МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)





 

1. Жизненный путь и сочинения Лейбница.

Основные сочинения Лейбница:

"Новая физическая гипотеза" (1671)"; "Замечания к общей части Декартовых "Начал"" (начало 90-х гг.); "Новые опыты о чело- веческом разумении" (1705); "Теодицея" (1710); Переписка Лейбница (с П.Бейлем, с королевой Пруссии Софьей-Шарлоттой, с леди Д.Мешэм)

 

2. Картина мира и метафизика в философской системе Лейбница.

Вклад Лейбница в развитие математики (учение о бесконечно малых), физики, биологии. Критика картезианского механицизма и научное обоснование философского динамизма. Идея "одушевленного", "одухотворенного" мира и управляющих им "живых" сил. Лейбницианство как путь к диалектике природы.

Учение о Боге как Теодицея (богооправдание).

 

3. Основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница:

- закон непрерывности: развитие всего сущего посредством крайне малых количественных прибавлений и необходимость в объяснении мира находить незаметные градации и переходы;

- закон тождества неразличимых: бесконечное разнообразие мира, индивидуальность всего сущего и необходимость качественной интерпретации мира;

 

 

- закон достаточного основания: законообразность, порядок, причинная обусловленность всего сущего и необходимость восходить к основаниям всех сотворенных вещей;

- всеобщая взаимосвязь реальных и логических возможностей; взаимное согласие всего сущего в мире по закону предустановленной гармонии.

 

4. Субстанция как монада.

Мир и дух; тело и душа - их взаимодействие. Психофизическая проблема и ее решение у Лейбница.

 

5. Учение Лейбница о человеке.

Теодицея и учение о человеческой свободе. Свобода воли. "Человек разумный": мотивированность, обдуманность человеческих поступков, индивидуальность акта свободы. Социально-нравственные условия, благоприятствующие свободной и активной деятельности человека.

 

6. Учение Лейбница о познании и знании. Критика эмпиризма Локка и новое обоснование рационализма. Активность сознания и свобода человека.

Проблема происхождения и источников познания. Учение об истине: истины необходимости и истины факта.

Логические идеи Лейбница и его учение о языке. Принцип "универсального исчисления": на пути к математической логике.

 

Дэвид Юм (1711-1776)

1. Жизненный путь и сочинения Юма.

Основные сочинения Юма:

"Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам" (1734- 1737); "Исследование о человеческом познании" (1748); "Исследование о принципах морали" (1751); "Естественная история

 

 

религии" (написана в 1752-1755 гг., издана в 1757 г.); "Эссе" (49 эссе, написанных в разные годы жизни); "История Великобритании" (1754-1778).

2. Учение Юма о человеке, его природе и познании. Этические взгляды Юма.

Учение о рассудке животных и человека. О знании и вероятности. Роль привычки в познании. Скептический подход Юма к фи- лософскому пониманию чувств, разума, знания и познания. Эмпиризм и скептицизм в философии Юма.

Учение Юма о причинности и вероятности. Рассуждения относительно причин и действий. Причинность как "философское отношение" (смежность, последовательность, соединение).



3. Социально-философские идеи Юма.

Юм - экономист: защита частной собственности, свободного предпринимательства, борьба против уравнительных проектов; Юм и А.Смит.

Учение Юма о религии и церкви.

 

 

Литература

1. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. М.,1978.

2. Асмус В.Ф. Соотношение практики и теории в философии Ф.Бэкона//Филос. науки. 1961 №4.

3. Барг М.А. Историзм Ф.Бэкона//Вопр. истории. 1966. №11.

4. Богуславский В.М., Длугач Т.Б. Рождение науки Нового времени и проблема научного метода//Проблема методологии научного исследования в философии Нового времени. М.,1989.

5. Карев В.М. Ф.Бэкон религия, философия и политика//Религии мира. 1985. М.,1986.

6. Липовой С.П. О роли гносеологии в учении Бэкона о судьбах эмпиризма//Историко- философский ежегодник. М.,1988.

7. Михаленко Ю.П. Ф.Бэкон и его учение. М.,1975.

8. Субботин А.Л. Ф.Бэкон. М.,1974.

9. Anderson F.H. Francis Bacon. His career and his thought. Los Ang.,1962.

10. Frost W. Bacon und die Naturphilosophie. Munch.,1927.

11. Quinton A. F.Bacon. Oxf.,1980.

12. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М.,1989.

13. Асмус В.Ф. Декарт. М.,1956.

14. Гарнцев М.А. Проблема самосознания у Декарта и Августина. Опыт сравнительной характеристики//Человек, сознание, мировоззрение (Из истории зарубежной философии). М.,1979.

15. Кайдаков С.В. Декарт: проблема философского объекта познания//Вопр. философии. 1986.№6.

16. Катасонов В.Н. Аналитическая философия Декарта и проблемы философии техники//Вопр. философии. 1989.№12.

17. Лопатин Л.М. Декарт как основатель нового философского и научного миросо- зерцания//Вопр. философии и психологии 1896.№4.

 

 

18. Ляткер Я.А. Декарт. М.,1975.

