Шесть даршан индуистской философии 1. Что такое индийская "философия"? Проблемы определения индийской философии. Проблема "начала" и периодизации индийской философии. Особенности историко-философского процесса в Индии. Отличие даршан от систем европейской философской мысли. Концепции индийской философии в современной отечественной философии. 2. Эпическая и классическая санкхья. Основные положения космогонии санкхьи. Пуруша и пракрити. Сравнение с дуализмом духа и материи в европейской философской традиции. Эволюция пракрити, учение о гунах. Теория причинности санкхьи. 3. Йога как философия и как практическое руководство по са- мосовершенствованию. Философия йоги Патанджали. Сходство и различие санкхьи и йоги. 4. Вайшешика. Основные категории, онтология и натур-философия вайшешики, учение об атомах. Реализм вайшешики в учение об универсалиях. Сравнение категорий в вайшешики с категориями Аристотеля. Теория познания, этики и сотериология. 5. Ньяя как "ортодоксальная" индийская логика. Полемика с буддийскими логиками по вопросу о структуре силлогизма. Сравнение силлогизм ньяи и Аристотеля. Теория познания, этика и сотериология. Ньяя как "ортодоксальная" индийская логика. Основная специфика индийской логики и эпистемологии. Теория ошибок ньяи и других школ. Ньяя о праманах - средствах достоверного познания. Этика и сотериология ньяи (споры с вайшеши- кой). 6. Миманса - основы ритуалистики, учение о долге (дхарме) и лингвофилософия (вечность слова Вед). Сравнение понимания долга в мимансе и в европейской этике. Традиционализм м атеизм мимансы. 7. Веданта - основные школы и направления: адвайта, бхеда-абхеда, вишишта- адвайта, двайта - об отношении Брахмана, индивидуальной души и мира. Сравнение монизма адвайты с монистическими системами европейской мысли. Теория познания, этика и сотериология веданты. Веданта как основа неоиндуизма. Литература 1. Бонгард-Левин Г.Н., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.,1985. 2. Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М.,1987. 3. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М.,1901. 4. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1-2. М.,1956. 5. Рационалистическая традиция и современность. Индия. М.,1988. 6. Философский энциклопедический словарь. М.,1989 (статьи по индийской философии). Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М.,1955. 7. Шохин В.К. Основные направления изучения древнеиндийской философии в зарубежной науке (1975-1979)//Вестн. древней истории. 1981. №1. 8. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.,1988. К теме 1 1. Исаева Н.В., Лысенко В.Г. История древней и средневековой индийской философии в работах советских авторов (1986-1988)//Народы Азии и Африки. 1989. №4. 2. Лысенко В.Г. Даршана, анвикшики и дхарма: философия и религия в Индии//Там же. С. 94- 116. 3. Проблема "Восток и Запад" в истории философии и единство мирового историко- философского процесса ("Круглый стол", М., 1987)//Филос. науки. 1988. №7. 4. Рудой В.И., Островская Е.П. О специфике историко-философского подхода к изучению индийских классических религиозно- философских систем//Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М.,1987. С. 44-73. 5. Шохин В.К. Древнеиндийский рационализм как предмет историко-философской науки (проблемы периодизации древнеиндийской мысли)//Рационалистическая традиция и современность. Индия. М.,1988. С. 11-42. К темам 2-3 1. Шохин В.К. Некоторые аспекты формирования классической санкхьи (к вопросу об исторических связях санкхьи с буддизмом)//Древняя Индия. Язык. Культура. Текст. М.,1985. C. 172-194. 2. Он же. Рационализм классической санкхьи: история и типология//Рационалистическая традиция и современность. Индия. М.,1988. С. 166-201. К темам 4-5 1. Аннамбхата. Тарка-санграха. Тарка- дипика/Пер. с санскрита, введение, коммент. и историко-филос. исслед. Е.П.Островской. М.,1989. 2. Лысенко В.Г. "Философия природы" в Индии. Атомизм школы вайшешика. М.,1986. К темам 6-7 1. Исаева Н.В. Комментарий Шанкары на "Брахма- сутру" (Публикация Введения и 1 сутры)//Народы Азии и Африки. 1983. №4. 2. Она же. Адвайта и пурва-миманса. Комментарий Шанкары на 4-ю сутру Бадараяны//Народы Азии и Африки. 1985. №5. 3. Она же. Шанкара и древнеиндийская философия. М.,1991. Пименов А.В. Философия мимансы и древнеиндийская культура//Народы Азии и Африки. 1987. №4. 4. Он же. К проблеме формирования учения о праманах в ранней мимансе//Рационалистиеская традиция и современность. Индия. М.,1988. С.120-149. 5. Он же. Из истории полемики мимансы с буддийскими школами//Буддизм. История и культура. М.,1989. |