование гегелевской диалектики в современной западной философии. Научно-аналитический обзор. Алма-Ата,1990.

10. Философия Гегеля: проблемы диалектики. М.,1987.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.