МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

III. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ





 

Патристическая философия

1. Социально-иторический контекст средневековой европейской философии, ее периодизация. Радикальная трансформация в христианстве системы ценностей, определяющей внутреннюю жизнь человека, его поведение и миропонимание. Духовная жизнь как предмет философской рефлексии.

 

2. Использование понятий античной философии для выражения духовного опыта христиан. Христианские апологеты. Климент Александрийский: христианский гносис как знание и как вера. Соотношение спекулятивного знания и откровения в теологии.

 

3. Платоническое влияние в христианской теологии и систематическое представление христианского учения. Ориген: первая формулировка основных положений христианской доктрины. Доктринальные споры IV века: выработка основных понятий христианской философии.

Каппадокийцы. Учение о Троице: логическое обоснование возможности различения Лиц при сохранении единства Божественной сущности.

Доктрина творения (Василий Великий); соотношение вечности и времени: сотворенная вещь как бытийная целостность.

Теория познания: неразложимость целостного созерцания на отдельные признаки

 

 

и невозможность познания сущности вещей с помощью понятий.

Ум как высшая способность человеческой души.

Богопознание как задача человеческого существования: мистическое богословие Григория Назианзина, Григория Нисского, Ди- онисия псевдо-Ареопагита. Учение о Божественных именах. Апофатический и катафатический пути Богопознания. Апофатическое богословие как полагание предельных границ умопостижения. По- ложительное богословие - учение об основах мироздания.

 

4. Средневековый символизм: использование рациональных средств для выражения мистического опыта.

 

5. Начало западной средневековой философии. Аврелий Августин. Учение о Боге как Бытии. Доктрина Божественного просве- щения. Доктрина творения и учение о материи. Отношение Творца к творению как отношение вечности и времени; спасение человека как освобождение от времени. Анализ структуры времени. Душа человека как образ Троицы: единство ума, памяти и воли. Учение о свободе воли, благодати и предопределении.

 

Схоластическая философия

1. Различные подходы к проблеме соотношения веры и разума. Вера предшествует пониманию: разум как посредник на пути от веры к непосредственному Богопознанию (Августин, Ансельм Кентерберийский). Только познание делает возможной веру (Абеляр). Фома Аквинский: невозможность непосредственного умосозерцания Бога для души, соединенной с телом; значимость рациональной деятельности для Богопознания.

 

 

Латинский аверроизм: концепция двойственной истины.

 

2. Формирование схоластического метода. Схоластика как одна из форм рационального знания. Боэций: первые образцы схола- стического метода.

 

3. Проблема бытия в схоластической философии. Отождествление (в рамках теологической доктрины) Бога с Бытием. Ос- мысление бытия сотворенной вещи как характеристики, выражающей ее зависимость от Творца. Различные способы рационального постижения Бытия: средневековые доказательства бытия Бога; понятие акта бытия (Фома Аквинат); Бытие как собственный объект метафизики (Бонавентура, Дунс Скот).



 

4. Реализм и номинализм в XII веке: начало дискуссии о природе универсалий.

 

5. Аристотелизм в схоластической философии XIII века. Включение сочинений Аристотеля в контекст средневековой фило- софии (Альберт Великий, Роберт Гроссетест). Усвоение и переосмысление аристотелевских понятий в системе Фомы Аквинского (учение о причинах; понятия субстанциальной формы, материи как принципа индивидуации, акта бытия как акта формы; познание как абстрагирование форм от материальных субстанций; учение о душе). Спор о границах рационального познания (Фома, Сигер Брабантский).

 

6. Эволюция августинизма в XIII веке. Бонавентура: объединение учения об абстрагировании с доктриной Божественного просвещения; учение о множественности форм. Распространение концепции Божественного просвещения на сферу чувственного знания (Генрих Гентский). Переосмысление понятия бесконечности. Дунс Скот об онтологическом статусе индивидов и универсалий; понятие

 

 

природы. Разграничение интуитивного и абстрактного познания.

 

7. Номинализм XIV века. Интуитивное и абстрактное познание в номинализме Оккама. Отрицание реального существования общего, в том числе, общих закономерностей. Невозможность достоверного знания о мире. Оккам и разрушение универсума средневековой философии.

 

8. Пересмотр понятий аристотелевской физики в натурфилософии XIV века. Доктрина последовательности форм; учение об импетусе. Оксфордская школа: подчеркивание роли опыта в познании; истоки математического естествознания.

 

9. Проблема свободы воли в схоластике. Христианская доктрина грехопадения и спасения как ядро средневековых этических учений. Отличие свободы воли от свободы выбора. Определяющая роль категории должного в трактовке знания и воли. Соотношение интеллекта и воли в Божественном действии и человеческом поступке. Фома Аквинский: примат интеллекта над волей. Дунс Скот: творение мира Богом - творение индивидов - есть акт свободной воли Бога; первичность воли человека по отношению к его интеллекту. Учение Оккама о ничем не ограниченной, абсолютно свободной воле Бога.

 

10. Этические и общественно- политические концепции в схоластической философии. Понятие высшего блага как основа средневековой этики. Исторические концепции.

 

Источники

1. Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. М.,1969.

2. Аврелий Августин. Исповедь. М.,1991.

 

 

3. Творения Блаженного Августина. Ч.1-7. Киев,1901-1912.

4. Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М.,1990.

5. Св. Дионисий Ареопагит. Мистическое Богословие. Письмо Гаю Монаху. Письмо Дорофею диакону. Божественные имена//Мистическое богословие. Киев,1991.

6. Ориген. О началах. Казань,1899.

7. Фома Аквинский. О сущем и сущности//Ист.- филос. ежегодник '88. М.,1988.

 

Литература

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1977.

2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.,1979.

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.,1980.

4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1972.

5. Штекль А. История средневековой философии. М.,1912.

6. Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV века. М.,1992.

7. Флоровский Г.В. Восточные Отцы V-VIII веков. М.,1992.

8. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении. М.,1989.

9. Философская энциклопедия. Т. 1-5. М.,1960- 1970.

10. Философский энциклопедический словарь. М.,1983.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.