Истоки и смысл концепции прав человека Идея неотчуждаемых прав личности - продукт западно-европейской христианской культуры. 1. Индивидуалистически-универсалистское содержание христианской этики в эпоху Возрождения - Реформации (Эразм и Лютер). Право как свобода, предоставляемая обществом (государством) для выполнения персональных христианских обязанностей. Зна- чение понятий непринуждаемой веры, предопределения и призвания. Свобода совести - первое из прав человека (самое раннее, первичное и базисное). Возможности коренного переосмысления понятия "естественное право". 2. Ограниченность и внутренние противоречия реформаторского правопонимания. Эпоха религиозных войн и борьба за веро- терпимость (Кастеллион, Монтень, П.Бейль). 3. Просвещение до деизма и атеизма (естественно-правовая концепция Локка). Правосознание в нидерландских, английских и американских протестантских общинах. Борьба за частно-предпринимательскую свободу. Права человека в конституциях североамериканских штатов. Декларация прав человека XVIII века и современность 1. Кризис абсолютистских режимов и европейская рецепция американских правовых идей. Декларация прав человека и гражданина. Цивилизованное правосознание и политико- юридические иллюзии французского Просвещения. Права человека в понимании Канта и В.фон Гумбольдта. 2. Крушение тоталитарных режимов и международные декларации прав человека. Их новый регулятивно-критериологический смысл: неотчуждаемые права личности - не столько двигатель прогресса, сколько его гуманистическая мера, - нормативный заслон на пути возможной регрессии цивилизации к варварству. Отечественные парламентские дискуссии вокруг проблемы прав человека в 1988-1991 гг. Достижения, иллюзии, задачи. Великие философы XVII-XVIII вв. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - родоначальник философии нового времени. 1. Жизненный путь и сочинения Ф.Бэкона. Основные сочинения Бэкона: "Опыты или наставления (1597)"; "О мудрости древних" (1609); "Новый органон" (1620), "О достоинстве и приумножении наук", первая часть "Великого Восстановления наук (1623), "Новая Атлантида". 2. Учение Бэкона о Природе и поиски всеобъемлющей "естественной" философии. Человек - "слуга и истолкователь Природы". 3. Идея Бэкона о "Великом восстановлении наук". Критика схоластики с позиций науки XVII в. Единство истины и пользы. Знание - сила. 4. Идея о "великом очищении ума". Учение об Идолах (или призраках) Разума (идолы Рода, или Племени; идолы Пещеры; идолы Площади или Рынка; идолы Театра или Теорий). 5. Учение Бэкона о познании и методе, о происхождении нашего знания из опыта. Учение Бэкона об индукции. Концепция "формы" и ее значение в бэконовской философии. 6. Социально-философские и этические идеи Бэкона. Принцип "естественной морали"; этика и учение о человеческой природе. Ф.Бэкон об экономических и политических проблемах своего времени (поощрение мануфактур и колонизации, парламентская власть, отношение Бэкона к смутам и мятежам и т.д.). "Новая Атлантида" - социальная утопия Бэкона. О роли науки и технических открытий в обществе будущего. Рене Декарт (1596-1650) 1. Жизненный путь и сочинения Р.Декарта. Основные сочинения: "Правила для руководства ума" (20-е гг. XVII в.) "Мир" (1633-1637); "Рассуждения о методе", "Диоптрика", "Метеоры", "Геометрия"; "Метафизические размышления" (1641), "Начала философии" (1644), "Страсти души" (1645- 1646). 2. Декартово понимание задач и структуры философии. Метафизика - (фундамент, корневая система единого философского учения) - объяснение атрибутов Бога, нематериальности души, начал познания; физика (ствол) - учение об истинных началах материальных вещей, о земле и остальных вещах, о растениях и животных; все прочие науки - (ветви ствола) главные из них: медицина, механика, этика. Идея универсальной науки (mathesis universalis). На пути к "исчислению мыслей" (математической логике). 3. Декарт-ученый и картезианская научно-философская картина мира (философская "физика" Декарта). Критика Декартом средневековых представлений о природе, использование идей Коперника, Бруно, Галилея. Математические открытия Декарта и его вклад в развитие механики. Космология Декарта. Учение о материи. Понимание Декартом движения как механического перемещения. Космогонические идеи Декарта: образование планет из хаоса материальных частиц. Идея вихреобразного движения. Картезианское учение о телах, мертвых и живых. Применение правил механики к человеческому телу (человек-машина), к машинам, создаваемым человеком. Происхождение и обоснование идеи телесной (протяженной) субстанции. 4. Метафизика Декарта как учение о двух субстанциях, о Боге и человеке, о человеческом познании. Происхождение и обоснование идеи о духовной субстанции. Дуализм Декарта. Бог как гарант единства телесной и духовной субстанции, тела и души человека. Онтологическое доказательство бытия Бога. Человек - "мыслящая вещь": свободное, самостоятельное мышление и сущность человека. 5. Учение Декарта о познании, сознании, методе. Картезианский рационализм. Концепция сомнения: необходимость, процедуры, этапы и пределы сомнения. Декартовское "Я мыслю, следовательно, я существую". Учение Декарта о достоверном и очевидном познании. Интеллект, воображение, чувство и память как четыре способности по- знания. Рационализм Декарта и учение о врожденных идеях. Правила и процедуры метода. Роль индукции и дедукции. Социальные и личностные предпосылки и следствия картезианского учения о познании. Бенедикт Спиноза (1632-1677) 1. Жизненный путь и сочинения Б.