Китайская классическая философия 1. Китай - страна древнейшей живой цивилизации. Историческая "глубина", автохтонность и непрерывная преемственность китайской цивилизации. Сопоставление с более развитыми в древности цивилизациями (вавилонской, египетской), которые не сохранились до наших дней. 2. Специфика осмысления мира, времени и пространства в древнем Китае. 3. Специфика религиозности и понятия бога в Китае. Трактовка духа как утопической материи, а бога - как природной силы. Развитие китайской философии через ассимиляцию религиозных функций. 4. "Три кита" традиционной китайской идеологии: конфуцианство, даосизм, буддизм и проблема "четвертого учения". Конфуцианство в роли религиозной философии. Отличия "имперской идеологии" от стандартного конфуцианства. 5. Основные школы "золотого века" классической философии. Шесть классических направлений: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен и школа инь-ян. Окончательная победа первых двух при общем доминировании конфуцианства. 6. Взаимосвязь философии, религии и науки в Китае. Конфуцианство как синкретическое единство философии и науки с присовокуплением религиозных функций. Понятие о религиофилософии и моральной метафизике. 7. Нумерология и логика - два универсальных типа формальной общепознавательной методологии. Победа аристотелевско-стоической логики над пифагорейско-платонической аритмологией на Западе и противоположная ей победа конфуцианско-даосской нумерологии над протологикой моистов, школы имен и Синь-цзы. "Учение о символах и числах" и протологика в Китае. Архаические истоки "символов и чисел" и их формализация - два основных фактора, которые обусловили доминирование нумерологии над зачатками логики, сохраняющей содержательный характер и интегрированность в эвристико- лингвистический комплекс. 8. Основные каконы китайской методологии. Четыре смысла термина "канон" ("зин") и соответствующие пространственные модели. Тринадцатиканоние и Пятиканоние. Связь "Канона перемен" ("И цзин") и "Величественного плана" ("Хун фань") с гада- тельной практикой. Соотношение формы и содержания в канонических произведениях. Понимание текста как материального объекта и специфическая семантика текстологических форм. Генерализационная модель центральной гносеологической процедуры - обобщения. Два вида обобщения: идеализирующая абстракция и репрезентативная абстракция. Использование последней в рамках китайского материализующего подхода к именам-понятиям. 9. Особенности китайской диалектики, сформировавшиеся вне оппозиции с формальной логикой и без разграничения понятий "противоречие" и "противоположность", "тождество" и "подобие". Доминирование в западной логике формализуемой идеи противоречия над неформализуемой противоположностью и проти- воположная тенденция в китайской нумерологии. 10. Взаимосвязь нумерологичности содержания и беллетристичности формы китайской классической философии. Художественное воплощение методологических структур в Китае. Единство понятий "литература" и "культура", отражаемое семантикой иероглифа "вэнь". 11. Этическое следствие китайского натурализма, понятие личности как целостного психосоматического организма (шэнь). Телесные модели личности и Вселенной, человек как "мера всех вещей" в китайском универсуме. Литература Древнекитайская философия. Т.1-2. М.,1972- 1978. 1. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.,1990. 2. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.,1970. 3. Он же. Проблемы генезиса китайской мысли. М.,1989. 4. Дао и даосизм в Китае. М.,1982. 5. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.,1975. 6. История китайской философии. М.,1989. 7. Китайские социальные утопии. М.,1987. 8. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М.,1983. 9. Конфуцианство в Китае. М.,1982. 10. Крюков М.В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.,1988. 11. Он же и др. Древние китайцы: проблемы этногинеза. М.,1978. 12. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М.,1983. 13. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М.,1960. Этика и ритуал в традиционном Китае. М.,1988. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.,1987. |