19. Bader F. Die Ursprunge der Transzendentalphilosophie bei Decartes. Bd. 1. Bonn, 1979.

20. Cassirer E. Decartes. P.,1944.

21. Drozdowicz Z. Kartezjusz a wspolczesnosc. Poznan,1980.

22. Serrurier C. Descartes l'homme et le penseur. P.,1951. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М.,1957.

23. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в этике Спинозы//ПЗМ. 1927. №2-3.

24. Беленький М.С. Спиноза. М.,1964.

25. Волынский А.Л. Теолого-богословское учение Спинозы//Восход. 1885 №10-12.

26. Клевер В. Материальная логика в философии Спинозы//Историко-философский ежегодник. М.,1988.

27. Мотрошилова Н.В. Идейная борьба вокруг философии Спинозы: к проблеме соотношения детерминизма и свободы//Филос. науки. 1982. №6.

28. Соколов В.В. Спиноза. М.,1977.

29. Франк С.Л. Учение Спинозы об атрибутах//Вопр. философии и психологии 1912. Кн.114.

30. Чернов В.Е. Проблема человека в философии Спинозы//Актуальные проблемы человеческого сознания и духовной культуры. Таллинн,1980.

31. Alain E.A. Spinoza.P., 1965. Feuer L.S. Spinoza and the rise of liberalism. Boston,1958. Spinoza on knowing, being and freedom. Proceedings of the Spinoza symposium. Assen,1974.

32. Wolfson H.A. The philosophy of Spinoza. Unfolding the latent processes of his reasoning. V.1-2. Cambr.,1948.

33. Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. М.,1991.

 

 

34. Асмус В.Ф. Учение о непосредственном знании в истории философии Нового времени//Вопр. философии 1955. №5.

35. Грот Н.Я. Основные моменты в развитии Новой философии. М.,1894.

36. Зорькин В.Д. Политическое и правовое учение Т.Гоббса//Сов. государство и право. 1989. №6.

37. Мееровский Б.В. Гоббс. М.,1975.

38. Мележик И.Н. Учение Т.Гоббса о формах государства//Актуальные вопросы истории политических и правовых учений. М.,1987.

39. Немченко И.В. Ранний период в творчестве Т.Гоббса//Проблемы британской истории. М.,1982.

40. Bertman M.A. Hobbs. Bern,1981. Hinnant Ch.H. T.Hobbs: a reference guide. Boston,1980.

41. Peters R. Hobbs. Harmondsworth, 1967. Локк Д. Сочинения. В 3 т. М.,1988.

42. Герье В. Из истории веротерпимости (Локк). 1901.

43. Заиченко Г.А. Дж.Локк. М.,1988.

44. Мееровский Б.В. Английский деизм и Д.Локк//Филос. науки. 1972. №4.

45. Нарский И.С. Локк глазами ХХ в: К 350-летию со дня рождения Локка//Филос. науки. 1982. №2.

46. Сатышев В.Е. Учение Д.Локка о государстве - политическая доктрина раннего буржуазного либерализма//Труды. М.,1967. Т.8.

47. Aaron R. J.Locke. L.,1955.

48. Gough J.W. Locke's political philosophie. Oxf.,1973. Volton J.W. J.Locke and the way of ideas. Oxf.,1956.

49. Лейбниц Г. Сочинения. В 4 т. М.,1983-1989.

50. Грот Н.Я. Основные моменты в развитии новой философии. Лейбниц и его школа//Вопр. философии и психологии. 1893. Кн.17.

 

 

51. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г.Лейбница. М.,1973.

52. Нарский И.С. Лейбниц. М.,1972.

53. Погребысский И.Б. Лейбниц. М.,1971.

54. Соколов В.В. Метафизический этап в истории диалектики и Лейбниц//Вопр. философии. 1981. №12.

55. Танхилевич О.М. Лейбницевская концепция символической науки//Филос. науки. 1961.№2.

56. Julabert J. Le Dieu de Leibniz. P., 1966.

57. Carr H.W. Lebniz. L., 1929.

58. Martin G. Leibniz'Logik und Metaphysik. Koln,1960.

59. Юм Д. Сочинения. В 2 т. М., 1966. Васильев С. Теоретическая философия Д.Юма. 1925.

60. Вильчинский В.Я. Соотношение моральных суждений и фактов (Юм и англо-американская "аналитическая философия"//Филос.науки. 1972. №3.

61. Виноградов Н.Д. Философия Д.Юма. В 2 т. М.,1905-1911.

62. Костюк В.Н. Д.Юм и проблема "обоснования знания"//Филос.науки. 1975. №2.

63. Михаленко Ю.П. Философия Д.Юма - теоретическая основа английского позитивизма XX в. М.,1962.

64. Нарский И.С. Д.Юм. М.,1973.

65. Cavendish A.P. D.Hume. N.Y.,1968.

66. Kemp-Snith N. The philosophy of D. Hume. L., 1949.

67. Mac Nabb C. D.Hume. His theory of knowledge and morality. L., 1951.

 

Философия Просвещения

XVIII век - Век Просвещения - как особая историческая эпоха, ориентированная на рождение нового исторического субъекта - образованного и здравомыслящего индивида,

 

 

субъекта права и собственности. Формирование понятия гражданского общества. Развитие принципов демократии и свободы. Гуманистические идеалы Просвещения, их границы и перспективы.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.