Спинозы. Основные сочинения Спинозы: "Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье" (1658-1660), "Основы философии Декарта, до- казанные геометрическим способом" - с приложением "Метафизических мыслей" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика" (окончание 1675 г.), "Политический трактат" (неоконченное произведение). 2. Учение Спинозы о природе и субстанции. Единство и единственность телесной субстанции. Понятие материи в философии Спинозы. Природа как "причина самой себя" (causa sui). Тождество природы и Бога: пантеизм Спинозы. Проблемный смысл размышлений Спинозы о "природе Бога", его могуществе и бесконечности. Влияние идей Декарта на спинозовское понимание движения; покоя; механистический детерминизм в спинозовской философии. Субстанция, ее (главные) атрибуты (неотъемлемые свойства) - протяжение и мышление; ее модусы. Спинозовское толкование субстанции как "порождающей природы" (natura naturans) и модусов как "порожденной природы" (natura naturata) - специфика по сравнению со средневековыми истолкованиями этих терминов. Бесконечность субстанции. 3. Учение Спинозы о человеке. Природное в человеке и человеческая природа. Человеческая душа как один из модусов атрибута мышления. Отношение между телом и душой. 4. Учение Спинозы о познании и методе. Бесконечный разум (intelletus infinitus) и разум человека. Специфика рационализма Спинозы. Три вида познания - чувственное, рассудочное, интеллектуальная интуиция. Чувственное познание (мнение или воображение). Чувственные (имагинативные) идеи, их отношение к истине и заблуждению. Рассудочное познание. "Адэкватные идеи" - общие идеи (notiones communes), с помощью которых познаются механические и геометрические свойства тел. Интеллектуальная интуиция как высший вид познания. Разум и воля. Учение Спинозы об очищении разума и его совершенствовании. Способы "врачевания разума". Освобождение от "фиктивного, ложного и сомнительного" в познании. Метод как надежный путь к истине. "Геометрический метод в философии". 5. Социально-философские и политические идеи Спинозы. Спиноза о свободе человека как одном из основных признаков человеческой природы. Необходимость соблюдения прав и свобод в государстве. Преимущества демократического правления. Томас Гоббс (1588-1679) 1. Жизненный путь и сочинения Гоббса. Основные сочинения Гоббса: "Человеческая природа" (1640), "Основные философии"; "О теле" (1655); "О человеке" (1658); "О гражданине" (1642); "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651). 2. Гоббс о философии, ее роли в системе человеческих знаний. Две части философии: философия природы и философия государства (этика, политика). Первая философия как учение о пространстве и времени, о теле и его свойствах, о причине, количестве, действительности и возможности. О законах движений. Физика как учение о "явлениях природы" (ощущение; вселенная, звезды, свет, тепло, звук, тяжесть и т.д.). 3. Учение Гоббса о человеке. Природное в человеке и человеческая природа. Чувства и разум. Спор с Декартом о человеке, его теле и мышлении. О свободе и необходимости. 4. Гоббс о человеческом познании. Учение о языке, о знаках, об именах=метках и исчислении имен. Понимание метода; философия и математика. Научное познание и знание. Классификация наук. 5. Социально-философское учение Гоббса. Естественное состояние человеческого рода: равенство, взаимное недоверие, отсутствие гражданского состояния, война всех против всех. Выход из состояния войны к миру - через следование "естественным законам" и заключение общественного договора. Учение Гоббса о государстве. Причины возникновения и цели государства. Права и обязанности верховной власти и подданных. "Об отеческой и деспотической" власти. Права и свободы граждан государства. Права и обязанности гражданских объединений. Гражданские законы. Преступления, их предотвращение. О наказаниях за преступления. Судебная власть. Государство и церковь, "христианская политика" и ее принципы. Джон Локк (1632-1704) 1. Жизненный путь и сочинения Дж.Локка. Основные сочинения Дж.Локка: Первое "Письмо о веротерпимости" (написано в 1685, издано в 1689 г.). Второе и третье "Письма о веротерпимости" (1690, 1692). "Опыт о человеческом разумении" (1689), "Два трактата о государственном правлении" (1689), "Некоторые мысли о воспитании" (1693) 2. Учение Локка о природе; картина мира. Многообразие и свойства материальных объектов. Материальная субстанция и ее свойства. Влияние учения Ньютона на локковское представление о природе и материи. 3. Человек и его сущность. Разум, свобода, собственность, общение с другими людьми как основополагающие признаки человеческой сущности. 4. Учение Локка о познании. Критика Локком учения о врожденных идеях (нативизма). Борьба против нативизма картезианцев и кембриджских платоников. Гносеологические, социально-педагогические, этические аспекты критики нативизма. Внешний и внутренний опыт. "Идеи" как элементы опыта. "Простые" и "сложные" идеи. Понятие "опыт" в толковании Локка. 5. Социально-философские и политические взгляды Локка. Естественное состояние человеческого рода. Роль общественного договора в переходе к государственно-правовому состоянию. Локковская концепция частной собственности как неотъемлемого свойства и права индивида. Права и свободы граждан. Законы как гарантия "жизни, личной свободы и собственности". Локк о разделении властей, о видах правления. Концепция веротерпимости. Либерализм и его обоснование в философии Локка. |